Сколько компаний - столько же вариантов и программ обучения персонала. Кто - то решает эту проблему путем привлечения сторонних специалистов, кто - то пытается организовать обучение своими силами, а кто - то пользуется опытом своих зарубежных филиалов (если таковые имеются), заимствуя у них и программы обучения, и структуру.
Попробуем определить мотивацию компаний, сведя мотивационную модель Маслоу к четырем основным уровням:
необходимости;
достаточности;
профессионализма;
самореализации.
Уровень необходимости. Компания находится на начальной стадии своего развития, действует в рамках относительно молодого сегмента рынка с невысоким уровнем конкуренции. Зачем в такой ситуации заниматься повышением квалификации персонала? При условии, что бизнес связан с производством, высокотехнологичными услугами, повышение квалификации сотрудников (в основном, технических работников, инженеров) становится основной физиологической потребностью, без удовлетворения которой невозможно успешное существование организации, имеющей дело с постоянно обновляющимся и совершенствующимся оборудованием, динамично изменяющимися услугами и т. д. При этом, как правило, компании пользуются услугами сторонних тренеров.
Очевидно, что потребности компании меняются по мере развития самой компании, изменения ситуации на рынке.
Уровень достаточности. Компания достигла определенного уровня развития, действует в конкурентной среде, на относительно насыщенном сегменте рынка. В этих условиях конкурентным преимуществом становится не только качество продукции или услуг, но и более грамотный менеджмент. В зависимости от размера компании на этой стадии происходит формирование собственных тренинг - центров и появление штатных тренинг - менеджеров.
|
Уровень профессионализма. Добившись значительных успехов в завоевании своего сегмента рынка и став признанным лидером, компания переходит на тот уровень, когда особую значимость приобретают такие понятия, как имидж, клиентские отношения (особенно для компаний, работающих в сфере B2B).
Становится понятно, что высокий уровень профессионализма и культуры сотрудников - обязательное условие формирования и поддержания положительного имиджа компании в глазах клиентов и бизнес - сообщества. Именно на этой стадии в компаниях достигают своего расцвета корпоративные тренинг - центры.
Уровень самореализации. С течением времени компания может перейти на такой уровень, когда забота о персонале становится одним из элементов миссии компании, а обучение - не столько возможностью получить от сотрудников как можно больше, сколько дать как можно больше. Авторитет компании и ее сотрудников настолько высок, что при наличии собственного давно и успешно функционирующего тренинг - центра, компания может начать аутсорсинг услуг тренинг - центра и делиться своим опытом с клиентами.
Невозможно четко определить, на каком именно уроне находится та или иная компания по тому или иному признаку, поскольку в силу вступают сторонние факторы, такие, например, как количество сотрудников, положение компании на рынке и т. д. При ближайшем рассмотрении становится понятно, что процесс введения тех или иных обучающих программ или создания собственных тренинг - центров подчиняется определенным закономерностям и следует за развитием как самих компаний, так и бизнес - сферы как таковой.
|
К примеру, в PricewaterhouseCoopers процесс обучения, координируемый Отделом обучения и повышения квалификации, строго структурирован по следующим направлениям:
профессиональная квалификация аудиторов и консультантов налогового отдела (ACCA, CPA, CFA, CIMA, RSA и т.д.);
личностные навыки (искусство презентации, ведения переговоров, управление временем и т. д.);
корпоративные программы, направленные на обучение сотрудников с момента их поступления на работу и до достижения ими руководящих позиций (менеджер);
специальная программа для менеджеров, направленная на развитие навыков управления и лидерских качеств;
программы обучения и индивидуального развития для директоров (партнеров) компании.
Сегодня модно иметь в штате компании тренинг - менеджера или консультанта. Мы попросили представителей компаний Kelly Cervices, Ericsson и "Волга - Днепр" рассказать о том, как организован процесс обучения в их компаниях.
Светлана Демичева, менеджер по маркетингу компании Kelly Services:
- В нашей компании разработан план тренингов на год для всех сотрудников. У нас нет своего тренинг - менеджера, поэтому мы приглашаем специалистов из тренинговых компаний. В тренингах участвуют сотрудники разных отделений Kelly Services (Москва, Санкт - Петербург, Великий Новгород, Самара), что является дополнительным стимулом укрепления команды (team building).
Иногда в роли тренеров выступают наши сотрудники - профессионалы в области проведения интервью, ассессмент - центра и т. п., и даже клиенты. Подобные тренинги посвящены, как правило, подбору персонала для конкретной организации, поскольку в каждой компании есть свои особенности рекрутмента, свой список компетенций. Кроме того, существует система обязательных внутренних тренингов.
|
Например, менеджер помаркетингу проводит тренинги по стандартам корреспонденции и информационных/рекламных материалов, административный директор - по стандартам качества.
Елена Харитонова, руководитель отдела технического обучения компании Ericcson:
- В 1995 году, через год после начала работы корпорации Ericcson в России, был создан Тренинг - центр, предоставляющий услуги по обучению и повышению квалификации сотрудников нашей компании и внешних клиентов. Тренинг - центр является подразделением отдела по предоставлению услуг клиентам корпорации Ericcson и занимается информационно - технической поддержкой заказчиков и повышением квалификации персонала корпорации.
В начале каждого года руководители отделов проводят беседы с сотрудниками, обсуждают планы на текущий год, разрабатывают программу повышения квалификации.
Каждый сотрудник должен прослушать несколько курсов по новой тематике, новым направлениям, новым версиям оборудования и программного обучения и т. д. При необходимости мы приглашаем нужного преподавателя из любой точки мира, арендуем оборудование у другого тренинг - центра корпорации Ericcson и устраиваем "выездные" курсы. Все тренинг - центры корпорации входят в децентрализованную образовательную систему с единой системой информационной поддержки. Любые новые курсы, разработанные одним из тренинг - центров, доступны каждому локальному центру, заинтересованные лица приглашаются на преподавательские семинары. Все это вместе взятое позволяет тренинг - центру корпорации быстро реагировать на происходящие в мире телекоммуникаций изменения, обеспечивать высокое качество образовательных услуг.
Юлия Сушкова, директор по персоналу Группы компаний "Волга - Днепр":
- Идея корпоративного обучения руководителей и подготовки резерва витала в воздухе достаточно давно. Повышение квалификации персонала, создание качественного управленческого резерва помогает не только удовлетворить потребности компании в руководителях разного уровня, но и повысить стоимость самой компании. Руководители работают с сотрудниками каждый день. Поэтому программа обучения разрабатывалась в первую очередь для руководителей.
Эффективная работа компании во многом зависит от состояния внутренних коммуникаций: чем больше взаимопонимание, тем больше вероятность достижения стратегических целей.
Сегодня работа направлена на формирование потребности в обучении, осознанной мотивации. Мы хотим, чтобы сотрудники и руководители или потенциальный управленческий резерв сами сформировали "пакет заказов" на обучение, определили, чему должны научиться, чтобы продуктивно работать в компании, какими навыками хотели бы овладеть, каких знаний им не хватает. Как только "пакет заказов" будет сформирован, мы будем приглашать профессиональных тренеров. Те, кто учатся сейчас, станут движущей силой компании в будущем.
Развитие сотрудников - важнейший элемент стратегии компании, которая хочет преуспеть в будущем. Обучение персонала - сильный мотивирующий фактор, привлекающий в компанию новых сотрудников, и позволяющий удержать старые, проверенные кадры.