Цель — диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения, с помощью методики Т. Лири.
Оснащение: текст опросника', лист ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных данных.
Порядок выполнения работы
Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор (педагог) знакомит испытуемых (студентов) с инструкцией: «Перед Вами опросник, содержащий различные характери-стики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в листе ответов перечеркните крестом число, соответствующее порядковому номеру характеристики. Если "нет", то не делайте никаких пометок. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования». Затем он напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.
История создания методики
Одна из попыток создать системную батарею для диагностики межличностных отношений индивида принадлежит Т. Лири и его сотрудникам. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. На психограмме они представлены в виде замкнутого континуума, по периметру которого расположены характеристики стиля межличностного поведения. Полярно по отношению друг к другу расположены варианты негативно коррелирующих между собой типов. Соответственно типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов (всего 128).
Тест был задуман как инструмент клинической диагностики и проходил проверку на валидность путем сопоставления данных этой методики с результатами обследования Миннисотского многоаспектного личностного опросника (ММРI). Была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения и определенными клинически описанными состояниями, проявляющимися аналогично поведенческим характеристикам, что нашло свое отражение в соответствующих подъемах шкал профиля MMPI. Формирование методики Т. Лири происходило на базе использования контрастных, болезненно заостренных моделей межличностного стиля поведения, свойственных лицам с психическими отклонениями.
Первые публикации по применению метода интерперсональной диагностики и его адаптированного варианта диагностики межличностных отношений в СССР относятся к 1972 голу. Была проведена работа по изучению стиля межличностного взаимодействия в спортивных командах (Л. Н. Собчик, 1972, 1974), психотерапевтических группах при изучении динамики состояния больных с пограничными нервно-психическими расстройствами. Методика получила широкое применение в сфере изучения взаимоотношений между больным человеком и разными по стилю психотерапевтического воздействия врачами (Л. Н. Собчик, 1982; Л. И. Вассерман, В. В. Бочаров, В. А. Ташлыков, 1985). Работа по изучению проблемы межличностного взаимодействия в производственных и иных малых группах проводилась поданной методике на промышленных предприятиях, в студенческих коллективах, в группах по изучению иностранных языков (Л. Н. Собчик, 1985; М. С. Малешина, 1986. и др.).
Л. Н. Собчик, предлагая модифицированный вариант данной методики, рассмотривает феноменологию метода в контексте иной концепции, с позиции индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о роли врожденных индивидных свойств, через призму которых преломляется усваиваемый социальный опыт в процессе формирования личности, и исходя из понимания личности как единства биологических и социальных факторов, Л. Н. Собчик предлагает к рассмотрению приведенную ниже типологию устойчивых личностныхсвойств, в основе которой лежит теория ведущих тенденций поведения.
Краткая характеристика методики
Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя свое актуальное «Я». Это образ собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер.
Результаты всех измерений переводятся в так называемую психограмму-круг, состоящий из 8 психологических тенденции (октант), которые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Октанты заключают в себе качества, соответствующие 8 психологическим тенденциям. Метод диагностики межличностных отношений представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Автор данной методики является последователем идей Г. С. Салливена. Теоретический подход Г. С. Салливена к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых происходит его персонификация, т. е. формируется личность. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символической идентификацией.
Возможности методики
Методика полифункционалъна, она при незначительных изменениях в инструкции применяется для исследования представлений субъекта о себе и о других, точности межличностного восприятия, оценки социального поведения личности, взаимоотношений в малой группе, самооценки, «идеала Я», стиля руководства и др. Методика позволяет производить как количественную, так и качественную интерпретацию полученных данных, сравнивать результаты разных испытуемых. Данные методики позволяют по-новому подойти к проблеме самооценки, критичности и самоконтроля личности, а также значительно обогащают социально-психологическое исследование малых групп. Методика может применяться при изучении проблем не только лиц с пограничными психическими расстройствами, но и на контингенте нормы при изучении социально-психологической структуры учебных, спортивных и производственных групп, а также в процессе решения сложных вопросов кадрового отбора, расстановки кадров.
Мотивирование испытуемых
Осуществив диагностику межличностных отношений посредством методики Т. Лири, вы сможете расширить знания о самом себе, так как после обработки экспериментальных данных получите информацию о результатах (собственных индивидуальных качествах, влияющих на межличностные отношения) и небольшой комментарий. Вы приобретете навык работы с методикой, а проведя диагностику группы, сможете понять, каким образом сложилась ваша группа и какие личности ее сформировали.
Инструктирование испытуемых
Перед началом исследования нужно дать испытуемым примерно следующую инструкцию:
«Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования».
Текст опросника
1. Умеет нравиться.
2. Производит впечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5. Обладает чувством достоинства.
6. Независимый..
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется.
20. Покладистый.
21. Благодарный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
26. Стремится ужиться с другими.
27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется у других уважением.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен и напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Соперничающий.
41. Стойкий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значительности.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлоблен.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды.
81. Склонный к самобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится помочь каждому.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищение от каждого.
99. Распоряжается другими.
100.Деспотичный.
101.Относится к окружающим с чувством превосходства.
102.Тщеславный.
103.Эгоистичный.
104.Холодный, черствый.
105.Язвительный, насмешливый.
106.Злой, жестокий.
107.Часто гневлив.
108.Бесчувственный, равнодушный.
109.Злопамятный.
110.Проникнут духом противоречия.
111.Упрямый.
112.Недоверчивый и подозрительный.
113.Робкий.
114.Стыдливый.
115.Услужливый.
116.Мягкотелый.
117.Почти никому не возражает.
118.Навязчивый.
119.Любит, чтобы его опекали.
120.Чрезмерно доверчив.
121.Стремится снискать расположение каждого.
122.Со всеми соглашается.
123.Всегда со всеми дружелюбен.
124.Всех любит.
125.Слишком снисходителен к окружающим.
126.Старается утешить каждого.
127.Заботится о других в ущерб себе.
128.Портит людей чрезмерной добротой.
Обработка результатов
Шаг 1. Подсчитайте баллы в каждой из ячеек, используя для этого ключ. В ключе представлено 8 ячеек, соответствующих 8 типам межличностных отношений. Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейке отмечается в листе ответов рабочей тетради.
К/1ЮЧ к опроснику | ||||
1. Властный — лидирующий | ||||
II. Независимый — доминирующий | ||||
III. Прямолинейный — агрессивный | ||||
01? | ||||
IV. Недоверчивый — скептический | ||||
V. Покорный — застенчивый | ||||
VI. Зависимый — послушный | ||||
VII. Сотрудничающий — конвенциальный | ||||
VII. Ответственный - Великодушный | ||||
Шаг 2. Для наглядности полученных данных в рабочей тетради постройте круговую психодиаграмму
Количественные показатели по каждому из октантов (от 0 до 16) откладываются на соответствующей номеру октанта оси (см. рис), каждая из которых размечена дугами; расстояние между ними кратно четырем: 0. 4, 8, 12, 16. На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дута. Внутренняя часть октанта, отделенная дугой, заштриховывается. После того, как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие «веера».
Шаг 3. Интерпретация результатов.
Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14—16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0—3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные являются сомнительными, недостоверными: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.
Первые четыре типа межличностных отношений I. II, Ш и IV характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки.зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта — V, VI, VII, VIII представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.
I. Властный — лидирующий. При умеренно выраженных
баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. При высоких показателях — нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей (до 12), дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12).
II. Независимый — доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях, б пределах
8 баллов; до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе
(при высоких баллах, 12—16).
III. Прямолинейный — агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы).
IV. Недоверчивый — скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайнюю степень обидчивости и недоверчивости в отношении к окружающим с выраженной
склонностью к критицизму, недовольству окружающими и подозрительностью (при высоких баллах, 12—16).
V. Покорный — застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение.
VI. Зависимый послушный. При умеренных баллах потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.
VII. Сотрудничающий — конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность данного стиля межличностного отношения проявляется в компромиссном поведении, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
VIII. Ответственный — великодушный. Проявляется в выраженной готовности помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
Интерпретация данных диагностики межличностных отношений в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени — на абсолютные величины.
Доминирование
VIII
VI |
III |
.
Подчинение
Рис. Психограмма-круг показателей выраженности типа межличностных отношений:
I (0-8 баллов) - хороший руководитель, советчик, наставник и организатор;
I (9—16 баллов) — властный — лидирующий (догматизм и деспотичность, нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей).
II (0—8 баллов) — уверенный, независимый, соперничающий;
II (9—16 баллов) - независимо-доминирующий (самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим);
III (0—8 баллов) — искренность, непосредственность, настойчивость в достижении цели;
III (9-16 баллов) - прямолинейно-агрессивный (чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость);
IV (0—8 баллов) — реалистическая база суждений, скептицизм и нонкон-формность;
IV (9—16 баллов) - недоверчивый - скептический (обидчивость, недоверчивость, склонность к критицизму недовольство окружающими, по дозрительный);
V (0—8 баллов) — скромность, застенчивость, легко выполняет чужие обязанности;
V (9—16 баллов) — покорно-застенчивый (полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение);
VI (0—8 баллов) — потребность в помощи и доверии со стороны окружающих;
VI (9—16 баллов) — зависимый — послушный (сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих);
VII(0—8 баллов) — стремление к сотрудничеству с группой, дружелюбие;
VII(9—16 баллов) — сотрудничающий — конвенциальный (компромиссное поведение, несдержанность в излиянии своего дружелюбия);
VIII(0—8 баллов) — выраженная готовность помогать и сочувствовать окружающим;
VIII(9—16 баллов) - ответственно-великодушный (гаперсоциальные установки, альтруизм, мягкосердечность, сверхобязатёльность).