программа «Мамина школа»




 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Разработанная программа «Мамина школа» направлена на формирование навыков сотрудничества с ребенком, признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивающее понимание и лучшее взаимодействие в семье.

 

Она предназначена для педагогов дошкольных учреждений, психологов, родителей с детьми раннего дошкольного возраста от года до трех лет, а так же для использования в домашних условиях.

 

Работу по этой программе рекомендуется проводить с сентября по май.

 

На каждом занятии могут присутствовать 5-6 мам и 5-6 детей в возрасте от года до трех лет, поэтому при составлении программы было особенно важно подобрать тренинговые упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия сохранялся интерес, как у родителей, так и у малышей.

 

Основанием для разработки данной программы послужили следующие документы:

Закон РФ «Об образовании» (от 12.07.1995г)

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 года №1204 (с изменениями от 23.12.2002года)

Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2015 года

Концепция развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года. Основные положения

 

Актуальность разработки тренинговой программы «Мамина школа» заключается в следующем:

Забота о раннем развитии детей, система поддержки детей раннего возраста и их родителей (стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2015 года);

Малая сеть образовательных услуг для детей раннего возраста;

Смена традиционной системы обучения на новое образование, которое, сохраняет некоторые ценности традиционного, и стремиться к индивидуализации траектории обучения, адекватных возрасту (с 1 до 3 лет);

Увеличение запроса родителей на использование в ДОУ образовательных технологий, сохраняющих самоценность детства и имеющих гуманистическую направленность. Опыт работы групп кратковременного пребывания за 2008-2009 учебный год в ДОУ показал увеличение заявлений на посещение данной группы в 2 раза.

 

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологического комфортного пребывания ребенка и родителя на занятиях.

 

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом. Форма тренинга предполагает максимальную активность родителей, что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

 

Цель:

 

Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей от года до трех лет, через объединение усилий семьи и педагогов.

 

Задачи:

 

1.Формирование навыков сотрудничества с ребенком;

 

2.Повышение родительской компетенции в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

 

3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

 

Организация семинара – тренинга

 

Временные характеристики

 

Программа тренинга рассчитана на 16 встреч по 40-60 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, глубины осознавания членами группы собственных проблем, актуальности изучаемой темы и др.

 

Частота встреч определяется ведущим. Поскольку существенной частью тренинга является выполнение домашнего задания и последующее обсуждение его, участники группы должны в перерыве между встречами иметь возможность применить на практике полученные знания. Поэтому наиболее рациональным является такой режим работы, при котором встречи проходят 2 раза в месяц. Такие перерывы между встречами, с одной стороны, достаточно велики, чтобы у членов группы сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно малы, чтобы иметь возможность применять изучаемые навыки и анализировать их.

 

В нашей программе внимание концентрируется на навыках общения родителей. Эти необходимые навыки мы делим на две группы: навыки, необходимые для решения проблем ребёнка и навыки необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.

 

Основные блоки программы:

 

Мы пытались построить тренинг таким образом, чтобы в нём были задействованы три уровня психологической работы с участниками групп, — информационный, личностный и поведенческий. Поэтому предлагаемая программа работы с родителями, включает в себя элементы личностного тренинга, тренинга навыков и обязательное знакомство с основами психологической грамотности.

 

Общая структура тренингового занятия

 

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом поставленной (заявленной) цели и возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста.

 

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

 

В водной и рабочей части занятия участниками являются только мамы, дети в это время под руководством педагога самостоятельно работают с Монтессори - материалом. Совместная работа мамы и ребенка происходит в завершающей части занятия - тренинга.

 

Часть 1. Вводная

 

Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (мамочками). Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами и с обсуждение домашнего задания.

 

Часть 2. Рабочая

 

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка каждой встречи. В нее входят теоретические выкладки по теме каждого занятия, ознакомление с возрастными особенностями развития ребенка раннего дошкольного возраста, способы выхода из сложных конфликтных ситуаций, а так же этюды, тренинговые упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной, познавательной сфер родителя ребенка раннего дошкольного возраста для закрепления полученной информации.

 

Часть 3. Завершающая

 

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей (совместно мама с ребенком) игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

 

Поскольку программа предполагает работу родителей с маленькими детьми, необходимо постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались.

 

Поэтому завершающий блок обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: двигательные упражнения, - упражнения на развитие произвольности, а также собственные идеи авторов.

 

Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.

 

Во время занятий родители с детьми сидят в кругу - на полу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям родителей с детьми, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

 

Если Вам интересно с детьми, а им - с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся!

 

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и ребенка:

Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как Вы поступите и почему именно так?».

Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.

Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).

Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психо-гимнастические упражнения, игровые задания).

Ведение дневников родителями.

 

Основные правила организации и проведения тренинговых занятий

Формирование группы происходит на добровольной основе.

Для занятий используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего до обеда.

При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится.

Ограничение количества запретов для детей, исключением является: не бить, не ломать, не ругаться и т.п.

Взрослый, обеспечивая необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля и дидактизма.

Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам тренинга, акцентируется внимание ведущего ко всем аффективным проявлениям детей.

 

Методологические принципы, используемые при создании программы

 

• Принцип системности

 

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми возраста от 1 до 3 лет и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности малыша. Поэтому мы особое внимание уделили играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений. Это нашло отражение в формулировке целей, конкретизации задач, в подборе содержания и методов работы.

 

• Принцип этнопедагогического подхода

 

Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев.

 

• Принцип личностного подхода

 

Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

 

• Принцип деятельностного подхода

 

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Общение реализуется в играх с сюжетными игрушками, природным материалом, на занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение воспитательных задач.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Номер и тема занятия

Участники

 

занятий

Кол-во занятий

Время проведения

 

ЗНАКОМСТВО

Родители и дети

Сентябрь

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Родители и дети

Октябрь

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

Родители и дети

 

УСПЕХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

или ДАВАЙ ВМЕСТЕ!»

Родители и дети

 

 

Ноябрь

 

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Родители и дети

 

ПРОБЛЕМЫВОСПИТАНИЯ

 

РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Родители и дети

Декабрь

 

БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ

Родители и дети

 

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

Родители и дети

Январь

 

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Родители и дети

 

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ КАК С НЕЙ БЫТЬ

Родители и дети

Февраль

 

ЭМПАТИЯ или ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА

Родители и дети

 

ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Родители и дети

Март

 

ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Родители и дети

 

ПРЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Родители и дети

Апрель

 

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Родители и дети

 

ИТОГОВАЯ ВСТРЕЧА

Родители и дети

Май

 

 

Занятие №1

 

«ЗНАКОМСТВО»

 

Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и, опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей. Ознакомление с правилами группы.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение: «Снежный ком»

 

Цель: Объединение и сплочение участников группы.

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Ведущий (тренер) знакомит участников с целями и задачами семинара - тренинга. Обговариваются условия и режим работы, в какой форме будут проходить занятия и каким темам они будут посвящены.

 

Ведущий (тренер) говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка и предлагает родителям ответить на ряд вопросов. Родители впервые обращаются к своим дневникам, о которых ведущему (тренеру) следует сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. (С этими дневниками родители были ознакомлены на родительском собрании при представлении программы «Мамина школа».)

 

Упражнение: «Метаморфоза»

 

Цель: Избавление от негативной энергии, положительный эмоциональный настрой.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение: «Ласковый мелок»

 

Цель: Упражнение способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

Занятие №2

 

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАНЕЕГО ВОЗРАСТА»

 

Цель: Повышение уровня знаний об особенностях развития ребенка раннего возраста.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Игра «Найди три отличия»

 

Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Данный блок поясняет что, один из важнейших способов диагностики ребенка раннего возраста это метод наблюдения. Так же существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка 1 года, 1,5 года, 2 года, 2,5 года, 3 года и 3,5 года.

 

Упражнение «Развитие ребенка раннего возраста»

 

Цель: Структурирование ранее предложенного материала.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение «Прикоснись к синему цвету»

 

Цель: Развитие сенсорики у малыша.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

 

Занятие №3

 

«ТЕМПЕРАМЕНТ»

 

Цель: Ознакомление родителей с особенностями каждого типа темперамента. Определение типа темперамента ребенка и мамы. Умение определять вид игр в зависимости от типа темперамента своего малыша.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение «Посмотри по-другому!»

 

Цель: Упражнение направленно на умение позитивно оценивать негативные факторы.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Поясняет то, что темперамент включает в себя индивидуальные особенности ребенка, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения. Свойства темперамента являются врожденными и начинают проявляться уже с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Именно поэтому многочисленные попытки родителей переделать темперамент сына или дочери терпят неудачу. Кроме того, вероломное вторжение в ин­дивидуальность малыша может способствовать развитию таких личностных черт, как капризность, нервность, упрямство, агрес­сивность, тревожность и др.

 

Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и в обучении. А также даются рекомендации по проведению игр для детей с различными типами темперамента.

 

Упражнение «Игры для детей с различными типами темперамента»

 

Цель: Обобщение опыта участников. Умение выбирать игры для ребенка по типу темперамента.

 

Часть 3. Завершающая

 

Игра: «Только вместе»

 

Цель: Содействие участникам установлению контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнера.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

Приложение №3-1

 

Приложение №3-2

 

Занятие №4

 

«УСПЕХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ или ДАВАЙ ВМЕСТЕ!»

 

Цель: Создание ситуации взаимодействия и сотрудничества детей и родителей.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение «Я твой друг»

 

Цель: Это упражнение помогает установлению контакта с ребенком.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Что делать в той ситуации, когда ваш ребёнок чем-то занят, что-то делает, но делает, по вашему мнению, «не так», плохо, с ошибками? Почему часто дети отвергают помощь, ведь родители действуют из лучших побуждений? Как же не заметить и не поправить? Как же научить, если не указывать на ошибки? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Это занятие поможет вам ответить на эти вопросы и на многие другие.

 

Упражнение «Опять опоздал»

 

Цель: Развитие выразительных движений, необходимых при общении с малышом.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение «Рисунки одним карандашом»

 

Цель: Сплочение семейной диады.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4-1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4-2

 

Занятие №5

 

«АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ»

 

Цель: Познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение «Услышь меня»

 

Цель: Ознакомить участников с приемами активного слушания.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Часто причины трудностей ребёнка бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Активно слушать ребёнка - значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

 

Упражнение «Я тебя слышу!»

 

Цель: Отработать навык активного слушания, закрепить полученные знания.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение «Ладонь в ладонь»

 

Цель: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

Занятие №6

 

«ПРОБЛЕМЫВОСПИТАНИЯ

 

РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА»

 

Цель: Повысить компетенцию родителей о трудностях, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей раннего возраста. Познакомить родителей с двенадцатью типами автоматических ответов родителей (настоящих помех на пути активного слушания ребёнка).

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста»

 

Цель: Дать возможность участникам поразмышлять над проблемами, волнующими многих родителей, обращающихся за консультацией к психологу.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных родительских высказываний - настоящих помех на пути эмоциональной включенности матери при контакте с ребёнком. Их оказалось целых двенадцать! Давайте же познакомимся с этими типами автоматических ответов родителей, а также с тем, что слышат в них дети.

 

Упражнение «Как всегда!»

 

Цель: Закрепить навык анализировать свои автоматические ответы ребенку.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение «Кенгуру»

 

Цель: Обучение детей и родителей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6-1

 

Занятие №7

 

«БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ»

 

Цель: Познакомить родителей с главным принципом безусловного принятия, и ознакомить с причинами мешающих родителям, безусловно, принимать ребёнка.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение «Если бы мой ребенок превратился в растение»

 

Цель: Осознание необходимости, безусловно, принимать ребенка.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Познакомить с главным и важным принципом — безусловное принятие. Что оно означает? Какие же причины мешают родителям, безусловно, принимать ребёнка? На этом занятии вы сможете найти ответы на эти вопросы.

 

Упражнение «Рисование по инструкции»

 

Цель: Умение точно и кратко давать инструкцию, достоверно воспроизводить указания говорящего.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение «Следуй за мной»

 

Цель: Уважение самостоятельного выбора ребенка.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

Занятие №8

 

«КРИЗИС 3-Х ЛЕТ»

 

Цель: Информированность родителей об особенностях прохождения ребенком кризиса 3-х лет.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение «Всё равно ты молодец, потому что...»

 

Цель: Дать участникам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнёра не снижается и в затруднительное для него положении.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов). На занятии вы сможете ознакомиться с основными симптомами, характерных для ребенка в период кризиса 3 лет.

 

Упражнение «Хорошо и плохо, или что такое кризис трех лет»

 

Цель: Познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса 3-х лет.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение «Головоломки на ковре»

 

Цель: Развитие сплоченности внутри семейной диады, помощь родителям принимать выбор ребенка.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8-1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8-2

 

Занятие №9

 

«РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»

 

Цель: Ознакомление родителей с причинами возникновения конфликтов и определение способов разрешения конфликтных ситуаций с помощью 5 шагов беспроигрышного метода.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение «Игра-приветствие»

 

Цель: Установление контактов между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором, в других - невысказанной и затаённой обидой, а бывает и настоящим «сражением». На занятии мы посмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми. Каков же путь благополучного выхода из конфликта? Оказывается, можно повести дело так, что ни одна сторона не проиграет; больше того, можно сказать, что обе стороны окажутся в выигрыше. С этими способами вы ознакомитесь на девятом занятии.

 

Упражнение «Конфликт»

 

Цель: Закрепление полученной информации по выходу из конфликтной ситуации.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение «Динозаврики»

 

Цель: Снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №9-1

 

Занятие №10

 

«ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ КАК С НЕЙ БЫТЬ»

 

Цель: Познакомить родителей с причинами возникновения негативного поведения у детей. Помочь родителям в выборе средств выброса негативных (неотреагированных) эмоций.

 

Содержание занятия

 

Часть 1. Вводная

 

Упражнение «Работа с гневом»

 

Цель: Помощь родителям в рефлексии способов выражения гнева.

 

0бсуждение домашнего задания

 

Часть 2. Рабочая

 

Теоретический блок: Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. С этими способами вы ознакомитесь на занятии. А так же узнаете, что делать для профилактики агрессивного поведения у ребенка.

 

Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»

 

Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

 

Часть 3. Завершающая

 

Упражнение «Высвобождение гнева»

 

Цель: Отреагирование негативных эмоций.

 

Домашнее задание

 

«Обратная связь»

 

ПРИДОЖЕНИЕ №10-1

 

всего представлено 16 занятий.

 

 

Список используемой литературы

Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№03.07 «Педагогика и психология (дошк.)» и пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1991. – 144с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96с.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.: - (Б-ка воспитателя детского сада).

Демьянов Ю.Г. Возрастная психиатрия. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с. (Серия «Библиотека практического психолога»)

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сода / Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144с., 4л. Ил. (Б-ка «Детский сад на селе»)

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: 2002. – 120с.

Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) /Е.В.Жердева. – Изд.№-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186, [1]с. – (Мир вашего ребенка)

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская; Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 127с.: ил.

Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. 160с.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.

Лункина Е.Н. Растим малыша 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с. (Ранний возраст)

Любимова Н.В. Самоисцеление творчеством и адаптацией к жизни. Методы психологической самопомощи / Н.В.Любимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 64с. – (Психологический практикум)

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Изд-во «Речь».

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2001. – 190с. ил.

Мустакас Кларк Игровая терапия. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 282с.

Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 176с.

От 0 до 3/ Дружинина Л.В., Ладодо К.С., Тонкова-Ямпольская Р.В., Тэгай Н.Д. – М.: Медецина, 1991, 128с., ил.

Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 87с.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 172 с.

Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: Учебное пособие/ Авт. – сост. Т.Л.Бука, М.Л.Митрофанова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 128с.

Смирнова Е.О. С 50 Особенности общения с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000. – 160 с.

Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю.Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208с. (Школа развития)

Уроки Монтессори. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. – 64с. (Серия «Воспитай меня правильно!»).

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. спец. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Изд-й центр «Академия», 1999. – 336с.

Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду/ Л.В.Чернецкая. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128с. (Сердце отдаю детям)

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314, [1] с.: ил. – (Психологический практикум)

Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под. науч. ред. проф. Шипицина Л.М. – СПб.: «Речь», 2003. – 240с.

Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 224 с., ил

 

Приложение к занятиям на 20 листах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: