Социальная политика Германии в условиях диктатуры




Главную цель политики нацистский лидер видел в подготовке и ведении войны, сами понятия "политика" и "война" были для него неразрывны. Однако при этом он помнил и об уроках Первой мировой, главный из которых, на его взгляд, заключался в том, что именно антивоенные настроения в тылу лишили Германию победы, которую ей практически обеспечила армия на фронте. Этот вывод являлся спорным, но Гитлер оценивал ситуацию именно так. Поэтому он не хотел бы её повторения в ходе новой войны, которую будет вести Германия под его руководством. Отсюда - то внимание, которое уделялось в Третьем рейхе (таково было полуофициальное название гитлеровского государства) социальной политике.
Важнейшей социальной проблемой, доставшейся Гитлеру в наследство от Веймарской республики, являлась безработица и тесно связанный с ней массовый пессимизм. Именно на обеспечение занятости и привитие массам социального оптимизма были в первую очередь направлены усилия вождей Третьего рейха. И надо признать, что эта проблема была решена ими достаточно эффективно.
За годы правления нацистов были созданы миллионы рабочих мест, обеспечена почти полная занятость населения.
Своего рода символом преодоления безработицы в Германии стало строительство скоростных автомобильных дорог - автобанов. Это был именно символ, миф, ибо в реальности число занятых в этом проекте рабочих никогда не превышало 250 тыс. человек (что не мешало пропаганде увеличивать их количество до 600 тыс.) Но значение этого символа было очень велико. Строительство таких дорог, ставшее актуальным в условиях быстрого развития автотранспорта, олицетворяло новую ступень цивилизации, менявшей природный ландшафт.
11 февраля 1933 г. на берлинской международной автомобильной выставке Гитлер сказал: "Если раньше жизненный уровень народа измерялся протяжённостью железных дорог, то в будущем он будет определяться протяжённостью автомобильных дорог."
Впервые такая магистраль - "автострада", соединившая Милан с верхнеитальянскими озёрами, была построена в 20-е гг инженером Пьеро Пуричелли при поддержке Муссолини. В США строительство аналогичных дорог,"хайвэев", развернулось в годы "Нового курса" Франклина Рузвельта, причём там при этом тоже преследовалась цель занять на этих работах безработных.
В конструкцию автобанов были внесены все те элементы, которые стали непременной принадлежностью скоростных автодорог на многие десятилетия вперёд: две многополосные дороги с разделительной полосой между ними и остановочной полосой справа; разноуровневые развязки, специальные живописные площадки для отдыха путешествующих. Автобаны называли «Пирамидами Третьего рейха», люди из других стран приезжали полюбоваться на это творение инженерного искусства. К маю 1939г было построено около половины из запланированных 6900 км скоростных автодорог.
При этом большого хозяйственного значения автобаны Третьего рейха не имели, ибо массовой автомобилизации населения ещё не наступило. Отсутствовало у них и военное зачение, т.к. наиболее удобным способом перемещения армий в 30-е годы являлись железные дороги.
По подсчётам экономистов, уровень жизни немецких рабочих после 1933г не вырос по сравнению с периодом, предшествующим наступлению мирового экономического кризиса.
Однако нацистский режим нашёл пути завоевания популярности в среде трудящихся. Заменивший распущенные профсоюзы
"Немецкий трудовой фронт" реализовывал многочисленные программы, преследующие цель улучшения условий труда и отдыха рабочих.
В массовых масштабах на предприятиях производилось
озеленение, цеха оснащались большими, пропускающими больше света окнами, оборудовались душевые и столовые для рабочих, устраивались спортивные площадки.
Целью этих мероприятий являлось повышение престижа труда рабочих, формирование у них чувства радости и оптимизма.
Одним из важнейших достижений социальной политики нацистов стало развитие практики отдыха трудящихся. Вскоре после своего прихода к власти они увеличили минимальный годовой отпуск промышленного рабочего с 3 дней до 6 (для молодёжи -до 7), одновременно широко пропагандируя доступные отпускные путешествия и экскурсии. Этими вопросами ведала созданная в рамках ДАФ организация "сила через радость". Её деятельность отличала многогранность и быстрые видимые результаты. Так, считавшеся ранее уделом буржуазии виды спорта и активного отдыха становились доступными для рабочих. Например, это относится к парусному спорту и горным лыжам. Однонедельный курс занятий первым, включая услуги инструктора, стоил 50-60 марок. Вторыми (также включая инструктора, плюс проживание, питание, инвентарь и расходы на дорогу) - 23 марки. При этом средняя зарплата в Германии в это время составляла около 170 марок.
Цены для отпускников удерживались на доступном уровне за счёт многочисленных специальных скидок. Так, в железнодорожном вагоне третьего класса едущий в отпуск мог купить билет на 50-75% дешевле; аналогичная ценовая политика действовала и в отношении гостиниц и питания. При этом уровень комфорта намеренно снижался, чтобы сделать доступными для рабочих развлечения, которые в то время считались прерогативой лишь буржуазии и аристократии.
Наглядным примером этого может служить морской туризм. В этот, считавшийся самым элитным вид путешествий, нацисты с помощью "Силы через радость" также вознамерились вовлечь рабочих.
В результате недельный круиз на Мадейру, который стоил ок. 400 марок, в случае покупки путёвки в "Силе через радость", обходился немногим дороже 150. Пользовались популярностью и более доступны морские путешествия. За 55 марок можно было совершить пятидневное плавание в Норвегию, а ещё за более скромную сумму - однодневное на остров Гельголанд. Организовывались просветительские экскурсии в Венецию, Неаполь и Афины.
Первоначально для таких "вылазок" арендовались старые, плохо приспособленные суда: с душными спальными залами и самым примитивным санитарно-гигиеническим оборудованием. Затем 1 мая (этот день, в который рабочие разных стран проводили акции борьбы за свои права, в Третьем рейхе был объявлен государственным праздником -Днём национального труда) 1936г в Киле были заложены два современных лайнера-близнеца водоизмещением по 25 тыс. тонн: "Вильгльм Густлов" и "Роберт Лей". Однако их внутреннее устройство существенно отличалось от пассажирских лайнеров, строившихся в то время в других западных странах. Их интерьеры не поражали глаз изысканностью и роскошью; не было и деления кают по классам. Зато их вместимость была увеличена до 1600 пассажиров, которые, имея минимально необходимые удобства, могли путешестовать на этих кораблях за умеренную плату. В конце второй мировой войны, 30 января 1945г, "Вильгельм Гутлов" был потоплен советской подводной лодкой в бухте Данцига, когда был до отказа наполнен эвакуируемыми в Германию. Это стало крупнейшей по числу жертв морской катастрофой в истории.
Разумеется, не все рабочие могли себе позволить заграничный морской круиз. Однако номенклатура предлагаемых м путешествий была достаточно обширной, что называется, "на любой кошелёк". Так, можно было совершить однодневную просветительскую экскурсию в "немецкий Париж"-Лейпциг всего за 4,5 рейхсмарки, включая поезд, обед, план города и расписание работы выставок. "Сила через радость" также организовывала поездки рабочих на Байрейтский фестиваль музыки Вагнера. Недельное пребывание по этой льготной путёвке стоило 65 рейхсмарок и включало в себя три концерта, ночлег, питание.
О массовости распространения подобных туров свидетельствует следующая статистика: в 1934г в туристических путешествиях приняли участие 2,3 млн. жителей Германии, в 1935г - 3 млн, в 1936-м - 6 млн., в1937-м - 9 млн., а в 1938г - 10,3 млн.
Важной целью гитлеровской политики было установление классового мира между работниками и работодателями.
Законом об организации национального труда от 20 января 1934г на предприятиях вводился фюрерский принцип: предприниматель объявлялся "вождём", а рабочие считались его "дружиной". Стачки и локауты полностью исключались, а взаимоотношения работодателя и работников регулировались специально созданным государственным арбитражем.
В нацистском движении важное место занимал культ молодости. Поэтому воспитанию подрастающего поколения придавалось большое значение.
Центральная роль в решении этой задачи принадлежала организации "Гитлер-югенд", созданной в 1926г. После прихода нацистов к власти она сумела поглотить все другие молодёжные объединения консервативной и патриотической направленности, достигнув в своей сфере той же унификации, что отличала нацистов во всех областях.
Лидер "Гитлер-югенда" Бальдур фон Ширах в своей деятельности руководствовался принципом: молодые должны руководить молодыми. Это в полной мере относилось и к нему самому, ибо ключевую позицию в молодёжном движении он занял в 26-летнем возрасте. И в дальнейшем "Гитлер-югенду" удалось сохранить некоторую (очень, впрочем, относительную в условиях тоталитарного государства), автономию в окружении "взрослых" организаций Третьего рейха, строя свои отношения с ними на договорной основе. Это не могло не способствовать повышению престижа этой организации среди немецких подростков, более 90% которых состояли в ней в 1936г. Разумеется, эта массовость была следствием не свободной конкуренции за симпатии молодого поколения, а запретов альтернативных молодёжных организаций, последними из которых стали католические объединения, просуществовавшие до 1937г.
Но в "Гитлер-югенде" молодёжь находила много того, что искренне могло её увлечь. Это могли быть различные кружки и секции, где подростки знакомились со сложной техникой: мотоциклами, автомобилями, планерами, различными моделями. Или походы по незнакомым местам, помощь в поддержании общественного порядка, пребывание в загородных лагерях и т.д.
Попутно происходила индоктринация подростков идеями национал-социализма, которые искусно переплетались с обычными для подобных организаций патриотическими мотивами.
Если в отношении рабочих и молодёжи нацисты проводили активную, динамичную политику, то в отношении крестьян и женщин их политика была, напротив, подчёркнуто консервативной. Подобная линия вытекала из идеологии национал-социализма, его антимодернистской направленности.
Так, с самого своего прихода к власти гитлеровский режим последовательно выступал за вытеснение женщин из сферы экономики в сферу семейно-бытовую. По мнению новых руководителей Германии, роль женщины в государстве должна сводиться к двум функциям: хранительница домашнего очага и мать. Это убеждение резко противоречило сложившейся ко второй трети ХХ в. тенденции на эмансипацию женщин, предоставление им равноправия с мужчинами в экономике и общественной жизни. Однако подобный антифеминизм находил определённую поддержку в обществе, в т.ч. – и среди женщин.
Что касается политики в отношении крестьян, то в ней нацисты стремились отойти от рыночных принципов. 17 миллионов крестьянских хозяйств, объединённых в рамках "имперского продовольственного сословия", получили закон, согласно которому крестьянские дворы были объявлены неотчуждаемой собственностью, т.е. хозяева не могли их лишиться ни при каких обстоятельствах. Впоследствии правительством рейха неоднократно снижались налоги, которыми облагались крестьяне, регулировались цены на их продукцию и предпринимались другие протекционистские меры.
Оценивая социальную политику нацистского государства в 30-е годы, можно сказать, что в целом она была направлена на завоевание симпатий широких слоёв населения Германии и этих своих целей достигла. Вкупе с другими достижениями гитлеровского режима в этот период (прежде всего - в области внешней политики) это способствовало формированию "национальной общности" немцев, декларирование необходимости которой составляло важнейшую часть национально-социалистической пропаганды.
Можно признать, что социальное равенство и благополучие (реальное или обещанное в перспективе) для большинства немцев служили достаточной компенсацией утраты свободы.
А та практика "социального подкупа", в которую на деле превратилась социальная политика Третьего рейха, значительно снизила для режима необходимость террора, который носил в нацисткой Германии не столь массовый характер, как в большевистской России, и бы направлен, главным образом, против убежденных противников власти и "расово неполноценных" групп населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: