у кого есть срочные дела, покидает её и молится в одиночку. 15 глава




Этот хадис передали аль-Бухари 1965, Муслим 1103.

 

(1966). В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня, а вы делайте столько, сколько окажется вам по силам». Этот хадис передал аль-Бухари 1966.

 

 

ГЛАВА 33. О том, кто заставил своего брата прервать добровольный пост, дав клятву.

 

 

908 (1968). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку, да благословит его Аллах и приветствует. [1372] Когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду [1373] в поношенной одежде, он спросил её: “Что с тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого”. (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который принёс угощение для (Сальмана. Сальман) сказал: “Поешь”. (Абу-д-Дарда) сказал: “Поистине, я пощусь”. (Сальман) сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”»

(Абу Джухайфа) сказал: «И он поел, а когда настала ночь, [1374] Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): “Спи”, и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: “Спи”, а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь вставай”, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!” А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сальман сказал правду”». Этот хадис передал аль-Бухари 1968.

 

 

ГЛАВА 34. Пост в месяце ша’бан. [1375]

 

 

909 (1969). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

“Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение целого месяца, если не считать рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в ша’бане”. Этот хадис передали Ахмад 6/143, аль-Бухари 1969, 1970, Муслим 175, Абу Дауд 2426, 2427, ат-Тирмизи 737 и в «Шамаиль» 302 и 307, Ибн Абу Шейба 9855, а-Насаи 2662-2664.

 

910 (1970). Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ни в одном месяце пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не постился больше, чем в ша’бане, и бывало так, что он постился в течение всего ша’бана, [1376] и он часто говорил: “Беритесь за такие дела, которые вам по силам, ибо, поистине, Аллах не устанет, пока сами вы не устанете [1377] ”. Что же касается любимой молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то ею была такая молитва, что совершалась постоянно, даже если и была короткой, и если он (один раз) совершал какую-нибудь молитву, то потом обычно совершал её постоянно». Этот хадис передал аль-Бухари 1970.

 

 

ГЛАВА 35. О том, что говорилось относительно поста пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех периодов, когда он не постился.

 

 

911 (1973). Сообщается, что, когда Анаса, да будет доволен им Аллах, спросили о посте пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал:

«В какой бы месяц ни хотелось мне видеть его постящимся, я непременно видел его (постящимся), и то же самое случалось, когда я хотел видеть, что он не постится; и когда я хотел видеть, что он молится ночью, я видел, что он молится, и когда я хотел видеть его спящим, я видел его спящим. [1378] И я никогда не касался шелков, которые были бы мягче руки посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не вдыхал аромата мускуса или иных благовоний, который был бы приятнее запаха, исходившего от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передал аль-Бухари 1973.

 

 

ГЛАВА 36. Право тела во время поста.

 

 

912 (1975). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам”. Я сказал: “Да, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Не делай (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту”. [1379] Однако я настаивал, а потом был наказан за это [1380]. Я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, я чувствую в себе силу!” Он сказал: “Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!” Я спросил: “А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?” Он ответил: “Через день”».

А когда ‘Абдуллах состарился, он часто говорил: «О, если бы я принял разрешение пророка, да благословит его Аллах и приветствует!» Этот хадис передал аль-Бухари 1975.

 

 

ГЛАВА 37. Право семьи во время поста.

 

 

(1977). В другой версии (этого хадиса) сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тогда постись, как постился Дауд, мир ему, который всегда постился через день и не обращался в бегство, когда встречал (врага)”».

(‘Абдуллах) воскликнул: «Мне далеко до этого, о пророк Аллаха!» − (на что) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды сказал: «Вообще не постится тот, кто постится постоянно [1381] ». Этот хадис передали аль-Бухари 1977, Муслим 1159, ат-Тирмизи 770, ан-Насаи 4/214. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1120.

 

 

ГЛАВА 38. О том, кто пришёл к людям и не стал прерывать у них своего поста.

 

 

913 (1982). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл к Умм Суляйм [1382], которая подала ему финики и масло. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Вылейте ваше масло обратно в бурдюк, а финики высыпьте обратно в корзину, ибо, поистине, я пощусь”, а потом он (выбрал для себя) место в доме, встал там, совершил дополнительную молитву и обратился к Аллаху с мольбой благословить Умм Суляйм и её семью. (После этого) Умм Суляйм сказала: “О посланник Аллаха, у меня есть особая просьба”. Он спросил: “Какая?” Она сказала: “(Относительно) твоего слуги Анаса” [1383], и тогда он обратился к Аллаху с мольбами о ниспослании мне всех благ, не забыв ни о благах мира вечного, ни о благах мира этого и сказав: “О Аллах, надели его богатством и детьми и благослови его! /Аллахумма-рзук-ху малян ва валядан ва барик ля-ху!/” И, поистине, (ныне) я − один из богатейших ансаров, а моя дочь Умайна сказала мне, что ко времени появления Хаджжаджа [1384] в Басре было похоронено более ста двадцати моих потомков [1385] » [1386]. Этот хадис передали аль-Бухари 1982 и Ахмад в «Муснаде» 3/108.

 

 

ГЛАВА 39. Соблюдение поста в конце месяца.

 

 

914 (1983). Передают со слов ‘Имрана бин Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил одного человека: «О отец такого-то [1387], постился ли ты в конце этого месяца?» [1388] Этот человек сказал: «Нет, о посланник Аллаха». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Когда завершишь пост [1389], постись ещё два дня [1390] ».

В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Постись ещё два дня) в конце ша‘бана [1391] ». Этот хадис передал аль-Бухари 1983.

 

 

ГЛАВА 40. Соблюдение поста в пятницу.

 

 

915 (1984). Сообщается, что однажды Джабира, да будет доволен им Аллах, спросили:

«Запрещал ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдать пост в пятницу?» − и он сказал: «Да». [1392] Этот хадис передал аль-Бухари 1984.

 

916 (1986). Передают со слов Джувайрийи бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к ней в пятницу, когда она постилась, и спросил её: «Постилась ли ты вчера?» Она сказала: «Нет». Он спросил: «Намереваешься ли ты поститься завтра?» Она сказала: «Нет», (после чего) он велел: «Тогда прекращай пост». Этот хадис передал аль-Бухари 1986.

 

 

ГЛАВА 41. Можно ли выделять какие-нибудь дни (для соблюдения поста)?

 

 

917 (1987). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды её спросили:

«Выделял ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какой-нибудь день (для совершения дополнительных дел поклонения)?» Она сказала: «Нет, его дела отличались постоянством, а кто из вас сумеет выдержать то, что выдерживал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Этот хадис передал аль-Бухари 1987.

 

 

ГЛАВА 42. Соблюдение поста в дни ташрика [1393].

 

 

918 (1997, 1998). Передают, что ‘Аиша и Ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, говорили:

«Не разрешалось поститься в дни ташрика никому, кроме тех, кто не мог найти скота для жертвоприношения [1394] ». Этот хадис передал аль-Бухари 1997-1998.

 

 

ГЛАВА 43. Соблюдение поста в день ашуры. [1395]

 

 

919 (2003). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во времена джахилийи курайшиты постились в день ашуры и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то (не перестал) поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменён пост в рамадане, он перестал (поститься) в день ашуры [1396], и (с тех пор) кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого». Этот хадис передал аль-Бухари 2003.

 

920 (2004). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ашуры, он спросил (их): “Что это?” Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллах спас израильтян от их врага, и (поэтому) Муса стал соблюдать пост в этот день”. (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я имею на Мусу больше прав, чем вы!” [1397] − после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным». Этот хадис передали аль-Бухари 2004, Муслим 1130.

28. Книга о дополнительной молитве во время рамадана

 

 

ГЛАВА 1. Достоинство совершающего дополнительные ночные молитвы /саляват ат-таравих/ в рамадане.

 

 

921 (2012). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды поздно ночью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из дома) и стал молиться в мечети, а некоторые люди молились, следуя его примеру (и находясь позади него), наутро же эти люди стали рассказывать (об этом другим. На следующую ночь) их (в мечети) собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали (об этом другим). На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (из дома), он совершил молитву, и они помолились, следуя его примеру, на четвёртую же ночь мечеть уже не смогла вместить (всех желавших помолиться). А наутро пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на утреннюю молитву, по завершении которой он повернулся к людям, произнёс слова свидетельства и сказал: «А затем, поистине, (то, что вы) находились (здесь), не осталось скрытым от меня, но я побоялся, что (эта молитва) будет сделана для вас обязательной [1398], но вы не сможете её совершать!» А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, и всё осталось без изменений[1399].

 

 

29. Книга о достоинстве ночи предопределения

 

 

ГЛАВА 1. Следует ожидать наступления ночи предопределения / ляйлят аль-кадр / в последние семь ночей рамадана.

 

 

922 (2015). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) нескольким людям из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей (рамадана), и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт ночи предопределения, ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей)». Этот хадис передали Малик 1/320, от него Муслим1165, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 6/347. Так же его передали ат-Тайалиси 1888 и Ахмад 2/27, 62, 74, 157-158 по другому пути передачи. Так же Малик (14) передал похожий хадис от Наф’иа со слов Ибн ‘Умара.Так же его передали аль-Бухари 2015, Муслим и Ибн Хиббан 3667 от Малика. У Муслима есть другой путь передачи этого хадиса: один из них передал ад-Дарими 2/28 а второй – Ибн Хиббан 3668. Ещё один есть у Ибн Хузаймы 2182. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 5/131.

 

923 (2016). Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Мы неотлучно находились в мечети вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в течение второй декады рамадана, а утром двадцатого числа он вышел (из дома), обратился к нам с проповедью и сказал: “Поистине, мне было возвещено о ночи предопределения, а потом меня заставили забыть о ней [1400], но ждите её в одну из нечётных ночей последней декады (рамадана). И, поистине, я видел во сне, что совершаю земной поклон в воде и глине, пусть же тот, кто неотлучно находился в мечети вместе с посланником Аллаха [1401], вернётся (обратно)”, [1402] и мы вернулись. (В то время) мы не видели на небе ни облачка, но вдруг появились тучи и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале молитвы, и я увидел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает земные поклоны в воде и глине, и я увидел также следы, оставленные глиной на его лбу». См. также хадисы №№ 669, 813, 836, 2018, 2027, 2036, 2040.Этот хадис передали аль-Бухари 2016, Муслим 1167, Абу Дауд 894, ан-Насаи 2/208, Ибн Маджах 1766.

 

 

ГЛАВА 2. Ожидание ночи предопределения в одну из нечётных ночей последней декады (рамадана).

 

 

924 (2021). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ждите ночь предопределения в последние десять ночей рамадана(, когда) останется девять, или семь, или пять (ночей до конца месяца)». Этот хадис передали Ахмад 1/279, аль-Бухари 2021, 2022, Абу Дауд 1381, аль-Байхакъи 4/308.

 

925 (2022). В другой версии (этого хадиса), передаваемой со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Она (наступит) в одну из (последних) десяти (ночей рамадана) и будет либо одной из первых девяти, либо одной из последних семи (ночей последней декады месяца)».

 

 

ГЛАВА 3. (Совершение благих) дел в последние десять дней рамадана.

 

 

926 (2024). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Когда наступали (последние) десять (дней рамадана), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, потуже затягивал свой изар [1403], занимался по ночам делами поклонения и будил (членов) своей семьи [1404] ». Этот хадис передали Ахмад 6/40-41, аль-Бухари 2024, Муслим 1174, Абу Дауд 1376, ат-Тирмизи 796, ан-Насаи 1639, Ибн Маджах 1767, 1768.

30. Книга неотлучного пребывания в мечети [1405]

 

ГЛАВА 1. О неотлучном пребывании в мечети /и‘тикаф/ в течение десяти последних (дней рамадана) и о том, что оставаться [1406] можно в любой мечети.

 

 

927 (2026). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что в последние десять (дней) рамадана пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда неотлучно находился в мечети(, и это продолжалось) до тех пор, пока Аллах не упокоил его, а после него так же стали поступать и его жёны.

 

 

ГЛАВА 2. (Человек, который неотлучно находится в мечети / му’такиф /,) может заходить домой только по необходимости.

 

 

928 (2029). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Находясь в мечети, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просовывал ко мне свою голову, [1407] а я приводила её в порядок [1408], и когда он неотлучно оставался в мечети, то приходил домой только по необходимости [1409] ». Этот хадис передали аль-Бухари 2029, Муслим 297, Ибн Аби Шейба и Ахмад, аль-Байхакъи 4/320. Этот хадис приведён в «Сахих Абу Дауд» (2131-2132).

 

 

ГЛАВА 3. Пребывание в мечети (только) в ночное время.

 

 

929 (2032). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды ‘Умар, задавший пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вопрос, (среди прочего) сказал: «Ещё во времена джахилийи я дал обет провести ночь в Священной Мечети [1410] », [1411] (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Так выполни свой обет!» Этот хадис передали аль-Бухари 2032 и Муслим 1656.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2250.

 

ГЛАВА 4. Палатки в мечети.

 

 

930 (2034). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил провести определённое время в мечети, а когда он подошёл к тому месту, где хотел находиться, оказалось, что там уже было (несколько) палаток(, а именно): палатка ‘Аиши, палатка Хафсы и палатка Зайнаб.[1412] (Увидев их, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Считаете ли вы, [1413] что они сделали это из благочестия?» [1414] − после чего ушёл и не стал оставаться в мечети (в рамадане), но провёл там десять (дней) в шаввале.

 

 

ГЛАВА 5. Разрешается ли человеку, неотлучно находящемуся в мечети, дойти до её ворот в случае необходимости?

 

 

931 (2035). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сафиййи, да будет доволен ею Аллах, что однажды она пришла навестить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он неотлучно находился в мечети в последние десять (дней) рамадана. Поговорив с ним некоторое время, она поднялась, чтобы вернуться к себе, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся вместе с ней, чтобы проводить её. Когда она дошла до ворот мечети, находившихся у дверей Умм Саламы[1415], оказалось, что мимо проходили двое ансаров, которые поприветствовали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Не спешите! Это ведь Сафиййа бинт Хуйайй!» Они сказали: «Преславен Аллах /Субхана-Ллах/ [1416], о посланник Аллаха!» − и им было тяжело (слышать его слова). [1417] Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, шайтан (проникает) в человека, распространяясь в нём повсюду подобно крови, и, поистине, я побоялся, что он сможет заронить в ваши сердца что-нибудь (дурное)!» Этот хадис передали Ахмад 3/156, 285, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 1288, Муслим 2174, Абу Дауд 4719 со слов Анаса ибн Малика; Ахмад 6/337, аль-Бухари 2035, 2038, 2039, Муслим 2175, Абу Дауд 2470, 4994, Ибн Маджах 1779, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 3357 со слов Сафиййи. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1658, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 973.

 

 

ГЛАВА 6. Пребывание в мечети во второй декаде рамадана.

 

 

932 (2044). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Во время рамадана пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда неотлучно находился в мечети в течение десяти дней, а в год его смерти он провёл там двадцать дней».

31. Книга торговых сделок

 

ГЛАВА 1. О том, что содержится в словах Аллаха Всевышнего:

«А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха и поминайте Аллаха часто, чтобы вы могли преуспеть. (Однако) когда они видят(, что можно заняться) торговлей или (предаться) развлечениям, то расходятся(, устремляясь) к этому, и оставляют тебя стоящим. Скажи: “То, что у Аллаха, лучше развлечений и (лучше) торговли, а Аллах − лучший из дающих удел!”» (“Аль-Джум‘а”, 10 − 11).

 

 

933 (2048). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда мы приехали в Медину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратал меня с Са’дом бин ар-Раби’ и Са’д бин ар-Раби’ сказал (мне): “Поистине, я − самый богатый из ансаров и я отдам тебе половину того, что имею. И посмотри, какая из двух моих жён понравится тебе, и я уступлю её тебе, а когда закончится её срок [1418], ты женишься на ней”».

(Передатчик этого хадиса) сказал: «‘Абд ар-Рахман сказал: “Я не нуждаюсь в этом”, (и спросил): “Есть ли здесь рынок, где (люди занимаются) торговлей?” (Са’д) ответил: “(Есть) рынок кайнука [1419] ”. И ‘Абд ар-Рахман понёс туда сушёный творог и масло, после чего стал ходить туда постоянно, а уже через короткое время ‘Абд ар-Рахман явился с жёлтыми следами (от благовоний на теле [1420]), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Ты женился?” Он сказал: “Да”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “На ком?” Он ответил: “На одной женщине из ансаров”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “И сколько же ты отдал?” [1421] Он сказал: “Золото, равное по весу косточке [1422] ”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Тебе следует устроить угощение хотя бы из одной овцы”».

 

 

ГЛАВА 2. Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное.

 

 

934 (2051). Передают со слов ан-Ну’манa бин Башира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное. Отказавшийся от того, что может (только) показаться ему греховным, станет ещё решительнее отказываться от того, греховность чего будет для него очевидной, а осмеливающийся на то, что может внушать ему подозрения в своей греховности, близок и к тому, чтобы совершить явно (греховное). Прегрешения являются заповедным местом Аллаха, а тот, кто пасёт (свой скот) вокруг заповедника, (всегда) близок к тому, чтобы оказаться (на его земле)». Этот хадис передали аль-Бухари 52 и Муслим 1599.

 

ГЛАВА 3. Толкование сомнительного.

 

 

935 (2053). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(В своё время) ‘Утба бин Абу Ваккас дал своему брату, Са’ду бин Абу Ваккасу, да будет доволен им Аллах, поручение, сказав: “Сын рабыни(, хозяином которой является) Зам’а, (рождён) от меня, возьми же его (под свою опеку)”. И в год завоевания Мекки Са’д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, взял его и сказал: “(Это −) сын моего брата, поручившего мне (взять его)”. Тогда ‘Абд бин Зам’а встал и сказал: “(Это −) мой брат и сын рабыни моего отца, рождённый на его постели”, после чего оба они отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Са’д сказал: “О посланник Аллаха, (это −) сын моего брата, который поручил мне забрать его”, а ‘Абд бин Зам’а сказал: “(Это −) мой брат и сын рабыни моего отца, рождённый на его постели”. (Выслушав их,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он твой, о ‘Абд бин Зам’а”, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ребёнок принадлежит постели [1423] а прелюбодею − камень [1424]!” И потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своей жене, Сауде бинт Зам’а: “Закрывайся от него”, так как он увидел, что (юноша действительно) похож на ‘Утбу [1425], и тот до самой своей смерти больше не увидел её». Этот хадис передали аль-Бухари 2053 и Муслим 1457.

 

 

ГЛАВА 4. О том, кто не считал, что опасения и тому подобные вещи имеют отношение к сомнительному.

 

 

936 (2057). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) люди сказали:

«О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет [1426] ». (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха и ешьте его».

 

 

ГЛАВА 5. О человеке, который не заботится о том, как ему достаются деньги. [1427]

 

 

937 (2059). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Настанет для людей (такое) время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то (богатство), которое он станет приобретать».

 

 

ГЛАВА 6. Торговля тканями и прочими товарами.

 

 

938 (2060, 2061). Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб и Зайд бин Аркам, да будет доволен Аллах ими обоими, говорили:

«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы были купцами, и (однажды) мы спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об обмене [1428], (на что) он сказал: “Если (деньги передаются) из рук в руки, то в этом нет ничего дурного, откладывать же (расчёт) [1429] не годится”».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: