Трифонов Игорь Андреевич




Вершина немецкой классической философии

Георг Гегель: познание.

Философия Гегеля: Основы.

Философия Абсолюта.

Трифонов Игорь Андреевич

Руководитель: Никифорова Т.В., преподаватель

ГБПОУ «СЭК»

 

 

Георг Фридрих Вильгельм Гегель - один из создателей немецкой классической философии, основанной на законах абсолютного духа и диалекта. Мыслитель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье чиновника, которыйработал секретарём при казначействе.

Во время обучения в Тюбингенском институте Георг заинтересовался трудами философов. Первым результатом упорных занятий стала степень магистра философских наук, достигнутая в 20 лет. Несмотря на то, что служба в церкви его не привлекала, также изучал богословие, отпечаток которого можно увидеть в философии мыслителя.

После окончания института, работая домашним учителем, все свое свободное время проводил за сочинениями И.Канта и И.Фихте. Затем в 1801-1807 гг. Гегель читал лекции в Йенском университете. В должности экстраординарный профессор написал одну из самых знаменитых своих работ "Феноменология духа". Далее последовала попытка поработать редактором газет, но это оставило не очень хорошее впечатление, Георг считал это каторгой. В последствии по приглашению устроился в Нюрнбергскую гимназию. Брак с Еленой (Мария Елена Сузанна фон Тухер) оказал огромное влияние на его жизнь. Издается фундаментальный труд "Наука логики". В 1816 году получил приглашения от трех университетов, проработав 2 года в Гельдерберга и перебрался в Берлин.

К 20-м гг. XX века популярность Георга выросла, гегелевское направление начало становиться государственной идеологией. В 1821 он выпустил новую работу «Философия права», получив награду от монарха за достойную службу государству. В августе покинул Берлин из-за вспышки холеры, но вскоре вернулся. Инфекционное заболевание привело к его гибели.

Несомненно, Гегель был и будет актуальным философом. Рассмотрим основные положения его идеи:

1.Наука должна строиться на логических основаниях, доказательствах, которые идут в строгом порядке.

2.Между вещами и явлениями есть и будут сложные связи. Диалектика - основа мировоззрения, инструмент познания мироздания.

3.Теология - устройство на основе разумной системы. Теология - представление о боге, его мнении о мире, изучение философии.

4.Онтологическая суть идей и философии. Онтология – изучение основных видов и свойств бытия.

Следовательно, учение немецкого философа охватывает все сферы познания и мышления (философию права и логики). К тому же, К. Маркс и Ф.Энгельс "перевернули" первоначальную идею немецкого диалекта и взяли данные положения в основу марксизма, что привило к развитию социализма и коммунизма.

Стоит отметить, что Гегель – идеалист. Это означает, что источником всей действительности является не материя и природа, а "абсолютный дух". Это метод восхождения абстрактного к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельного абстрактного понятия. Оно в гегелевской философии значит категорию, которая воспроизводит весь этот процесс развития и истории. "Понятие исторично" - утверждал мыслитель.

Выделяется три этапа развития "Абсолютной идеи":

1. Идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. "Наука Логики".

2. Идея переходит в противоположности, находя себя в материальном мире – природе. "Философия Природы".

3. Полное совпадение "мирового разума", тождество идеи и мира, абсолютное знамя.

Метод восхождения абстрактного к конкретному.

Говоря о третьем этапе, тождество – это равенство предмета или явления, то есть 1=1 или 2-1=1. Существует так же двойное отрицание Гегеля. (вспомним 8-9 класс, информатику. Логика истины и не истины)
Возьмем, например человека (далее чел.). Если появляется логическое отрицание, следовательно, мы получаем "не-чел.".
В таком случае "не-чел."(как объявленное отрицание) противопоставляется полученному "не-чел.". То есть отрицание переходит в истину, и мы возвращаемся к исходной позиции "чел". В этом и состоит суть диалектики Гегеля - возвращения объекта к старому виду, но уже в высшей степени.

Диалект является одним из основных достижений философии мыслителя. Существует три главных закона немецкого диалекта:

1. Переход количества изменений в качественные и некачественные. Качество в философии Гегеля, является тождеством бытия. Именно это делает предмет предметом и тем, чем он является.

2. Закон о двойном отрицании.

3. Закон тождества. Либо единство, либо борьба противоположностей. О тождестве, которое указано выше, стоит добавить такую категорию, как "Различие". Это неравенство предметов или самому себе, то, что не делает нас равными.

Подводя итог вышесказанному, считаю, что Гегель - величайший философ, вершина классической немецкой философии, который брал в основу философию Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте.

Нельзя сказать, что философия Гегеля совершенна. Дело в том, что она напрямую связана с идеализмом, где на первом месте – разум и дух, а не природа и материя. В этом его главный минус - религия.
Стоит обратиться к критике немецких философов К. Маркса и Ф. Энгельса, дающим начало марксисткой теории. Карл говорил: "Диалект Гегеля стоит на голове, нужно его поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно". Если вникнуть, можно увидеть словосочетание "мистическая оболочка". Скорее всего Маркс под данным понятием имел в виду идеализм, веру в бога и «абсолютную идею». Таким образом, диалектика Маркса, как и гегелевская, выражает законы развития природы и общества, а главный принцип марксистского диалекта - бесконечное развитие. У Гегеля все кончается на принятии самопознания.

"Гегель видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так надо было же ему на чем-то закончить эту систему"- комментировал Ф. Энгельс. Один из создателей марксисткой теории говорил: "Мы с Марксом были едва ли не единственными людьми, поставившими себе задачу спасти" (от разгрома идеализма и гегельянства в том числе) "сознательную диалектику и перевести ее в материалистическое понимание природы". "Природа есть подтверждение диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это подтверждение необыкновенно богатое". Энгельс принимает основную мысль философии Гегеля о совокупности сложных процессов и связей и выводит следующий вердикт: "Но одно дело признавать ее на словах, другое дело — применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования". Таким образом, диалект философа - величайшее приобретение классической немецкой философии, но в то же время не лишено недостатков.

Подводя итоги, можно утверждать, что Георг Фридрих Вильгельм Гегель - великий мыслитель, основатель «абсолютного духа», вложил большой вклад в немецкую классическую философию и марксистское течение. В его учении затрагивались различные сферы жизни - психология, история, государство. Главным достижением становится диалект. Также Гегель первым представил весь материальный и духовный мир в виде процесса, создав тем самым неформальную логику - диалектическую.

 

Литература

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Вильнюс: Минтис, 1985. 29 с.

2. Труфанов С.Н. «Наука Логики» Гегеля в доступном изложении. Самара: Изд-во Парус, 1999. 192 с.

3. Труфанов С.Н. Классическое учение Вильгельма Гегеля о человеке: о теле, душе, сознании, самосознании, разуме, интеллекте, воле, свободе. Саарбрюкен, Изд-во LAP, 2011. 204 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: