Круглый стол.
«Словесное творчество детей – результат работы педагога»
Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой комплексный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Развитие образной речи должно проходить в единстве с другими направлениями работы над словом – лексическим, грамматическим, фонетическим. По тому, как ребенок строит свое высказывание, настолько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Систематические задания на использование разнообразных средств художественной выразительности подводят детей к самостоятельному словесному творчеству.
Задание по развитию словесного творчества детей.
Указания: обведите кружком тот ответ, который вы считаете правильным.
1. Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?
а) В.М. Бехтерев
б) К.Д.Ушинский
в) Л.Н.Толстой
г) И.Г. Песталоцци
д) Я.А. Коменский
2. Словообразование – это компонент …
а) грамматической стороны речи
б) звуковой стороны речи
в) связной речи
г) лексической стороны речи
д) образной речи
3. Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности?
а) придумывание песен и попевок
б) сочинение стихотворений
в) составление собственных рассказов
г) составление творческих пересказов
д) сочинение сказок и рассказов
|
4. Что направлено на развитие словесного творчества детей?
а) формирование навыков самообслуживания
б) подготовка к обучению грамоте
в) организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности
г) развитие навыков правильного звукопроизношения
д) развитие фонематического слуха
5. Какая инструкция к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?
а) составь рассказ по картинке …
б) придумай новую историю о …
в) расскажи о
г) придумай рассказ о …
д) вспомни историю о...
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость.
Особое значение при речевом общении имеют различные художественно-выразительные средства, умелое использование которых в речи воспитателя способствует формированию у детей образной, эмоционально окрашенной речи, обогащению активного словаря.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Осуществлять словарную работу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Еще один аспект этой задачи – обогащение словаря самих педагогов. Ведь активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Задание: Что означают эти слова:
1. Амброзия - пища, ржавчина, цветок
|
2. Кавалькада - украшение, группа всадников, стихотворение
3. Казус - кактус, случай, котелок
4. Компост - удобрение, компот, груз
5. Ланцет - лист, нож, щипцы
6. Блиндаж - повязка, картина, укрытие
7. Болид - удар, метеорит, болезнь
8. Иерархия - лестница, церковь, договор
9. Летаргия - молитва, сон, растение
10. Сомнамбула - лунатик, рыба, переполох
11. Маис - рис, кукуруза, костюм
12. Дрезина - тележка, шина, калоша
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
Задание: объясни выражения.
Дело в шляпе – все в порядке
Плясать под чужую дудку – действовать не по собственной воле
Проглотить пилюлю – испытать неприятность
С иголочки – о безупречно одетом человеке
Чесать язык – болтать попусту
Как на иголках – состояние крайнего волнения, беспокойства
Бить ключом – бурно, активно
Очки втирать – обманывать
Как белка в колесе – быть в постоянных заботах, хлопотах
Морочить голову – отвлекать от основного дела пустыми разговорами
Нашу речь обогащают «крылатые выражения» - цитаты из известных литературных произведений
Задание: кому принадлежат эти слова.
1. Счастливые часов не наблюдают. (Грибоедов)
2. Да, были люди в наше время.(Лермонтов)
3. Человек – это звучит гордо. (Горький)
4. Чему смеетесь? Над собой смеетесь? (Гоголь)
5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. (Тютчев)
6. И вечный бой! Покой нам только снится. (Блок)
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
|
Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)
1. Семья – душа
Вся семья вместе, так и душа на месте.
2. Доме – стены
В своем доме и стены помогают.
3. Перьем – ученьем
Красна птица перьем, а человек ученьем.
4. Горек – сладок
Корень ученья горек, да плод его сладок.
5. Калачи – печи
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
6. Кормит – портит
Труд кормит, а лень портит.
7. Знать – спать
Кто хочет много знать, тому надо мало спать
8. Время – час
Делу время, потехе – час.
9. Жить – служить
Жить – Родине служить.
10. Земля – мила
Своя земля и в горсти мила.
11. Тепло – добро
При солнышке тепло, при матери добро.
Дорогие коллеги! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота.
Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки А.С.Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Недаром, речь и речка – слова, возникшие из одного корня.
Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.
Литература
1. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009, 11/ 2009
2. О.А. Белобрыкина «Речь и общение»
3. Т.А. Шорыгина «Родные сказки»
4. «Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ
5. О.С. Ушакова «Придумай слово»
6. Литература
7. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6- 7 лет: Учеб.-метод.пособие. М.2010.
8. Сохин Ф.А. –Психолого –педагогические основы развития речи дошкольников.М. Воронеж,2002.
9. Ушакова О.С.Методика развития речи дошкольного возраста:Учеб.-метод.пособие.М.2003.
10. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы.Управление ДОУ.2008.№8
Приложение
Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Игра: «Кошка»
Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.
Загадка Вчера была мышегонятельной, Вполне сметаноуплетательной, Сегодня я диваноспальная, Вполне подушкоодеяльная. (кошка) |
- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять
кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,
отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)
Игра: «Мозговой штурм»
Задание: почему так произошло, предложить версии.
- Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?
(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).
Игра: «Словарный штурм»
Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.
Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет... банан. Расскажи обо мне. |
- Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).
-Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).
-Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
-Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
-Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
-Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
-С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
-Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).
Игра: «Многозначные слова».
Лаборатории получают карточки со словами, имеющими несколько значений.
Задание: доказать многозначность слов: труба, звезда, иголки, резинка, рама, ключ.
Многозначные слова
Ручка | |||||
Рама | |||||
Иголка | |||||
Ключ | |||||
Резинка | |||||
Труба | |||||
Звезда |
Схема творческого подхода «Страна противоположностей»
Прежде чем знакомить детей с противоречиями, стоит поработать над самим понятием «противоположность». Необходимо иметь в виду, что для малышей с нарушениями речевого развития важно сначала действие, а уж потом его словесное выражение.
1. Нарисуй противоположность: (раскрась) веселый клоун – грустный клоун, молодое дерево – старое дерево, зима – лето, ночь – день и т. д.
2. Покажи противоположность: написать – стереть, брать – давать, здороваться – прощаться, говорить – молчать, ссориться – мириться и т. д.
3. Потрогай противоположность: мягкий – твердый, гладкий – шершавый, редкий – густой, свежий – черствый и т. д.
4. Разложи противоположности: на двух площадках контрастного цвета (черный – красный, черный – белый) дети выкладывают пары картинок, игрушек, предметов, имеющих противоположные свойства, затем объясняют свой выбор, игры с перебрасыванием мяча от педагога к ребенку и обратно.
5. Поднимись по лестнице противоположностей: для упражнения необходимо иметь вырезанную из плотной бумаги плоскую лестницу, 2 фигурки человечков и небольшой бумажный флажок. Дети, называя противоположные слова, поднимают по ступенькам лестницы своих человечков, передавая друг другу флажок за каждый ответ, наверху устанавливают посередине флаг дружбы.
6. Путешествие в сказочную страну Противоположностей может быть итогом работы. В стране живут добрые и злые герои, умные и глупые, там есть чистый ручей и грязный пруд, хмурый лес и солнечная полянка. На этом уровне дети могут решать и творческие задачи, например: как сделать лес приветливым, пруд чистым, злых героев добрыми.