«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил вам перебивать торговлю друг другу [2887] и свататься к той, которая уже просватана его братом, пока посватавшийся раньше не откажется (от сватовства) или не позволит ему свататься». аль-Бухари 5142 и Муслим 1412.
ГЛАВА 18. Недозволенные условия при заключении брака.
1766 (5152). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Непозволительно женщине требовать развода для своей сестры, [2888] чтобы всё досталось только ей одной, ибо (при любых обстоятельствах) достанется ей лишь то, что ей предопределено». аль-Бухари 5152, Муслим 1408.
ГЛАВА 19. О женщинах, которые отводят невесту к жениху, и (желательности) их обращений к Аллаху с мольбами о благословении (брака).
1767 (5162). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (как-то раз) она принимала участие в проводах невесты к жениху из числа ансаров, а потом пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ей): «О Аиша, не развлекались ли вы там, [2889] ибо, поистине, ансары любят увеселения?»
ГЛАВА 20. Что (следует) сказать человеку перед совершением полового сношения со своей женой.
1768 (5165). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если перед совершением полового сношения со своей женой любой (мусульманин) скажет: “С именем Аллаха, о Аллах, удали шайтана от меня и удали шайтана от того, чем Ты наделил нас! /Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-ни-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на!/” - и если им было суждено иметь ребёнка, то шайтан уже никогда не сможет повредить ему».
|
ГЛАВА 21. (Рекомендуется устраивать свадебное) угощение /валима/ хотя бы из одной овцы.
1769 (5168). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Лучшим свадебным угощением пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было то, которое он устроил по случаю бракосочетания с Зайнаб и на которое пошла одна овца».
ГЛАВА 22. О том, кто устроил (свадебное) угощение(, затратив на него) меньше овцы. [2890]
1770 (5172). Сообщается, что Сафиййа бинт Шайба, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«На свадебное угощение по случаю бракосочетания с одной из его жён [2891] у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ушло два мудда ячменя».
ГЛАВА 23. Следует принимать приглашение на свадебное угощение и (прочие) приглашения. [2892] О том, кто устраивает свадебное угощение в течение семи дней или около того. [2893]
1771 (5173). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кого-нибудь из вас пригласят на свадебное угощение, пусть он придёт на него». Этот хадис передали Малик 1137, Ахмад 2/20, аль-Бухари 5173, Муслим 1429, Абу Дауд 3736 и Ибн Маджах 1914. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 536.
ГЛАВА 24. Наказ относительно женщин.
1772 (5185, 5186). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не обижает своего соседа! И (всегда) обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, были они сотворены из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть; если ты попытаешься выпрямить (ребро), то сломаешь его, а если оставишь его (в покое), оно так и останется кривым, (а поэтому всегда) обходитесь с женщинами хорошо!» Этот хадис передали аль-Бухари 5186 и Муслим 1468.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 960.
|
ГЛАВА 25. Хорошее обхождение с женой.
1773 (5189). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- (Как-то раз) одиннадцать женщин(, собравшихся в одном месте,) дали друг другу обещание ничего не скрывать о своих мужьях. Первая сказала: «Мой муж (подобен) мясу худого верблюда, находящемуся на вершине горы, куда нелегко подняться, и нет на этом мясе жира, что делало бы его привлекательным». [2894] Вторая сказала: «Я ничего не скажу о своём муже, так как боюсь, что (если начну говорить о нём), то не остановлюсь, пока не упомяну обо всех его недостатках». Третья сказала: «Мой муж высокого роста; если я стану говорить (о его недостатках), то он разведётся со мной, а если буду молчать, то он не даст мне развода, но и как с женой обращаться не будет». Четвёртая сказала: «Мой муж подобен ночи в Тихаме [2895]: он не горяч и не холоден, а я не боюсь его и не испытываю к нему отвращения». Пятая сказала: «Когда мой муж входит в дом, он подобен леопарду, а когда выходит наружу, он подобен льву, и он не спрашивает о том, что он поручил (мне)». [2896] Шестая сказала: «Когда мой муж ест, он ничего не оставляет после себя, когда он пьёт, после него ничего не остаётся, а когда спит, заворачивается (в свою одежду) и не протягивает руки(, чтобы узнать, где я)». [2897] Седьмая сказала: «Мой муж совершает дурные дела (или: является слабым) и отличается глупостью. Ему присущи все недостатки, и он может поранить тебе голову или тело, а может сделать и то и другое». Восьмая сказала: «Мой муж мягок на ощупь, как заяц, а пахнет он, как зарнаб». [2898] Девятая сказала: «У моего мужа большой дом [2899], он носит длинную перевязь для меча [2900], в доме его много золы [2901], и дом этот (открыт для ищущих совета)». Десятая сказала: «Моего мужа зовут Малик, а что такое Малик? (Что бы я о нём ни сказала,) он всё равно лучше. Большая часть его верблюдов находится дома, а меньшая часть их - на пастбище, [2902] и когда они слышат звуки лютни, то понимают, что им пришёл конец». [2903] Одиннадцатая сказала: «Моего мужа зовут Абу Зар‘, а кто такой Абу Зар‘? Он подарил мне много украшений, которыми увешаны мои уши, а руки мои стали полными [2904]; он доставил мне радость, и стала я гордиться собой; он нашёл меня в семье, которой принадлежало немного овец, и привёл меня в семью, у которой есть лошади и верблюды, где занимались молотьбой и имели чистое зерно; у него меня не оскорбляют за мои слова; я сплю утром допоздна и пью вволю! Мать Абу Зар‘а, а кто такая мать Абу Зар‘а? Её дорожные сумки полны, а дом просторен. [2905] Сын Абу Зар‘а, а кто такой сын Абу Зар‘а? Его постель узка, как извлечённый из ножен меч, а насытиться он может и ножкой четырёхмесячного козлёнка. Дочь Абу Зар‘а, а кто такая дочь Абу Зар‘а? Она покорна своему отцу и своей матери, и она полна, (а красота её) вызывает ревность другой жены её мужа. Невольница Абу Зар‘а, а кто такая невольница Абу Зар‘а? Она не передаёт другим наших речей, не расходует зря нашей еды и не оставляет мусора в нашем доме. (Как-то раз) Абу Зар‘ вышел (из дома), когда животных уже подоили, увидел женщину с двумя сыновьями, подобными леопардам, которых она держала у своей талии и которые играли двумя гранатами [2906], и, увидев её, он развёлся со мной и женился на ней. Я же после него вышла замуж за благородного человека, ездившего на неутомимом коне и державшего в руке копьё. Он щедро оделил меня, дал мне по две головы от каждого из видов скота и сказал: “Ешь сама, о Умм Зар‘, и давай своим родным”, однако, если бы я собрала всё, что дал мне он, это не наполнило бы и самого маленького сосуда Абу Зар‘а!”»
|
‘Аиша сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Для тебя я был тем же, чем Абу Зар‘ был для Умм Зар‘”». Этот хадис передали аль-Бухари 5189, ат-Табарани, ат-Тирмизи в «аш-Шамаиль».
ГЛАВА 26. Женщине не разрешается пускать в дом никого без разрешения своего мужа.
1774 (5195). Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не разрешается женщине поститься [2907] в присутствии своего мужа, если не будет на то его позволения, и не разрешается ей пускать в его дом кого бы то ни было, если не будет на то его позволения, а за всё то, что потратит (жена), [2908] не получив на то веления (мужа), он получит половину награды».
ГЛАВА 27.
1775 (5196). Передают со слов Усамы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Я остановился у врат рая [2909] и увидел, что большинство из вошедших туда являлись бедняками, что же касается богатых, то они были задержаны [2910], когда обитателей ада уже было велено (ввергнуть) в ад. И я остановился у врат ада и увидел, что большинство из вошедших туда были женщинами».
ГЛАВА 28. Бросание жребия между жёнами, когда муж хочет отправиться в путь.
1776 (5211). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, (желая) отправиться куда-либо, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бросал жребий между своими жёнами,[2911] и однажды жребий выпал на ‘Аишу и Хафсу. Когда наступала ночь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ехал вместе с ‘Аишей и разговаривал с ней, и однажды Хафса сказала ‘Аише: «Не сядешь ли ты сегодня ночью на моего верблюда, а я сяду на твоего, и мы посмотрим(, что из этого выйдет)». (‘Аиша) сказала: «Хорошо», и села (на верблюда Хафсы, а через некоторое время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подъехал к верблюду ‘Аиши, на котором сидела Хафса, поприветствовал её и ехал рядом, пока они не остановились на отдых. Что же касается ‘Аиши, то она потеряла (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) когда же они остановились, (‘Аиша) сунула ноги в душистый тростник и воскликнула: «О Господь мой, пусть ужалит меня скорпион или змея, ведь я ничего не могу сказать ему!» [2912]
ГЛАВА 29. О том, кто женился на девственнице, имея жену, которая уже была замужем за другим.
1777 (5213). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал(, а если хочешь, то я скажу, что это сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует)[2913]:
«Сунна состоит в том, что, если кто-нибудь женится на девственнице, (уже имея жену,) ему следует провести с ней семь дней, а если (человек), уже имеющий жену, (которую он взял девственницей,) женится на женщине, (побывавшей замужем за другим,) ему следует провести с ней три дня».
ГЛАВА 30. О заявляющем об обладании тем, чего он не имеет, и о запретном проявлении гордости одной жены по отношению к другим.
1778 (5219). Передают со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, что (как-то раз) одна женщина сказала:
«О посланник Аллаха, у моего мужа есть ещё одна жена, так совершу ли я грех, если буду рассказывать о том, что он подарил мне то, чего на самом деле не дарил?» (В ответ на это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Заявляющий о получении того, чего на самом деле ему не давали, подобен человеку, одевшему две чужие одежды». [2914] аль-Бухари 5219, Муслим 2130.
ГЛАВА 31. Ревность.
Сообщается, что (однажды) Са’д бин ‘Убада воскликнул: «Если бы я увидел мужчину со своей женой, то ударил бы его мечом!» (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Вас удивляет ревность Са’да? Однако, поистине, я ещё более ревнив, чем он, а Аллах более ревнив, чем я!»
1779 (5223). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах ревнив, а проявляется ревность Аллаха в том случае, когда верующий совершает то, что Аллах запретил ему (делать)». Этот хадис передали Ахмад 2/343, 387, 519, 536, 539, аль-Бухари 5223, Муслим 2761, ат-Тирмизи 1168.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1901, «Мухтасар Муслим» 1930.
1780 (5224). Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
«Когда аз-Зубайр женился на мне, не было у него на земле ни имущества, ни раба и ничего другого, кроме верблюда(, использовавшегося для вычёрпывания воды из источника,) и его коня. Я задавала корм его коню, черпала воду, зашивала (кожаную) бадью для воды и замешивала тесто, однако я не умела хорошо печь хлеб, и его пекли (для нас) мои соседки из числа ансаров, которые были достойными женщинами, и я носила на голове финиковые косточки с земли, которую посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделил аз-Зубайру и которая находилась на расстоянии двух третей фарсаха [2915] от моего (дома). Однажды я несла эти косточки на голове и встретила по дороге посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого сопровождало несколько человек из числа ансаров. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) подозвал меня и сказал: “Их, их!” [2916] - желая посадить меня в седло позади себя. Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив об аз-Зубайре и его ревности, ибо был он одним из самых ревнивых людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, понял, что я стесняюсь, и поехал дальше, а я пришла к аз-Зубайру и сказала (ему): “Когда я несла на голове финиковые косточки, меня повстречал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с группой своих сподвижников и он заставил своего верблюда опуститься на колени, чтобы я села, но я постеснялась его, вспомнив о твоей ревности”. (Услышав это, аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах,) сказал: “Клянусь Аллахом, то, что ты несла финиковые косточки, тяжелее для меня, чем то, что ты могла бы сесть в седло вместе с ним!” [2917] (И я продолжала работать таким образом), пока впоследствии Абу Бакр [2918] не прислал мне слугу, чтобы он вместо меня присматривал за конём, и(, сделав это,) он как будто бы отпустил меня на свободу».
ГЛАВА 32. Ревность и гнев женщин.
1781 (5228). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Поистине, я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься на меня». Я спросила: «Откуда же ты знаешь это?» Он ответил: «Когда ты мной довольна, ты говоришь: “Нет, клянусь Господом Мухаммада!” - а когда сердишься, говоришь: “Нет, клянусь Господом Ибрахима!”» Я сказала: «Да, но, клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, я не изменяю ничего, кроме твоего имени». [2919] Этот хадис передали аль-Бухари 5228, 6078 и в «аль-Адабуль-муфрад» 403,) Муслим 7/135, Ибн Хиббан 2117, аль-Багъави 2338, аль-Байхакъи 10/27, Ахмад 6/61, 213, Абу Я’ля 4893, 4894, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 23/№119, 120, 121, 122 и аль-Хатыб в своём «Тарихе» 3/61. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 7/887-888.
ГЛАВА 33. Мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, если он не является её ближайшим родственником /зу махрам/ [2920], и не должен приходить к такой женщине, мужа которой нет дома.
1782 (5232). Передают со слов ‘Укбы бин ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не входите к (посторонним) женщинам!» Один из ансаров спросил: «О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа /хамв/ [2921]?» (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Такой родственник - это гибель!» [2922]
ГЛАВА 34. Одной женщине не следует прикасаться к другой для того, чтобы потом описывать её своему мужу.
1783 (5240). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не следует одной женщине прикасаться к другой, а потом описывать её своему мужу(, чтобы получилось так), будто он сам на неё смотрит». Этот хадис передали аль-Бухари 5240, 5241, Абу Дауд 2150, ат-Тирмизи 2792.
ГЛАВА 35. Не следует мужчине возвращаться домой после долгого отсутствия ночью, чтобы не получилось так, будто он в чём-то подозревает (своих жён) или выискивает их недостатки.
1784 (5244). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас будет долго отсутствовать (дома), не следует ему возвращаться к своей семье ночью». Этот хадис передали Ахмад 3/396, аль-Бухари 5244 и Муслим 715. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 356.
1785 (5247). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если вернёшься (в свой город) ночью (после поездки), не приходи к своей семье, пока женщина, муж которой отсутствовал, не сбреет себе волосы на теле, а непричёсанная не приведёт свои волосы в порядок». Этот хадис передали Ахмад 3/303, аль-Бухари 5247, Муслим 715, Абу Дауд 2778, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 9144 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах.Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1403, «Мухтасар Муслим» 847.
64. Книга развода [2923]
ГЛАВА 1. Слова Всевышнего: «О пророк! Когда вы будете давать развод своим жёнам, разводитесь с ними согласно установленному для них сроку [2924], исчисляйте этот срок и бойтесь Аллаха…» (“Развод”, 1).
1786 (5251). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные. ‘Умар бин аль-Хаттаб спросил об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вели ему взять её обратно и держать у себя, пока она не очистится, потом (пусть подождёт, пока) у неё снова не начнутся месячные и она снова не очистится, после чего, если он захочет, пусть оставит её, а если захочет, пусть разведётся, (не совершая с ней половых сношений): это и есть срок /‘идда/, согласно которому Аллах велел разводиться с женщинами».
ГЛАВА 2. Если женщина получает развод во время месячных, этот развод считается действительным.
(5253). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(После того как я дал развод своей жене), она стала считаться разведённой».[2925]
ГЛАВА 3. О том, кто разводится со своей женой, и о том, следует ли человеку лично объявлять ей о разводе.
1787 (5254). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда дочь аль-Джауна ввели к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,[2926] она воскликнула: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя!» - и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Ты прибегла к защите Великого, так возвращайся же к своей семье».[2927]
1788 (5255). Сообщается, что Абу Усайд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, вышли (из дома) и дошли до двух (пальмовых рощ), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Посидите здесь”, а сам вошёл внутрь. А дело в том, что к нему привели женщину из племени бану джаун, которую поселили в находившемся в этой пальмовой роще доме Умаймы бинт ан-Ну‘ман бин Шарахиль, и вместе с ней была женщина, которая с малых лет воспитывала её. Войдя к ней, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Подари себя мне”, а она спросила: “Разве царица дарит себя простому человеку?”[2928] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протянул к ней свою руку, чтобы она успокоилась, а она сказала: “Прибегаю к защите Аллаха от тебя!” - и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Ты прибегла к защите Того, Кто даёт защиту”, а потом вышел к нам и сказал: “О Абу Усайд, дай ей две белых одежды и отправь её к её семье!”»
ГЛАВА 4. О том, кто разрешал разводиться трижды, ссылаясь на слова Всевышнего: «Развод (даётся только) дважды [2929], после чего (следует) либо вернуть (жену согласно) одобряемому (шариатом) [2930], либо отпустить по-доброму» ( “Корова”, 229).
1789 (5260). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла жена Рифа‘а аль-Курази и сказала (ему): «О посланник Аллаха, поистине, Рифа‘а окончательно развёлся со мной[2931], и после этого я вышла замуж за ‘Абд ар-Рахмана бин аз-Зубайра аль-Курази, однако оказалось, что он бессилен». (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Может быть, ты хочешь вернуться к Рифа‘а? Нет, (ты не можешь сделать этого,) пока не вступишь (с ‘Абд ар-Рахманом) в половую связь!»
ГЛАВА 5. Слова Всевышнего: «О пророк, почему, желая угодить своим жёнам, ты запрещаешь (себе) то, что разрешил тебе Аллах…?» (“Запрещение”, 1).
1790 (5268). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
- Как правило, после совершения послеполуденной молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любивший мёд и сладости, заходил к каждой из своих жён и оставался у неё (какое-то время. Однажды) он зашёл к Хафсе бинт ‘Умар и задержался у неё больше обычного. Это вызвало во мне ревность, и я спросила о причине этого, на что мне (дали такой ответ): «Одна из её соплеменниц подарила ей бурдюк мёда, и (теперь) она угощает им пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Тогда я воскликнула: «Поистине, клянусь Аллахом, против этого мы применим хитрость!»[2932] - после чего сказала Сауде бинт Зам‘а: «(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) придёт к тебе, а когда он приблизится, спроси (его): “Ты ел камедь?” Он ответит тебе: “Нет”. Тогда скажи ему: “А что же это за (неприятный) запах исходит от тебя?” Он скажет тебе: “Хафса угостила меня мёдом”. Тогда скажи ему: “(Наверное,) пчёлы садились на дерево ‘урфут”. Я скажу ему то же самое, и то же скажи ему ты, о Сафиййа». А потом Сауда сказала: «Клянусь Аллахом, когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ещё только остановился у моих дверей, я уже хотела сказать ему то, что ты велела мне, из страха перед тобой!» И когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) подошёл к Сауде, она спросила его: «О посланник Аллаха, ты ел камедь?» Он сказал: «Нет». Тогда она спросила (его): «А что же это за (неприятный) запах исходит от тебя?» Он ответил: «Хафса угостила меня мёдом». (Сауда) сказала: «(Наверное,) пчёлы садились на дерево ‘урфут», и когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) пришёл сначала ко мне, а потом к Сафиййe, каждая из нас сказала ему то же самое. Потом он опять пришёл к Хафсе, которая спросила: «О посланник Аллаха, не дать ли тебе этого питья?» - на что он сказал: «Нет мне нужды в нём!» Тогда Сауда воскликнула: «Клянусь Аллахом, мы лишили его этого!» - я же сказала ей: «Молчи!»
ГЛАВА 6. О разводе, именуемом “хуль‘” [2933], и том, как он осуществляется.
Слова Всевышнего: «Не дозволено вам забирать что-нибудь из дарованного вами (вашим жёнам) [2934], если только (обе стороны) не будут опасаться, что они нарушат установления Аллаха» ( “Корова”, 229).
1791 (5273). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита бин Кайса пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О посланник Аллаха, я не порицаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако(, будучи мусульманкой,) я не хочу (придерживаться обычаев) неверия в исламе!» [2935] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (её): «Вернёшь ли ты ему его сад?» [2936] Она сказала: «Да». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Сабиту): «Прими (от неё свой) сад и дай ей (первый) развод!» Этот хадис передали аль-Бухари 5273 и ан-Насаи 6/169 со слов Ибн ‘Аббаса.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1140, «Ирвауль-гъалиль» 2039.
ГЛАВА 7. Заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за мужа Бариры [2937].
1792 (5283). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Мужем Бариры был один раб по имени Мугис, и я будто и сейчас вижу, как он, плача, идёт за ней и слёзы текут по его бороде. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Аббасу: “О ‘Аббас, разве тебе не удивительно, что Мугис любит Бариру, а Барира ненавидит Мугиса?” А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Барире): “Вернулась бы ты к нему”. Она спросила: “О посланник Аллаха, ты приказываешь мне (сделать это)?” Он сказал: “Я только ходатайствую”. (Тогда) она воскликнула: “Не нужен он мне!”»
ГЛАВА 8.
1793 (5304). Передают со слов Сахля бин Са’да ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«В раю мы с опекающим сироту будем (столь же близки друг к другу)», и(, сказав это,) он сделал знак указательным и средним пальцами, немного отведя их друг от друга. Этот хадис передали Ахмад 5/333, аль-Бухари в своем «Сахихе» 5304 и в «аль-Адабуль-муфрад» 135, Абу Дауд 5150 и ат-Тирмизи 1918. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1475, «Мишкат аль-масабих» 4952, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 101, «Гъаятуль-марам» 265.
ГЛАВА 9. О том случае, когда муж намекает, что не он является отцом родившегося ребёнка.
1794 (5305). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек и сказал: «О посланник Аллаха, у меня родился чёрный ребёнок!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Есть ли у тебя верблюды?» Он сказал: «Да». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Какого они цвета?» Он сказал: «Красного». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «А есть ли среди них серые?» Он сказал: «Да». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Откуда же они взялись?» (Этот человек) сказал: «Наверное, это передалось им по наследству». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Так, может быть, и у твоего сына это передалось по наследству!»[2938]
ГЛАВА 10. Слова имама, который обращается к призывающим друг на друга проклятие (и говорит): «Поистине, один из вас лжёт, так, может быть, кто-нибудь из вас покается?»
1795 (5312). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передававший хадис о супругах, которые призывали проклятие друг на друга, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал призывавшим проклятие друг на друга: “Аллах спросит с вас отчёта! Один из вас лжёт, но у тебя нет на неё никаких прав!”[2939] (Муж) спросил: “А как же моё имущество?”[2940] (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Ты не имеешь на него права. Если то, что ты говоришь о ней, правда,[2941] то это имущество является платой за супружеские отношения, если же ты лжёшь, то прав на это имущество у тебя ещё меньше!”»