РЕСУРСЫИ ОТДЫХ В ЖИЗНИ ПЕДАГОГА (НОВОГОДНИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧИТЕЛЕЙ, АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ, ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ)
Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение.
Они тратят много сил и энергии на образовательный процесс, забывают о своих желаниях и потребностях, ставя их на последнее место, что приводит к эмоциональному выгоранию.
В нашей школе сложилась традиция: каждый год, в конце декабря, мы выезжаем на базу отдыха для проведения семинара-тренинга для учителей с целью повышения стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания.
Такая работа с учителями инициирована нашей администрацией: Новый год – хорошая точка для восстановления личных ресурсов и очень важно, чтобы учителя набрались сил перед трудным вторым полугодием (известно, состояние физического, эмоционального и умственного истощения снижают продуктивность работы педагога). Также это способ групповой рефлексии достигнутых результатов за прошедший год и возможность постановки профессиональных и личных целей на будущий год.
Такая работа тесно связана с нашими наблюдениями: за первое полугодие у педагогов копится много бумажных дел, которые часто откладываются “на выходные” и “на каникулы”. Как следствие, желание отдохнуть часто сопровождается чувством вины (“Вот, лежу, телевизор смотрю вместо того, чтобы тетради проверить”). Поэтому одной из задач тренинга стало снятие чувства вины за необходимый отдых у педагогов.
Занятие разделено на 4 части: разминка, основная часть (работа в группе), основная часть (индивидуальная работа), заключение (подарки).
|
Цели и задачи тренинга.
1. Сплочение коллектива.
2. Поиск личных ресурсов.
3. Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.
4. Установка на качественный отдых и снятие вины за него.
Общее время: 1,5 часа.
Необходимые материалы.
- Ватман чистый – 1 шт.
- Ватман со схематичным изображением елки, поделенный на 4 равные части. С обратной стороны каждой части необходимо приклеить кусочки двустороннего скотча для соединения в общую композицию.
- Красная или желтая звездочка из ватмана.
- Карандаши и фломастеры.
- Музыка.
- Клей.
- Салфетки, вата и иные материалы для украшения.
- Конверты с подарками.
- Костюм деда мороза или снегурочки (по возможности).
- Распечатанные материалы-подарки на цветной бумаге.
Разминка
1. Упражнение “Кто родился в мае…” (15 минут)
Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: “Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами”. Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
– у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: “Я не позволю себя заставлять!”;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: “Хватит!”.
|
Упражнение “Дракон-принцесса-рыцарь” (10-15 минут)
(Упражнение взято с сайта Prazdnikisvami.ru. (Режим доступа: https://prazdnikisvami.ru/archives/310))
Группа делится на 2 команды. Затем учителям объясняются правила игры. Принцип игры напоминает детскую считалку “камень-ножницы-бумага”. Только вместо этого команда должна невербально (без слов) изобразить дракона, принцессу или рыцаря. Так, Дракон выпускает вперед когтистые лапы, обнажая оскал острых клыков и испуская устрашающий рык. Рыцарь резко атакует своим мечом, издавая воинственный клич. Принцесса маленькая, нежная, веселая. Ножки ее пляшут, ручки держат подол, а сама она напевает: "ля-ля-ля".
Правила просты: дракон побеждает принцессу (съедает), принцесса – рыцаря (очаровывает), а рыцарь - дракона.
Командам дается около 15-20 секунд перед каждым раундом для того, чтобы участники договорились, какого персонажа будут изображать. После чего команды выстраиваются в шеренгу друг напротив друга и по сигналу ведущего показывают персонажа.
За каждый тур победившая команда получает 1 очко – в случае победы. Игра ведется до 3х очков.
3. Упражнение “Поделимся на группы”
Психолог просит учителей объединиться в группы по названным признакам:
- ваше любимое новогоднее блюдо?
- ваш любимый вид отдыха?
- время года, в которое вы родились. (10 минут)
Основная часть