Занятие 1. Гармония сфер.
Идеи Пифагора, Платона, Аристотеля, Цицерона, Цензорина, Боэция. Гармония сфер в «Венецианском купце» Шекспира. Идеи Кеплера. «Гармония мира» Хиндемита (XX в).
Источники и литература:
Аристотель (2006) Метафизика. Пер. с греч. П. Д. Первова и В. Д. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы.
Аристотель (1981) О небе. Пер. А. В. Лебедева / Аристотель. Сочинения в 4 т. (Серия «Философское наследие»). Т. 3 М.: Мысль.
ван дер Варден (1969) Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции / Пер. с гол. И. Н. Веселовского. М. С. 127 – 135.
Гудимова С. А. (2009) Музыкально-эстетические воззрения эпохи Возрождения // Культурология. № 4 (51). С. 85 – 94.
Лебедев А. В. (1989) Фрагменты ранних древнегреческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука.
Платон (1986) Диалоги. Пер. С. Я. Шейман-Топштейн. М.: 1986
Поспелова Р. Л., Холопов Ю. Н. (2005) Философия гармонии Боэция // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 2. Ростов-на-Дону: РГК, 2005. СC. 38-66.
Цензорин (1986) Книга о дне рождения (к Квинту Церелию) // Вестник древней истории. № 2, 3.
Цицерон Марк Туллий (1994) Диалоги: О государстве; О законах. М.
Шекспир У. (1937) Венецианский купец. Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник // Шекспир В. Полное собрание сочинений в 8 т. / Под ред. А. А. Смирнова. М., Л.: Academia. Т. 2. С. 383–498.
Ямвлих (1998) Жизнь Пифагора / Под ред. В. Б. Черниговского. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М.: Алетейа Новый Акрополь.
_____________________________________________________________________________
Занятие 2. Античный хор и возникновение трагедии.
Рассказ об устройстве древнегреческого театра и роли хора в нём. Свидетельства Аристотеля, Горация. Лекция об античной трагедии Анненского. Рождение оперы из дискуссий об античном хоре. Идеи Ницше. Рассуждения Барта о том, как нужно играть античные спектакли. Античный хор в «Богемной рапсодии» группы Queen.
Источники и литература:
Анненский И. Ф. (2000) Античная трагедия (публичная лекция) // Драматические произведения: Меланиппа-философ. Царь Иксион. Лаодамия. Фамира-кифарэд / Сост., подг. текста и коммент. Г. Н. Шелогуровой. М.: "Лабиринт" С. 5 – 46.
Аристотель (1983) Поэтика / Пер. М. Л. Гаспарова. – Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль.
Барт Р. (2011) Как играть античность // Театр. № 3.
Гораций (1970). Оды. Эподы. Сатиры. Послания. / Вступ. ст. М. Гаспарова. М., Худож. лит.
Ницше Ф. (1990) Рождение трагедии из духа музыки / Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 1. М.: Мысль.
Поляков Е. Н., Иноземцева Т. О. (2014) Древнегреческий театр – история зарождения // Вестник ТГАСУ. № 1. С. 10 – 30.
Pirotta N., Nigel F. (1954) Temperaments and Tendencies in the Florentine Camerata // The Musical Quarterly. Vol. 40. № 2. PP. 169 – 189.
_____________________________________________________________________________
Занятие 3. Сила музыки.
Мифы, легенды, идеи философов разных эпох, где отражена мысль о влиянии музыки на человека и природу. Первая Книга Царств (игра на гуслях для защиты от злого духа). Миф об Орфее. Музыкальная терапия Пифагора. Идеи Боэция. Средневековая легенда о Гамельнском Крысолове. Музыка как средство излечения тарантизма. Репрезентация мифов о силе музыки в современных фильмах, мультфильмах и книгах.
Источники и литература:
1Цар 16:23
Боэций (1966) Наставление к музыке (отрывки) / Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М.: Музыка.
Гинзбург Л. (пер.) (1971) Крысолов из Гамельна / Волшебный рог мальчика. Из немецкой народной поэзии. М.: Детская литература.
Публий Овидий Назон (1983) Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. Пер. с лат. С. В. Шервинского. М.: Художественная литература.
Ямвлих (1998) Жизнь Пифагора / Под ред. В. Б. Черниговского. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М.: Алетейа Новый Акрополь.
Fletcher J. (1982) Athanasius Kircher and his “Musurgia universalis” (1650) // Musicology Australia. Vol. 7. № 1. PP. 73 – 83.
_____________________________________________________________________________
Занятие 4. Музыка и церковь: Pro aut contra Deus?
Музыка как средство восхваления Бога (в псалмах). Рассуждения Фомы Аквинского о том, нужны ли напевы в богослужении. Двойственное отношение к музыке в Средневековье. Теория музыки Лютера. Протестантские хоралы – структура, роль в праздновании Рождества. Музыка на службе церкви и политики католического монарха.
Источники и литература:
Пс. 150.
Аркан М. Ю. (2010) Археология средневековой музыки // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3, Общественные науки. № 4 (83). С. 96 – 106.
Григорий Нисский (1861) О надписании псалмов / Творения святого Григория Нисского. Ч. 2. М.: Тип. В. Готье.
Домбраускене Г. Н. (2008) Роль риторики и гомилетики в формировании метатекста протестантского хорала // Проблемы музыкальной науки. № 2. С. 166 – 170.
Фома Аквинский (1966) Должно ли включать напевы в богослужение? / Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М.: Музыка.
Loewe J. A. (2013) ‘Musica est Optimum’: Martin Luther’s Theory of Music // Music & Letters. Vol. 94. № 4. PP. 573 – 605.
Weaver A. H. (2006) Music in the Service of Counter-Reformation Politics: The Immaculate Conception at the Habsburg Court of Ferdinand III (1637 – 1657) // Music & Letters. Vol. 87. № 3. PP. 361 – 378.
_____________________________________________________________________________
Занятие 5. Музыка при дворе монарха.
Италия: важность музыки в образе идеального Придворного. Англия: музыка при дворе Генриха VIII. Франция: музыка при дворе Людовика XIV. Меблировочная музыка Сати как трансформация идеи.
Источники и литература:
Бальдассаре Кастильоне (2002) Придворный (пер. О. Ф. Кудрявцева) / Сочинения великих итальянцев XVI в. Серия «Библиотека ренессансной культуры» / Сост., вступит. статья, комментарии Л. М. Брагиной; Пер. с итал. СПб.: Алетейя. С. 181 – 247.
Березин В. (2012) Музыканты французского Королевского Дома // Старинная музыка. № 3 – 4. С. 6 – 18.
Roule N. (2011) Pastime with Good Company: Music in the Making of Magnificence at the Court of Henry VIII, 1509 – 47 // Journal of the Viola da Gamba Society of America. Vol. 46. P. 5 – 20.
_____________________________________________________________________________