Раздел 1. «Природа осенью»
Тема занятия: Что такое опыт? Опытническая работа.
Цель занятия: познакомить учащихся с понятием опыт, как методом исследования, с видами опытов, алгоритмом выполнения опытнических работ.
Конспект занятия:
Одним из доступных способов изучения окружающего мира является опыт.
Опыт представляет собой метод исследования, в ходе которого искусственно создаются условия, позволяющие ответить на исследуемый вопрос, получить новые знания.
Целью опытнической работы является приобщение детей к исследовательской деятельности.
Методика проведения опытов.
Этапы организации опытов.
1. Подготовительный этап: отбор материала педагогом, нужного для проведения опыта, проверка оборудования, предварительное проведение опыта (определение его длительности). Проведение инструктаж. Педагог на доске фиксирует тему, цель опыта, план проведения и оформления результатов, выдвигается предположение.
2. Основной этап: опыт проводится в зависимости от подготовленности учащихся, коллективно, поэтапно, с проверкой со стороны педагога или самостоятельно (по алгоритму); начинается с формулировки цели, определения конкретной задачи, описания оборудования, материалов, условий проведения, поэтапное выполнение с фиксацией результатов.
3. Заключительный этап — анализ полученных результатов: повтор целей опыта, материалов, оборудования, последовательности выполняемых этапов, самостоятельный выводов и теоретическое обоснование (необходимо добиваться от ребенка связного рассказа). Учитывается связь результатов опыта с процессами в природе, жизнью человека.
Алгоритм проведения опытов:
|
1. Цель (что хотим узнать?)
2. Гипотеза (как ты думаешь, что получится?)
3. Необходимые материалы
4. Последовательность действий
5. Предполагаемые результаты.
Фиксация результатов практического исследования (опыта) или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности.
Способы фиксация результатов опытов:
1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи.
2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования.
3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с младшими школьниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов.
Примеры способов фиксации результатов опытов:
-Графический способ (педагог готовит заранее карточки):
«Материал впитывает воду - не впитывает воду»
-Ментальный: дети рассказывают, опираясь на схему:
гипотеза-опыт-результат (мы предположили, что ……..? Чтобы проверить, мы………, и выяснили, что…….. У нас получилось (вывод)……»
- Практический: самостоятельно фиксирует результаты экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием.