Корейский полуостров после Второй мировой войны. Образование двух Корей




НОВОСИБИРСКАЯ МОДЕЛЬ ООН – 2017

 

 

Доклад эксперта для Совета Безопасности ООН

 

НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ – КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

 

Автор: Сафаров Марат (Аслиддин)

аспирант,

кафедра Мировой экономики,

международных отношений и права НГУЭУ

 

 

Новосибирск – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение 3

2. Корейский полуостров после Второй мировой войны. Образование двух Корей 3

3. Корейская война 7

4. Ядерная программа КНДР 9

5. Новая фаза эскалации конфликта 19

6. Игровая информация 23

7. Рекомендованные источники и литература 25


Введение

Проблемы безопасности на Корейском полуострове берут свое начало со времен Второй мировой войны.

На протяжении своей истории с VII по XX вв. Корея была государством с едиными культурными ценностями. Никакого разобщения между севером и югом не было. В годы колонии в экономическом развитии Кореи сформировалось очень четкое разделение по географическому признаку: северные провинции были промышленными, а южные — землевладельческими.

В 1945 г. после поражения Японии во Второй мировой войне корейцы ожидали, что будет провозглашена национальная независимость. Но проблема была в том, что корейцы не участвовали в освобождении своей страны. Все сухопутные операции на территории Кореи осуществляла советская армия (25-я армия 1-го Дальневосточного фронта), в то время как американские войска вели операции на море. Корейцы освободились от колониальной зависимости, но реальной власти у них не было.

Будучи бывшей колонией проигравшей в войне Японской империи, Корея не могла сама определить свою судьбу. СССР и США совместно с корейскими политическими партиями должны были определить политическое будущее страны.

Корейский полуостров после Второй мировой войны. Образование двух Корей

В августе 1945 г. было принято решение разграничить сферы военной ответственности на Корейском полуострове по 38-й параллели. Эта линия была выбрана неслучайно. Тридцать восьмая параллель была разделительной линией между частями японской армии. Госдепартамент США настоял на том, чтобы вся территория к югу от 38-й параллели, включая столицу, вошла в состав американской зоны военной ответственности. Сталин не внес никаких поправок к предложению американской стороны по разграничению по 38-й параллели, и никаких дискуссий на эту тему не было.

На Московском совещании министров иностранных дел США, СССР и Великобритании в декабре 1945 г. было принято решение о применении режима опеки по отношению к Корее.

На севере в феврале 1946 г. был создан Временный народный комитет во главе сКим Ир Сеном, который вернулся в Корею еще в сентябре 1945 г. из Владивостока на теплоходе «Пугачев». Будучи капитаном Советской Армии, а также активистом партизанского движения, он стал поистинепопулярным в народе лидером.

В августе 1946 г. в результате слияния нескольких партий была создана Трудовая партия Северной Кореи. Она стала главной политической силой на севере Кореи еще на этапе формирования северокорейской государственности. Правое движение оказалось очень быстро нейтрализовано на севере, тогда как на юге Кореи серьезная политическая борьба между правыми и левыми продолжалась вплоть до выборов в Национальное собрание.

Наряду с созданием партийных и государственных структур начался процесс формирования собственных вооруженных сил и служб безопасности. Первые подразделения северокорейской армии были созданы под чутким руководством советских военнослужащих. Таким образом, к 1947 г. на Севере Кореи были созданы все предпосылки создания государства «народно-демократического» типа.

В сентябре 1947 г. советская сторона внесла предложение об одновременном выводе войск СССР и США из Кореи и предоставления корейцам права самим решать проблему воссоединения страны. Американское командование отказалось рассматривать предложение Советского Союза и, со своей стороны, выступило с инициативой вынести «корейский вопрос» на рассмотрение в ООН, имея в виду проведение в обеих частях Кореи выборов, на основе которых должно быть сформировано общекорейское правительство. Это предложение не нашло поддержки у СССР. Тогда Американская сторона заявила о прекращении своего участия в работе Совместной комиссии, мотивируя это тем, что правительство США вынесло «корейский вопрос» на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН.

Генеральная Ассамблея ООН в конце 1947 г. начала обсуждение «корейского вопроса», в ходе которого советская сторона выдвинула предложение об одновременном выводе из Кореи американских и советских Вооруженных Сил и приглашении представителей корейского народа участвовать в заседании Генеральной Ассамблеи. Однако это предложение было отклонено из-за явного преимущества сторонников США в ООН. Таким образом, на сессии Генеральной Ассамблеи США удалось добиться одобрения резолюции о создании Временной комиссии ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов в обеих зонах Кореи и создание корейского правительства. Весьма важным пунктом принятой резолюции являлось то, что Правительство и Национальное собрание следовало сформировать пропорционально численности населения. Это автоматически обеспечивало преимущество для тех сил на юге, которые поддерживались США, так как, согласно статистическим данным, в зоне советской оккупации проживало 36,5 % населения, а в американской – 63,5 %, что давало две трети голосов Южной Корее. Но несмотря на видимый успех США в ООН, работа Временной комиссии ООН по Корее была поставлена под вопрос, из-за того что советская сторона заявила о нежелании работать с Временной комиссией. Тем не менее через два месяца после решения Генеральной Ассамблеи Комиссия начала подготовку к выборам в Сеуле в Национальное собрание, которые состоялись 10 мая 1948 г. В феврале 1948 г. на Малой Ассамблее ООН было решено, что выборы пройдут в доступных для их проведения районах. Как следствие, выборы в Национальное собрание прошли только на юге Кореи.

В ответ на действия Временной комиссии ООН на севере полуострова проходят выборы в Верховное народное собрание (ВНС). В Пхеньяне состоялось совещание представителей политических партий и общественных организаций севера и юга, на котором было принято решение о проведении всеобщих выборов 25 августа 1948 г. В результате состоявшихся выборов в ВНС было избрано 572 депутата: 360 – от Южной Кореи, 212 – от Северной Кореи.

В северной части полуострова выборы проходили прямым, равными тайным голосованием, а в южной части – косвенным и были нелегальными. 8 сентября окончательно была утверждена Конституция, а уже 9 сентября была официально провозглашена Корейская Народно-Демократическая Республика. Председателем Президиума ВНС КНДР был избран Ким Ду Бон, а председателем Кабинета министров был назначен Ким Ир Сен.

В феврале 1949 г. правительство КНДР официально обратилось в ООН с просьбой принять ее в члены Организации Объединенных Наций. Однако США и их союзники не посчитали возможным вступление КНДР в ООН. Со своей стороны СССР также наложил вето на попытку вступления в ООН Республики Корея. Принятие Конституции и провозглашение КНДР, последовавшее через несколько месяцев после образования Республики Корея, а также крупные экономические, политические и военные мероприятия, осуществленные в Северной Корее, завершили процесс размежевания на Корейском полуострове и образования двух антагонистических государств. КНДР, провозгласив построение народно-демократического государства, взяла за основу советскую модель политического устройства. Республика Корея начала внедрять западную американскую модель развития – построение рыночной экономики. Каждое из корейских государств считало себя единственным законным представителем корейского народа, так как это положение было зафиксировано в конституциях Северной и Южной Кореи.

Изначально разделение Кореи проводилось в военных целях на период разоружения японской армии. Но с самого начала военной оккупации правые корейские националисты были ориентированы на Соединенные Штаты. Для центристов и левых было очевидно, что проведение сепаратных выборов — это окончательное разделение страны. Объединение становилось призрачной перспективой. В результате разделения Кореи по 38-й параллели на два враждебных лагеря,СССР обеспечил себе буферную зону на дальневосточной границе, а Соединенные Штаты не допустили распространения советскоговлияния на всей территории полуострова.

Корейская война

Война в Корее, разразившаяся через пять лет после исторической победы государств антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, стала первым серьезным ударом по системе решений Ялтинской и Потсдамской конференций о послевоенном мироустройстве, балансе сил и мировом правопорядке. Из конфликта сугубо внутреннего характера между северянами и южанами вооруженное столкновение стремительно переросло в войну регионального масштаба с участием 20 государств из всех частей света.

В российской и зарубежной военной историографии война наКорейском полуострове разделяется на четыре основных этапа.

1. 25 июня – 14 сентября 1950 г. – начальная стадия войны, форсированное наступление Корейской народной армии (КНА) от рубежей 38-й параллели к бассейну реки Нактонган.

2. 15 сентября – 24 октября 1950 г. – контрнаступление американо-южнокорейских войск (под эгидой ООН) от линии реки Нактонган на юге и порта Инчхон на востоке до северо-корейско-китайской границы на севере.

3. 25 октября 1950 г. – 9 июля 1951 г. – вступление в войну армейской группировки КНР («китайских народных добровольцев»), наступление северокорейско-китайских войск до районов, прилегающих к 38-й параллели.

4. 10 июля 1951 г. – 27 июля 1953 г. – военные действия в условии равновесия сил и затяжных военных действий, мирные переговоры и подписание временного соглашения о прекращении огня.

Президент США Г. Трумэн в своих мемуарах писал, что вступление в войну США было продиктовано необходимостью защиты всего свободного мира, а также из-за возможности начала третьей мировой войны.

По мнению Б. Камингса, вступление в вооруженный конфликт было обусловлено тем, что, по мнению командования США, наступление северо-корейских войск было задумано Советским Союзом, и только военное вмешательство могло его остановить. Еще одной из основных причин стало то, что Корея представляла огромную важность для безопасности оккупированной американцами Японии. Таким образом, страх США перед всеобщим коммунистическим заговором, опасением перед началом третьей мировой войны и защита собственных интересов в Северо-Восточной Азии, послужили причиной вступления США в затяжную войну.

Что же можно сказать о главных причинах и уроках Корейской войны? Необходимо отметить следующее: корейский конфликт закрепил раскол Корейского полуострова на два враждебных лагеря, которые не признавали друг друга и поддерживались двумя противоборствующими сторонами – советской и американской. Политическое руководство Северной и Южной Кореи было уверено в том, что объединение Кореи возможно только с помощью силовых методов. Тем самым они продемонстрировали неспособность, да и нежелание побороть собственные политические амбиции.

 

Ядерная программа КНДР

Корейский полуостров был впервые втянут в ядерную политику во время войны 1950–1953 гг. То, что у Северной Кореи есть возможности для развития собственной ядерной программы, стало очевидно еще в 1947 г., когда на севере страны были обнаружены залежи урана. В 1956 г. между КНДР и Советским Союзом было заключено соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере, однако об атомном оружии речи не шло. Соглашение предусматривало развитие северокорейской ядерной энергетики, в рамках этого проекта в Объединенном Институте ядерных исследований в Дубне прошли подготовку около 250 северокорейских ученых.В 1964 г. при помощи Советского Союза был основан научно-исследовательский центр в Йонбене, где наряду с работами в области ядерной энергетики вскоре стали проводиться и военно-прикладные исследования. По оценкам специалистов, военная ядерная программа стала развиваться в КНДР в 1980-е гг., когда СССР и Китай заметно сократили свою экономическую и политическую помощь стране. Тогда же в КНДР были запущены заводы по производству уранового топлива и конверсии урана, начато строительство АЭС и завода по переработке ОЯТ. Возможной причиной начала развития северокорейской оружейной ядерной программы могло также послужить получение разведывательных данных о наличии подобной программы в Южной Корее при отказе СССР поделиться военными ядерными технологиями.

В декабре 1985 г. Пхеньян присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), так как это было поставлено СССР в качестве обязательного условия реализации заключенного в том же году двустороннего Соглашения о сотрудничестве в сооружении в КНДР атомной электростанции (в рамках данного соглашения советской стороной были проведены работы по исследованию и подготовке строительной площадки). В 1986 г. разведслужбами США была получена информация о существовании в уезде Ёнбён (провинция Северная Пхёнан) в КНДР ядерного реактора и установки по производству топлива для него, которые не находились под контролем МАГАТЭ. Северокорейская сторона утверждала, что это не новый, а прежний советский реактор, поставленный в КНДР по Соглашению с СССР о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии 1956 г. для проведения исследовательских работ, мощность которого была увеличена до 5 МВт. МАГАТЭ и ООН потребовали от КНДР соблюдения своих обязательств по ДНЯО и заключения контрольного соглашения с Агентством. Однако КНДР обусловливала подписание данного документа выводом американских ядерных вооружений из Южной Кореи. С этого времени началась жесткая политическая борьба по ядерному вопросу между Пхеньяном, с одной стороны, и международным сообществом — с другой. МАГАТЭ, ООН требовали соблюдения КНДР своих обязательств по ДНЯО, заключения контрольного соглашения с международным агентством.

В ноябре 1989 г. МИД КНДР выступил с заявлением, в котором было предложено провести переговоры с участием КНДР, США и Южной Кореи о выводе американского ядерного оружия из РК, а также переговоры Пхеньян-Сеул с целью разработки и подписания декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова.

Перелом в ситуации произошел после выдвижения президентом США Дж.Бушем-ст. инициативы о радикальном сокращении тактического ядерного оружия и последующего вывода американских ядерных вооружений с Юга Кореи в декабре 1991 г. (осуществлен без мер контроля). В результате американо-северокорейских контактов в конце 1991 г. было достигнуто компромиссное решение: КНДР заключает соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, а США и Республика Корея обязуются не проводить совместные маневры «Тим спирит-92». Пхеньян также подписал с Сеулом Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах и Декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова.

В январе 1992 г. КНДР заключила соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, по которому международное агентство приступило к инспекции северокорейских ядерных объектов. Проведенные в 1992-1993 гг. инспекторами МАГАТЭ проверки ядерных объектов выявили большие расхождения между данными, предоставленными КНДР, и результатами, полученными специалистами Агентства. По расчетам инспекторов МАГАТЭ, в Северной Корее было переработано большее количество облученного урана и скрыто значительное количество выделенного плутония.

МАГАТЭ принял ряд резолюций и призвал Пхеньян к честному сотрудничеству с Агентством. В качестве ответной меры США и РК возобновили учения «Тим спирит-93». Обстановка на Корейском полуострове резко обострилась. 12 марта 1993 г. КНДР объявила о выходе из ДНЯО, ссылаясь на наличие «ядерной угрозы» со стороны США и «несправедливых требований определенных кругов МАГАТЭ».

В мае 1993 г.СБ ООН принял резолюцию 825, призывавшую КНДР оставаться участницей ДНЯО, соблюдать все свои обязательства по данному договору и соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. Пхеньян охарактеризовал это как «вмешательство во внутренние дела и посягательство на суверенитет страны». Одновременно северокорейцы дали понять, что ядерная проблема может быть решена только через диалог с США.

Переговорный процесс между Пхеньяном и Вашингтоном в 1993-1994 гг. был напряженным, несколько раз прерывался. Тем не менее, после поездки бывшего президента США Дж.Картера в Сеул и Пхеньян в июне 1994 г. диалог возобновился, в результате чего 21 октября 1994 г. было подписано Рамочное соглашение между США и КНДР. Данный документ предусматривал обязательство к 2003 г. построить в КНДР два легководных реактора (ЛВР) силами международного консорциума, а также поставлять Северной Корее на период до ввода в действие первого ЛВР 500 тыс. тонн мазута ежегодно. В свою очередь КНДР соглашалась на замораживание и последующий демонтаж имеющегося газографитового реактора, который технически мог использоваться для производства оружейного плутония, а также обязалась оставаться участницей ДНЯО и выполнять соглашение о гарантиях с МАГАТЭ. КНДР и США договорились о продвижении к полной нормализации политических и экономических отношений. США обязались предоставить КНДР официальные гарантии неприменения силы или угрозы применения ядерного оружия.

В марте 1995 г. в Нью-Йорке была сформирована Организация развития энергетики Корейского полуострова (КЕДО), в задачу которой входило обеспечение финансирования и поставки ЛВР в КНДР. Учредителями КЕДО стали США, Южная Корея и Япония. Позднее к организации присоединились ЕС и другие участники.

В августе 1997 г. было официально объявлено о начале строительства ядерных ракторов, однако в связи с проволочками с финансированием фактически строительные работы начались только в августе 2002 г.. 31 августа 1998 г. КНДР осуществила запуск трехступенчатой баллистической ракеты средней дальности (по официальной версии – с целью вывода на орбиту первого северокорейского искусственного спутника Земли), пролетевшей над территорией Японии и упавшей в акватории Тихого океана. По результатам американо-северокорейских переговоров в 1999 г. КНДР согласилась на мораторий на подобные пуски в обмен на оказание продовольственной помощи со стороны США.

Тем не менее, в 2002 г. ситуация вокруг ЯПКП опять обострилась. Поводом стали выдвинутые американской стороной в адрес Пхеньяна обвинения в реализации программы обогащения урана, а также включение Вашингтоном КНДР в «ось зла» наряду с Ираком и Ираном. Под этим предлогом в декабре 2002 г. американцы, вопреки условиям Рамочного соглашения 1994 г., прекратили поставки КНДР компенсационного мазута, приостановили деятельность КЕДО по сооружению на Севере Кореи двух ядерных реакторов на легкой воде (за семь лет удалось возвести только железобетонный каркас будущего реактора).

12 декабря 2002 г. было обнародовано заявление северокорейской стороны о возобновлении своей ядерной программы, которая была заморожена по Рамочному соглашению 1994 г. между КНДР и США. В итоге к началу 2003 г. постройка легководных реакторов завершилась только на 28 %. Северокорейская сторона в ответ 10 января 2003 г. официально объявила о выходе из ДНЯО. Вскоре были свернуты работы по строительству двух легководных ядерных реакторов. В ответ Пхеньян выслал из страны всех инспекторов МАГАТЭ, демонтировал пломбы со своих ядерных реакторов, остановленных в соответствии с Женевскими договоренностями, и 10 января 2003 г. вновь заявил о своем решении выйти из ДНЯО.

В целях урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова в августе 2003 г. в Пекине были созваны шестисторонние переговоры с участием КНР, России, КНДР, США, Республики Корея и Японии. В принятом по итогам их четвертого раунда Совместном заявлении от 19 сентября 2005 г. выражено согласованное всеми участниками понимание основных целей и принципов шестисторонних переговоров. Важнейшими элементами этого документа являются обязательство КНДР об отказе от ядерного оружия, всех существующих ядерных программ и возвращении в возможно короткие сроки в ДНЯО и МАГАТЭ, а также заявление США об отсутствии намерений нападать на КНДР и о готовности к нормализации двусторонних отношений с Пхеньяном. Участники переговоров заявили об уважении ими права КНДР на мирное использование ядерной энергии и согласились обсудить в приемлемые сроки вопрос о предоставлении КНДР легководного реактора.

Вместе с тем до практической реализации этого документа дело не дошло. В сентябре 2005 г. разразился скандал вокруг банка «Дельта Азия» (Макао) в связи с обвинениями Минфина США в отмывании денег и распространением фальшивых банкнот в интересах КНДР, за чем последовала заморозка счетов КНДР в этом банке, которые якобы использовались для «поддержки терроризма». США также ввели санкции против ряда северокорейских юридических лиц. В ответ Пхеньян заявил, что не вернется в «шестисторонние переговоры» до тех пор, пока США не снимут свои экономические санкции.

Таким образом, диалог с 2008 г. фактически зашел в тупик после того, как США и КНДР не договорились о способах проверки представленного Пхеньяном списка его ядерных программ, а Япония и Южная Корея отказались от выполнения своих обязательств по поставкам северным корейцам топлива для обычных электростанций взамен на отказ от ядерной программы.

10 февраля 2005 г. КНДР впервые признала наличие собственного ядерного оружия. Согласно сообщению МИД КНДР, ядерные вооружения страны являются «всецело оборонительными» и будут оставаться «силой ядерного сдерживания».

Первое подземное испытание ядерного устройства КНДР провела 9 октября 2006 г., что повлекло за собой резко негативную реакцию международного сообщества. В принятой по следам этого события резолюции 1718 СБ ООН содержалось требование к КНДР отказаться от ядерного оружия и ядерных программ, прекратить всю связанную с этим деятельность, вернуться в ДНЯО и возобновить применение гарантий МАГАТЭ.

Некоторое движение в сторону реализации Совместного заявления от 19 сентября 2005 г. наметилось после отмены США в начале 2007 г. финансовых санкций в отношении счетов КНДР в банке «Дельта Азия». В ходе третьей сессии пятого раунда шестисторонних переговоров 13 февраля 2007 г. было достигнуто соглашение о первоначальных действиях по выполнению данного документа, которое включало обязательство КНДР остановить работы на оговоренных ядерных установках и поставить их под наблюдение МАГАТЭ. Остальные участники переговоров договорились о мерах экономической и энергетической помощи Пхеньяну. Россия наряду с другими партнерами взяла на себя обязательства по равному долевому участию в оказании энергетической помощи КНДР (общий объем помощи должен был составить эквивалент стоимости 1 млн тонн мазута, соответственно российский вклад – 200 тыс. тонн мазута). Было согласовало создание пяти рабочих групп: по денуклеаризации Корейского полуострова; экономическому и энергетическому сотрудничеству; механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии (ее возглавила Россия); по нормализации двусторонних отношений КНДР с США и Японией.

Для проверки всех деталей в КНДР отправился лично гендиректор МАГАТЭ М.Эль-Барадей. В июле 2007 г. Агентство подтвердило, что Пхеньян выполнил свою часть сделки, остановив работу 5МВт газографитового реактора, строившихся 50 и 200 МВт реакторов, предприятия по производству топлива и радиохимической лаборатории по переработке ОЯТ.

Россия, США и Китай полностью выполнили обязательства по поставкам компенсационного мазута в КНДР. Южная Корея выполнила свои обязательства частично. Япония отказалась участвовать в компенсационных мероприятиях, ссылаясь на нерешенность проблемы похищенных японских граждан.

Ситуация резко осложнилась после заявления КНДР о запуске «космической ракеты» «Ынха-2» с целью вывода на орбиту искусственного спутника Земли в апреле 2009 г., что было расценено как ядерные испытания, которые были осуждены резолюцией Совета Безопасности ООН № 1874 (2009). На заявление председателя СБ ООН с осуждением пуска Пхеньян ответил выходом из шестистороннего переговорного процесса и заявлением о возобновлении ядерной программы 14 апреля 2009 г. Пхеньян также пообещал провести испытания ядерного оружия и межконтинентальной баллистической ракеты «в целях самообороны».

В сентябре 2009 г. КНДР заявила об «успешном завершении экспериментов по обогащению урана и наработке оружейного плутония», а в ноябре 2010 года – о «нескольких тысячах действующих центрифуг» на предприятии по обогащению урана в Ёнбёне.

Впоследствии КНДР неоднократно заявляла о готовности возобновить шестисторонние переговоры по урегулированию ЯПКП без предварительных условий, однако США, РК и Япония обусловливали перезапуск переговорного процесса односторонними шагами со стороны Пхеньяна, что было неприемлемо для него.

В июле и октябре 2011 г. в Нью-Йорке и Женеве состоялись встречи представителей США и Северной Кореи по вопросу возобновления шестисторонних переговоров по ядерной программе Северной Кореи.

В сентябре 2011 г. в Пекине главы делегаций КНДР и Южной Кореи провели двустороннюю встречу и обсудили перспективы возобновления переговоров.

В феврале 2012 г. в Пекине состоялись северокорейско-американские консультации, по итогам которых Пхеньян согласился ввести мораторий на ядерные испытания и пуски баллистических ракет большой дальности, а также на обогащение урана. Кроме того, КНДР дала согласие на допуск инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты в Ёнбёне. В обмен американцы обязались предоставить Пхеньяну гуманитарную помощь в объеме 240 тыс. тонн продовольствия с возможностью дальнейшего увеличения до 300 тыс. тонн.

Осуществление КНДР пуска ракеты-носителя «Ынха-2» » (по версии США – МБР «Тэпходон-2») с целью вывода на орбиту геодезического ИСЗ в апреле 2012 г. фактически дезавуировало эту сделку.

В апреле 2012 г. ядерный статус был прописан в Конституции северокорейского государства, что говорит об определяющей роли ядерного оружия для позиционирования страны на международной арене. В декабре 2012 г., через несколько дней после смерти Ким Чен Ира, Северная Корея успешно запустила ракету-носитель «Ынха-3» со спутником «Кванменсон-3», войдя в клуб космических держав. 12 февраля 2013 г. станции мониторинга ОДВЗЯИ обнаружили сейсмическую активность в северной части Корейского полуострова, что позже было определено как очередное ядерное испытание, мощностью около 6–10 кт.

7 марта 2013 г.СБ ООН одобрил новые санкции против КНДР в ответ на проведение Северной Кореей ядерных испытаний. Резолюция с новыми санкциями против Пхеньяна позволяет блокировать банковские транзакции, замораживать счета КНДР, досматривать воздушные и морские суда, а также дипломатов в поисках крупных сумм наличности при подозрении, что они направлены на развитие ядерной и ракетной программ Пхеньяна.

31 января 2015 г. первый председатель государственного комитета обороны Ким ЧенЫн во время проведения очередных военных учений отверг возможность какого-либо диалога с нынешними властями США и заявил о готовности к любой, даже ядерной войне.

Пхеньян в сентябре 2016 г. провел пятое ядерное испытание. Реакция СБ ООН на это событие была отражена в резолюции 2321, предусматривающей дальнейшее ограничение возможностей государств-членов ООН взаимодействовать с КНДР во многих областях, кроме гуманитарных. Были полностью свернуты межкорейский диалог и сотрудничество. Сеул объявил о решении разместить на Юге Кореи американские комплексы ПРО THAAD.

Наряду с реализацией ядерной программы в последний период Пхеньян существенно активизировал работу по созданию собственных ракетных систем доставки ОМУ, осуществив в нарушение требований соответствующих резолюций СБ ООН ряд успешных пусков жидкостных и твердотопливных баллистических ракет различной дальности. В январе 2017 г. северокорейский руководитель Ким ЧенЫн в своем новогоднем обращении заявил, что КНДР вступила в «завершающую стадию подготовки к испытанию межконтинентальной баллистической ракеты».

В июле 2017 г. было проведено два пуска баллистических ракет «Хвасон-14», которую в Пхеньяне анонсировали как «межконтинентальную», а в сентябре –испытание «термоядерного взрывного устройства для межконтинентальной баллистической ракеты», что повлекло за собой принятие новых санкционных резолюций СБ ООН 2371 и 2375.

Первая половина 2017 г. была ознаменована регулярными ракетными испытаниями Северной Кореи. 4 июля 2017 г. состоялся запуск ракеты, достигнувшей высоты 2802 км (по заявлению КНДР), пролетевшей около 930 км и упавшей в акватории Японского моря. По официальным заявлениям, «Хвасон-14» по сути являлась межконтинентальной баллистической ракетой, чего не исключают и эксперты. Повторный запуск, случившийся 28 июля, показал дальнейший прогресс, достигнутый специалистами страны в ракетной технологии: ракета предположительно достигла высоты в 3 тыс. км.

Наиболее масштабное испытание было произведено КНДР 3 сентября 2017 г.: руководством страны оно было заявлено как термоядерное. Мощность теста составила около 100 кт, и он вызвал подземные толчки магнитудой 6,3. Россия и Европейский Союз охарактеризовали событие как провокацию. За этим последовал обмен взаимными угрозами КНДР с США: глава Пентагона Дж. Мэттис сослался на способность США полностью уничтожить КНДР, при этом оговорившись, что такой вариант развития событий нежелателен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: