Электронная торговля в России. Текущее состояние и перспективы




Понятие электронной торговли. Электронные магазины

 

Технология Internet имеет глубокое влияние на мировую сферу услуг. Мировая Internet-торговля, включающая программное обеспечение, индустрию развлечений (кинематограф, видео, игры, звукозаписи), информационные службы (базы данных, интерактивные газеты), техническая информация, лицензии на изделия(программы), службы финансового сопровождения и обмена, и профессиональные услуги (бизнес- и техническая консультация, учет, проекты художественного оформления и дизайна, консультации юриста, бюро путешествий, и т.д.) в последнее десятилетие 20 века росла стремительными темпами, и составляет сегодня только в США более 40 миллиардов USD в год, причем рост в этой области происходит геометрически.

GII имеет потенциал, достаточный, чтобы реконструировать торговлю в этих и других областях, чрезвычайно снижая затраты на транзакции и облегчая новые типы коммерческих сделок. Internet будет также реконструировать розничную сферу и маркетинг. Потребители, имеющие доступ к сети, будут иметь в своем распоряжении широчайшее разнообразие продуктов от изготовителей и розничных продавцов во всем мире. Они будут способны рассмотреть эти продукты на своих компьютерах или телевизорах, обращаться к информации относительно потребительских свойств продукта, визуально спроектировать различные варианты выбора (к примеру, разместить выбранную мебель на экране, указав заранее параметры помещения).

Торговля посредством Internet могла бы приносить миллиарды долларов и российской торговой системе. Однако для того, чтобы полностью реализовать имеющийся потенциал сети, необходимо решение ряда насущных проблем, речь о которых пойдет далее.

Электронная торговля в России. Текущее состояние и перспективы

 

Электронная торговля в России находится сегодня даже не в процессе роста, а скорее в состоянии зачатия, что позволяет приписывать ей любые возможные перспективы

Следует учесть, что прямой перенос западного опыта в Россию в отношении электронной коммерции, весьма затруднен. Здесь реализуется принципиально иной сценарий перехода к рынку – не в результате плавного развития, а в форме резкого скачка.

Естественной близкой аналогией является развитие рынка российского Internet-провайдерства[1]. Несмотря на то, что провайдерство как бизнес сильно отличается от электронной коммерции, у них общий сегмент пользователей. 1998 год в российском Internet-сообществе можно назвать «годом разговоров» об электронной коммерции. В этот период состоялось несколько интересных конференций и семинаров по этой теме, активизировались Internet-магазины, было запущено в практическую эксплуатацию несколько интересных платежных систем.

Этот бум был вызван как западным ажиотажем вокруг электронной коммерции, так и желанием, наконец, найти способ зарабатывать деньги на российском Internetе. Кроме этого, важным положительным моментом стало понимание устойчивости российского Internetа. Internet-провайдинг благополучно пережил все потрясения прошлогоднего кризиса, что позволяет рассматривать российский Internet как достаточно устойчивый сегмент, в который можно вкладывать деньги. Число пользователей Internetа в России быстро растет, и они образуют достаточно платежеспособную группу населения.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что процесс электронной коммерциализации России пошел и можно пытаться анализировать его перспективы и ставить цели.

При этом, сравнивая Россию с Западом, можно легко выявить следующее отличие. На Западе электронная коммерция в основном развивалась путем замещения. На момент появления Internetа в США, например, была отлаженная система удаленной оплаты, доставки каталогов и всего прочего, что необходимо для покупок на расстоянии. Поэтому электронная коммерция постепенно замещает часть этой области. Действительно, пассивные Web-сайты (Web-витрины) заменили каталоги; электронная почта и экранные формы – бумажные бланки заказов; платежные системы – посылку чеков или факсов с номерами карточек, и т.д. Даже в самой консервативной области – доставке материальных товаров – Internet нашел свою нишу, например, в системах, отслеживающих прохождение посылок. При этом количественный рост перешел в качественный. Характеристика этого процесса излагается в знаменитом докладе Клинтона-Гора[2].

В России ситуация принципиально иная – замещать, собственно, практически нечего. С одной стороны это хорошо – не надо преодолевать инерцию существующей системы. С другой стороны, это означает, что для развития коммерции необходимо накопить критическую массу магазинов и покупателей.

Здесь можно провести аналогию с Internet-провайдерством. На начальном этапе российское провайдерство жило за счет небольшого числа людей, которые переписывались с Западом и пользовались западными информационными источниками. При этом русские источники информации или круг общения, просто отсутствовали. Соответственно, Internet жил и развивался, используя западные гранты, бесплатные ресурсы, доходы от других телекоммуникационных сегментов и т.п. Постепенно накопилась критическая масса пользователей. Это стимулировало создание русских ресурсов, в Internet пошли деньги и пользователи, что сделало его более доступным, и процесс стал самоподдерживающимся.

Таким образом, глобальной задачей для российской электронной коммерции является накопление критической массы пользователей, инвестиций, технологий, по достижении которой процесс развития электронной коммерции станет самоподдерживающимся.

Говорить о сроках ее решения сейчас преждевременно, так как существующих данных недостаточно для точной оценки. Впрочем, очень грубо, целью можно считать достижение сегодняшних оборотов провайдеров, например, для Москвы – это миллионы долларов в месяц, для Петербурга – сотни тысяч долларов. Применительно к электронной коммерции это, скажем, 100 000 пользователей в Москве или 10 000 в Петербурге, каждый из которых ежемесячно покупает на 10 долларов. Как видим, эта задача не может быть выбрана в качестве ближнего ориентира.

На что можно ориентироваться в 1999 году? На качественные сдвиги в области электронной коммерции, которые станут основой грядущих стремительных количественных перемен в оборотах, числе пользователей и прочих показателях. Состояние электронной коммерции нужно довести до того уровня, когда она (коммерция) все еще остается венчурной отраслью с точки зрения прибыльности, но уже может быть названа отлаженным механизмом с точки зрения организации и поддержки бизнеса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: