Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:
|
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.
Дополнительно:
- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы.
2.2. Психологическое сопровождение реализации
Основной общеобразовательной программы МКДОУ
по освоению образовательных областей.
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности МКДОУ и сферы компетентности педагога-психолога, реализацию четырех направлений развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
|
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:
- познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация »;
- социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация »;
- физическое направление – «Здоровье ».
Образовательная область «Познание».
Сфера компетентности педагога-психолога: Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Труд, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка, Социализация
Образовательная область «Коммуникация».
Сфера компетентности педагога-психолога: Развиваем речь и коммуникативные способности детей
Интеграция по задачам и содержанию: Физическая культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка