Роль речевой функции в психическом развитии ребенка




Введение

ребенок речевой психический

Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности - способности к осуществлению речевой деятельности.

Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляет основной предмет профессиональной деятельности логопеда. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи.

Одним из важнейших принципов логопедической работы, сформулированных Р.Е. Левиной, является онтогенетический принцип - принцип опоры на развитие речи в онтогенезе.

Особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями - психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует, прежде всего, назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, P.M. Боскис и др. В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до семи-девяти лет (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович).

Цель настоящей работы: изучение этапов формирования речевой деятельности в онтогенезе.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

определить роль речевой функции в психическом развитии ребенка;

охарактеризовать основные этапы нормального речевого развития ребенка.


Роль речевой функции в психическом развитии ребенка

 

Онтогенез - процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. В узком значении онтогенез понимается как период интенсивного психического развития ребенка.

Развитие детской речи также подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми, и особенно при исправлении их «речевых ошибок». Известно, что дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, что одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие - намного позже. Естественная последовательность усвоения языковых элементов направляется разными факторами. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем быстрее и легче оно запоминается детьми.

Появлению дара слова предшествуют формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания, памяти, накопление пассивного словарного запаса. На ранних этапах развития речи огромное значение имеет появление у ребенка желания подражать словам. Кроме механизма подражания, имитации или воспроизведения детьми слов окружающих имеет место действие скрытой, необычайно сложной системы функциональных нервных связей, обеспечивающих осуществление речи.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

отстает психическое развитие ребенка;

замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом онтогенезе и в случаях его дизонтогенеза (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина), а также их сопоставление с принятой в лингвистике периодизацией развития речи детей.

 

Таблица 1 - Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе

Периодизация речевого развития Нормальный речевой онтогенез Речевой дизонтогенез
  С.Н. Цейтлин А.Н. Гвоздев Р.Е. Левина
I. Доречевой этап Дословесный этап (до первых слов, самостоя-тельно продуцируемых ребенком) Регулярные наблю-дения начались после одного года Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный несистема-тизированный характер
II. Этап первичного освоения языка Этап однословесных высказываний (до первых двухкомпонен-тных высказываний) Однословное предложение. 1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев I. Первый уровень рече-вого развития (аномаль-ного): отмечается отсутствие обще употре-бляемых средств общения в 5-6 лет
  Этап начальных двух-компонентных высказываний (до первых трехкомпонен-тных) Предложение из двух слов корней. 1 год 8 месяцев II. Второй уровень речевого развития: начатки фразовой речи
III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка Этап элементарных сложных предложений. Период раннего рече-вого развития закончен: 3 года Усвоение грамма-тической структуры предложения 1 год 10 месяцев - 3 года. Звуковая сторона речи усвоена III. Третий уровень речевого развития: обиходная фразовая речь с проблемами лексико - грамматического и фонетического строя
IV. Этап усвоения морфологических фонетических норм и развития связной речи Переходный этап от знания системы языка к знанию нормы, детские инновации Усвоение ребенком морфологической системы языка. 3 года - 6 лет  

 

В следующей главе остановимся на основных этапах развития детской речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: