и укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов). 2 глава




Аллах Всевышний сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом» (“Победа”, 18).

 

 

1212 (2958). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «На следующий год [1890] мы вернулись, и не нашлось среди нас двоих, которые могли бы указать на то дерево, под которым мы давали клятву [1891], что было проявлением милости Аллаха». [1892] Его спросили: «В чём же (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) предложил вам поклясться? В (том, что вы будете стоять) насмерть?» Он сказал: «Нет, в (том, что мы будем проявлять) терпение».

 

1213 (2959). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что во время битвы на харре[1893] кто-то подошёл к нему и сказал: «Поистине, Ибн Ханзаля призывает людей поклясться в (том, что они будут сражаться) насмерть». (На это ‘Абдуллах бин Зайд, да будет доволен им Аллах,) сказал: «После (смерти) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я уже никому не стану клясться в этом».

 

1214 (2960). Сообщается, что Салама (бин аль-Аква‘), да будет доволен им Аллах, сказал: «Я принёс пророку, да благословит его Аллах и приветствует, клятву, (угодную Аллаху,) а потом укрылся в тени дерева, когда же количество людей(, находившихся вокруг него,) уменьшилось, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “О Ибн аль-Аква‘, а разве ты не поклянёшься (мне)?” Я сказал: “Я ведь уже поклялся, о посланник Аллаха!” Он сказал: “(Поклянись) ещё!”[1894] − и я снова поклялся (ему)”».

Люди спросили (Саламу): «О Абу Муслим, в чём же вы клялись ему в тот день?» Он ответил: «(В том, что будем стоять) насмерть».

 

1215 (2962, 2963). Сообщается, что Муджаши‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мы вместе с моим братом пришли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, которому я сказал: “Прими у нас клятву в том, что мы совершим хиджру”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Время) хиджры прошло”.[1895] Я спросил: “Так в чём же нам поклясться (тебе)?” Он сказал: “В (том, что вы будете исповедовать) ислам и (принимать участие в) джихаде”».

 

 

ГЛАВА 53. Правитель должен требовать от людей (выполнения) лишь того, что они в состоянии (делать).

 

 

1216 (2964). Сообщается, что (однажды) Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Сегодня ко мне пришёл один человек и задал мне такой вопрос, ответа на который я не знал. Он сказал: “Скажи мне, а что если хорошо снаряжённый и энергичный человек отправится в военный поход вместе с нашими начальниками и станет приказывать нам то, выполнение чего окажется нам не под силу?” [1896] Я сказал: “Клянусь Аллахом, не знаю, что и сказать тебе, кроме того, что, когда мы были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ему стоило приказать что-нибудь лишь один раз, и мы выполняли это. Поистине, с любым из вас всё будет в порядке до тех пор, пока он будет бояться Аллаха, если же у кого-то возникнут сомнения относительно (законности) чего-либо [1897], (пусть) спросит (об этом) того, кто (сможет дать ему такой ответ, который) избавит его (от сомнений), однако скоро уже настанет такое время, когда вы не сможете находить (таких людей). Клянусь Тем, помимо Кого нет иного бога, поистине, (думая о) том, что в этой жизни уже прошло (и что осталось), я (могу сравнить это) лишь с прудом, чистая вода которого исчезла, а осталась одна только муть!”»

 

 

ГЛАВА 54. Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не начинал сражение спозаранку, он откладывал его до тех пор, пока солнце не начинало клониться к закату.

 

 

1217 (2965, 2966). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда в один из дней посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повстречал врагов[1898], он ждал, пока солнце не стало клониться к закату[1899], а потом встал среди людей и обратился (к ним с такими словами): «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха об избавлении[1900], но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что рай находится в тени (ваших) мечей!» Затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «О Аллах, ниспосылающий Книгу, приводящий в движение облака, победивший союзные племена[1901], разбей их и приведи нас к победе над ними! /Аллахумма, мунзиля-ль-китаби, ва муджрийа-с-сахаби ва хазима-ль-ахзаби-хзим-хум ва-нсур-на ‘аляй-хим!/»

ГЛАВА 55. О том, что было сказано относительно знамени пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

1218 (2976). Сообщается, что (однажды) аль-‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал аз-Зубайру, да будет доволен им Аллах: «Вот здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел тебе водрузить (его) знамя».

ГЛАВА 56. Наёмный работник.

1219 (2973). Сообщается, что Йа‘ля бин Умаййа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я принимал участие в походе на Табук вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и дал верблюда (другому)[1902], что я считаю одним из лучших своих дел[1903]. И я нанял работника[1904], который подрался с каким-то человеком, и один из них укусил другого (за руку, а укушенный) вырвал руку из его рта вместе с передним зубом укусившего. (После этого человек, лишившийся зуба,) явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (с жалобой,) но он не удовлетворил (его просьбу)[1905] и воскликнул: “Что же, теперь ты должен дать ему свою руку, чтобы он укусил её подобно тому, как это делает верблюд?”»

 

ГЛАВА 57. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Мне была оказана помощь страхом(, который охватил сердца моих врагов, живущих[1906] от меня) на расстоянии месяца пути», и слова Всемогущего и Великого Аллаха: «И Мы внушим страх сердцам тех, которые не уверовали, за то, что наряду с Аллахом они поклонялись тому, относительно чего Он не ниспосылал никаких доводов» (“Семейство ‘Имрана”, 151).

 

 

1220 (2977). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я был направлен (к людям) с краткими словами, в которые вкладывается много смысла, и мне была оказана помощь страхом, (который охватил сердца моих врагов, живущих от меня на расстоянии месяца пути,) [1907] а когда я спал, мне принесли ключи от сокровищниц земли и вложили их мне в руку».

Абу Хурайра сказал: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ушёл, а вы извлекаете (эти сокровища)». [1908] Этот хадис передал аль-Бухари 2977 и Муслим 523, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 139.

 

 

ГЛАВА 58. Наличие припасов во время военного похода и слова Всемогущего и Великого Аллаха: «И делайте запасы (в дорогу), а лучшим запасом является богобоязненность» (“Корова”, 197).

1221 (2979). Сообщается, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил переселиться в Медину, я приготовила ему еду на дорогу в доме Абу Бакра, (однако) я (никак) не могла найти ничего, чтобы перевязать этим его съестные припасы и бурдюк с водой, и я сказала Абу Бакру: “Клянусь Аллахом, я не могу найти ничего, кроме своего пояса, чтобы перевязать (припасы)!” Он сказал: “Так разорви его на две части и перевяжи одной (из них) бурдюк, а другой − еду”, и я так и сделала».

(Передатчик этого хадиса сказал): «И поэтому её прозвали “обладательницей двух поясов /зат ан-нитакейн/”».

ГЛАВА 59. Двое верхом на одном осле.

1222 (2987). Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел верхом на осла, седло которого было покрыто ворсистой тканью, а позади него уселся Усама.

1223 (2988). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в день овладения Меккой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к городу со стороны его верхней части. Он ехал верхом на своей верблюдице, позади него сидел Усама бин Зайд, а Билял и ‘Усман бин Тальха, один из служителей (Каабы)[1909], сопровождали его, пока он не опустил (свою верблюдицу) на колени на (территории) мечети, где велел (Тальхе) принести ключи (от храма. Когда Тальха) открыл (двери,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с Усамой, Билялом и ‘Усманом вошёл внутрь в дневное время и долго оставался там. Потом он вышел, после чего люди поспешили (к Каабе), и первым из вошедших туда был ‘Абдуллах бин ‘Умар. За воротами он увидел стоявшего Биляла, которого спросил: “Где совершил молитву посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?” − и (Билял) показал ему место, где молился (пророк, да благословит его Аллах и приветствует). ‘Абдуллах (бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал: «И я забыл спросить его, сколько земных поклонов он совершил».

ГЛАВА 60. Нежелательность поездок на вражескую территорию со свитками Корана.[1910]

1224 (2990). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ездить на земли, принадлежащие врагам (мусульман, со свитками) Корана.

ГЛАВА 61. О том случае, когда повышать голос при произнесении слов “Аллах велик” нежелательно.

1225 (2992). Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Подъезжая к какому-нибудь вади вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,[1911] мы громко произносили слова “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллаху/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”, но (через некоторое время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О люди, пожалейте себя[1912], ведь взываете вы не к глухому и не к отсутствующему! Поистине, Он с вами, и Он − Слышащий, Близкий! Благословенно имя Его и высоко величие Его!”»

 

 

ГЛАВА 62. Произнесение слов “Преславен Аллах! /Субхана-Ллах!/” при спуске в вади.

 

 

1226 (2993). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Поднимаясь (в гору), мы говорили: “Аллах велик”, а когда спускались (в вади), говорили: “Преславен Аллах!”»

 

 

ГЛАВА 63. Находящемуся в пути записывается то, что он обычно делал дома.

 

1227 (2996). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым”». [1913] Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари 2996. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 799.

 

 

ГЛАВА 64. Путешествие в одиночестве.

 

 

1228 (2998). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если бы люди знали о (поездках) в одиночестве то, что известно мне, ни один всадник не пускался бы ночью в путь в одиночку». Этот хадис передали аль-Бухари 2998, ат-Тирмизи 1/314, ад-Дарими 2/289, Ибн Маджах 3768, Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 1970, аль-Хаким 2/101, Ахмад 2/23, 24, 86, 120, аль-Байхакъи 5/257, Ибн ‘Асакир 2/89/18. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 1/90.

 

 

ГЛАВА 65. (Участие в) джихаде с разрешения родителей.

 

 

1229 (3004). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и попросил у него разрешения принять участие в джихаде. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А живы ли твои родители?” (Этот человек) сказал: “Да”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Так отдавай все свои силы / джахид / [1914] им!”» Этот хадис передали аль-Бухари 3004 и в «Адаб аль-Муфрад» 20, Муслим 2549, Абу Дауд 2529, ат-Тирмизи 1671, ан-Насаи 6/10, Ибн Абу Шейба 34142, аль-Байхакъи 9/25, ат-Тайалиси 2254, Ахмад 2/165. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4275, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2480, «аль-Ирваъ» 1199, «Мишкат аль-Масабих» 3817.

 

 

ГЛАВА 66. О том, что было сказано относительно подвешивания на шеи верблюдов колокольчиков и прочих вещей.

 

 

1230 (3005). Передают со слов Абу Башира аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что, когда он сопровождал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одной из его поездок и люди уже устроились на ночлег, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил к ним (своего) посланца(, чтобы тот передал им его слова): «Пусть на шее верблюда не останется ни одной повязки из сухожилий (или: повязки)». [1915]

 

 

ГЛАВА 67. Может ли зачисленный в войско мужчина получить освобождение в связи с тем, что его жена отправилась в хаджж, или по иной уважительной причине?

 

 

1231 (3006). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ни в коем случае не следует мужчине оставаться наедине с (посторонней) женщиной и ни в коем случае не следует женщине пускаться в путь без сопровождения близкого родственника!» [1916] (Услышав эти слова,) один человек поднялся (со своего места) и сказал: «О посланник Аллаха, я зачислен (в войско для участия) в таком-то походе, а моя жена (собралась) отправиться в хаджж». (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Отправляйся в хаджж вместе со своей женой». Этот хадис передали аль-Бухари 3006 и Муслим 1341.

 

ГЛАВА 68. Пленники в цепях.

1232 (3010). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах подивится людям, которые войдут в рай в цепях».[1917]

 

ГЛАВА 69. (Допустимо ли нападать) на спящих (врагов, в результате чего могут случайно) пострадать дети?

 

 

1233 (3012). Сообщается, что ас-Са‘б бин Джассама, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который проходил мимо меня в Абве (или: в Ваддане), спросили(, допустимо ли нападать на) спящих многобожников, в результате чего могут пострадать их женщины и дети(, на что) он ответил: “Они принадлежат к их числу”. (Кроме того,) я слышал, как он сказал: “Заповедным может являться лишь то, что принадлежит Аллаху и Его посланнику”».[1918]

ГЛАВА 70. Убийство детей на войне.

1234 (3014). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда во время одного из военных походов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была найдена убитая женщина, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выразил своё порицание убиению женщин и детей[1919].

 

 

ГЛАВА 71. Никого не следует подвергать наказанию Аллаха.

 

 

1235 (3017). Сообщается, что, узнав о том, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сжёг каких-то людей[1920], Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(На его месте) я не стал бы сжигать их, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Никого) не подвергайте наказанию Аллаха”. Я (просто) убил бы их, о чём пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так: “(Если мусульманин) поменяет свою религию, убейте его”». Этот хадис передали Ахмад 1/217, аль-Бухари 3017, 6922, Абу Дауд 4351, ат-Тирмизи 1458, ан-Насаи 7/104 и в «Сунан аль-Кубра» 3523, Ибн Маджах 2535, Ибн Хиббан 5606, Ибн Абу Шейба 29614, аль-Байхакъи 8/195, ат-Табарани 11835, ад-Дара Къутни 3246, ат-Тайалиси 2689, Абу Йа’ля 2532, аль-Хаким 3/620, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям аль-Бухари» и с ним согласился аз-Захаби. См. «Сильсиля ас-Сахиха 1/798, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6125, «аль-Ирваъ» 2471.

 

 

ГЛАВА 72.

 

 

1236 (3019). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Как-то раз) муравей укусил одного из пророков, и он велел сжечь муравейник, и Аллах ниспослал ему откровение: “Неужели из-за того, что тебя укусил муравей, ты сжёг одну из общин, прославлявшую (Аллаха)?”»

ГЛАВА 73. Сжигание домов и пальм.

1237 (3020). Сообщается, что Джарир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халясы?” Так назывался дом(, где было капище идолов, находившееся на землях племени) хас‘ам и именовавшееся (также) йеменской Каабой, и я отправился (туда с отрядом из) ста пятидесяти отличных всадников из племени ахмас. Что же касается меня, то я не мог хорошо держаться на коне, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ударил меня по груди (так сильно, что) я увидел следы его пальцев, и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/”»

После этого Джарир отправился к (этому капищу), которое он разрушил и сжёг, а потом послал к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (гонца с сообщением об этом). Гонец Джарира сказал: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я пришёл к тебе только после того, как (это капище) уподобилось изнурённому (или: чесоточному) верблюду!»[1921]

(Джарир, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И (после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) пять раз призвал благословение на конницу и пехоту ахмаситов».

 

 

ГЛАВА 74. Война − это обман.

 

 

1238 (3027). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Погибнет хосрой [1922], и не будет другого хосроя после него, и обязательно погибнет император [1923], и не будет императора после него, а их сокровища непременно будут поделены на пути Аллаха!» Этот хадис передали аль-Бухари 3027, Муслим 2918.

 

(3029). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал войну обманом. Этот хадис передали аль-Бухари 3029, Муслим 1740.

 

 

ГЛАВА 75. О том, что споры и разногласия во время войны нежелательны, и о наказании того, кто ослушался своего предводителя. Аллах Всевышний сказал: «…и не препирайтесь (между собой), иначе вы потерпите неудачу и утратите свою силу» (“Добыча”, 46).

1239 (3039). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:

− В день битвы при Ухуде пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил ‘Абдуллаха бин Джубайра во главе пехотинцев [1924], которых было пятьдесят человек, и сказал: «Даже если вы увидите, что нас хватают птицы [1925], не покидайте своего места, пока я сам не пошлю за вами! И даже если вы увидите, что мы разбили этих людей и обратили их в бегство, не покидайте (своего места), пока я сам не пошлю за вами!» И (мусульмане) разбили их, а я, клянусь Аллахом, видел, как бежали женщины [1926], края одежд которых задирались так высоко, что были видны их кольца на ногах и их голени. (Увидев это,) товарищи [1927] ‘Абдуллаха бин Джубайра закричали: «Добыча! О люди, добыча! Ваши товарищи уже победили, так чего же вы ждёте?!» ‘Абдуллах бин Джубайр воскликнул: «Разве вы забыли, что говорил вам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» − но они сказали: «Клянёмся Аллахом, мы пойдём к этим людям [1928] и возьмём (свою долю) добычи!» Однако, когда они явились туда, то были обращены в бегство и разбиты [1929], а в это время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся в задних рядах, призывал их вернуться обратно [1930]. Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, оставалось только двенадцать человек, а семьдесят человек из нас (мекканцы) перебили. Что же касается (битвы при) Бадре, то в тот день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники (перебили и пленили) сто сорок многобожников, семьдесят (из которых) были захвачены в плен, а семьдесят убиты. (После битвы) Абу Суфйан трижды прокричал: «Есть ли среди этих людей Мухаммад?» − но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (своим сподвижникам) отвечать ему. Тогда он трижды спросил: «Есть ли среди этих людей Ибн Абу Кухафа?» [1931] − после чего (снова) трижды спросил: «Есть ли среди этих людей Ибн аль-Хаттаб?» − а потом вернулся к своим товарищам и сказал: «Что касается этих, то все они убиты!» Тут ‘Умар не сдержался и крикнул (Абу Суфйану): «Клянусь Аллахом, ты лжёшь! О враг Аллаха, поистине, все те, кого ты назвал, живы, а (это значит,) что никуда не делось то, что заставит тебя горевать!» (На это Абу Суфйан) сказал: «(Этот) день − за день Бадра, а война переменчива! Поистине, найдёте вы среди (ваших убитых) обезображенные трупы, но я не приказывал делать это, хотя это меня и не огорчило!» А потом он начал декламировать: «Возвышайся, Хубал [1932], возвышайся, Хубал!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (своим сподвижникам): «Разве вы не ответите ему?» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» Он сказал: «Говорите: “Аллах более высок и велик!”» (Потом Абу Суфйан) сказал: «Поистине, есть у нас (идол) аль-‘Уззы [1933], а у вас нет!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (снова) сказал (своим сподвижникам): «Разве вы не ответите ему?» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» Он сказал: «Говорите: “Наш Покровитель − Аллах, а у вас нет Покровителя!”»

 

 

ГЛАВА 76. О том, кто увидел врага и громко закричал: «Йа сабахах!» [1934] − чтобы это услышали люди.

 

 

1240 (3041). Сообщается, что Салама (бин аль-Аква‘), да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я выехал из Медины, направившись в сторону аль-Габы [1935], а когда я достиг горного прохода, ведущего в аль-Габу, мне повстречался раб ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа. Я спросил его: “Горе тебе, что с тобой?” Он ответил: “Похитили дойных верблюдиц пророка, да благословит его Аллах и приветствует!” Я спросил: “Кто взял их?” Он ответил: “(Люди из племён) гатафан и фазара”. И я трижды прокричал: “Йа сабахах!” − так громко, чтобы это могли услышать меж двух гор [1936]. А потом я бросился (вдогонку), настиг их и (оказалось, что) они (действительно) захватили (верблюдиц). Тогда я начал стрелять в них из лука со словами:

Я − сын аль-Аква‘,

а сегодня − день, когда подлые погибнут!

И я отобрал у них верблюдиц ещё до того, как они смогли напиться (их молока), а потом погнал их (назад). Когда меня встретил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, эти люди испытывают жажду, но я заставил их спешить и не дал им напиться, пошли же за ними (кого-нибудь)!” − (однако) он сказал (мне): “О Ибн аль-Аква‘, ты взял верх (над врагами), а теперь смягчись [1937], ибо сейчас этих людей их соплеменники принимают как гостей!”»

 

 

ГЛАВА 77. Освобождение пленных.

 

 

1241 (3046). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освобождайте испытывающего трудности, − имея в виду находящегося в плену, − кормите голодного и навещайте больного».

 

1242 (3047). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил ‘Али, да будет доволен им Аллах: “(Знаете ли) вы что-нибудь об откровениях помимо тех, что содержатся в Книге Аллаха?” (‘Али) ответил: “Нет, клянусь Тем, Кто расщепляет зёрна и создаёт души, я об этом ничего не знаю, но мы обладаем пониманием Корана, даруемым Аллахом человеку, (и есть у нас то, что написано) на этом листе [1938] ”. Я спросил: “А что (написано) на этом листе?” Он сказал: “(То, что следует выплачивать) виру за кровь [1939], освобождать пленных и не убивать мусульманина за неверного”».

 

 

ГЛАВА 78. Выкуп за многобожников.

 

 

1243 (3048). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) люди из числа ансаров обратились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой: “О посланник Аллаха, позволь нам не брать выкуп с ‘Аббаса[1940], сына нашей сестры”, (на что он) сказал (им): “Не оставляйте (невостребованным) ни единого дирхема (из суммы выкупа)!”»

 

 

ГЛАВА 79. О том случае, когда человек, участвующий в боевых действиях (против мусульман), проникает на территорию распространения ислама, не заручившись гарантиями безопасности.

 

 

1244 (3051). Передают со слов Саламы бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находившемуся в пути, явился шпион из числа многобожников. Он подсел к сподвижникам (пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал) говорить с ними, а потом ушёл, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он велел: «Догоните и убейте его!» И (Салама) убил его, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) отдал ему имущество убитого.

 

 

ГЛАВА 80. О преподнесении подарков делегациям.

 

 

1245 (3053). Сообщается, что (однажды) Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, воскликнул:

«Четверг! Что за день четверг!» − после чего принялся плакать (так сильно, что) слёзы стали капать на мелкие камешки(, лежавшие перед ним на земле), а потом сказал: «В четверг посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало совсем плохо, и он велел: “Принесите мне бумагу, и я запишу [1941] то, благодаря чему впоследствии вы никогда не собьётесь с пути”. (Люди, находившиеся у него,) принялись спорить, чего в присутствии пророков делать не следует, и они стали говорить: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, серьёзно болен!” [1942] Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Оставьте меня, ибо состояние, в котором я сейчас нахожусь, лучше того, к чему вы меня призываете!” А перед смертью он завещал (своим сподвижникам) три вещи(, сказав): “Изгоните многобожников из Аравии и встречайте и одаривайте (прибывающие к вам) делегации так же, как это делал я”, что же касается третьей (части завещания), то я забыл её». [1943] Этот хадис передали аль-Бухари 3053 и Абу Дауд 3029. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 231, «Сильсиля ас-Сахиха» 1133.

 

 

ГЛАВА 81. Как следует предлагать принять ислам мальчику (из немусульманской среды)?

 

 

1246 (3057). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся среди людей, поднялся со своего места и должным образом воздал хвалу Аллаху, а потом упомянул об Антихристе /ад-Даджжаль/, сказав: “Поистине, я предостерегаю вас о нём, и не было ни одного пророка, который не предостерегал бы о нём свой народ, и Нух предостерегал о нём свой народ, однако я скажу вам о нём то, чего ни один пророк не говорил своему народу: вы (должны) знать, что он кривой [1944], а Аллах кривым не является!”»

 

 

ГЛАВА 82. Перепись людей правителем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: