Программа семинара практикума




Программа семинара-практикума по этнопедагогике для внешкольных образовательных форм

Формирование профессиональных компетенций в системе образования

В сфере сохранения и актуализации нематериального культурного наследия Ставропольского края

Область сохранения нематериального культурного наследия требует целенаправленной подготовки кадров, способных решать комплекс задач профессиональной педагогической деятельности, направленной на идентификацию, документирование, исследование, защиту, популяризацию, повышение роли передачи и возрождения традиций народной культуры и музыкального фольклора.

В современных условиях, стремительно развивающегося культурно-образовательного процесса, актуально творческое, заинтересованное взаимодействие и активное внедрение разнообразных форм традиционной народной культуры и образовательного учреждения. Этнокультурный комплекс всегда, во все исторические времена был, и остается ведущим социальным институтом в формировании духовно-нравственных ценностей и установок личности, в социализации и воспитании детей. Именно, в этнокультурной среде происходит формирование привычек, жизненных принципов, отношения в семье, ее ценности и интересы во многом определяют будущее ребенка, его устремления, характер и особенности поведения. Пример отца и матери обладает огромной воспитательной силой. Именно в тесной связи родителей и детей, на основе национального воспитания, происходит формирование нравственной сущности человека. Переложить всю ответственность за образование и воспитание подрастающего поколения на учреждения основного и дополнительного образования – неперспективная и неверная стратегия. Позитивный путь развития нашего общества видится в создании ситуации сбалансированного, постепенного, разумного внедрения традиционных народных форм в образовательные учреждения, где решаются педагогические и психологические задачи. Главная цель нашей программы социальноличностное развитие ребенка средствами народной традиционной культуры.

Формирование мировоззрения ребенка на основе ценностей отечественной культуры, традиционной культуры края, среди которых: патриотизм, достоинство, нравственность, честность, семья, свобода, мир (гражданский, межнациональный и межрелигиозный), трудолюбие, собственные национальные традиции и другие;  – аксиологическое просвещение родителей;  – освоение детьми форм народной традиционной культуры Ставрополького края, как самобытной и актуальной составляющей национальных традиций в подлинном достоверном виде;  – побуждение родителей и детей к введению в уклад семейной жизни народных традиций, что способствует укреплению межпоколенных связей и семьи.  – развитие творческих способностей детей;  – повышение уровня их знаний по истории и культуре края.

 – формирование практических навыков и умений в области декоративно-прикладного творчества

 – овладение основами ассертивного поведения: ответственного, уважительного (к старшим, другим и себе), честного и открытого, уверенного, позитивного, опирающегося на умение слушать и понимать собеседника, находить компромисс.

Новизна программы проявляется:  – в разработке базового содержания образовательно-воспитательного процесса на основе традиционной народной культуры и его реализации в условиях внешкольного образования;

 – в систематизации программного материала с учетом возрастных особенностей детей и включении в содержание учебных курсов большого объема новых фольклорно-этнографических материалов, собранных в научных фольклорно-этнографических экспедициях по Ставропольскому краю

 – во взаимодействии семьи и педагогического коллектива как одного из условий создания единой воспитательной среды, что проявляется в формах совместной деятельности

– введении семейного дня «Воскресенье», направленного на общение и сотворчество детей и взрослых. Теоретические и методологические основания программы Вопросы обучения, воспитания и социализации детей средствами народной традиционной культуры связаны с широким кругом проблем, решаемых различными отраслями науки (этнографией, культурологией, педагогикой, психологией, социологией, этномузыкологией). Это обусловлено самой спецификой детского фольклора как явления, требующего междисциплинарного подхода. Современная наука и практика накопили значительное количество публикаций, посвященных изучению культуры детства. Данная программа опирается на многовековой педагогический и этнокультурный опыт нашего народа.

 

 

Программа семинара практикума

Первый день

Вступительная часть

Обзорная лекция «Традиционный культурно-обрядовый и календарно-обрядовый комплекс Ставропольского края.(Демонстрация экспедиционных аудио и видео материалов.)

Детский фольклор, как могучее средство в деле становления и воспитания личности.

Пестование. Колыбельный комплекс. Кукла как средство развития воображения и традиционной системы образов в народной культуре. Потешки, потягушки, детские прибаутки, считалки, материнские игры, считалки, детский игровой комплекс, детские хороводы-игры и др.

Песенно-обрядовые, подростково- игровые, хороводные, и развивающие формы детского фольклора.(Практическое занятие).

Вечерочные парные кадрили под гармонь.

Второй день

Практические навыки

Основы этнографического пения. Детский репертуар. Детские календарно-обрядовые песни. Песни-считалки. Песни-дразнилки. Песенные вечерочные игры и хороводы. Вечерочные кадрили под гармонь, гусли, балалайку и скрипку.

 

Программа семинара рассчитана на руководителей музыкальных и хореографических кружков, творческих объединений, преподавателей музыкальных дисциплин системы внешкольного образования, учителей музыки системы образования.

 

Семинар ведет Чирков Юрий Ефимович – руководитель научной фольклорно-этнографической экспедиции по Северному Кавказу, руководитель мужского фольклорного ансамбля казачьей песни «Братина» и женского «Чапура», Президент фонда казачьей культуры г. Санкт-Петербург



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: