МОДЕЛЬ «ИГРА НА ГИТАРЕ»
Подготовил: Кузнецов Дмитрий
2013 г.
Задача моделирования:
научиться играть на гитаре, понять, как нужно использовать репрезентативные системы, чтобы делать это легко и получать навык максимально эффективно.
Контекст применения:
Модель применима во всех контекстах, в которых присутствует гитара в руках, и хочется извлечь из неё звук. Наличие хорошо развитого слуха не обязательно, если гитара правильно настроена, но даже в этом случае можно воспользоваться тюнером. Музыкальное образование не требуется.
Описание мотивации:
Модель позволяет быстро учиться, осваивать навыки и приемы игры на гитаре, играть как «боем», так и перебором, в том числе и медиатором. Дает возможность сформировать координацию движения рук и тела, услышать изменения в извлекаемых звуках при изменении траектории и ритмики движения рук, и пользоваться этими изменениями в своих интересах.
Важной особенностью модели является то, что её эффективности бывает необходимо демонстрировать многие её элементы лицом к лицу. Впрочем, для некоторых ситуаций можно воспользоваться видео-школами, в обилии присутствующими в интернете.
История моделирования:
Изначально, еще во время моего обучения в институте, у меня дома была акустическая гитара, я пробовал «подойти» к этому инструменту и начать какие-то звуки из нее извлекать. Но у нее был серьезный ряд недостатков, которые вызывали настолько дискомфортные ощущения в пальцах, и звучание было настолько уныло, что энтузиазм научиться играть на этом инструменте практически моментально угасал. Также, я жил с братом в то время, и брат мне много раз твердил, что у меня нет ни слуха, ни голоса. А так как он пел в хоре в свое время, и играть немного умел, я поверил ему на слово. Лучше бы ему не верил, а нашел нормальный инструмент и людей, которые бы меня поддержали уже в тот момент в освоении этого навыка. J
|
Но, в конце концов, я решился попробовать, и очень рад, что сделал этот важный для меня шаг!
В получении и выявлении модели я моделировал двух человек, которые очень хорошо играют. Один – мой друг Николай, который живет в Брянске, и первые навыки игры на этом прекрасном музыкальном инструменте получил именно у него. Затем, в связи с переездом и желанием продолжать обучение, я нашел в Москве человека, который является преподавателем игры на гитаре. Он зарабатывает этим занятием себе на жизнь, что говорит о высоком профессионализме, и контекст платного обучения позволил мне внести важные пункты, связанные с моделированием, в наш с ним контракт.
Нынешнее мое изучение не завершено, т.к. навык очень объемен, но дальше описанного в модели начинается именно «свободное плавание» музыкантов. Овладев описанными навыками, музыкант начинают проявлять свои вкусовые предпочтения к различным стилям музыки (блюз, рок, «метал» или рок-н-ролл) и использовать дополнительные приёмы, украшающие музыкальное произведение - а все это относится уже к области самовыражения музыканта.
Структура модели:
Игра на гитаре – комплексный навык, требующий от исполнителя задействования широкого спектра умений, связанных с аудиальной, кинестетической и аудиально-дигитальной репрезентативных систем. Обычно, правая рука используется для удара по струнам, а левая задает высоту издаваемых нот, хотя в продвинутых техниках она используется и для звукоизвлечения. Глушить струны можно (и иногда это очень важный элемент этого самого получающегося звучания) любой из двух рук.
|
В данном описании модели я выделю три базовых навыка, относящиеся непосредственно работе с инструментом; они по-отдельности не принесут ощутимого результата, но в комплексе дадут ощущение и понимание, что это значит – играть на гитаре, дав очень хороший задел на будущее.
Итак, это следующие элементарные части:
1. Чувство ритма – внутреннее «биение».
2. Управление и синхронизация движений каждой из рук и совместно.
3. Структура и способ обучения.
В первых двух будет дано описание механики процесса, а в третьем предложен вариант систематических действий, ускоряющих процесс обучения.
В приложении к документу будут даны некоторая общая информация о структуре построения музыкального произведения.
Ключевые элементы всей модели:
Метапрограммы:
Канал восприятия – преимущественно аудиальный и кинестетический.
«Сходство». Т.к. отработка элементов производится по повторяющемуся шаблону. Метапрограмма «Различие» продуктивна только при очень хорошо развитом навыке и при проявлении уже следующего этапа – творчества.
«Мотивация приближения» – приближение получаемого результата к планируемому.
«Проактивность» – требуется большое количество времени уделять непосредственно развития навыка. Сам по себе навык не развивается!
«Детальность» + «Индукция» - изучение музыкальных произведений производится путем изучения мелких элементов с последующим их объединением в блоки бОльших размеров.
|
Время включенное и сквозное. Требуется «мелькать» между включенным и сквозным временем: включенное нужно для поддержания внутреннего ритма «здесь и сейчас», а сквозное – для осознания текущего времени в рамках композиции.
Убеждения:
Любой человек может научиться играть на гитаре.
Звук должен нравиться – это самое важное!
Лучший результат приносят ежедневные занятия.
Сначала играй правильно, затем играй быстро.
Играть нужно с легкостью!
Разминка перед каждым занятием позволит сохранить здоровье и достичь лучших результатов.
Чем больше занимаешься, тем лучше будут результаты, и больше удовольствия приносит этот процесс.
Модель «ЧУВСТВО РИТМА»
Чувство ритма – один из ключевых параметров любой музыки, и игра на гитаре – не исключение. И самым лучшим помощником в формировании ритма является метроном – устройство, издающее щелчок (или другой звук, в зависимости от модели метронома) с определяемой музыкантом частотой в широком диапазоне.
Наиболее частым вариантом ритмической картины является ритм в . То есть один базовый такт состоит из 4 размера полных нот. Информацию об этом можно прочитать в приложении 1 и 2.
Ощущение ритма дает звук, стук, голос или любой другой короткий сигнал, звучащий внутри с равными интервалами времени.
Для формирования устойчивой ритмики нужно сопровождать движение правой, издающей руки вверх и вниз по струнам произнесением слов «Раз – и – Два – и – Три – и – Четыре – и – …», и так по кругу. При движении руки вниз нужно говорить «раз» (это называется «сильная доля»), при движении вверх – «и» («слабая доля»), затем при движении вниз – «два» (снова «сильная доля»), затем вниз – снова «и» («слабая»), и т. д. Заниматься лучше всего под метроном, и именно под метроном нужно подстраивать устный счет и удары по струнам – таким образом производится привязка аудиальной системы и кинестетической.
При ускорении ритма внутри произносимое «раз-и-два-и-три-и-четыре-и» может сокращаться до «раз-два-три-четыре» при ударах вниз, и дальше до равномерного внутреннего счетчика «…-т-т-т-т-т-т-…» на удары вниз.
Дополнительно помогает развитию синхронизации и чувства ритма еще и отстукивание ногой: на долю «раз» стопа с опорой на пятку быстро опускается, а ровно на долю «три» поднимается и зависает в таком положении до ближайшей доли «раз». Это весьма непросто сначала, т.к. тело привыкло синхронно совершать движения либо вниз, либо вверх всеми конечностями, а здесь надо на движение руки вниз поднимать и опускать стопу с равными промежутками.
Подстройка под ритм и его удержание, описанная в ROLE, производится следующим образом:
,
где – серия внешних щелчков, например метронома (Т1),
– одновременный удар по струнам и произнесение доли (О),
– соотнесение изданного звука с звуком щелчка (Т2),
- удовольствие и удовлетворение – «попал»! (Е).
При игре без внешнего ритма элемент заменяется на – конструирование ритма, внутреннего счета.
Применительно к гитаре, лучше и проще всего это сделать, заглушив струны левой рукой. В этом случае даже настроенная гитара не будет издавать диссонирующих звуков. Звук будет достаточной громкости, чтобы с одной стороны слышать степень совпадение со щелчками метронома, и с другой стороны он был комфортен для Вас и окружающих.
Быстрее добиться результата поможет концентрация внимания на ощущениях в руке. При наработке ритма можно и даже нужно сильно двигать рукой в локте, чтобы на уровне кинестетики запомнился ритм, но при продолжительной игре на гитаре, особенно при бОльшем темпе, это грозит повышенной утомляемостью и потерей точности ритма. На большой скорости и при отработке других навыков движение рукой в локте должно быть минимально.
Удар рукой по струнам нужно производить либо зажатым между большим и указательным пальцем правой руки медиатором, либо поверхностями ногтей этих же пальцев, соединенных между собой. В любом из этих случаев, большой палец должен лежать на боковой стороне указательного, и при взгляде сверху угол, образованный их соединением, должен быть прямым. Постановка правой руки приведена в описании следующей модели в блоке «Механика движения правой руки».
Также, при ударе рукой по струнам траектория крайней точки руки при движении должна проходить по дуге достаточно большого радиуса, и не должна входить глубоко в плоскость струн, т.к. это грозит «застреванием» руки или медиатора в струнах и сбиванием с ритма. Это применимо ко всему контексту игры на гитаре.
Упражнение на встраивание навыка:
1. Начиная с ритма 30-40 BPM (ударов в минуту), на протяжении трех-пяти минут поддерживать ударами по струнам ритм метронома, проговаривая вслух счет ритма.
2. По завершению каждых последующих трех-пяти минут, дальше увеличивать ритм метронома на 5 BPM и поддерживать его.
3. Упражнение завершается по отыгрышу ритма в 120 BPM.
На первых этапах полезным для обучающегося будет при проведении упражнения человеку, владеющему навыком, присутствовать рядом и совершать те же действия, что нужно совершить и обучаемому, показывая и давая пример. Это позволяет, помимо демонстрации техники, легче воспринимать обучающемуся изначальное несовпадение с «ровным» ритмом и на уровне поведения изменить возможные ограничивающие убеждения.
Сенсорные критерии:
Навык будет считаться встроенным, если человеку удается удерживать ритм при одновременном соблюдении нескольких критериев:
1) на протяжении нескольких минут;
2) отклонение по времени между щелчками метронома и звуком гитары при ударе по струнам минимально и практически не слышно;
3) на разном темпе, от 30-40 BPM до 120.
Модель «УПРАВЛЕНИЕ И СИНХРОНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ»
Что левой, что правой рукой движение должно производиться с ощущением внутренней легкости. Если в левой или правой руке появилось напряжение, то нужно остановиться, прочувствовать это напряжение, снять или максимально уменьшить его, и играть дальше, сохраняя расслабленность.
Критерии «правильности» движения рук в порядке уменьшения приоритета важности:
1. Струна должна звучать – звук должен быть требуемой длительности и тональности;
2. Руки должны быть расслаблены.
3. Звук должен быть чистым, звучащие струны не должны дребезжать о пальцы.
4. Соблюдается внутренняя ритмика и синхронизация левой и правой рук.
Постановка и движение левой руки.
Левая рука при игре на гитаре служит для зажатия струн на ладах гитары, чтобы при колебании струны издавалась та или иная нота. Следует отметить, что ногти на левой руке не должны превышать 1 мм, иначе будет трудно зажимать струны, а при извлечении звука будет издаваться характерное дребезжание струны об ноготь пальца левой руки.
Общая постановка. Есть две базовые постановки левой руки – классическая и блюзовая. При классической постановке большой палец упирается в гриф с задней стороны гитары и не должен выглядывать из-за грифа при взгляде спереди. Она достаточно удобна для игры на классической гитаре с нейлоновыми струнами, но при игре блюза и рок-музыки выполнять такие приемы как бенд или вибрато удобнее, если исходить из блюзовой постановки.
Тем не менее, классическая постановка является более распространенной, хотя и с некоторыми нюансами для исполнения рок-музыки.
1. Классическая постановка. Используется во время исполнения аккордов и гамм (пассажей, проходок и т.д.). Указательный (первый) палец при необходимости глушит струны под собой и одну над собой, принимая вид баре, только не до конца прижатого. | 2. Вид классической постановки сзади.Чем ниже большой палец, тем больше растяжки между рабочими пальцами.Упор напротив среднего (второго) пальца. |
3. Так называемая "блюзовая" постановка. В ней мы в основном исполняем вибрато, бенды и различные фразы. Большой палец и начало указательного обхватывают гриф, ладонью грифа не касаемся! | 4. Положение при вытянутой струне. Указательный палец глушит собранные в "пучок"струны и те, что под ним. Вытягивание струны строго поворотом предплечья и кисти, ни в коем случае не разгибанием пальцев! |
5. Работа первым пальцем, ладонь провисает, вибрато исполняем как и всегда вращением руки, сам палец глушит соседние струны во избежание ненужных призвуков. |
Локоть. При любом из предложенных вариантов локоть должен висеть достаточно свободно и иметь возможность легко менять свое положение, позволяющее пальцам с меньшей нагрузкой зажимать струны в нужной позиции.
Где прижимать каждую отдельную струну? При игре медиатором или боем чаще всего нужно зажимать несколько струн одновременно на разных ладах, и при этом некоторые струны должны быть заглушены из соображений музыкальной гармонии. Прижимать струну к ладу лучше всего в точке, максимально близкой к ладу со стороны головы грифа – в таком случае пальцу нужно совершить минимальное перемещение натянутой струны от её изначального ровного состояния, следовательно и нагрузка на пальцы будет минимальной. Но палец не должен прижимать струну прямо на ладу, т.к. палец будет эту же прижатую струну глушить. Важно найти баланс в этом вопросе, но это достаточно индивидуально в силу различных длин пальцев и кисти в целом у разных людей.
Также, следует следить за тем, чтобы прижатая струна при взгляде спереди на гриф имела такую же форму, как и неприжатая струна, т.е. должна быть ровной (как на рис. 1 и 3). Если струна не будет ровной (как на рис. 4), то звук этой струны будет выше, чем она должна издавать. И хотя на этой особенности построены некоторые гитарные приемы, для формирования верной техники и постановки за этим следует следить.
Как зажимать несколько струн, например в аккорде? В этом случае научение состоит из трех этапов: через визуальную систему, кинестетическую систему и аудиальную систему.
1. Через визуальную систему. Эта стратегия применяется на первых порах, когда слух еще не развит, ловкость, растяжка и ощущение инструмента еще не выработаны.
Зажимаем аккорд – пальцы на струны мы ставим, ориентируясь в основном на зрительное восприятие:
, где
– мысль о необходимости поставить новый аккорд,
– визуальный образ аккорда, аппликатура (Т1 внутреннего ТОТЕ),
– конструирование образа руки, зажимающей аккорд,
– выставление руки,
– сопоставление полученного изображение руки со сконструированным, запоминание (Т2 внутреннего ТОТЕ),
– удар по струнам для извлечения звука,
– восприятие получившегося звука,
– удовольствие от полученного результата.
2. Через кинестетическую систему. Эта стратегия применяется при продвинутом подходе, когда ловкость, растяжка и ощущение инструмента уже присутствуют, но слух еще не настолько развит, чтобы можно было легко ориентироваться на звук.
Зажимаем аккорд – пальцы на струны мы ставим, ориентируясь на кинестетическую и аудиальную память:
, где
– мысль о необходимости поставить новый аккорд,
– аудиальная память или аудиальное конструирование,
– синергия визуальной памяти о позиции руки и кинестетической памяти о том, какие ощущения при этом возникают,
– выставление руки,
– сопоставление тактильного ощущения руки с ощущением из памяти,
– удар по струнам для извлечения звука,
– восприятие получившегося звука,
– сопоставление полученного звука и звука из памяти, запоминание.
– удовольствие от полученного результата.
3. Через аудиальную систему. Эта стратегия применяется при развитом слухе, ловкости, растяжке и ощущении инструмента.
Зажимаем аккорд – пальцы на струны мы ставим, ориентируясь на кинестетическую и аудиальную память:
, где
– мысль о необходимости поставить новый аккорд,
– аудиальная память или аудиальное конструирование,
– синергия аудиальной памяти о звуке, издаваемом струнами, и кинестетической памяти о том, какие ощущения при этом возникают, в том числе от вибраций.
– выставление руки,
– сопоставление тактильного ощущения руки с ощущением из памяти (минимально),
– удар по струнам для извлечения звука,
– восприятие получившегося звука,
– сопоставление полученного звука и звука из памяти.
– удовольствие от полученного результата.
На какие телесные ощущения в руке следует обращать внимание? Фокус внимания должен быть обращен на ощущения в подушечках пальцев от нажатия на струны, силу взаимодействия пальцев между собой, точки и области их контакта, взаиморасположение и углы между ними (кинестетически!), угол поворота запястья, состояние мышц в предплечье, положение локтя. Все остальное тело должно быть максимально расслабленно.
С какой силой прижимать струну? Сначала может казаться, что прижимать струны в аккорде требует очень больших усилий, но на самом деле это не совсем так. Для того чтобы струна была прижата к ладу, требуется совсем немного усилий (если высота струн отрегулирована правильно, конечно), а напряжение возникает именно потому, что нужно одновременно прижимать несколько струн в разных местах грифа, и рука принимает не свойственное ей в обычной жизни положение. И из-за этой необычности положения руки разум заставляет как можно сильнее сжать все пальцы, чтобы уж точно издавался верный звук, хотя на самом деле надо просто прижать каждую струну с одинаково малой силой. Просто за счет силы напряжения мышц пальцев происходит компенсация недостатка их изначальной растяжки. Но напряженные мышцы растягиваются намного хуже, чем расслабленные, а тем более являются причиной появления перенапряжения, чрезмерной усталости и даже риска травм. А целью развития левой руки для игры на гитаре является увеличение её гибкости, растяжки и беглости в целом, и здоровье суставов пальцев, кисти и запястья является ключевым условием для достижения этих параметров. Именно поэтому прижимать струны к грифу нужно с минимальным для звучания струны усилием.
Как менять положение левой руки? Игра на гитаре подразумевает под собой, что левая рука должна перемещаться по грифу, изменяя высоту звука, издаваемой струнами при их колебании, однако возникают сложности с тем, чтобы пальцы быстро, четко и одним движением переходили из одной позиции в другую. Для этого нужно сначала поставить руку в одно положение, провести рукой по струнам и оценить, четкий ли издается звук, есть ли посторонние призвуки? Если призвуков нет, то следует прислушаться к ощущениям, комфортные ли они? Иногда нужно попробовать поставить руку по-другому, чтобы найти наиболее комфортное положение. И снова проводим по струнам правой рукой и проверяем, насколько чистый издается звук. Если звук чистый, и призвуков и дребезжания нет, то это положение нам подходит, и визуальный образ руки и телесное ощущение в ней нужно запомнить как можно более точно.
Затем эти же самые действия нужно проделать и во втором положении.
После того, как оба положения найдены и определены, нужно визуально сконструировать кратчайшую траекторию движения пальцев, кисти и руки из одной точки в другую, и выбрать на траектории пять-семь ключевых точек. В каждой точке следует индивидуально запомнить, как выглядит рука, и какие ощущения в ней в этот момент. После того, как это проделано несколько раз, сначала медленно, проводя через все точки, а затем все быстрее, следует перемещать руку из одного положения в другое, и обратно. Важно при этом помнить, что при каждой установке руки в крайние положения и прижатии струн к грифу следует проверять звучание струн на чистоту, чтобы не зафиксировать случайно неверное положение. Также, если звук получается чистый, то нужно попробовать запомнить, как звук, издаваемый струнами, ощущается рукой, которая и держит струны. Зажатая струна передает вибрации, гриф тоже вибрирует в руке, и происходит подсознательное связывание кинестетических ощущений и издаваемого звука, что очень полезно для развития внутреннего слуха.
Таким образом, для формирования навыка быстрой смены положения левой руки используется следующая стратегия:
, где
– мысль о необходимости поставить новый аккорд в тот момент, когда один аккорд уже, возможно, звучит, рука его зажимает, и мы видим позицию руки.
– визуальная память или визуальное представление кратчайшей траектории движения руки и пальцев для перехода на новый аккорд, запоминание.
– перемещение руки по представленной или запомненной траектории, запоминание телесных ощущений в руке в процессе её перемещения в пяти-семи точках от начала и до конца движения.
– сопоставление телесного и визуального восприятия с восприятием из памяти,
– удар по струнам для извлечения звука,
– восприятие получившегося звука,
– сопоставление звука, издаваемого струнами, и кинестетическое запоминание о том, какие ощущения при этом возникают, в том числе от вибраций.
– удовольствие от полученного результата.
Если в руке, запястье или где бы то ни было в теле начал возникать дискомфорт, то рекомендуется расслабить руки, даже немного потрясти ими, и продолжать. Если руки утомились, и напряжение возвращается быстро, то рекомендуется уменьшить скорость движений и ритм.
Механика движения правой руки.
При игре боем удар по струнам производится за счет легкого перекручивания руки в предплечье (как при выкручивании шурупа отверткой при чуть-чуть согнутом запястье в сторону к телу, на себя) и движении запястья в продольной плоскости (как при бритье). Получается движение, похожее на махание веером, при условии, что веер держится большим и указательным пальцем правой руки. То есть извлечение звука должно производиться движением в запястье в первую очередь, предплечье при этом может как лежать на деке, так и свободно висеть в воздухе.
Рука должна быть и одновременно достаточно расслабленной, чтобы движение было естественным и не зажатым, но и не должна «болтаться», т.к. это приведет разбалансировке к потере ровного ритма. Движение пальцев в кисти и локтя должно быть минимально – только это позволит играть ровно и чисто.
6. Положение правой руки. Подходит в первую очередь для игры с «перегрузом». Глушение основанием мизинца на самом начале струны. Важно выдерживать расстояние от места глушения до игровой зоны: это примерно район среднего датчика или между двумя, если нет среднего. Медиатор входит в струны «под углом». | 7. На этой фотографии видно, где и каким местом ладони происходит глушение при исполнении глушения струн. Отведенный мизинец назад дает более плотный и стабильный звук. |
8. При переходе на другие струны точка глушения (ребро кисти) опускается вместе с медиатором. | 9. Важно не прижимать к гитаре основание большого пальца, чтобы не было эффекта «выковыривания» нот. Игра на корпус – принципиальное правило как на «перегрузе», так зачастую и на чистом звуке. |
10. При игре открытых нот или аккордов ладонь приподнимается над струнами | 11. Для игры на чистом звуке, легком «кранче» или при исполнении приема sweep рука смещается ближе к грифу – это дает более глубокий и прозрачный звук. Медиатор приходит на струну "плошмя" |
При выработанном навыке совершать ритмичные удары правой рукой вверх и вниз, дальнейшим развитием его является пропускать некоторые удары по струнам, пронося руку без звукоизвлечения. Например:
↓ | ↑ | ↓ | ↑ | ↓ | ↑ | ↓ | ↑ | Стандартный ритм, описанный выше: каждый удар вниз и вверх |
↓ | ↓ | ↑ | ↑ | ↓ | ↑ | Бой «Шестерка» | ||
↓ | ↑ | X | ↑ | ↓ | ↑ | X | ↑ | Бой «Четверка»: вместо каждого второго удара вниз идет глушение |
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | Удары только вниз: мощное звучание при высоком ритме, поэтому требуется глушение кистью правой руки | ||||
↓ | ↑ | ↓ | ↑ | Регги: сильная доля на ударе вверх |
Таким образом, следует потренироваться играть эти ритмические рисунки правой рукой так же, как и при развитии ритмики. Длительность пропущенных ударов либо увеличивается до следующего удара, либо гасится.
Синхронизация двух рук.
Во время полноценной игры на гитаре нужно менять положения руки и пальцев левой руки, а в то время как правая рука вызывает колебания в струнах. И для того, чтобы звук был наиболее чистый, левая рука должна стабильно зажимать струны немного раньше, чем права рука издаст звук, и только когда нота прозвучит нужную длительность, левая рука должна перейти в новую позицию.
Упражнение:
Возьмем для примера классическую песню группы «Кино» – «Звезда по имени Солнце».
Играются одинаковая длительность четырех аккордов: Am, C, Dm, G, их аппликатура следующая:
Am (Ля-минор) | Струны 1 и 5 остаются открытыми. Струна 2 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу. Струна 3 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу. Струна 4 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу. Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена. | |
C (До-мажор) | Струны 1 и 3 остаются открытыми. Струна 2 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу. Струна 4 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу. Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу. Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена. | |
G (Соль-мажор) | Струна 1 зажимается мизинцем на 3-ом ладу. Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу. Струны 3 и 4 остаются открытыми. Струна 5 зажимается указательным пальцем на 2-ом ладу. Струна 6 зажимается средним пальцем на 3-ом ладу. | |
Dm (Ре-минор) | Струна 1 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу. Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу. Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу. Струна 4 остается открытой. Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены. |
Для исполнения этой композиции нужно одну и ту же ритмическую фразу играть на следующем порядке аккордов:
Am | C | Dm | G |
Am | C | Dm | G |
Dm | Am | Dm | Dm |
Ритмический рисунок – «четверка», четыре раза на каждую ячейку аккорда:
↓↑X↑ | ↓↑X | ↓↑X↑ | ↓↑X |
Сенсорные критерии:
Обучающийся модели человек может выполнить 2-3 чистых перестановки аккордов подряд, удерживая ритмический рисунок.