В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.
Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.
Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.
Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.
Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.
|
Свойства пространства и времени специфически конкретизируются на различных уровнях организации материи.
С возникновением живой природы возникают биологическое пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов, популяций). Биологическое время Связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, и временем года и циклами солнечной активности.
С возникновением общества возникают социальные пространство и время.
Социальное пространство - то пространство которое организуют люди в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Социальное пространство не сводится ни к физическому, ни к биологическому пространству. Оно создается людьми в каждую историческую эпоху, в зависимости от развития производственной, технико-технологической и социально-культурной сферы, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов Античности и Средневековья.
Социальное время зависит от интенсивности всех форм человеческой жизнедеятельности. В истории время может замедлять или «ускорять свой бег», события текут быстрее. Например в Средние века в Европе время отмечалось ударом монастырского колокола, оно текло медленно. Только в конце средних веков были изобретены часы - символ убегающего времени. С появлением часов, машинного производства, крупных городов люди стали жить совсем в другом времени, в другом ритме - в ритме машин. Времени стало не хватать - его стали занимать у будущего. Мы проживаем жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколений, время истории.
|
53. Проблемы сознания в философских системах.
Проблема сознания в различных философских системах
Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании
Категория «сознание» имеет принципиально важное значение как для философии, так и для естественных наук. Правильное научное понимание сознания и значения его в жизни общества важно для каждого человека, для формирования его научного мировоззрения.
На вопрос о том, что такое сознание, какова его природа и сущность, а также происхождение различные философские направления и школы отвечали различным образом. Исторически наибольшее распространение по этому вопросу получили различного рода идеалистические и религиозные концепции. В этой связи Ф. Энгельс в сочинении «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», главе II отмечал: «Уже с того весьма отдалённого времени, когда люди, ещё не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру».
|
Сущность сознания в религиозной философии объяснялась так: Бог дал душу, Бог взял душу. С точки зрения идеалистов, сознание также есть проявление нематериальной духовной силы – «души», не зависящей от материи вообще, и от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Так, например, Платон полагал, что сознание – есть проявление человеческой души, существующей вечно в мире идей. Душа, по Платону, состоит из трёх частей: разума, воли, чувственности. В соответствии с этим Платон развивал высшие принципы этических отношений, выраженные в добродетелях – мудрость, основа её – разум, мужество, основа – воля, благоразумие, основа – обуздание (преодоление) чувственных влечений, справедливость как гармоническое сочетание мудрости, мужества, благоразумия.
У Г. Гегеля основу мира составляет абсолютная идея, мировое мышление. Согласно Г. Гегелю, сознание конкретного человека является частицей абсолютной идеи. Это – проявления мирового духа в виде субъективного духа (сознания человека).
Субъективный идеализм представлен в двух вариантах: религиозный, атеистический. Религиозный – Дж. Беркли, который отрицал существование объективного мира. Как священнослужитель полагал, что сознание человека есть порождение божественного разума. Атеистический – представители эмпириокритицизма (философии чистого опыта). Так, швейцарский философ Авенариус в сочинении «Человеческое понятие о мире» писал: «Наш мозг не есть обиталище, сидалище, созидатель, не есть инструмент или орган мышления», то есть мозг не является органом мысли, мысль не есть функция мозга. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» назвал эту философию «безмозглой» философией, поскольку сознание отрывается от материи.
В истории философии была и такая точка зрения на сознание, когда сознание рассматривалось как атрибут материи, её вечное свойство, присущее всем её видам и формам. Все объекты одушевлены по-своему: такая точка зрения называется гилозоизмом (от греческого «хиле» – материя, «зоe» – жизнь).
Гилозоистами были, например, материалист Б. Спиноза (нидерландский философ), а также немецкий философ-идеалист XVIII в. Г. Лейбниц.
В материалистической философии представители метафизического материализма (вульгарный материализм) сознание представляют как особый вид материи. Например, немецкие философы-материалисты 50-х годов XIX в. Карл Фогт, Людвиг Бюхнер и др. сводили сознание к материальному субстрату. Так, К. Фогт писал «Все способности, известные под названием душевной деятельности, есть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, что мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…», т. е. здесь сознание выступает как что-то материальное.
Диалектический материализм утверждает, что сознание является идеальным свойством материального мозга человека. Процессы мышления происходят на основе материальных нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Сущность сознания заключается в отражении действительности в мозге человека. Сознание является высшей формой отражения. Предпосылки его существуют в природе – это свойство отражения.
54. Субъект и объект сознания.
(в философии) – категории теории познания. Субъект – существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной предмет; человек, познающий и изменяющий окружающий мир. Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, представляет собой объект. В качестве объекта выступают прежде всего предметы и явления реального мира; их отражение в сознании может быть также объектом изучения.
Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм, напротив, изображает объект познания только как продукт деятельности субъекта, как продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, «абсолютного субъекта» (объективный идеализм). Домарксистский материализм рассматривал отношение субъекта и объекта в [184] познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействия от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал и абсолютизировал активную роль сознания.
Вопрос о диалектике взаимоотношений субъекта и объекта в познании был поставлен идеалистами и получил свое наиболее полное выражение у Г. Гегеля, но научно решил этот вопрос только диалектический материализм. Основоположники марксизма показали, что познание осуществляется в процессе общественной практической деятельности человека, направленной на изменение окружающего мира. Все познавательные способности субъекта были поняты как продукт общественно-исторического развития практики и познания. На этой основе был впервые научно разрешен вопрос об активной роли сознания человека. Удовлетворяя посредством деятельности свои общественные потребности, человек активно изменяет предметы природы. При этом он изменяет, создаёт предмет, объект в соответствии с поставленной им целью. В конце процесса труда получается то, что ранее было лишь в сознании субъекта в виде цели его деятельности. В процессе познания человек приводит свое сознание в соответствие с объектом. Изменение объекта, совершающееся в процессе труда, выступает одновременно в качестве критерия истинности тех представлений и понятий, на основе которых субъект воздействует на объект. Совпадение результатов с заранее поставленной целью, т.е. успех, доказывает правильность представлений и понятий. Неуспех обнаруживает несовпадение представлений и понятий с их объективным прообразом. С другой стороны, правильность, истинность представлений и понятий об объекте оказывается необходимым условием успеха практической деятельности человека. И в практике и в познании субъект является активной, деятельной стороной отношения с объектом. [185]
55. Принципы гносеологии.
Гносеология имеет свою историю, которая свидетельствует о сложном пути ее становления и развития. Нередко формирование гносеологии заводило ее либо в туник крайнего эмпиризма, либо некритического рационализма.
Длительный путь развития гносеологии позволил вычленить следующие ее основания:
- человеческое познание есть отражение людьми объективно существующего мира и самих себя как части этого мира;
- процесс познания есть процесс снятия неопределенности, движение от непознанного к познанному;
- познание - многофазовый процесс, включающий возможности чувственного и рационального освоения мира;
- основанием, целью и средством познания выступает практика, она претендует быть критерием истины полученного знания;
- процесс познания - это процесс расширения и углубления людьми своих знаний о мире и о себе, в том числе и о формах познания и самопознания. Основания гносеологии определили необходимость целого комплекса базовых гносеологических принципов, среди которых выделяются принципы объективности, познаваемости, отражения, определяющей роли практики, творческой активности субъекта, абстрагирования и обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, конкретности истины.
1. Принцип объективности. Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Из этого принципа следует методологическое требование - любой объект исследования надо принимать таковым, как он есть. Полученный результат исследования должен исключать любое проявление субъективности, чтобы не выдать желаемое за действительное.
Требование объективности - это одно из важнейших правил исследовательской этики, уходящее своими корнями в философию Гегеля. Рассматривая гносеологическое отношение субъекта к объекту, Г. Гегель отмечал: "Когда я мыслю, я отказываюсь от моей субъективной особенности, углубляясь в предмет, представляю мышлению действовать самостоятельно, и я мыслю плохо, если я прибавляю что-нибудь от себя". (Гегель Г. // Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 124).
Субъект должен воздерживаться от своих пристрастий в адрес объекта познания. Одновременно субъект познания не должен в угоду каким бы то ни было соображениям отступать от полученной истины относительно объекта познания.
Кроме того, принцип объективности познания ориентирован на учет используемых субъектом познания средств исследования, способов кодирования звания и различение кода и содержания знания.
И наконец, принцип объективности требует фиксировать не только существующую форму объекта, но и его возможные проекции в других ситуациях.
Только таким образом можно обеспечить чистоту гносеологического отношения в системе "субъект-объект".
2. Принцип познаваемости. Если принцип объективности требует познания реальности такой, как она есть, то принцип познаваемости утверждает, что объект реальности можно познать только таким, как он есть. Для субъекта познания не существует барьеров на пути освоения объекта, а если и существуют какие-либо границы, то только между тем, что познано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется представителями агностицизма. Свою позицию они аргументируют тем, что объект познания неизбежно преломляется сквозь призму наших чувств и категорий мышления, а посему мы получаем о нем информацию лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каков же объект в действительности, этот вопрос остается открытым.
56. Уровни познания.
В познании различают два уровня: эмпирический и теоретический
Эмпирический (от гр еmреиrиа - опыт) уровень знания - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений объекта познается Он всегда является основой, б базой для теоретического уровня знанияня.
Теоретический уровень - это знание, полученное путем абстрактного мышления
Человек начинает процесс познания объекта с внешней его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны Затем углубляется в содержание объекта, раскрывает законы, которым он подлежит, переходит к поясное ения свойств объекта, объединяет знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему, а полученное при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и является теорией, имеющий определенную внутрен ю логическую структуру.
Следует отличать понятия \"чувственное\" и \"рациональное\" от понятий \"эмпирическое\" и \"теоретическое\" \"Чувственное\" и \"рациональное\" характеризуют диалектику процесса отражения вообще, а \"эмпирическое\" и \"теоретическое\" н относятся к сфере только научного познаниямпіричне" і "теоретичне" належать до сфери лише наукового пізнання.
Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно влияем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и делаем вывод Но получение отдельных ЭМП пиричних фактов и законов еще не позволяет построить систему законов Для того чтобы познать сущность, необходимо обязательно перейти к теоретическом уровне научного познанияня.
Эмпирический и теоретический уровни познания всегда неразрывно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга Так, эмпирическое исследование, выявляя новые факты, новые данные наблюдения и экспериментов в, стимулирует развитие теоретического уровня, ставит перед ним новые проблемы и задачи В свою очередь, теоретическое исследование, рассматривая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспект ИВИ объяснения и предсказания фактов и этим ориентирует и направляет эмпирическое знание Эмпирическое знание опосредуется теоретическим - теоретическое познание указывает, какие именно явления и события должны быть объект ом эмпирического исследования и в каких условиях должно осуществляться эксперимент На теоретическом уровне также выявляются и указываются те границы, в которых результаты на эмпирическом уровне истинные, в которых эмпирическое знание может быть использовано практически Именно в этом и заключается эвристическая функция теоретического уровня научного познаниянання.
Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями весьма условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится эмпирически доступным В любой сфере научного познания, на всех уровнях наблюдается диалектическое единство теоретического и эмпирического Ведущая роль в этом единстве зависимости от п редмета, условий и уже имеющихся, полученных научных результатов принадлежит то эмпирическом, то теоретическом Основой единства эмпирического и теоретического уровней научного познания выступает единство научной то ории и научно-исследовательской практиктики.
50 Основные методы научного познания
На каждом из уровней научного познания применяются свои методы Так, на эмпирическом уровне используются такие основные методы, как наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование На теорети ичному уровне - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, идеализация, исторический и логический методы тощщо.
Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие предметов и явлений, их свойств и связей в естественных условиях или в условиях эксперимента с целью познания исследуемого объекта
Основные функции наблюдения такие:
- фиксация и регистрация фактов;
- предварительная классификация фактов, уже зафиксированных на основе определенных принципов, сформулированных на основе существующих теорий;
- сравнение зафиксированных фактов
С усложнением научного познания все больший вес приобретают цель, план, теоретические установки, осмысление результатов Вследствие этого возрастает роль теоретического мышления в наблюдении
Особенно сложным является наблюдение в общественных науках, где его результаты в значительной степени зависят от мировоззренчески-методологических установок наблюдателя, его отношение к объекту
Метод наблюдения является ограниченным методом, так как с его помощью можно лишь зафиксировать определенные свойства и связи объекта, но невозможно раскрыть их сущность, природу, тенденции развития Всестороннее с наблюдения объекта является основой для эксперименту.
Эксперимент - это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них с помощью создания новых условий, соответствующих целям исследования, или путем изменения прохождения процесса в определенном направлении
В отличие от простого наблюдения, которое не предусматривает активного воздействия на объект, эксперимент - это активное вторжение исследователя в природные явления, в ход изучаемых Эксперимент - это так кий вид практики, в котором практическое действие органично сочетается с теоретической работой мыслии.
Значение эксперимента заключается не только в том, что с его помощью наука объясняет явления материального мира, но и в том, что наука, опираясь на эксперимент, непосредственно овладевает теми или иными дос исследуемых явлениями Поэтому эксперимент служит одним из главных средств связи науки с производством Ведь он дает возможность осуществить проверку правильности научных выводов и открытий, новых законом и рностей Эксперимент служит средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленном производстве, необходимым этапом практического испытания новых научно-технических открытиитів.
Эксперимент широко применяется не только в естественных науках, но и в социальной практике, где он играет важную роль в познании и управлении общественными процессами
Эксперимент имеет свои специфические особенности по сравнению с другими методами:
- эксперимент позволяет исследовать объекты в так называемом чистом виде;
- эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях, что способствует более глубокому проникновению в их сущность;
- важным преимуществом эксперимента является его повторяемость, благодаря чему в научном познании этот метод приобретает особое значение и ценность
Описание - это указание признаков предмета или явления как существенных, так и несущественных Описание, как правило, применяется в отношении единичных, индивидуальных объектов для более полного ознакомления с ними Его методом й является дать наиболее полные сведения о объкт.
Измерение - это определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик исследуемого объекта с помощью различных измерительных приборов и аппаратов с помощью измерения определяется ся отношение одной количественной характеристики объекта к другому, однородной с ней, принятой за единицу измерения Основными функциями метода измерения является, во-первых, фиксация количественных характеристиках к объекта, во-вторых, классификация и сравнение результатов измеренийня.
Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), которая по своим свойствам определенной степени воспроизводит свойства исследуемого объекта
Моделирование используется тогда, когда непосредственное изучение объектов по некоторым причинам невозможно, затруднено или нецелесообразно Различают два основных вида моделирования: физическое и математическое На современном на этапе развития научного познания особенно большая роль отводится компьютерному моделированию Компьютер, который функционирует по специальной программе, способен моделировать самые реальные процессы: колебания рыночных цен, орбиты космических кораблей, демографические процессы, другие количественные параметры развития природы, общества, отдельной человекини.
Методы теоретического уровня познания
Анализ - это расчленение предмета на его составляющие (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения
Синтез - это объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое
Анализ и синтез диалектически противоречивые и взаимообусловлены методы познания Познание предмета в его конкретной целостности предполагает предварительное расчленения его на составляющие и рассмотрение каждой из них Это е задачу выполняет анализ Он дает возможность выделить существенное, то, что составляет основу связи всех сторон изучаемого объекта есть, диалектический анализ является средством проникновения в сущность вещей Но играя важную роль в познании, анализ не дает знания конкретного, знание объекта как единства многообразного, единства различных определений Эту задачу выполняет синтез Следовательно, анализ и синтез органично взаимодействия емоповьязани и взаимообуславливают друг друга на каждом этапе процесса теоретического познанияізнання.
Абстрагирование - это метод отвлечения от некоторых свойств и отношений объекта и, одновременно, сосредоточение основного внимания на тех, которые являются непосредственным предметом научного исследования Абстрагирование с способствует проникновению познания в сущность явлений, движения познания от явления к сущности Понятно, что абстрагирование расчленяет, огрубляет, схематизирует целостную подвижную действительность Однако именно это и позволяет более глубоко изучить отдельные стороны предмета \"в чистом виде\" А значит, и проникнуть в их сущность їхню сутність.
Обобщение - это метод научного познания, который фиксирует общие признаки и свойства определенной группы объектов, осуществляет переход от единичного до особого и общего, от менее общего к более загальног.
В процессе познания нередко приходится, опираясь на уже существующие знания, делать выводы, которые являются новым знанием о неизвестном Это осуществляется с помощью таких методов, как индукция и дедукция
Индукция - это такой метод научного познания, когда на основании знания об отдельном делается вывод об общем Это способ рассуждения, посредством которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения ущення или гипотезы В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с неею.
Дедукция - это метод познания, когда на основе общего принципа логическим путем из одних положений как истинных с необходимостью выводится новое истинное знание об отдельном С помощью этого метода отдельное познается на основе знания общих закономерностейй.
Идеализация - это способ логического моделирования благодаря которому создаются идеализированные объекты Идеализация направлена??на процессы мыслимой построения возможных объектов Результаты идеализации - не произвольные В предельном случае они соответствуют отдельным реальным свойствам объектов или допускают интерпретацию их, исходя из данных эмпирического уровня научного познания Идеализация связана с \"мысленным экспериментом \", в результате которого из гипотетического минимума некоторых признаков поведения объектов открываются или обобщаются законы их функционирования Границы эффективности идеализации определяются практикоються практикою.
Исторический и логический методы органично сочетаются Исторический метод предполагает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями Это определенный способ в воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретноститі.
Логический метод - это способ, с помощью которого мышление воспроизводит реальный исторический процесс в его теоретической форме, в системе понятий
Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий развития тех или иных явлений Задачей логического исследования является раскрытие роли, которую отдельные элементы системы играют в составе развития цело ого.
57. Формы и методы научного познания.
Методы и формы научного познания |
Метод познания можно определить как некоторую специфическую процедуру, состоящую из последовательности определенных действий или операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней. |
Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как способ проб и ошибок или даже каноны нахождения простейших причинны связей Бэкона — Милля, которые изучают в логике, что он предполагает наличие творчества, допускающего абстрагирование и идеализацию и опирающегося на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений, заключения которых имеют лишь вероятностный, или правдоподобный, характер, и используются в качестве эвристических средств открытия новых истин. Другими словами, они приближают нас к истине, но автоматически не гарантируют ее достижение. Можно поэтому сказать, что большинство исследовательских методов имеют эвристический, а не алгоритмический характер. Пользуясь такими эвристическими методами, можно систематически, целенаправленно и организованно вести научный поиск. |
Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания. Каждый последующий шаг в науке опираегся на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания. |
В отличие от научного обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, в котором преобладают не связанные друг с другом отдельные факты либо их простейшие индуктивные обобщения. Важнейшие методы научного познания: |
восхождения ог абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом; моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя; эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. |
Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. |
Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта ипи наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов: |
универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи; идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут; концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение. |