Класс (база) русский язык.




Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

(1)Я – кинооператор. (2)Приехал в Чернобыль после катастрофы на АЭС, в мае. (3)Что снимать – непонятно. (4)Нигде ничего не взрывается... (5)Ты – уже здесь. (6)И ты понимаешь – Чернобыль... (7)Но стелется дорога... (8)Бежит ручей, просто бежит ручей. (9)Вода журчит... (10)Бабочки летают... (11)А это случилось... (12)Солнце... (13)Ласточки бьются под крышей... (14)А это случилось…
(15)И я начал снимать цветущую яблоню…
16)А потом был как-то случай. (17)Заходим с солдатами в хату. (18)Живёт одна бабка.
– (19)Ну, бабка, поедем.
– (20)Поедем, детки.
– (21)Тогда собирайся, бабка.
(22)И вот эта бабка выходит: у неё на руках – икона, котик и узелок. (23)Это всё, что она берёт с собой.
– (24)Бабка, кота нельзя. (25)Не положено. (26)У него шёрстка радиоактивная, – говорят солдаты.
– (27)Нет, детки, без котика не поеду. (28)Как я его оставлю? (29)Это – моя семья.
(30)Вот с этой бабки с котиком и с той цветущей яблони всё началось.
(31)Однажды показал свои чернобыльские сюжеты детям. (32)Меня упрекали: зачем? (33)Нельзя. (34)Не надо. (35)Надеялся, что придёт пять-десять человек, – набился полный зал. (36)Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память. (37)Мальчик, запинаясь и краснея, видно, из тихих, неразговорчивых, спросил: «А почему было нельзя помочь животным, которые там остались? (38)Ну почему? (39)Скажите почему?» (40)И я не смог ему ответить...
(41)Мне рассказывали, что в первые месяцы после аварии, когда обсуждалась идея переселения людей, предполагалось вместе с людьми переселить и животных. (42)Но как? (43)Как переселить всех? (44)Может быть, как-то ещё можно перегнать тех, кто на земле; а тех, кто в земле, – жучков, червячков? (45)А тех, кто наверху? (46)В небе? (47)Как эвакуировать воробья или голубя? (48)Как поступить с ними?
(49)Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого. (50)Только человека! (51)Мы редко спускаемся к ним: животным, растениям... (52)В другой мир... (53)Мир, в котором человек может всё уничтожить – ведь даже не всякий, как та бабка, спасаясь, готов забрать своего кота, чего уж говорить обо всех зверях... (54)Теперь это всё уже не фантазия. (55)И теперь я снимаю только природу – зверей.
(56)Хочу снять фильм – «Заложники», о животных. (57)Действие происходит на далёкой планете. (58)Космонавт в скафандре. (59)Слышит через наушники шум. (60)Видит, что на него надвигается что-то огромное. (61)Динозавр?! (62)Ещё не понимая, кто это, он стреляет. (63)Через мгновение – снова что-то к нему приближается. (64)Он и его уничтожает. (65)Ещё через миг – стадо. (66)И он устраивает бойню. (67)А оказывается, начался пожар, и животные спасались, бежали по тропе, на которой стоял космонавт. (68)Человек! (69)Современная притча…
(70)Со мной там, в Чернобыле, произошла необычная вещь. (71)Я другими глазами начал смотреть на животных. (72)На деревья. (73)На птиц. (74)Езжу в зону все эти годы... (75)Из брошенного, разорённого человеческого дома выскакивает дикий кабан. (76)Выходит лосиха... (77)Вот это я снял. (78)Это ищу. (79)Хочу увидеть всё глазами зверя...
«(80)О чём ты снимаешь? – говорят мне. – (81)Посмотри вокруг! (82)В Чечне – война». (83)А Святой Франциск проповедовал птицам, с птицами говорил, как с равными. (84)А если это птицы говорили с ним на птичьем языке, а не он снизошёл до них? (85)И ещё помните, – из Достоевского... (86)Как человек хлестал лошадь по кротким глазам. (87)Безумный человек! (88)Не по крупу, а по кротким глазам…

(по С.А. Алексиевич*)

* Светлана Александровна Алексиевич (род. в 1948 г.) – советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года, автор книг в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд».

___________________________________________________________________________________

(Барсукова А.В.) Итоговая контрольная работа 11класс.

Вариант № 1

1. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень фа­ми­лий вид­ных го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, за­ни­ма­ли вы­со­кие посты в со­вет­ский пе­ри­од. Най­ди­те и за­пи­ши­те цифры го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей, не от­но­ся­щие­ся к со­вет­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Ко­сы­гин, 2) Сто­лы­пин, 3) Ан­дро­пов, 4) Витте, 5) Ка­ли­нин, 6) Мо­ло­тов.

2. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям, про­ис­хо­див­шим в пе­ри­од 1953−1964 гг.

1) Вар­шав­ский до­го­вор

2) «Праж­ская весна»

3) Ка­риб­ский кри­зис

4) де­ста­ли­ни­за­ция

5) «от­те­пель»

6) ввод со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

3. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний от­но­сят­ся к новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке (1921–1929 гг.)? За­пи­ши­те в ответ со­от­вет­ству­ю­щие цифры.

1) утвер­жде­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю

2) вве­де­ние хоз­рас­че­та на го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­ти­ях

3) де­на­ци­о­на­ли­за­ция тяжёлой про­мыш­лен­но­сти

4) по­яв­ле­ние кре­дит­но-бан­ков­ской си­сте­мы и бирж

5) от­ме­на го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии внеш­ней тор­гов­ли

6) вве­де­ние кон­цес­сий

4. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

А) Обо­ро­на Брест­ской кре­по­сти в ____________ г. по­ка­за­ла один из при­ме­ров стой­ко­сти со­вет­ских сол­дат и ко­ман­ди­ров.

Б) Во время на­ступ­ле­ния на Моск­ву фа­шист­ским вой­скам не уда­лось взять г. ____________.

В) Одним из ру­ко­во­ди­те­лей мо­ло­деж­ной под­поль­ной ор­га­ни­за­ции «Мо­ло­дая гвар­дия» был ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) В. Тре­тья­ке­вич

2) 1941 г.

3) 1942 г.

4) Ка­ли­нин

5) Н. Куз­не­цов

6) Тула. Ответ запишите в виде последовательности цифр

5. Какие три из на­зван­ных по­ло­же­ний ха­рак­те­ри­зу­ют ста­лин­скую по­ли­ти­ку после войны? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) борь­ба с кос­мо­по­ли­тиз­мом

2) ослаб­ле­ние на­жи­ма на де­рев­ню, сни­же­ние на­ло­гов с кол­хо­зов

3) ан­ти­се­мит­ская кам­па­ния, огра­ни­че­ние воз­мож­но­стей для твор­че­ской и ка­рьер­ной са­мо­ре­а­ли­за­ции ев­ре­ев

4) про­ве­де­ние ре­прес­сий среди мест­ных пар­тий­ных де­я­те­лей и эко­но­ми­стов

5) по­ощ­ре­ние раз­ви­тия са­мо­сто­я­тель­но­сти на­ци­о­наль­ных об­ра­зо­ва­ний в со­ста­ве СССР

6) по­ли­ти­ка от­ка­за от ро­та­ции (по­сто­ян­ной смены) пар­тий­ных и го­су­дар­ствен­ных кад­ров

6. Какие три из на­зван­ных ис­то­ри­че­ских со­бы­тий от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду «от­те­пе­ли»?

За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны со­бы­тия, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти без про­бе­лов.

1) стро­и­тель­ство пер­вой атом­ной элек­тро­стан­ции

2) ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС

3) от­кры­тие Ин­сти­ту­та ядер­ных ис­сле­до­ва­ний

4) со­зда­ние атом­ных авиа­ци­он­ных дви­га­те­лей

5) со­зда­ние пер­во­го атом­но­го ле­до­ко­ла «Ленин»

6) со­зда­ние атом­ных под­вод­ных лодок

7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний от­но­сят­ся к по­ли­ти­ке «пе­ре­строй­ки»? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) за­ме­на прод­развёрстки прод­на­ло­гом

2) уси­ле­ние роли Со­ве­тов в управ­ле­нии го­су­дар­ством

3) борь­ба с «кос­мо­по­ли­тиз­мом»

4) отказ от по­ли­ти­ки «хо­лод­ной войны»

5) при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са

6) вве­де­ние мно­го­пар­тий­но­сти

 

 

8. Про­чти­те от­ры­вок из до­ку­мен­та и ука­жи­те его ав­то­ра.

«Вы­сту­пая перед вами в по­след­ний раз в ка­че­стве Пре­зи­ден­та СССР, счи­таю нуж­ным вы­ска­зать свою оцен­ку прой­ден­но­го с 1985 года пути. Тем более что на этот счет не­ма­ло про­ти­во­ре­чи­вых, по­верх­ност­ных и не­объ­ек­тив­ных суж­де­ний. Судь­ба так рас­по­ря­ди­лась, что, когда я ока­зал­ся во главе го­су­дар­ства, уже было ясно, что со стра­ной не­лад­но... Я по­ни­мал, что на­чи­нать ре­фор­мы та­ко­го мас­шта­ба и в таком об­ще­стве, как наше, – труд­ней­шее и даже рис­ко­ван­ное дело. Но и се­год­ня я убеж­ден в ис­то­ри­че­ской право­те де­мо­кра­ти­че­ских ре­форм, ко­то­рые на­ча­ты вес­ной 1985 года. Про­цесс об­нов­ле­ния стра­ны и ко­рен­ных пе­ре­мен в ми­ро­вом со­об­ще­стве ока­зал­ся куда более слож­ным, чем можно было пред­по­ло­жить. Од­на­ко то, что сде­ла­но, долж­но быть оце­не­но по до­сто­ин­ству. Об­ще­ство по­лу­чи­ло сво­бо­ду, рас­кре­по­сти­лось по­ли­ти­че­ски и ду­хов­но. И это – самое глав­ное за­во­е­ва­ние, ко­то­рое мы до конца еще не осо­зна­ли, а по­то­му что еще не на­учи­лись поль­зо­вать­ся сво­бо­дой.».

9. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те год со­бы­тия, о ко­то­ром идет речь.

«12 ап­ре­ля, услы­шав ра­дост­ную но­вость о по­ле­те..., стар­ший ма­ши­нист Ми­ха­ил Шм­ар­гу­нов, по­мощ­ник ма­ши­ни­ста Сер­гей Во­ро­бьев и ко­че­гар Юрий Цвет­ков ре­ши­ли по­свя­тить этому со­бы­тию тя­же­ло­вес­ный рейс. Бри­га­да в тот день про­ве­ла поезд, пре­вы­ша­ю­щий норму на 400 тонн, с опе­ре­же­ни­ем гра­фи­ка…в ре­дак­цию "Крас­но­го Се­ве­ра" в 10.30 по­зво­нил сле­сарь Сер­гей Кур­ков. – Вос­хи­щен до­сти­же­ни­я­ми нашей науки! Сей­час горы свер­нуть хо­чет­ся!...Сти­хий­ный ми­тинг воз­ник и на сту­пень­ках у глав­но­го зда­ния су­до­ре­монт­но­го за­во­да. - Те­перь мы с уде­ся­те­рен­ны­ми си­ла­ми пе­ре­вы­пол­ним за­да­ния!- ре­ши­ли ра­бо­чие. - Будем и мы бо­роть­ся за осво­е­ние на­ше­го "реч­но­го кос­мо­са"!»

10. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

По­ня­тие Дата Ру­ко­во­ди­тель стра­ны
__________(А) 1921 г. __________(Б)
__________(В) __________(Г) Н. С. Хрущёв
Про­грам­ма мира 1971 г. __________(Д)
Ближ­нее за­ру­бе­жье __________(Е) Б. Н. Ель­цин

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) во­ен­ный ком­му­низм 2) И. В. Ста­лин

3) сов­нар­хоз 4) 1985 г.

5) Л. И. Бреж­нев 6) 1992 г.

7) 1957 г. 8) В. И. Ленин

9) нэп. Ответ запишите в виде последовательности цифр

 

Вариант № 2

1. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­ви­не XX в. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­ми­ны, от­но­ся­щие­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1) Уско­ре­ние, 2) глас­ность, 3) рас­ку­ла­чи­ва­ние, 4) кол­лек­ти­ви­за­ция, 5) пе­ри­од раз­ряд­ки, 6) де­фолт.

2. Ниже при­ведён пе­ре­чень на­зва­ний пар­тий и об­ще­ствен­ных те­че­ний XIX — на­ча­ла XX в. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­си­лись к со­ци­а­ли­сти­че­ско­му на­прав­ле­нию об­ще­ствен­ной мысли.

1) на­род­ни­ки 2) ок­тяб­ри­сты

3) эсеры 4) ка­де­ты

5) анар­хи­сты 6) боль­ше­ви­ки

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра на­зва­ний пар­тии (об­ще­ствен­но­го дви­же­ния), пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых (ко­то­ро­го) не от­но­си­лись к со­ци­а­ли­сти­че­ско­му на­прав­ле­нию об­ще­ствен­ной мысли.

3. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных яв­ле­ний от­но­сят­ся к «во­ен­но­му ком­му­низ­му»? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) арен­да мел­ких и сред­них пред­при­я­тий

2) прод­развёрстка

3) все­об­щая тру­до­вая по­вин­ность

4) кон­цес­сии ино­стран­ным пред­при­ни­ма­те­лям

5) бес­плат­ные ком­му­наль­ные услу­ги

6) ши­ро­кое ко­опе­ра­тив­ное дви­же­ние

4. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний ха­рак­те­ри­зу­ют по­ли­ти­че­ский режим 1930-х гг.? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) по­ли­ти­ка глас­но­сти

2) мно­го­пар­тий­ность

3) сра­щи­ва­ние пар­тий­но­го и го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­тов

4) со­сре­до­то­че­ние вла­сти в руках пар­тий­но­го вождя

5) за­прет на со­зда­ние внут­ри­пар­тий­ных групп и плат­форм

6) аль­тер­на­тив­ные вы­бо­ры

5. За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

А) Лет­чик-герой, три­жды герой Со­вет­ско­го Союза, сбив­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство са­мо­ле­тов про­тив­ни­ка, в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны ____________.

Б) Ва­си­лий Чуй­ков про­сла­вил­ся при обо­ро­не г. ____________.

В) Вар­ша­ва была осво­бож­де­на в ____________ г.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1944 г. 2) А. Ма­ре­сьев 3) 1945 г. 4) Москва

5) И. Ко­же­дуб 6) Ста­лин­град.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: