Глава 2. Изучение психологических процессов для госслужащих




Современный процесс создания сильного, политически стабильного, благоприятного для инвестиций и конкурентоспособного государства неразрывно связан с решением постоянно возникающих культурологических, политических, социальных, экономических, экологических, демографических и других противоречий.

Путь становления нового Государства определяется не только количеством и эффективностью проводимых социально-экономических реформ. Стремление властвующих структур изменить многие социально-экономические факторы жизнедеятельности страны, которые обуславливают качество жизни населения.

Сегодня можно констатировать, что категория качества вновь возраждается на многих промышленных предприятиях России. Одновременно с этим происходит процесс сращивания менеджмента качества с принципами общего менеджмента в деятельности других, не производящих промышленные товары, учреждений и организаций. Появляется менеджмент нового четвертого поколения, в котором выделяются два направления: качество продукции и качество управления.

В сложившейся понятийной области правление качеством связано с понятиями: система, среда, цель, программа и др. В данной статье мы не ставим цель проанализировать эти категории. Отметит только то, что качество входит в число критериев оценки деятельности управленцев, потому, что управляющая система, т.е. руководство любо организации или учреждения создает и обеспечивает менеджмент качества.

Следовательно, менеджмент качества есть полный набор процессов, используемый в системе качества. Система менеджмента качества есть система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Менеджмент качества применительно к муниципальному и региональному управлению предстает как полный набор процессов муниципального и регионального управления со своими особенностями и взаимодействием многих местных, объективных и субъективных факторов. Для предотвращения влияния этих факторов на качество процессов управления необходима государственная система управления качеством. При этом необходимы не отдельные местнические и эпизодические усилия структур государственного управления, а совокупность мер, государственная программа, позволяющая проводить прогрессивные изменения в процессах управления отдельными территориями страны. Реальный процесс и систему управления качеством муниципального и регионального управления, можно представить в виде модели, которая складывается из взаимосвязанных, взаимодополняющих, т.е. комплиментарных друг другу контуров управления.

Государственная региональная и муниципальная служба как социально-правовой институт занимает особое место в достижении значимых целей общества и играет важную роль в механизме управления государством. Региональная и муниципальная служба, как институт управления сосредотачивает внутри себя основную деятельность государства, выступает ведущим началом, которое определяет путь и средства жизнедеятельности всего государства как системы и его граждан как субъектов деятельности.

Метапозиция специалистов регионального и муниципального уровней государственного управления в пространстве профессиональной деятельности служит порождающим центром для формирования позиции граждан государства Российского, а нормальное правосознание государственных служащих всех уровней, обеспечивает процесс "взаимодействия - взаимовоздействия" в структуре государства. В региональном и муниципальном менеджменте пространство профессиональной деятельности госслужащих необходимо рассматривать как среду жизнедеятельности как отдельного человека, так и группы людей, территориальной общности, социума. Профессиональная жизнедеятельность госслужащих выражается в сопряжении индивидуальных, коллективных и общественных интересов, создании общественных ценностей, традиций и корпоративного духа государства и в своей основе направлена на соорганизацию граждан страны.

Пространство профессиональной деятельности многомерно, пронизано разнообразными социально - экономическими процессами, которые не только определяют качество, степень соединением интересов государства как учреждения и общества как корпорации граждан, но и позволяет создавать новые и удерживать сложившиеся нормы профессиональной деятельности управленцев. В нем возникают отношения, происходит накопление и передача ценностей социума, осуществляется деятельность государственного служащего. Топология и метрика современного пространства профессиональной деятельности специалистов регионального и муниципального уровней формирует особенности и способы реализации всех профессиональных действий человека, и, по словам философа М.Мамардашвили, может быть определена через характеристики качественно организованного процесса мышления управленца, через его компетентность.

Собственная деятельность государственного служащего, осуществляемая им как во внутреннем когнитивном, так и во внешнем предметном планах. Сама деятельность нормативна и отражает характеристики различных уровней пространства жизнедеятельности государства. Эта профессиональная деятельность основывается на "добровольном самообязывании" - призвании госслужащих служить людям и человеколюбие как профессиональной характеристики. Кроме того, профессиональная деятельность госслужащего относиться к акту духовной отдачи себя "публично-правовым полномочиям", обязанностям и запретностям существующим в государстве в данный исторический момент. Н. Макиавелли писал: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает"

В дополнение к сказанному, необходимо отметить то, что государственный служащий должен иметь чувство глубокой ответственности со способностью принимать ответственное решение. Государственный служащий, стоящий на высоте, должен видеть в своих публичных полномочиях не личную выгоду, а обязанность. "Властитель, кто бы ни был он - законодатель, правитель или судья, - лишенный государственного смысла или патриотизма, одержимый злою волею, своекорыстием или классовым интересом, не чувствующий права, не верящий в назначение и силу государства и не сознающий своей ответственности, безвольный или трусливый - будет всегда истинным бедствием для своего союза: ибо деятельность его подрывает самое важное в политической жизни - веру в право и волю к государственному единению".

Следовательно, нельзя забывать, что процесс формирования государственных властных структур всегда социально дифференцирован, и привлечение к государственной деятельности людей, уполномоченных императивно осуществлять государственные цели, должно осуществляться качественно.

Профессиональная деятельность государственных служащих носит общественный характер, а продукт их труда имеет два основания. Первое основание - продукт деятельность госслужащего субъективен и зависит от профессионализма субъекта деятельности. Второе - продукт деятельности госслужащего объективен и имеет общественно значимый характер. Отсюда следует, что профессиональная деятельность госслужащих признается качественной только тогда, когда осознание и оценка результата своей деятельности самим субъектом - адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности членами социума. Кроме того, профессиональная деятельность государственных служащих по своему смыслу - деятельность управленческая, направленная на защиту интересов государства и общества; охрану прав и свобод граждан; обеспечение реализацию Конституции и Законов РФ на вверенной им территории.

Сегодня, продуктами деятельности госслужащих являются не только управленческие решения (нормативные документы), но и идей, инновации (аналитические записки, программы). Управленцы заняты производством общественных отношений (субъект-субъект, субъект - объект); нормативной базой элементов корпоративной культуры как государства, так и конкретного территориального образования. Госслужащие осуществляют коммуникаций различных видов, представляют консультативные, аналитические, организационные, маркетинговые и др. услуги для населения; соорганизовывают и направляют деятельность не только подчиненных коллективов, но и свою собственную деятельность. Кроме того, результатами деятельности государственных служащих являются правовые нормы различного уровня управления, нормы социокультуры, нормы отношений, отчетности и ответственности, нормы ресурсного обеспечения материальной деятельности. Возникающие при этом диалектические противоречия между результатами труда госслужащих и общественной формой их оценки, заставляют исследователей обращаться к анализу структуры их профессиональной деятельности и компетентности.

Как показывает исторический опыт ни одна реформа (экономическая, политическая или иная) невозможна, пока не назреет известный сдвиг в сознании людей. История государства может претендовать на прогресс только в том случае, если сформирована и реализуется стратегия роста, очищения и углубления правосознания граждан. Государство живет правосознанием людей, а существенной чертой правосознания является способность к самоанализу, самосовершенствованию, самоуправлению, самоопределению, к развивающей деятельности. Сознательная профессиональная деятельность государственных служащих должна быть наделена не только определенным духовным потенциалом, но более чем у других граждан, направлена на развитие и инновационное изменение социального пространства.

Не требует доказательства то, что государственный служащий любого уровня власти, организующий государство, должен в своих деяниях опираться на содержание верхнего уровня правосознания - менталитет, существующий в данной стране. Следовательно, можно сказать, что в сознании государственного служащего, как базовое начало, должны быть заложены основы государственности России и государственного образа мысли, так как, по нашему мнению, это первое условие осуществления процесса компетентного управления страной.

Государственный образ мыслей является разновидностью правосознания не только для госслужащих. Каждый человек, претендующий на умственную и духовную зрелость, как целостная личность должен отдавать себе отчет в том, к какому именно государству он принадлежит, и к чему это его обязывает. "Дикарь, лишенный, подобно ребенку, политического самосознания, действительно может не знать о самом факте своего гражданства, но именно поэтому он совсем не ведет политической жизни, да и не способен к ней."

В современных условиях новая концепция управления человеческими ресурсами предусматривает использование следующих теоретических принципов:

Первый принцип: результат деятельности специалистов госслужбы необходимо рассматривать как системообразующий конфликт, который развивает среди субъектов совместной деятельности представление о подчиненности процесса профессиональной деятельности госсужащих его конечному результату. Данное положение декларирует принцип "управления по результатам" описанный Т. Санталайненом, Э. Воутилайненом и другими авторами в книге "Управление по результатам" и в концепции управления человеческими ресурсами в условиях современной технологии ТОМ.

Во втором принципе, внимание акцентируется на системообразующей роли процессов целеполагания специалиста, т.е. его на его способах мышления, а так же особое значение приобретает знание свойств нормативной структуры профессиональной деятельности госслужащего.

В работах Б.Ф. Ломова отмечалось, что мотив и цель в едином процессе целеполагания образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности. "Когда речь идет о мотивах деятельности человека, то имеются в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила". "Если мотив лишь побуждает к деятельности, то цель "конструирует конкретную деятельность, определяет ее характеристику и динамику" Последователями такого подхода являются специалисты " (Ансофф И., Пригожин А.Н., Питерс Т., Уотермен Р., и др.), декларирующие в управлении принцип "управления ориентированного на качество".

В третьем принципе основной акцент делают на средствах, с помощью которых гарантируется преобразование исходного материала в конечный продукт, причем тот продукт, который нормативно соответствует поставленной цели. Такой подход реализуется специалистами, рассматривающих процессы "управления производительностью" (Синк Д.С., Китов А.И., Рубахин В.Ф., Файоль А., Филлипов А.В. и др.).

Проблема Качества персонала для менеджмента не является новой. Еще в 1928 году И.А. Ильин в своей работе "Спасение в качестве" писал: "Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни". В современных условиях управления государством, когда разрабатывается концепция устойчивого развития государства.


Заключение

 

В ходе теоретического изучения темы были рассмотрены следующие вопросы:

1. Теоретический анализ проблемы познавательных способностей государственных служащих.

2. Показатели и уровни развития познавательных способностей государственных служащих.

3. Факторы, влияющие на процесс развития познавательных способностей госслужащих, и оценить степень их влияния.

В результате чего за определение социально-психологических свойств личности было взято определение Г.М. Андреевой: «это свойства, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними».

Исследование выявило средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Вероятно, это связано с быстро изменяющимися условиями, которые требуют от госслужащих обладания этими способностями как минимум на среднем уровне.

Таким образом, можно дать следующие рекомендации. Для повышения эффективности профессиональной деятельности госслужащих желательно работать в направлении повышения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, в направлении изменения типа локуса контроля в сторону интернального и в направлении развития лидерских качеств. Для осуществления этих целей возможно проведение различных тренингов.


Список используемой литературы по предмету психология

1. Берлов В.В. Психологический словарь. – Краснодар, изд-во «Советская Кубань», 2001. – 288 с.

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. /Состав. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин – М., изд. центр «Академия», 1999. – 320 с.

3. Еникеев М.И. Общая психология. Учебник для вузов. – М., изд-во «ПИОР», 2000. – 400 с.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. – М., Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – 688 с.

5. Общая психология. Учебное пособие для пед.институтов / Под ред. проф. А.В.Петровского – М., изд-во «Просвещение», 1970. – 432 с.

6. 1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн - 4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003-Кн.1:общие основы психологии

7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы (2-е изд.) / серия Справочники. – Ростов на Дону: Феникс, 2007, 143с.

8. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Вступительная статья Забродина Ю.М.–М.: ПРОГРЕСС, 2008, 115с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: