по синтаксису сложного предложения




для студентов 3 курса

факультета филологии и журналистики

КЕМЕРОВО 2005

Составители: Л.Г. Ким, Н.С. Мелькина

 

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры русского языка

Зав. кафедрой ____________ Ростова А.Н.

 

Рекомендовано к изданию

методической комиссией

факультета филологии и журналистики

Председатель ____________ Рабенко Т.Г.

 

Учебно-методический комплекс «Синтаксис сложного предложения

современного русского языка» содержит рабочую программу курса, список литературы (основной и дополнительной), систему практических занятий (теоретические вопросы и практические задания), образцы анализа языкового материала, схемы и таблицы.

Данное пособие предназначено для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики и имеет целью способствовать усвоению теоретических сведений и выработке практических навыков синтаксического анализа сложного предложения.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по синтаксису сложного предложения

Осложнение формальной и семантической структуры предложения. Общая характеристика осложненного предложения. Признаки простого осложненного предложения. Принципы его строения. Дополнительная предикативность. Полупредикативность. Глагольная дополнительная предикативность. Свернутая предикативность. Отраженная (скрытая) предикативность.

Предложения, осложненные сочиненными рядами слов. Традиционное учение об однородных членах предложения. Тождество синтаксических позиций как основное условие однородности членов предложения.

Осложнение формальной и семантической структуры предложения полупредикативными конструкциями. Традиционное учение об обособленных членах предложения. Условия обособления членов предложения. Обособление согласованных, несогласованных определений, приложений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Вопрос об обособлении дополнений.

Предложения с субъективно-модальными значениями, выраженными разными способами. Традиционное учение о вводных и вставных конструкциях.

Обращение. Его место в структуре предложения. Грамматические, семантические, функциональные особенности обращения.

Сложное предложение как синтаксическая единица. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц. Сложное предложение и словосочетание. Сложное и простое предложение. Сложные предложения минимальной конструкции. Сложные предложения усложненного типа, образованные неоднократным применением одного вида связи или применением нескольких видов связи.

Синтаксическая связь в сложном предложении. Сложные предложения с неохарактеризованной (недифференцированной) связью (бессоюзные). Сложные предложения с охарактеризованной (дифференцированной) связью сочинения и подчинения. Виды сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении.

Средства связи предикативных частей сложного предложения. Вопрос о структурной схеме сложного предложения. Принципы классификации сложных предложений в синтаксической традиции и в современной науке.

Сложносочиненные предложения, их признаки. Основные типы сложносочиненных предложений: сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры; структурно-семантические разряды и семантические разновидности сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения, особенности их структурно-семантической организации. Классификация сложноподчиненных предложений в синтаксической традиции. Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений. Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения, их структурно-семантические разряды, семантические разновидности.

Бессоюзные сложные предложения, их место в синтаксической системе современного русского языка. Принципы классификации бессоюзных сложных предложений. Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений.

Сложное предложение в коммуникативном аспекте. Порядок частей в сложных предложениях, допускающих его варианты. Вопрос об актуальном членении сложного предложения.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь, структурные особенности предложений с прямой речью. Косвенная речь, структурные особенности предложений с косвенной речью. Несобственно-прямая речь.

Синтаксис текста. Вопрос о единицах текста. Организация текста в коммуникативном аспекте. Организация текста в конструктивном аспекте.

Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции и типы знаков препинания. Пунктуация и синтаксическая система русского языка. Стабильность и гибкость русской пунктуации. Тенденции в русской пунктуации.

 

Л и т е р а т у р а

 

О С Н О В Н А Я:

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация.- М.:Просвещение, 1981.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.- М.: Высшая школа, 1991.

3. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис.- М.: Наука, 1980.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2 / Под ред. Е.И.Дибровой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой.-М.:

Высшая школа, 1989.

 

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н А Я:

1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка.- М.: Высшая школа, 1990.

2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке.- М:Логос, 2001.

3. Ильенко С.Г. Сложное предложение в современном русском

языке.- Л.,1976.

4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении.-

М:Языки славянской культуры, 2001.

5.Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного

предложения. - М.: Высшая школа, 1990.

6. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М.:

Высшая школа, 1980.

7. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие.- М.: Наука,

1997.

8. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М.:

Просвещение, 1972.

9. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного

предложения. – Новосибирск, 1987. 10. Чупашева О.М. Русский язык: Трудности синтаксического

анализа.- М.:Русский язык Медиа, 2004.

11. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М.: Учпедгиз,

1941.

12. Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в

современном русском языке. – М.: Наука, 1986.

 

 

Задание №1

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ ОДНОРОДНЫМИ

ЧЛЕНАМИ

Теоретическая часть

1. Способы осложнения формальной и семантической структуры предложения.

2. Понимание однородности в синтаксисе. Определение однородных членов предложения.

3. Вопрос об однородности главных членов предложения.

4. Однородные второстепенные члены предложения, их структурное и семантическое своеобразие. Разграничение однородных и неоднородных согласованных определений.

5. Открытые и закрытые ряды однородных членов предложения. Синтаксические отношения, выражаемые соединительными, разделительными, противительными, градационными союзами.

6. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Вопрос о синтаксической роли обобщающих слов.

 

Литература

1. РГ-80, т. II, §§2066-2082

2. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. - С. 630-632.

3. Современный русский язык: Теория, Анализ языковых единиц,

ч. II/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. - С.379-389

4. Чернов В.И. О синтаксической однородности компонентов простого предложения// Русский язык в школе. – 1985. - №5. - С.86-90

Ответьте на вопросы:

1) Каковы аспекты однородности членов предложения?

2) Какова роль семантического фактора в формировании однородных членов предложения?

3) В чём суть содержания функционального аспекта однородных членов предложения?

5. Чуглов В.И. Обобщающие слова и однородные члены // Русский язык в школе.- 2003.- №6. – С. 83-87.

 

Практическая часть

Упражнение 1. Найдите в приведённых ниже предложениях однородные члены. Укажите, как они выражены – одинаковыми или разными словоформами, в каких синтаксических отношениях находятся 1) между собой, 2) со словом, от которого зависят, 3) с обобщающим словом. Какими средствами выражены эти отношения?

1. Изредка порывы ветра приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя (М.Г.). 2. Выпал первый снег, и чугунные ограды, спины понурых лошадей, дрова на баржах покрылись белым, пухловатым слоем (В. Наб.). 3. Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании (М.Б.). 4. Впереди и позади нас движутся другие пароходы (Н. Гум.). 5. Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге (Л.). 6. Вся природа: и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - всё горит точно багровым заревом (Гонч.). 7. Пиры, весёлые ночлеги и наши буйные набеги – могила брата всё взяла (П.). 8. Не то мысли, не то восклицания, не то мечты бродили в его [Оленина] голове (Л.Т.). 9. Философские системы бывают не только верные или неверные, но интересные, богатые и неинтересные, бедные, скучные (Д. Лих.). 10. Ночные бабочки вились, бились по столу и в стаканах, то влетали в огонь, то исчезали в чёрном воздухе (Л.Т.).

Упражнение 2. В приведённых ниже предложениях расставьте знаки препинания. Найдите в них однородные и неоднородные определения; аргументируйте их принадлежность к той или другой группе.

1. Но весёлый серебряный и звонкий этот день не радовал был не нужен (М.Г.). 2. Калиныч был человек самого весёлого самого кроткого нрава беспрестанно попевал вполголоса (Т.). 3. Голос мальчика звонко разносился в неподвижном чуть дремлющем воздухе (Т.). 4. Её (матери) большое стройное тело тёмное железное лицо вспоминаются мне как бы сквозь туман (М.Г.). 5. Начинается какая-то настоящая необыкновенная живая творческая тишина (Пришв.). 6. Началась и потекла со страшной быстротой густая пёстрая невыразимо страшная жизнь (М.Г.). 7. Золотой осенний лист плывёт по воде (М.Г.). 8. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков золотисто-серых с нежными белыми краями (Т.). 9. В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода (Ч.). 10. Около белого недавно оштукатуренного двухэтажного дома кучер сдержал лошадь и стал поворачивать вправо (Ч.).

Упражнение 3. Найдите однородные члены предложения, укажите синтаксические признаки их однородности.

1. Баржа серая и похожа на мокрицу (М.Г.). 2. Фанзочка была старенькая, с крышей из тростников (Пришв.). 3. Черёмуховые кусты за вязом были в полном цвету и ещё не осыпались (Л.Т.). 4. Утро белое, пушистое и радостно светлеет (Пришв.). 5. Она (Липина) была вдова, бездетна, и довольно богата, жила вместе со своим братом (Т.). 6. Лукерья говорила очень тихо и слабо, но без остановки (Т.). 7. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый (Т.). 8. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый не изменяется во весь день и кругом одинаков (Т.). 9.Зима была вялая, без морозов, с мокрым снегом (Ч.). 10. Городок был маленький, хуже деревни (Ч.).

 

Задание №2

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ

ПОЛУПРЕДИКАТИВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

(ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ)

 

Теоретическая часть

1. Понятие об обособлении. Место предложений, осложнённых обособленными членами, в системе простого предложения.

2. Полупредикативные отношения, возникающие при обособлении. Соотношение предикативных, полупредикативных и непредикативных (атрибутивных) отношений в рамках предложения.

3. Предложения с полупредикативными обособленными членами. Причина, цель, условия обособления определений (согласованных, несогласованных, приложений), обстоятельств.

4. Какие второстепенные члены предложения обособляются чаще? Почему?

 

Литература

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1956. – С.366-387

2. РГ-80, т. II, §§ 2100 – 2117.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2./ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.390- 403

4. Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения – М.: Высшая школа, 1990. - С. 11-29.

 

 

Практическая часть

Упражнение 1. Найдите обособленные члены предложения. Каким коммуникативным заданием обусловлено смысловое и интонационное выделение второстепенных членов? Сформулируйте собственно синтаксические условия обособления.

1. Дед стоял, прижавшись спиной к печи, и смотрел в окно прищурясь (М.Г.). 2. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише (П.). 3. Александра Павловна дошла до деревеньки, остановилась у крайней избушки, весьма ветхой и низкой, и, подозвав своего казачка, велела ему войти в неё и спросить о здоровье хозяйки (Т.). 4. У неё (Вари) была какая-то страсть – ловить всех на слове, уличать в противоречии, придираться к фразе (Ч.). 5. Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой (Тютч.). 6. Закинув ружьё за плечи, быстро идёте вы, несмотря на усталость (Т.).

 

Упражнение 2. Определите синтаксическую функцию прилагательных и причастий (именная часть сказуемого, определение – обособленное или необособленное). Сформулируйте условия обособления определений.

1. Огорчённый неудачей, я лёг на узлы, заплакал тихонько и уснул (М.Г.) 2. Над водой, припекаемый солнцем, выкинул орешник золотые серёжки (Пришв.). 3. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался снова размышлениям (П.). 4. День прошёл, тёплый и светлый (Пришв.). 5. И вдруг из бурьяна вышла серенькая кошка, худая, тощая (Г.). 6. Томимая весь день душевною борьбой, от взоров и речей враждебных ты устала (Тютч.). 7. За обедом обыкновенно шёл разговор о предметах, самых близких к обеду (Г.). 8. Это была большая, очень красиво убранная комната, с длинным столом, ещё менее похожая на трактир (Гонч.). 9. Они бросились за ним очарованные (М.Г.). 10. Небо стояло над ним пепельное, недосягаемо высокое, среднее, чужое, как абстракция (Зайц.).

 

Упражнение 3. Проанализируйте значение и семантико-синтаксические условия обособления обстоятельств: а) морфологическое выражение; б) степень распространённости; в) место по отношению к слову, к которому они относятся.

1. Прекрасное мгновенье можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками (Пришв.). 2. Несмотря на возражения моего рассудка, дерзкая мысль сделаться писателем поминутно приходила мне в голову (П.). 3. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор (Т.). 4. Шумя, тростник над берегом трепещет (А.Т.). 5. Туман часто подымался, открывая мокрые камышовые крыши, частью превращался в росу, увлажняя дорогу и траву около заборов (Л.Т.). 6. Ввиду приближения зимнего времени, довольствие лошадей сделалось весьма затруднительным (Арс.). 7. Князь Шеин, несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть, и благодаря ему, едва сводил концы с концами (Купр.). 8. Человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара (Л.).

 

Упражнение 4. Определите причину, цель и условия обособления второстепенных членов предложения.

1. Примостившись на узлах и сундуках, я смотрю в окно, выпуклое и круглое, точно глаз коня (М.Г.). 2. Угрюм и одинок, грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах (Л.). 3. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей (Т.). 4. Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов (Бун.). 5. Несмотря на позднее время, в столовой прислуга, мужская и женская, пила чай (Ч.). 6. А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск (Бл.). 7. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски (Л.Т.). 8. В комнате, убранной низкими диванами и ветхими коврами, сидела старуха, мать хозяина (П.).

 

 

Задание №3

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ УТОЧНЯЮЩИМИ

ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

 

Теоретическая часть

1. Содержание семантико-синтаксической категории «уточнение». Какие члены предложения могут быть уточняющими?

2. Семантические и грамматические условия обособления уточняющих членов предложения. Вопрос об обособлении дополнений.

3. Чем отличаются обособленные уточняющие конструкции от собственно обособленных (полупредикативных) членов предложения?

4. Как решается вопрос об обособлении членов предложения в АГ-70 и РГ-80?

 

Литература

1. Основина Г.А. Разграничение приложений и уточняющих членов предложения// Русский язык в школе. – 1986. - №3.

2. РГ –80, т. II, §§ 2118-2124

3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2./ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.404-406

4. Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. – М.: Высшая школа, 1990. – С.112-116.

5. Чуглов В.И. Образования с выделяющими обособленными членами предложения // Русский язык в школе. – 2000. - № 2. – С.88-92.

 

 

Практическая часть

Упражнение 1. Проанализируйте значение обособленных уточняющих и поясняющих членов предложения. Сравните пояснительные синтаксические отношения с полупредикативными.

1. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря (Т.). 2. Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями (П.). 3. В траве, около высоких муравейников, под лёгкой тенью вырезанных красивых листьев папоротника, цвели фиалки и ландыши (Т.). 4. Коршун набрал высоту, махая крыльями, и, набрав, стал парить и царствовать там, в синеве высоты (Пришв.). 5. Дима тоже давал уроки, или, как говорили тогда, был репетитором (Пауст.). 6. Мерин был большого роста – не менее двух аршин трёх вершков (Л.Т.). 7. Сейчас, в зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих увлечениях (Пауст.). 8. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу (Дост.). 9. На другой день, в воскресенье, в одиннадцать часов, Лаптев уже ехал с женой по Пятницкой (Ч.). 10. Наверху, на втором этаже, с кем-то спорила Варя (Ч.).

 

Упражнение 2. Сформулируйте условия обособления второстепенных членов предложения с предлогами вместо, за исключением, кроме, помимо, наряду и др.

1. Все, кроме деда, высыпали из кухни (М.Г.). 2. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками (Г.). 3. Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба (П.). 4. Всё лето, исключая, конечно, непогожие дни, я прожил в саду (М.Г.). 5. Кроме хозяина, в магазине торговал мой брат и старший приказчик (М.Г.). 6. Адъютант поздоровался со всеми, исключая Гуськова, и подсел к нам (Л.Т.). 7. Юноша, вместо поклона, болтнулся всей фигурой, покраснел и опять окоченел на месте (Гонч.). 8. По праздникам, сверх всего, пекли пироги с капустой, морковью, с луком и яйцами (М.Г.). 9. За исключением этих немногих и незначительных недостатков, господин Полутыкин был отличный человек (Т.). 10. Юноша, вместо поклона, болтнулся всей фигурой, покраснел и окоченел на месте (Гонч.). 11. По праздникам, сверх всего, пекли пироги с капустой, морковью, с луком и яйцами (М.Г.). 12. Возвращаются все, кроме лучших друзей, кроме самых любимых и преданных женщин (Выс.).

 

 

Задание №4

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ ВВОДНЫМИ И

ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

Теоретическая часть

1. Понятие о вводных конструкциях как особом способе формирования и выражения субъективно-модальных значений.

2. Грамматические и семантические признаки вводных слов, словосочетаний, предложений.

3. Разряды вводных конструкций по значению.

4. Морфологическое выражение вводных конструкций.

5. Вопрос о вставных конструкциях, их отличия от вводных.

6. Как решается вопрос о грамматической связи и синтаксическом статусе вводных и вставных конструкций в современной научной литературе и школьной грамматике?

 

Литература

1. РГ-80, т. II, §§2190, 2220-2222.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2/ Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2002. – С. 407-418.

3. Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения.- М.: Высшая школа, 1990. – С. 156-164

 

Практическая часть

Упражнение 1. Найдите вводные конструкции и омонимичные им слова и сочетания слов, определите синтаксические функции последних.

1. Тебе всё бурей – мне всё кажется зефиром (Кр.). 2. Всё, казалось, занимало её (Г.). 3. Смолчала она, ушла, однако не успокоилась (Пауст.). 4. Обхождение с такими товарищами, однако ж, ничуть не уменьшило робости Ивана Фёдоровича (Г.). 5. «Помилуй, мне и от роду нет года», - Ягнёнок говорит (Кр.). 6. «Помилуй ты меня», - сказал он с удивленьем (Кр.). 7. Нигде, как на этих вечерах, не высказывался так очевидно и твёрдо градус политической температуры (Л.Т.). 8. Абогин шагал по гостиной, изящно встряхивая головой, и, очевидно, что-то замышлял (Ч.). 9. Жизнь в этих городах была действительно сонная, скопидомная и незаметная (Пауст.). 10. Говорят, что Ильину везёт. И действительно, всё у него получается удивительно вовремя и легко (Кав.).

 

Упражнение 2. Охарактеризуйте значение вводных слов, словосочетаний, предложений.

1. Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом (Т.). 2. За ночь, слава богу, выпал хороший снег (Пришв.). 3. Француженка, очевидно гувернантка, что-то строго сказала гимназистке по-французски (Пауст.). 3. Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать (Г.). 4. Он почти постоянно, если можно так выразиться, экзаменовал Малек-Аделя (Т.). 5. На взгляд человека трезвого, ничего таинственного в этом озерце не было и быть не могло (Пауст.). 6. И восклицания, и смех относились, несомненно, к моей особе (Купр.). 7. И старик, по обыкновению, стал хвастать (Ч.). 8. Но, во-первых, больная действительно находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я чувствовал к ней расположение (Т.). 9. Вот, знаете, странно… у меня такая простая фамилия, а никто её не запоминает… (М.Г.). 10. По словам Дмитрия Сергеевича, почти каждое растение содержит в себе или целебные, или смертоносные соки (Пауст.).

 

Упражнение 3. Проанализируйте роль вставных конструкций. Охарактеризуйте их структурно-семантические особенности и выразительные возможности.

1. Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту (Т.). 2. Наконец Кирила Петрович велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора (П.). 3. Овсянников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке (Т.). 4.Но напрасны были все льстивые слова: Степан Владимирыч не только не расчувствовался (Арина Петровна надеялась, что он ручку у ней поцелует) и не обнаружил раскаяния, но даже как будто ничего не слыхал (С.-Щ.). 5. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Митя вышел из дома и не спеша пошёл в сад (Б.). 6. Два детских голоса (Степан Аркадьич узнал голоса Гриши, меньшого мальчика, и Тани, старшей девочки) послышались за дверьми (Л.Т.). 7. После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время её), сев на своё кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа (Л.Т.). 8. Солдаты, их было трое, ели, не обращая внимания на Пьера (Л.Т.).

 

Задание №5

ТЕМА: ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЁННЫЕ ОБРАЩЕНИЕМ

 

Теоретическая часть

1. Обращение как способ осложнения формальной и семантической структуры предложения. Основные функции обращения.

2. Морфологическое выражение обращений.

3. Отличие обращений от членов предложения, выраженной формой именительного падежа имени существительного (подлежащего, приложения, сказуемого) и других, сходных с обращениями по форме синтаксических конструкций (номинативных, вокативных предложений, именительного представления).

4. Вопрос о грамматической связи обращений и их отношений к компонентам структуры предложения в современной синтаксической науке и школьной грамматике.

 

Литература

1. Мизин О.А. К морфологии обращения// Русский язык в школе, 1980. - №5.

2. Останин А.И. О соотносительности обращений и вопросительных предложений// Русский язык в школе. – 1990. - №2.

3. РГ-80, т. II, §§ 2059-2065

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.Ч.2./ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.419-421

5. Основина Г.А. Обращение и синонимичные ему конструкции // Русский язык в школе. – 1998.- № 2. – С. 74-79.

 

Практическая часть

Упражнение 1. Найдите обращения. Охарактеризуйте их структуру, место в предложении, морфологическое выражение, характер интонации. Найдите обращения, которые имеют ярко выраженный оценочный характер. Какими средствами (лексическими, морфологическими, синтаксическими) он создаётся?

1. Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный (Л.).

2. Милый, дальний и чужой,

Приходи, ты будешь другом (Цв.).

3. Под занавесом дождя

От глаз равнодушных кроясь,

- О завтра моё! – тебя

Выглядываю (Цв.).

4. Есть слова – их дыханье, что цвет,

Так же нежно и бело-тревожно,

Но меж них ни печальнее нет,

Ни нежнее тебя, НЕВОЗМОЖНО (Ин. Анн.).

5. Слава вам, идущие обедать миллионы!

И уже успевшие наесться тысячи! (Маяк.)

6. О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей

Соединённость и разобщённость близких душ! (Евт.)

7. Спящий в гробе, мирно спи,

Жизнью пользуйся, живущий (Жук.).

8. О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей!.. (Фет)

9. Голубчик! Дедушка!

Я вновь к тебе пишу… (Ес.)

10. О, небо, небо, ты мне будешь сниться! (Манд.)

 

Упражнение 2. Чем отличаются от обращения имеющиеся в тексте конструкции, сходные с обращением по форме?

1. Как грустно мне твоё явленье, весна, весна! пора любви! (П.) 2. Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! (Е.Бар.) 3. Весна! весна! о как она крепит, как жизненной нас учит верить силе (Фет). 4. Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! (П.) 5. Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! (Л.) 6. Друг мой, друг далёкий, вспомни обо мне (Фет). 7. Заклад! А где мне взять заклада… (П.) 8. Вот парадный подъезд (Н.) 9. Вот, друг, плоды моей небрежной музы! (Л.) 10. Над церковкой – голубые облака, крик вороний… (Цв.) 11. Но бедный, бедный мой Евгений… Увы! его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (П.). 12. – Вера! – вскрикнул я невольно (Л.).

 

 

Задание №6

ТЕМА: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ

ЕДИНИЦА

Теоретическая часть

1. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц.

2. Структурно-семантические и функциональные признаки сложного предложения (в сопоставлении с простым предложением и словосочетанием). Определение сложного предложения.

3. Как трактуются компоненты сложного предложения в зависимости от понимания его грамматической природы?

4. Как решается вопрос о структурной схеме и семантике сложного предложения?

5. Принципы классификации сложного предложения в синтаксической традиции и современной науке.

 

Литература

1. РГ-80, т. II, §§2753-2761

2. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – С.719-729, 738-740.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.Ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С. 478-485.

4. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного предложения. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 77-82.

5. Бабина Т.П. О соотношении сложных и простых предложений // Сложное предложение и диалогическая речь.- Тверь, 1990.- С. 18-25.

Практическая часть

Упражнение 1. Проанализируйте данные монопредикативные полипропозитивные конструкции. Попытайтесь «переоформить» их в полипредикативные. Сколько вариантов полипредикативных конструкций вы можете предложить в каждом случае?

1. Благодаря массе новых впечатлений, день прошёл для Каштанки незаметно (Ч.). 2. Размотавши косынку, господин велел подать обед (Г.). 3. Открыв глаза, я увидал лёгкий сумрак, наполненный голубоватым светом, пол, не покрытый попонами, и белую лежанку (Бун.). 4. Подавленный тоской, подгоняемый ветром, я бессильно брёл по улицам (Бун.). 5. Ночные бабочки вились, бились по столу и в стаканах, то влетали в огонь, то исчезали в чёрном воздухе (Л.Т.)

 

 

Задание №7

ТЕМА: Синтаксическая связь в сложном предложении.

Теоретическая часть

1. Какие языковые компоненты вступают в синтаксическую связь в сложном предложении?

2. Виды синтаксической связи в сложном предложении.

3. Средства связи частей сложного предложения как элементы его структурной организации и способы выражения синтаксических отношений:

а) интонация как средство связи и выражения отношений между частями сложного предложения;

б) значение порядка следования частей сложного предложения при установлении связей между ними как основание для выделения гибких и негибких структур;

в) роль союзов как специализированного средства связи, их общая характеристика;

г) союзные слова, их отличие от союзов;

д) указательные (соотносительные) слова как указатель смысловой неполноты главной части СПП;

е) видо-временная соотносительность форм глаголов-сказуемых в частях сложного предложения;

ж) синтаксический параллелизм и неполнота одной из частей сложного предложения как средства структурной приспособляемости одной части к другой.

 

Литература

1. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. - М., 1989. – С. 729-739.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Ч. 2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.491-493.

3. Юрченко В.С. Приёмы разграничения союзов и союзных слов// Русский язык в школе. - 1988. - №2

4. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного предложения. – Новосибирск: Наука, 1987. – С.108-123.

 

Практическая часть

Упражнение 1. Рассмотрите сложные предложения. Выделите предикативные части. Укажите средства их связи.

1. Великий человек лишь громок на делах, и думает свою он крепко думу без шуму (Кр.). 2. Пустеет воздух, птиц не слышно боле (Тютч.). 3. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть (Ес.). 4. Я стал читать, учиться – науки также надоели…(Л.) 5. Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес (П.). 6. Я люблю вечерний пир, где веселье председатель (П.). 7. Прошла неделя, и умытая спеть преобразилась, помолодела и засияла свежими красками (Б.). 8. Стреляться будете на шести шагах – этого требовал сам Грушницкий (Л.).

 

Упражнение 2. Определите средство связи частей сложного предложения – союз или союзное слово. Функцию какого члена предложения выполняет союзное слово?

1. Камень, под которым спрятался зверь, был похож на громадного орла (Пришв.). 2. Экстернами назывались те мальчики, что учились дома и только каждый год сдавали экзамены при гимназии (Пауст.). 3. Но интереснее всего казались для меня старички в то время, когда бывали у них гости (Г.). 4. Я никак не мог понять, как могла тут вырасти такая старая черёмуха (Л.Т.). 5. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь (Ес.). 6. После обеда пошёл мелкий тёплый дождь, от которого завтра всё оживёт (Пришв.). 7. Вместо сахара подавался сотовый мёд в глиняной посуде, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный (Пауст.). 8. Я работаю ради того, наконец, чтобы человек был прекрасен, прост и умён (Пауст.).

 

Задание №8

ТЕМА: СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

ОСОБЕННОСТИ ИХ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Теоретическая часть

1. Место сложносочинённых предложений в системе сложных предложений.

2. Определение сложносочинённых предложений в АГ-70, РГ-80, вузовских пособиях и школьных учебниках.

3. Проблемные вопросы теории сложносочинённых предложений.

4. Средства связи частей сложносочинённых предложений.

5. Принципы классификации сложносочинённых предложений. Традиционная классификация сложносочинённых предложений. Структурно-семантическая классификация сложносочинённых предложений.

 

Литература

1. Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1970. – С. 657-681.

2. РГ-80, т.II, §3108.

3. Современный русский язык/ Под ред. В.А.Белошапковой. - М., 1989. – С. 740-747.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц.Ч.2/ Под ред. Е.И.Дибровой. - М., 2002. – С.490-507

5. Скобликова Е.С. Заметки о разных классификациях сложноподчиненных предложений // Русский язык в школе. – 2001.- № 6.- С.75-80.

6. Федоров А.К. К истории классификации сложноподчиненных и придаточных предложений // Русский язык в школе. – 2000.- № 2.- С. 83-88.

 

Практическая часть

Упражнение 1. Определите средства связи частей сложносочинённых предложений.

1. Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (Л.Т.). 2. В воздухе парило, и день обещал быть нестерпимо жарким (Купр.). 3. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук (Ч.). 4. Твои мы песни слышать рады, да только ты от нас подальше пой (Кр.). 5. Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (Т.). 6. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде! (Л.) 7. Грянул гром – и тучи дрогнули, охваченные синим пламенем (М.Г.). 8.Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид (П.). 9. Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского было всё ещё плохо (П.).

Упражнение 2. Охарактеризуйте сложносочинённые предложения в соответствии со структурно-семантической классификацией.

1. Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, но ты останься твёрд, спокоен и угрюм. 2. На свете счастья нет, но есть покой и воля. 3. Погибнешь, милая; но прежде ты в ослепительной надежде блаженство тёмное зовёшь. 4. Любви все возрасты покорны, но юным, девственным сердцам её порывы благотворны, как бури вешние полям. 5. Глаза его читали, но мысли были далеко. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, и ты печальная сидела. 6. Придёт, придёт и наше время, и наши внуки в добрый час из мира вытеснят и нас. 7. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос. 8. Стрела выходит из колчана – взвилась – и падает казак с окровавленного кургана. 9. И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет. 10. Но день протёк, и нет ответа (П.).

Задание №9

ТЕМА: СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СПОСОБЫИХ ВЫРАЖЕНИЯ

Теоретическая часть

1. Как понимается грамматическое значение применительно к сложному предложению?

2. Какие смысловые (семантические) отношения могут выражаться

сложносочинённым предложением?

3. Каковы способы выражения смысловых отношений в сложносочинённом предложении? Всегда ли семантика отношений в сложносочинённом предложении подкрепляется семантикой союзов?

4. Чем обусловлено образование сложных союзов и союзных сочетаний с опорными а и и? За счёт чего идёт пополнение союзов?

 

Литература

1. см. литературу к предыдущему заданию.

2. Законспектировать одну из статей:

1) Серебряная Ф.И. Некоторые наблюдения над одним типом сложных сочинительных союзов с опорным а //Русский язык в школе, 1969, № 6.

2) Холодов Н.Н. Сложносочинённые предложения с союзом только, синонимичным союзу но // Русский язык в школе, 1970, № 9.

3) Холодов Н.Н. Противительные сложносочинённые предложения с союзом и // Русский язык в школе, 1969, № 6.

4) Рогожникова Р.И. Градационные союзы в русском языке// Русский язык в школе, 1971, № 3.

5) Холодов Н.Н. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами// Русский язык в школе, 1975, № 4.

 

Практическая часть

Упражнение 1. Определите значение сложносочинённых предложений с соединительными союзами. Обратите внимание на лексические конкретизаторы значения союзов.

1. Мало-помалу всё было забыто, и Сильвио снова приобрёл прежнее своё влияние (П.). 2. В пять вечера выглянуло солнце и воздух стал необыкновенно прозрачным (Пришв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: