Класс урок 06.04.2020 г.
Тема урока: «Дикие пушные звери»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: формирование знаний о хищных пушных зверях
Задачи:
образовательные – познакомить обучающихся с внешним видом, местами обитания, питанием, способами охоты и значением пушных зверей;
коррекционные – развитие наблюдательности, устной речи, памяти, внимания, мышления, техники чтения, интереса к предмету, развивать положительную мотивацию к учёбе;
воспитательные – воспитывать правильное отношение к дикой природе и её охране, бережному и рациональному использованию природных ресурсов, воспитывать сознательную дисциплину, а также воспитывать аккуратное отношение при работе с тетрадью, учебником, раздаточным материалом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, наборные полотна «Насекомые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие», карточка со словарным словом, таблица «Пушные звери», план описания пушных зверей, открытки животных разных классов, схемы «Строение черепа и зубов: грызунов, зайцеобразных и хищных млекопитающих», шкурки пушных зверей, магниты, учебник, тетрадь.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
- Подготовка к усвоению новых знаний.
- Усвоение новых знаний.
- Проверка понимания нового материала.
- Закрепление нового материала. Вывод.
- Информация о домашнем задании.
- Итоги. Оценки за урок. Благодарность за работу.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим пройденный материал о классах животных и назовём представителей каждого класса, вспомним их основные признаки и классификацию животных. А также в продолжении изучении отряда хищников, познакомимся с хищными пушными животными.
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Фронтальная работа.
- Какой класс животных мы изучаем? (млекопитающие)
- Почему этот класс животных получил такое название?
- Вспомним, какие классы животных мы с вами изучили? Учащиеся называют, и учитель выставляет наборное полотно вдоль доски. (Насекомые, Рыбы, Земноводные (Амфибии), Пресмыкающиеся (Рептилии), Птицы) Учитель выкладывает названия классов животных на парте.
- По цепочке назовите представителей каждого класса животных.
Индивидуальные задания
1 уч-ся. Распределить по классам – общие признаки животных.
2 уч-ся. Разобрать по классам – открытки с изображением животных разных классов.
Пока учащиеся выполняют задания, с классом продолжается фронтальная работа.
- Вспомним общие признаки млекопитающих (наборное полотно вывешивается на доску)
- Какие отряды млекопитающих мы изучили? (грызуны, зайцеобразные, хищники)
- Какие семейства среди хищников вы знаете? (собачьи, медвежьи, кошачьи)
- Приведите примеры представителей грызунов? (ондатра, шиншилла, (нутрия, капибара, суслик, сурок, тушканчик, лемминг, бурундук, морская свинка, хомяк, дикобраз, соня и др.) Зайцеобразных? (пищуха) Медвежьих? Собачьих или волчьих? Кошачьих?
- Чем питаются грызуны? Зайцеобразные? Хищники?
В соответствии с типом питания эти животные имеют отличия в строение черепа и зубов, а также в строение пищеварительной системы.
- Пользуясь схемами, объясните, чем отличаются строение черепа и зубов этих отрядов животных?
- Каковы особенности пищеварительных органов хищников по сравнению с растительноядными млекопитающими? (Хищники – короткий кишечник, т.к. животная пища питательна и легко переваривается, а у растительноядных – длинный кишечник, т.к. пища долго переваривается и потребляется в большом количестве)
Проверка индивидуальных заданий.
Подготовка к усвоению новых знаний.
Хорошо повторили пройденный материал, и мы имеем базу знаний для дальнейшего изучения класса Млекопитающие, отряда Хищные и сегодня познакомимся с хищными пушными зверями (Сем. Куньи).
Открываем тетради и записываем новую тему урока «Хищные пушные звери»
Опорой для нас будет следующий план (вывешиваю на доску)
План: 1. Внешний вид, окраска. 2. Места обитания. 3. Питание. 4. Выведение потомства. 5. Способы охоты.
Усвоение новых знаний.
Из курса географии 7 класса давайте вспомним:
- Каких животных называют «пушными»? (животные, имеющие ценный мех, который человек использует для пошива разных изделий)
Если более точно, то мы говорим о пушнине – шкуры диких и разводимых в неволе зверей, идущих на мех, меховой товар. Это новое словарное слово.
Определение записываем в тетрадь.
- Назовите известных вам пушных зверей из отряда Грызунов (белка, бобр, нутрия, ондатра, шиншилла), отряда Зайцеобразных (кролики), отряда Хищных (волк, медведь, рысь).
Заполняем в тетради таблицу.
Грызуны | Зайцеобразные | Хищные |
Белка Бобр Нутрия Ондатра | Кролики | Волк Медведь Рысь - Соболь - Куница - Норка - Лисица |
Познавательная физкультминутка. Я предлагаю вам подойти к столу, на котором представлены шкурки пушных зверей и попытаться определить самостоятельно, где чей мех.
Последний столбик мы продолжим заполнять после знакомства с другими пушными зверями. Опираясь на план, мы познакомимся с такими представителями пушных зверей, мех которых представляет особую ценность это: соболь, куница, норка и лисица.
Итак, внимание на экран.
Житель равнинной и горной тайги. Живёт он в гнёздах и временных убежищах, которые устраивает в дуплах и под корнями деревьев, в пустотах между камнями. Одним гнездом может пользоваться несколько лет. Основная пища – мелкие грызуны, а также кедровые орехи, плоды рябины, шиповника, разные ягоды. Размножаются соболя в весенний период. Самка рожает от 3 до 7 детёнышей и кормит их до 2-х месяцев. Живут 10 – 12 (20 лет). Пищу добывает на земле, зимой нередко под снегом. Запись в тетрадь. Соболь
Куница
1. Внешний вид, окраска. Зверек средних размеров со стройным и гибким телом, длинным пушистым хвостом, короткими лапами и широкой, но короткой мордочкой; Окраска зимнего меха темно-бурая, более интенсивная на верхней части тела и более светлая с палевым оттенком на брюшке. На горле и нижней части шеи располагается желтое пятно, за что куницу нередко называют желтодушкой. 2. Места обитания. Распространена на севере и в центре европейской части нашей страны, на Кавказе и в западной части Сибири. Лесная куница живет в старых хвойных, лиственных и смешанных лесах, с обилием дуплистых деревьев и буреломом. 3. Питание. Питается животное мышевидными грызунами, зайцами, птицами; по берегам рек и озер ловит и поедает лягушек, ужей. Летом дополнительным кормом ей служат насекомые, ягоды, плоды диких груш и яблонь. 4. Выведение потомства. Весной лесная куница размножается. Самка обычно приносит 3-4 слепых, голых, беспомощных детеныша, которые через две недели покрываются темным мехом, а через месяц становятся зрячими. В конце лета детеныши куницы покидают гнездо и живут самостоятельно. 5. Способы охоты. Куница легко и быстро влезает на совершенно отвесные стволы деревьев, ловко прыгает с дерева на дерево. Длинный хвост служит рулем при прыжках с ветки на ветку, что позволяет ей успешно преследовать белку, за которой она прыгает и на землю, пользуясь при этом хвостом, как парашютом.
Запись в тетрадь. Куница
Норка Учебник стр. 166 – чтение вслух по цепочке.
Запись в тетрадь. Норка
Лисица Учебник стр. 167 – самостоятельное чтение и ответ по пунктам плана.
Запись в тетрадь. Лисица.
5. Проверка понимания нового материала.
Перед вами фотографии изученных пушных зверей. По одному учащиеся подходят к доске и мелом подписывают названия животных под фото.
Все эти животные имеют ценный пушной мех. Вернёмся к определению «пушнина». Я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН к этому слову.
Закрепление нового материала. Выводы.
Я прошу снова подойти к столу и попытаться определить шкурки вновь изученных животных (соболь, куница, норка, лисица и…… енот)
Слайд 15. Рейтинг самых дорогих мехов.
11. Енот. 10. Бобр. 9. Чёрно-бурая лисица. 8. Горностай. 7. Песец. 6. Куница. 5. Норка. 4. Шиншилла. 3. Рысь. 2. Соболь. 1. Викунья.
Вывод: Итак, сегодня на уроке мы закрепили наши знания о классах животных и их признаках, отрядах и семействах и познакомились с хищными пушными дикими зверями, используя план. На следующем уроке мы продолжим разговор о пушных зверях и остановимся более подробно на разведении этих ценных животных на зверофермах.