Лекция 3
Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».
Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения.
Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы:
- спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;
- запись «выданных» идей;
- поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;
- отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.
Близким по структуре к методу «мозговой атаки» является метод «мозговой осады», включающий этапы:
- предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации; - фиксация идей:
- анализ и оценка каждой идеи;
- отбор наиболее интересных и нестандартных.
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения.
Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач. Это «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение функции».
Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной и методической литературе. Данный метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального формирования проектировочных умений (например, в работе с младшими школьниками).
Метод «изменение формулировки задач» заключается в расширении границ поиска решения актуальной проблемы. Так, например, меняя формулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и определить новые направления деятельности.
Метод «наводящих вопросов» позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы. Такими вопросами могут быть:
- Почему данную проблему нужно решать?
- Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?
- Какие средства для этого необходимы?
- Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.
Разновидностью этого метода является прием «Пять почему?», применяющийся на этапе проблематизации с целью извлечения проблемы или «веера» проблем[1].
Приведем пример использования приема «Пять почему?»
Проблема: рост числа детей и подростков с игровой зависимостью.
1. Почему? В чем причина? Причина в стремлении к уходу от действительности.
2. Почему? В чем причина? Школьные кружки и секции не обеспечивают интересный досуг.
3. Почему? В чем причина? Недостаточно современных и интересных форм организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся.
1. Почему? В чем причина? Основными приоритетами учебновоспитательного процесса является обученность и учебные достижения учащихся, не используют новые формы организации свободного времени учащихся.
2. Что делать? Обеспечить поиск и применение инновационных форм организации досуговой деятельности школьников (организовать повышение квалификации, стимулировать применение инноваций в воспитательном процессе со школьниками и в работе с родителями и пр.).
Метод «перечень недостатков» можно применять для описания проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению.
Метод «свободное выражение функции» направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели.
Третья группа методов – это творческие методы проектирования. К ним относятся «аналогии», «ассоциации», «неологии», «эвристическое комбинирование», антропотехника».
Суть метода «аналогии» состоит в использовании уже существующих решений в других областях жизнедеятельности. При использовании этого метода интерпретируется аналог первоначальной заимствованной идеи и постепенно доводится до получения проектного замысла.
Метод «ассоциации» связан с извлечением ассоциаций из разных идей по изменению социальной действительности. Применение данного метода в немалой степени способствует развитию образного и ассоциативного мышления школьников.
Метод «неологии» - метод использования чужих идей, но при условии изменения структуры, содержания, оформления, представления.
Метод «эвристического комбинирования» состоит в том, чтобы первоначальную идею проекта перекомпоновать, довести до абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно.
Метод «антропотехника» предполагает привязку свойств проектированного объекта к удобству его использования, т.е. определении условий и обстоятельств, наличие которых обеспечит максимальный комфорт для целевой группы проекта.
Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, с помощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты. Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности, заложенной в проекте, возрастом участников, длительностью проекта и т.д.