ФИО студента – Ланцова Александра Алексеевна
Предмет – История Нового Времени
Класс – 7
Тип урока – изучение нового материала
Тема – «Англия в 16 веке. Генрих 8 и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской Реформации»
Цели:
Образовательные – ознакомить учащихся с особенностями развития капиталистических отношений в Англии, особенностями Реформации в Англии; провести сравнительный анализ Реформации в Англии с Реформацией ранее изученных стран (Германия), выявить ее причины, цели.
Воспитательные – предоставить учащимся возможность оценить цели и средства руководителя Реформации.
Развивающие – продолжить развитие у учащихся умений выделять главное в тексте учебника и исторических источниках, продолжить формирование у учащихся исторического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные – охарактеризовать тенденцию развития Англии.
Метапредметные – сравнить устройства англиканской и кальвинистской церкви; научиться обосновывать свои суждения; давать определения понятий, анализировать события и делать выводы.
Личностные – формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию; развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Методы и приемы, используемые на уроке: проблемный и частично-поисковый метод; объяснение, рассказ, фронтальная беседа, организация работы учащихся с документом.
Ресурсы, используемые на уроке: карта «Европа в 16-17 веке»; учебник А.Я. Юдовская «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс» (параграф 13); презентация; фишбоун (тема: церковная политика Генриха 8»); текст источника «Акт о супрематии 1534»; лист само рефлексии.
|
Ход работы | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание | |
Мотивационно-организационный | Здравствуйте, дети! Сегодня мы разберем новую тему «Англия в 16 веке. Генрих 8 и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской Реформации». Возможная личностно значимая проблема: необходимость религиозной терпимости для общества. Проблемное задание: Подумайте, чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии? Проблемно-познавательное задание: Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью. | Необходимо записать тему урока и проблемное задание для дальнейшей работы. | Время работы: 2 минуты. | |
Изучение нового материала | Ведется рассказ об изменениях в обществе, которые произошли после войны Алой и Белой розы, с приходом к власти династии Тюдоров, руководствуясь картой. | Внимательно слушают, так как далее необходимо будет выполнить задание, связанное с основной информацией рассказа. Параллельно с рассказом учителя, ученики записывают основную информацию в тетрадь (необходимую информацию для записи указывает учитель). Задание: на столах учеников лежит распечатанный вариант текста источника. Требуется вставить пропущенные слова в тексте. | Текст состоит из 10 предложений, небольшой абзац с пропусками. Время работы: 5-7 минут. | |
Обобщение и систематизация знаний. Фронтальная беседа. 1. К каким изменениям в сельском хозяйстве Англии привело увеличение спроса на шерсть? 2. Почему в XVI в. в Англии появилось выражение «овцы пожирают людей»? 3. Что такое огораживание? 4. Кого называли батраками? 5. В чем главное отличие «нового дворянства»? | ||||
Продолжение рассказа. Генрих 8 (приход к власти, краткая характеристика его личности, личная жизнь правителя). Подведение учеников к причине Реформации. | Внимательно слушают, так как далее необходимо будет выполнить задание, связанное с основной информацией рассказа. Работа с источником. Выявите особенности Реформации в Англии. При ответе используйте документ «Акт о Супрематии» (1534). Объясните устройство англиканской церкви. Как вы понимаете суждение английского историка Т. Маколея, назвавшего англиканскую церковь «плодом единства» правительства и протестантов? | Документ – «Акт о супрематии». Объем: небольшой абзац. Время работы: 15 минут. | ||
Продолжение рассказа материала: следующий шаг в политике Генриха 8 (конфискация церковных земель и принудительное закрытие монастырей). | Внимательно слушают рассказ учителя об итогах церковной политике Генриха 8. | Время работы: 5 минут | ||
Задание: дети заполнят таблицу-схему «Фишбоун», каркас которой имеется в раздаточных материалах. Требования: Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу Верхние косточки – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме Нижние косточки – факты, подтверждающие наличие сформированных причин, или суть понятий, указанных на схеме Хвост – ответ на поставленный вопрос, или суть понятий, указанных на схеме. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. | ||||
Обобщение и систематизация знаний учащихся | Проведение фронтальной беседы. Примеры вопросов: 1) Что послужило поводом к Реформации в Англии? 2) Как началась Реформация? 3) Кто возглавил церковь? 4) Что стало причиной Реформации? После нескольких вопросов учитель предлагает сыграть в игру «Графический диктант». Среди предложенных утверждений есть правильные и ошибочные. Примеры утверждений: 1) Англиканская церковь была создана в 1534 г. 2) Главой англиканской церкви считался Папа Римский. | Отвечают на вопросы по желанию. Игра: Учитель озвучивает факт. Если учащиеся с ним согласны, они хлопают в ладошки, если нет – в классе стоит тишина. | Устная форма работы, чтобы сэкономить время. Время работы: 7 минут. | |
Рефлексия | Учитель предлагает ученикам заполнить лист само рефлексии и выявить свои слабые стороны в данной теме. Учитель собирает материалы (листы), которые в дальнейшем будет анализировать. Выявит плюсы и минусы своей работы, что ученики плохо усвоили. | Ученики заполняют лист с вопросами – «Я сегодня узнал…»; «Я уже знал до этого…»; «Мне осталось непонятно…». | Время работы: 2-5 минут. | |
Окончание урока | Учитель благодарит учеников за работу и прощается с ними. | Ученики прощаются с учителем и готовятся к следующему уроку. | Время работы: 1 минута. | |
|
|
Приложение 1 «карта Европы 16-17 век»
Приложение 2 «Отрывок из текста»
Вставить пропущенные слова в тексте:
Англия в начале XVI в. – небольшое гос. (часть _________ о-в.). В Англии с 1485-1603 правила династия _________, где высшая власть принадлежала «_________». Население составляло около _____ млн. человек. Среди дворян выделились предприимчивые люди, хозяйство которых было ориентированно на ________ - их стали называть ________ ________.
В Англии появилась ____________ - производственное предприятие, на котором используется ручной труд и происходило разделение труда на определенные операции.
____________________ _____________________
(наемные работники трудились (все мастера работали в одном
у себя на дому) месте)
Ведущая отрасль экономики – изготовление _______. Развитие __________ требовало расширения _________, для чего землевладельцы производили массовые ____________, лишая многих крестьян земли. Результатом стало появление целого слоя неимущих, лишенных средств к существованию людей - __________. ____________ превратились в национальные бедствия страны.
В период правления ____________ и __________ (1558-1603) издавали ________, направленные против огораживаний и о наказании за бродяжничество. В царствование ________ в качестве государственной религии в Англии утвердилось _________.
Приложение 3 «Акт о супрематии 1534»
«...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...»
Приложение 4 «Фишбоун»
Приложение 5 «Лист само рефлексии»
«Я сегодня узнал…» | «Я уже знал до этого…» | «Мне осталось непонятно…» |