Пользователи бухгалтерской информации




 

В силу достоинств, присущих бухгалтерскому учету, что было отмечено ранее, его нередко называют «языком бизнеса», всеобщим языком делового общения участников развитого рынка. На языке бухгалтерского учета соответствующая информация доводится до его пользователей. Пользователем бухгалтерской отчетности признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В связи с этим представляет интерес круг пользователей учетной информации. Несмотря на то, что данный круг пользователей достаточно стабилен, их требования к этой информации различны. Различие вызвано в первую очередь характером их интересов. Одних интересует доход на вложенный в данную фирму капитал, других — обложение налогом этого дохода, третьих — полнота и своевременность оплаты затраченного труда и т. д. На содержание различий оказывает влияние также состав пользователей.

В соответствии с общей концепцией международных стандартов бухгалтерского учета пользователями учетной информации являются: служащие, поставщики, кредиторы, инвесторы, покупатели, правительство, общественность.

Первую группу составляют внутренние пользователи. В широком контексте к ним относятся: администрация фирмы, ее менеджеры, наконец, персонал фирмы. Администрация пользуется учетной информацией на всех стадиях принятия управленческих решений: при планировании, контроле и оценке эффективности самой функции управления. Все действия администрации направлены на обеспечение финансовой устойчивости фирмы. Поэтому содержание вопросов, на которые должна дать ответ бухгалтерия, подготавливая необходимые данные, показывает степень обеспеченности материалами для загрузки производственных мощностей, состояние расчетов с поставщиками по приобретению оборудования, отдельных наименований материалов, а также того, как формируется фабрично-заводская себестоимость изготовленной продукции, какова тенденция изменения дебиторской задолженности в связи с неплатежами покупателей, и т. п. Персонал фирмы нуждается в учетной информации в той мере, в какой она раскрывает ему положение о финансовой устойчивости предприятия, прежде всего в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, социальных пособий, перспективы дальнейшей занятости на производстве.

Внешних пользователей можно разделить на соответствующие группы с точки зрения норм гражданского законодательства и отношения их к учетной информации.

По первому признаку выделяются юридические и физические лица.

Юридическим лицом по законодательству (ст. 48 ГК РФ) признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Бывают коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации представлены хозяйственными товариществами и обществами. Их состав включает полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные товарищества), общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), дочерние и зависимые общества, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Первые две структуры относятся к хозяйственным товариществам. Их особенность состоит в том, что уставный капитал — основной источник формирования активов организации на стадии образования таких структур — состоит из долей (вкладов) участников (учредителей). Причем к последним наряду с коммерческими организациями могут относиться и индивидуальные предприниматели. В то же время остальные хозяйственные объединения признаются как хозяйственные общества (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, если иное не установлено законом).

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах могут быть наряду с юридическими лицами и отдельные граждане.

Характерная особенность хозяйственных обществ, прежде всего акционерных, в природе формирования уставного капитала, представленного определенным количеством простых и голосующих акций по установленной номинальной стоимости.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, хотя и признаются коммерческими организациями, но не наделены правом собственности на активы, находящиеся на их балансе. Эти активы являются неделимыми и потому не могут быть распределены по вкладам (долям, паям), в том числе между их персоналом.

Некоммерческие организации - это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Они призваны удовлетворять общественные потребности. Извлечение прибыли для них носит второстепенный характер. Предпринимательской деятельностью они вправе заниматься только в том случае, если она направлена на реализацию целей, предусмотренных их уставами.

По второму признаку внешних пользователей можно классифицировать по трем группам (классам):

Имеющих прямой финансовый интерес.

Не имеющих прямого финансового интереса.

Без финансового интереса.

Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к данной организации, — это заимодавцы, кредиторы, поставщики и покупатели, будущие акционеры, их консультанты. Внешних пользователей прежде всего интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты; возмещение договорной (отпускной) цены товара; получение дивидендов; экономическая целесообразность налаживания деловых связей и т. п. Поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в получении учетной информации, однозначно позволяющей прийти к выводу о своевременности получения денежных средств от продажи ими продукции (работ, услуг).

Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса, — это в первую очередь налоговые органы. Основная их задача — сбор налогов и иных платежей (таможенных пошлин, штрафов, пени, неустоек и пр.).

Профессиональных участников фондового рынка — инвесторов — интересует доходность (котировка) ценных бумаг эмитента, и особенно — степень риска, связанная с приобретением акций.

На разнице между продажной и покупной ценой акций и других ценных бумаг, оказании посреднических услуг его участники формируют свой финансовый результат. Спрос и предложение на ценные бумаги эмитента определяются в зависимости от его финансовой устойчивости. Определить ее степень профессиональные участники фондового рынка могут по данным периодически публикуемой финансовой отчетности собственников, зарегистрированных на фондовых биржах.

Правительственные структуры — это органы по управлению экономикой (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Госкомстат РФ и др.), которые занимаются изучением учетной и финансовой информации в той мере, в какой это имеет отношение к прогнозированию развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению пропорций, темпов роста, расчету национального дохода и других аналогичных статистических показателей.

Без финансового интереса в составе прочих групп, являющихся пользователями бухгалтерской информации, выделяются профессиональные союзы, аудиторские и консалтинговые фирмы, наемные работники, государственные учреждения и т. п.

Профессиональные союзы изучают финансовые отчеты фирм на предмет обоснованности и целесообразности заключаемых коллективных договоров, их пролонгации.

Государственные учреждения на региональном уровне, население больше интересуются данной отчетностью с точки зрения финансового состояния организаций и их способности решать социально-экономические проблемы в границах отдельных районов, поселков и пр.

Таким образом, для того чтобы учетная информация раскрывала в отчетности в указанном разрезе результаты финансово-хозяйственной деятельности конкретной фирмы, вся методология ее бухгалтерского учета должна быть направлена на реализацию тех целей, которые определены его пользователями. В то же время в условиях наличия конкурентной среды между отдельными пользователями бухгалтерской информации и объективной необходимостью обеспечения ее коммерческой тайны исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяются два вида бухгалтерского учета: управленческий (производственный) и финансовый.

Управленческий учет, как уже отмечалось, подготавливает информацию для внутренних пользователей — менеджеров, осуществляющих управление предприятием.

Финансовый учет имеет целью представить информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия. Поэтому формируемая на его основе финансовая отчетность не содержит коммерческой тайны и перед публикацией, при наличии соответствующих условий, подвергается независимой аудиторской проверке на предмет ее достоверности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: