Приложение 4. Звукоряд, гамма, аккорд, квинтовый круг




Звукоря́д (др.-греч. τάξις τῶν φθόγγων, лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или нем. Tonleiter, англ. scale, фр. échelle, итал. scala) в теории музыки — последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории музыки именуются ступенями (по аналогии со ступенями лестницы).

Звукоряд — простейшая первичная систематизация звуков для их осмысления или изучения, устанавливающая высоту и количество каких-либо звуков независимо от их связи между собой. Звукоряд следует отличать от гаммы (гамма — частная разновидность звукоряда)[1].

Слово «звукоряд» употребляется в теории музыки, в музыкальной акустике и в инструментоведении в различных смыслах:

  • по отношению к музыкальным инструментам с фиксированной высотой тона (говорят, например, о звукоряде тара, лютни, фортепиано и т.д.);
  • по отношению к целостным музыкальным системам; в этом случае под звукорядом подразумевают совокупность всех звуков этих систем, понимаемых как материал (materia) для создания музыкального произведения (например, Полная система древнегреческой музыки, полный звукоряд церковной музыки в теории Гвидо Аретинского, обиходный звукоряд знаменного распева и т.п.);
  • для представления родов интервальных систем (говорят, например, о диатоническом, хроматическом, пентатоническом и других звукорядах);
  • в смысле категории лада, тонального или модального (говорят, например, о мажорном и минорном звукорядах, о ладовых звукорядах восточной макамо-мугамной традиции, о звукорядах натуральных ладов и др.);
  • по отношению к любым другим, естественным (например, натуральный звукоряд) или искусственно выстроенным (например, звукоряд равномерно темперированной октавы) последовательностям тонов.

Га́мма в теории музыки — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.

Сначала гаммы делятся на две большие группы: мажорные и минорные.

Мажорные гаммы строятся по принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор (C dur), для скрипки — ре мажор (D dur).

Минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор (a moll).

Далее и мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные.

Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы.

Бемольные гаммы — аналогично с диезными, но знаки — бемоли.

Гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.

Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к музыке барокко и классико-романтического периода данный термин используется главным образом по отношению к созвучиям терцовой структуры. Применительно к музыке XX века «аккордами» называют любые вертикальные созвучия (в том числе и нетерцовой структуры).

Квинтовый круг (или Диквинтовая система) — замкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название.

В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности отстоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (восходящий) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли.

Так как октава состоит из 12 полутонов, кварта — из 5, а квинта — из 7, то 12 кварт или 12 квинт составляют несколько октав и следовательно тринадцатые тональности, если считать в любую сторону по квинтовому кругу, совпадают с до мажор[1]. Так как 12 взаимно просто с 5 и 7, то все тональности можно получить, рассмотрев любые 12 подряд идущих в кругу. Из этого также следует, что тональности в конце концов совпадут, если двигаться в противоположные стороны (например, Ges=Fis). Поэтому обычно используют только 5-7 шагов в каждом направлении, оставляя тональности с большим количеством знаков альтерации только в теории.

Впервые квинтовый круг был описан Иоганном Давидом Хайнихеном в 1728 году.

Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Шопена и Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый «Хорошо темперированный клавир».

Знаки альтерации 6 ♭ +Ces 5 ♭ +Ges 4 ♭ +Des 3 ♭ +As 2 ♭ +Es 1 ♭ B 0 ♭/♯ 1 ♯ +Fis 2 ♯ +Cis 3 ♯ +Gis 4 ♯ +Dis 5 ♯ +Ais 6 ♯ +Eis
Мажорные тональности Ges-dur Des-dur As-dur Es-dur B-dur F-dur C-dur G-dur D-dur A-dur E-dur H-dur Fis-dur
Минорные тональности es-moll b-moll f-moll c-moll g-moll d-moll a-moll e-moll h-moll fis-moll cis-moll gis-moll dis-moll

Знаки добавляются по одному. Бемоли идут по порядку: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Диезы: Фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: