Первая газета — 1605 г.
Долгое время шли споры, кто и где напечатал в Германии первую газету, и что вообще считать за газету. Современные исследования показали, что первой газетой была «Relation», которую издавал в Страсбурге — тогда ещё немецком — Иоганн Каролус с 1605 г. Это была первая печатная газета не только в Германии, но и в мире. Королусу пришла идея собирать различные известия о последних событиях, написанные от руки, которые поступали в город из различных источников, печатать их и издавать раз в неделю. Газета называлась «Relation aller Fürnemmen und gedenckwürdigen Historien» (Известие о всех важных и значительных историях).[2]
Второй известной до сих пор немецкой газетой была «Aviso», которую издавал в Вольфенбюттеле с 1609 г Юлиус Адольф с сыновьями. В 1610 г появилась своя газета в Базеле, в 1615 — во Франкфурте, в 1617 — в Берлине, в 1618 — в Гамбурге. Особое распространение новая пресса получила во время Тридцатилетней войны (1618—1648). Считается, что в конце XVII века в немецкоговорящих землях выходило 60-80 газет. Чаще всего они издавались в больших торговых городах; города с университетами играли второстепенную роль. За границей тоже стали появляться первые газеты: в Антверпене в 1618 г., в Лондоне в 1621г., в Амстердаме в 1623г., в Париже в 1631г., в Лиссабоне в 1641г.[3]
Заголовками статей служили источники информации, например: «Из Рима». Известия были не систематизированы, а печатались в той последовательности, как они поступали в редакцию. Поэтому самые свежие новости находились в конце газеты. Если новости ещё не поступили, то об этом так и печатали. В начале 17-го века известие о событиях доходило до читателей в большинстве случаев спустя 2-4 недели, в конце 18-го века — во время французской революции — спустя 3-7 дней.
|
Известия передавались буквально и в 3-х из 4-х случаев без комментариев. Политические новости занимали примерно половину газеты. Среди них доминировали придворные новости. Источники информации — знатные дворы — давали через газеты известия для равных себе. Для них они были часто посредником в передачи информации, особенно для малых дворов, столь многих в Германии того времени, для которых газеты заменяли дорогостоящую свою сеть корреспонденции.
Тиражи газет были очень невелики. Так, франкфуртская газета в 1620-х выходила в 450 экземплярах. В среднем же газеты печатались в 350—400 экземплярах. Наибольшего тиража — в 1.500 — достигла гамбургская еженедельная «Wöchentliche Zeitung». При этом необходимо отметить, что сейчас считается, что каждую газету читало примерно 10 человек: газеты лежали в кофейных домах и постоялых дворах, трактирах, специальных домах новостей. Их публично зачитывали, даже в деревнях.[4] Это значит, что если тираж газеты был 400 экземпляров, то она достигала около 4000 читателей.
Специфика развития современной немецкой печати
Что касается развития печатных СМИ в Германии, то ситуация на газетном рынке заметно стабилизировалась. Преобразовательная фаза закончилась в 1991 г. Затем происходило становление новой системы. Профессор Беате Шнайдер из Ганновера отмечает, что это становление системы печатных СМИ на Востоке Германии вобрало все те тенденции, которые вообще характерны для развития немецкой прессы. В частности, процесс концентрации, который ганноверский исследователь определяет так: «Вместо шести разных газет выходит одна». Этот процесс после продажи восточногерманских газет западным издательским группам резко замедлился. В 1993 г. существовало 24 публицистические единицы, которые образовывали следующие газетные группы.
|
· Две газеты, выходившие под крышей «Berliner Verlag» и принадлежащие «Gruner & Jahr»: Это «Berliner Zeitung» и «Berliner Kurier am Morgen.
· Две надрегиональные газеты – «Neues Deutschland» и «Junge Welt». Из 14 бывших окружных газет, которые, по определению Б.Шнайдера, занимали тогда доминирующее положение.
· Две редакционно самостоятельные газеты бывших блоковых партий: «Potsdamer Neueste Nachrichten» и «Thueringische Landeszeitung», определявшиеся как «публицистические eдиницы». «Thueringische Landeszeitung» принадлежала издательской группе «Zeitungsgruppe Thueringen» и тесно кооперировалась с группой WAZ, которая имела долевое участие в издании двух газет – «Thueringer Allgemeine» и «Ostthueringer Zeitung».
· Газета сербского меньшинства «Сербске новины».
· Заново образованные издания «STZ» («Suedthueringer Zeitung») и бульварная «Mitteldeutscher Express».[5]
В результате развития газетного рынка за последнее пятилетие из всего прежнего системного многообразия в Германии остались лишь 15 бывших окружных газет, называющиеся теперь региональными. Региональные газеты, выходящие высокими тиражами и имеющие большой регион распространения, - главенствующий тип изданий всей Германии. Более того, по мнению немецких исследователей, тип самостоятельной локальной газеты ведет к маргинализации издания и грозит вымиранием. Издательства бывшей прессы ГДР находятся во владении крупных западных газетно-журнальных групп. Такая ситуация увеличивает разницу между средними и крупными группами. Поскольку области распространения соответствуют бывшим искусственно созданным политическим структурам, то есть прежним округам ГДР.[6] Поэтому, пишет Шнайдер, их нельзя считать «коммуникационным полем».
|
С 1989 по июнь 1991 года в новых федеральных землях было создано 26 новых издательств, которые стали выпускать 61 издание, прежде всего, региональные. Именно поэтому считается, что 1990-91 годы принесли заметные изменения в газетный ландшафт Германии.
После воссоединения бундестаг принял решение о переносе германской столицы из Бонна в Берлин. С этим связано воссоздание такого типа печати как столичная пресса. Уже сейчас в Берлине выходит 9 ежедневных газет, имеющих 28 региональных и локальных изданий. Их общий разовый тираж равен 1 млн. 526 тыc. 900 экземпляров. [7]
Среди качественных газет первое место по тиражу занимает «Die Welt», на втором месте - восточная «Berliner Zeitung», на третьем – «Der Tagespiegel». Среди качественно-массовых лидирует «Berliner Morgenpost». Её тираж составляет 184,1 тыс. экземпляров (в 1996г. - 190,5). Из бульварных ежедневных газет лидируют по тиражам две газеты «Berliner Kurier» и «Dresdner Morgenpost» (301,9), и «B.Z.» (313,5).
Ежедневные надрегиональные и региональные газеты в ФРГ называют еще абонементными или подписными, так как большая часть их тиража распространяется по подписке. Абонементные газеты составляют 75 % всего тиража немецких газет. Немецкие исследователи выделяют ряд проблем, связанных с развитием абонементных изданий. К одной из главных относится неравномерное распределение абонементных газет в разных регионах Германии. И опять это связано с концентрацией СМИ. Например, в 6 городах выходит по три газеты, которые принадлежат двум издательским группам. Лишь в двух крупных городах (Дюссельдорфе и Потсдаме) выходит по 3 абонементных газет, в 15 городах - лишь по две, в остальных - по одной.[8]
Наряду с качественными и качественно-массовыми существуют бульварные газеты, из-за высоких тиражей называемые ещё массовыми изданиями. Всего их в Федеративной Республике насчитывается десять, Лидирует «Бильд».
В Германии всегда были популярны воскресные газеты. За последние годы одним из характерных признаков становится именно увеличение количества воскресных выпусков и перехода выпуска ежедневных газет на каждый день, включая воскресенье. Так, если в 1991 г. в ФРГ 1532 издания выходили 6 раз в неделю и лишь 117 - семь раз в неделю, то в конце 90-х – начале 2000-х г.г. ежедневно выходило 152 издания.
Раньше господствующее положение на рынке воскресных газет занимали два издания - «Bild am Sonntag» (тираж 2,6 млн. экземпляров) и «Welt am Sonntag» (тираж 420 тыс. экземпляров), то сегодня им пришлось потесниться. Все большую популярность завоевывают воскресные выпуски региональных изданий. К ним относятся, в частности, штутгартская «Sonntag aktuell» (тираж 900 тыс. экземпляров) и кассельская «Sonntagszeitung» (тираж 190 тыс. экземпляров).[9]
По данным журнала «Media Perspektiven», в начале 2000 – х г.г. в Федеративной Республике насчитывалось 1 тыс. 279 (а в 1994 г. - 1200) рекламных изданий, хотя в 1989 г. их было лишь около 200. Их общий разовый тираж составляет 80 млн. 466 тыс. 397 экземпляров. 1 тысяча 198 изданий выходят еженедельно, остальные имеют различную периодичность (раз в две недели или раз в месяц). В новых федеральных землях издается 190 рекламных изданий общим тиражом 11,4 млн. экземпляров.
Альтернативная пресса, имевшая большое значение в 70 - 90-е годы прошлого века, в новом тысячелетии из-за падения тиражей преобразовалась в городские рекламные газеты, выходившие от имени различных инициативных групп. Исследователи определяли их как «стоящие по другую сторону от Шпрингера, Бауэра, Бурды и Грунер унд Яр».[10]
Язык немецких газет
Газетная публицистика в разное время занимала различное место в лингвистических исследованиях, неодинаков был и статус изучаемого текста. Как самостоятельная сущность язык газеты был осмыслен еще в 20-е годы XX века. В дальнейшем газетный язык изучается как язык с ограниченной сферой функционирования, обслуживающий потребности, прежде всего идеологии.
Публицистический стиль находит своё активное отражение в языке современной немецкой прессы, а эмоциональность является обязательным признаком публицистического стиля и реализуется в различного рода синтаксических явлениях, к примеру, в структуре предложения. [11]
Следует отметить, что некоторые исследователи выходили на качественно иной уровень изучения языка газеты - они пытались найти тот общий принцип, который бы позволил понять основы функционирования языковых средств в газете независимо от описываемого яруса. Это, прежде всего, сформулированный В.Г.Костомаровым принцип чередования экспрессии и стандарта.[12]
Эмоциональность - это категория речи, она предполагает воздействие на человека, представляет собой реакцию на прочитанное или услышанное. Поэтому-то она так характерна для публицистического стиля, основной функцией которого является воздействие на массы. По мнению Н.Саночкиной, наиболее интересной в синтаксическом плане и богатой на синтактико-стилистические приёмы эмоциональной экспрессии является газета «Die Zeit». Также довольно богатый материал для анализа был обнаружен исследователями в газетах «Die Welt и Die Woche». Менее содержательными в плане наличия и разнообразия стилистических приёмов эмоционального синтаксиса оказались газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Berliner Zeitung, Der Tagesspiegel».
В текстах немецких газет часто присутствует повтор, который выступает языковым явлением и усиливает выразительность высказывания. В нём практически всегда заключён экспрессивный оттенок. Это простое по форме, но сложное по сути явление обладает широким диапазоном смысловых возможностей. Прагматические функции повтора: привлечение, активизация, поддержка внимания читателя, оказание определенного воздействия, облегчение восприятия текста путем обеспечения структурной связанности.
Воздействующая функция в языке газеты осуществляется не только с помощью всевозможных лексических средств (метафорических перифраз, фразеологизмов и т.д.), но и за счет использования различных синтаксических приемов, придающих тексту эмоционально-экспрессивную окраску. Социальная оценочность языковых средств выступает как главная особенность газетного стиля, выделяющая его среди других функциональных стилей и проявляющаяся на всех уровнях языка, в частности, в синтаксисе. [13]
Во всем цивилизованном мире пресса делится на так называемую официальную и массовую. Синтаксическая разница в приемах синтаксического оформления эмоциональной экспрессии в этих двух группах газет, сильно отличающихся друг от друга и по количественным характеристикам (длине предложений, абзацев, количеству предложений и абзацев), и по качественным характеристикам (то есть способам выражения эмоциональной экспрессии) присутствует. Официальной прессе свойственны длинные, усложненные конструкции с большим количеством разнообразных синтаксических приёмов усиления выразительности, таких как парцелляция, обособление, разрушение рамочной конструкции. Деление на абзацы происходит в основном по логическому принципу, в связи с чем количество абзацев не столь велико, как в массовых газетах, где деление на абзацы является скорее следствием эмоционального отношения.[14]
Что же касается массовой прессы, то здесь дело обстоит несколько иначе. Предложения представляют собой скорее упрощённые конструкции, близкие по своей структуре к устной речи, что не только упрощает их понимание, но и делает газету более доступной и близкой читателю. Здесь встречается немало эллиптических предложений, близких устной, диалогической речи, довольно распространённым является вопросительное предложение, причём не только в тексте, но и в заголовке, что придаёт материалу характер диалога с читателем. Предложения, в основном, короткие, что обусловлено тем, что общий характер сообщений в массовой прессе скорее информационный, тогда как официальным газетам более свойственны аналитические статьи.
Официальная и массовая пресса отличаются друг от друга, в первую очередь, не характером синтаксических приёмов, придающих тексту оттенок эмоциональной экспрессии, а количеством этих приёмов. В газете «Die Zeit»- много разнообразнейших синтаксических приёмов повышения выразительности текста, вне зависимости от рубрики и тематики. Тогда как в «Berliner Zeitung» приходится в поиске какого-либо интересного синтаксического приема прочитать не одну статью.
Также интересным представляется тот факт, что немецкой официальной прессе свойственны большая оппозиционность и резкость в оценке происходящего, чем немецкой «бульварной» прессе, ведущей себя более лояльно и толерантно. Большинство наиболее эмоционально и экспрессивно окрашенных статей в официальной прессе посвящено как раз правящим партиям и персоналиям, причём далеко не всегда это положительная эмоциональная окраска, скорее, наоборот. [15]