Курс лекций
специальности 080105.65 “Финансы и кредит “
по дисциплине “Организация деятельности Центрального Банка“
Орел, 2012
УДК
Курс лекций подготовлен
Ст. пр. Шпортовой Т.В.
Рецензенты:
Одобрено
редакционно-издательским советом
Орловского государственного института
экономики и торговли
М- …. Курс лекций по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка» для студентов специальности 080105.65 «Финансы и кредит» -Орёл: Издательство “Орел ГИЭТ”, 2012 - с.
В кратком курсе лекций представлены темы, количество часов, отведенных на их изучение, а также краткий конспект лекций в соответствии с программой дисциплины
ББК
Ó Орловский государственный институт экономики и торговли институт, 2012.
Тема №1: «История возникновения и роль центральных банков (ЦБ)»
1. Возникновение и особенности функционирования первых ЦБ
. Современный правовой статус и формы организации зарубежных ЦБ
. Интеграция Европейского ЦБ. Единый Европейский ЦБ
. Историческое развитие ЦБ России
Литература:
банк деньги эмиссия валютный
1. Федеральный закон о ЦБ (банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002г.
. Федеральный закон о банках и банковской деятельности №17-ФЗ от 3.02.1996г.
. «Банк России: организация деятельности» Голикова Ю.С. и Хохленкова Н.Ю. М.:2002г. в 2-х томах.
. ЦБ в их современном виде существуют сравнительно недавно. Раньше четкого различия между центральным и коммерческим банком не существовало. Многие коммерческие банки (КБ) прибегали к выпуску банкнот. По мере развития кредитной системы происходит процесс централизации банковской эмиссии только в крупных КБ. Затем за этим банком закреплялось монопольное право выпуска банкнот. В начале такой банк назывался эмиссионным, а затем центральным.
|
Первый ЦБ возник в 1668г. и назывался Риксбанк (Шведский банк), затем в 1694г. возник банк Англии.
ЦБ в их современном виде возникли только в XIXв. В настоящее время практически во всех странах мира существуют ЦБ, однако они имеют отличительные особенности, обусловленные экономическим и политическим развитием страны.
2. Все ЦБ являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого обособленность имущества банка от имущества государства, хотя ЦБ наделен правом распоряжаться этим имуществом как собственник.
Правовой статус ЦБ закреплен в правовых актах - это закон о ЦБ, закон о банках и банковской деятельности, закон о валютном регулировании и валютном контроле.
ЦБ обычно создаются в форме акционерного общества. Как правило его капитал принадлежит государству, но иногда капитал принадлежит КБ (ФРС США) или другим финансовым учреждениям (Банк Италии).
Формы взаимодействия ЦБ с органами государственной власти существенно различаются в различных странах. Такая взаимосвязь может быть представлена в виде двух моделей:
) ЦБ является агентом Министерства Финансов и проводит его денежно-кредитную политику (ДКП).
) ЦБ не зависим от органов государственной власти.
Обе модели являются идеальными и в чистом виде не существуют. В большинстве стран действует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с ЦБ при определенной степени его независимости.
|
Существуют следующие виды независимости ЦБ от органов исполнительной власти:
политическая;
экономическая;
независимость от правительственных органов;
личная независимость членов органов управления ЦБ.
В идеале ЦБ должен быть независим в своей деятельности.
В настоящее время существуют две модели организационного строения ЦБ в развитых странах.
В соответствии с 1-й моделью ЦБ проводит ДКП, рассматриваемую как часть полномочий, которыми располагают органы государственной власти.
Согласно 2-й модели перед ЦБ ставится конкретная цель поддержать стабильность цен, на которую не оказывают давление политические власти.
Примерами сложившихся основных форм организации ЦБ являются организационные структуры Банка Франции и ФРС США.
Банк Франции был основан в 1800г. по инициативе Наполеона I. Первоначально банк действовал как частное акционерное общество. В 1848г. банк стал эмиссионным центром страны. В 1945г. банк был национализирован и до сих пор этот банк является государственным учреждением. Для организационной структуры банка Франции характерна централизация власти в руках управляющего, который наделен широкими полномочиями и правами.
ФРС США была создана в 1913г. законом «О создании ФРС США». Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных КБ (их порядка 6 тысяч). КБ являются акционерами ФРС США. ФРС США не является государственным институтом, хотя и очень тесно взаимодействует с правительством. В законе «О создании ФРС» был предусмотрен принцип ее независимости в рамках государственного управления. Во главе ФРС стоит Совет управляющих, которые осуществляют общее руководство ФРС. Этому совету непосредственно подчиняются 12 федеральных резервных банков.
|
. С 1-го ноября 1993г. вступил в силу Маастрихтский договор, который стал началом европейской экономической интеграции. Согласно этому договору европейская валютно-финансовая система приобрела качественно новые черты:
во-первых, ЦБ 11-ти государств добровольно отказались от использования национальных денежных единиц в пользу единой валюты евро;
во-вторых, передали свои полномочия по проведению и разработке ДКП созданному наднациональному Европейскому ЦБ.
Контроль за ДКП в зоне евро осуществляет сейчас европейская система ЦБ, включающая в себя Европейский ЦБ и национальные ЦБ. Национальные ЦБ являются акционерами Европейского ЦБ. Руководство Европейским ЦБ осуществляет Совет управляющих и исполнительный комитет.
Основная цель деятельности Европейского ЦБ - это обеспечение стабильности цен.
наибольшая доля в капитале единого Европейского ЦБ принадлежит таким странам как Германия, Испания, Италия, Франция.
. ЦБ Российской Империи был создан 31 мая 1860г. Первым управляющим был назначен барон Штиглиц. Целью создания банка было улучшение финансового положения России после Крымской войны. В историческом развитии банка России можно выделить 2 этапа:
) 1860г.- 90-е гг. XIX в.
) с 90-х гг. XIX в. по 1917г.
Первоначально ЦБ России не являлся эмиссионным центром страны, а выпускаемые им кредитные билеты не были банкнотами. ЦБ осуществлял операции, не свойственные ЦБ.
В 1894г. был принят новый устав ЦБ, который расширил права и полномочия банка России. В 1895-1898гг. была проведена денежная реформа Витте, благодаря которой исключительное право эмиссии было передано банку России (БР).
Новой вехой в истории БР стал период с 1917г. по 1995г. В это время был создан и функционировал банк РСФСР.
Ситуация изменилась с начала перестройки 1986 - 1987гг. и в 1990г. был принят новый закон о ЦБ РСФСР, который позволял функционировать ему как самостоятельному кредитному учреждению.
В 1995г. был создан ЦБ России, который получил все права и полномочия ранее действующего Государственного банка РСФСР.
В настоящее время ЦБ России действует в соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ № 86-ФЗ от 10.07.2002г.
Тема №2: «Правовая основа деятельности ЦБ»
1. Федеральные законы, регламентирующие деятельность банка России (БР)
2. Юридический статус БР, его подотчетность Государственной Думе
3. Национальный банковский совет
4. Отчетность БР. Внешний аудит его деятельности
5. Взаимоотношения БР с органами государственной власти и местного самоуправления
. Основными нормативными актами, регламентирующими деятельность ЦБ являются:
Конституция;
Федеральный закон о банках и банковской деятельности № 17-ФЗ;
Федеральный закон о ЦБРФ № 86-ФЗ.
Конституция РФ устанавливает основные понятия в области взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, их права и свободы.
Основополагающим законом в области банковского дела является Федеральный закон о банках и банковской деятельности. Данный закон устанавливает такие понятия как банк, банковская система, небанковские кредитные организации (КО), устанавливает перечень банковских операций, требующих лицензии, принципы взаимодействия банка, клиента и государства и тд.
Более подробную и четкую информацию о деятельности БР дает Федеральный закон о ЦБРФ. В настоящее время действует новая редакция закона (2002г.)
В настоящее время структура закона о ЦБ следующая: закон состоит из 16 глав и 99 статей. В законе описана организация наличного денежного обращения в России, организация безналичных расчетов, права и обязанности председателя БР и членов Совета директоров, операции, функции БР и тд.
. Юридический статус БР - юридическое лицо, акционерное общество, единственным акционером которого является государство. БР имеет свою печать с гербом РФ и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов БР - г. Москва ул. Неглинная, д.12
Уставный капитал и иное имущество БР является федеральной собственностью, но БР имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, включая золотовалютные резервы.
БР не отвечает по обязательствам государства, а государство по обязательствам БР. Все свои доходы БР осуществляет за счет своих доходов.
БР подотчетен в своей деятельности Государственной Думе:
) Государственная Дума назначает и освобождает от должности председателя БР по представлению президента;
) назначает и освобождает от должности членов Совета директоров по представлению президента БР, согласованному с президентом;
) рассматривает основные направления ДКП;
) рассматривает годовой отчет БР;
) проводит парламентские слушания о деятельности БР с участием его представителей и тд.
. Национальный банковский совет (НБС) - выбираемый коллегиальный орган БР. Численность национального банковского совета составляет 12 человек. Двое направляются Советом Федерации, трое Государственной Думой, трое президентом РФ, трое Правительством РФ и председатель БР.
Члены НБС не работают в БР на постоянной основе, кроме председателя. Председатель НБС избирается большинством голосов. НБС заседает не реже 1 раза в квартал. В компетенцию НБС входит:
рассмотрение годового отчета БР;
утверждение сметы расходов БР;
рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы России;
рассмотрение основных направлений ДКП;
назначение главного аудитора БР и тд.
. Отчетный период БР устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. БР ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, предоставляет в Государственную Думу годовой отчет, который включает в себя:
отчет о деятельности БР (в частности по проведению единой ДКП);
анализ состояния экономики РФ;
годовую финансовую отчетность БР (баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет о распределении прибыли, отчет о движении капитала и т.д.)
аудиторское заключение (аудит-проверка);
заключение счетной палаты.
Внешний аудит БР осуществляют независимые аудиторы или аудиторские фирмы, которых назначает НБС. БР обязан предоставить аудиторам всю необходимую отчетность и информацию.
Оплата услуг независимых аудиторов осуществляется за счет собственных средств БР.
. БР для реализации своих функций участвует в разработке экономической политики Правительства. Председатель БР участвует в заседаниях Правительства РФ и заседаниях Государственной Думы, касающихся вопросов экономической, финансовой и банковской деятельности.
Министр финансов (Кудрин) и министр торговли и экономического развития (Греф) имеют право принимать участие в заседаниях совета директоров БР.
БР и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях. БР консультирует Министерство Финансов с целью поддержания банковской системы на должном уровне. БР не в праве предоставлять кредиты Правительству РФ и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.
Тема №3: «Задачи, принципы организации деятельности операции БР»
1. Цели, задачи и функции деятельности ЦБРФ
2. Экономические принципы организации деятельности ЦБРФ. Операции ЦБРФ
3. Органы управления ЦБРФ
4. Баланс как главная форма отчетности ЦБРФ
. Под задачами ЦБРФ понимаются объективно обусловленные постоянные цели, которые должен преследовать ЦБ.
Под функциями понимается тот набор конкретных проблем, решение которых означает выполнение указанных целей.
В соответствии с Федеральным законом о ЦБ выделяют 3 основные цели деятельности:
) защита и обеспечение устойчивости рубля.
) развитие, укрепление и поддержание стабильности банковской системы РФ.
) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
В соответствии со статьей 4 БР выполняет следующие функции:
) проведение ДКП;
) эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения;
) ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций (КО) (рефинансирование);
) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
) устанавливает правила проведения банковских операций;
) осуществляет обслуживание банковских счетов бюджетов всех уровней;
) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;
) принимает решения о государственной регистрации КО и выдает лицензии на осуществление банковских операций;
) осуществляет надзор за деятельностью КО;
) осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих функций;
) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
. Можно выделить следующие принципы деятельности БР:
) Независимость в формировании и проведении ДКП. ЦБ должен занимать такое место в структуре государственной власти, которое позволило бы ему наиболее эффективно выполнять свои функции.
) Четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей Правительства пользоваться средствами ЦБ.
) Принцип самоокупаемости, т.е. ЦБ должен осуществлять свои расходы за счет своих доходов.
) принцип самостоятельности в деятельности. Он выражается в том, что ЦБ по своему усмотрению может распределять свою прибыль (50%).
) Принцип ответственности за результаты деятельности.
) Заинтересованность в результатах работы.
) Контроль за осуществлением ДКП.
В соответствии с Федеральным законом о ЦБ (глава 8) ЦБ имеет право осуществлять следующие банковские операции:
) предоставлять кредиты на срок до 1 года под обеспечение ценных бумаг и других активов;
) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
) продавать и покупать облигации БР и депозитные сертификаты;
) покупать и продавать иностранную валюту;
) покупать, продавать и хранить драгоценные металлы;
) осуществлять кассовые, расчетные и депозитные операции;
) выдавать поручительства и банковские гарантии;
) открывать счета в российских и иностранных КО и т.д.
обеспечением для кредитов БР могут выступать государственные ценные бумаги, векселя, золото, драгоценные металлы, деньги в иностранной валюте.
ЦБ не имеет права:
) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций (с физическими лицами в том числе);
) приобретать доли КО;
) осуществлять операции с недвижимостью;
) заниматься торговой и производственной деятельностью;
) пролонгировать кредиты.
. Осуществляет руководство ЦБ Совет директоров. Председательствует на заседаниях Совета директоров председатель ЦБ (С. Игнатьев). Председатель назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Кандидатуру председателя представляет президент РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать должность председателя более 3-х сроков подряд.
председатель ЦБ может быть освобожден от должности только в следующих случаях:
истечение срока полномочий;
невозможность исполнения служебных обязанностей по медицинским показаниям;
подача личного заявления об отставке;
совершение уголовно наказуемого деяния;
нарушение Федеральных законов, регламентирующих деятельность БР.
Совет директоров (СД) состоит из 12 членов и председателя. Члены СД работают в БР на постоянной основе и выбираются сроком на 4 года. Назначаются члены СД БР также государственной Думой по представлению председателя БР, согласованному с президентом РФ.
Функции СД:
) Утверждает годовую финансовую отчетность БР.
) Утверждает отчет о деятельности БР, проводит анализ состояния экономики РФ.
) Во взаимодействие Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений ДКП государства.
) Принимает решения о создании, реорганизации учреждений БР, о величине резервных требований для КО, о величине процентной ставки, об изменении лимитов операций на открытом рынке и т.д.
Члены СД и председатель не могут быть депутатами Государственной Думы, состоять в политических партиях, заниматься торговой и производственной деятельностью.
. Главной формой отчетности ЦБ является бухгалтерский баланс. Также финансовой отчетностью является отчет о прибыли и убытках.
Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Баланс отражает собственные, привлеченные средства и направления их использования. Пассив - это обязательства банка, т.е. источники формирования его капитала. Актив - это требования, характеризующие размещение и использование банковских ресурсов.
Операции ЦБ отличаются от операций КБ, что находит отражение в балансе ЦБ. В балансе ЦБ счета группируются в укрупненные статьи. Структура баланса ЦБ устанавливается Советом директоров.
БР обязан ежемесячно публиковать свой баланс (Вестник БР).
На основе баланса ЦБ можно проанализировать общее состояние денежно-кредитной сферы страны. Отличительными статьями актива баланса являются такие статьи как золотовалютные резервы, кредиты и депозиты и т.д. Отличительной статьей пассива баланса является статья наличные деньги в обращении.
Отчет о прибыли и убытках также является важной формой отчетности ЦБ, которая состоит из статей расходов, доходов, финансового результата.
Тема №4: «Организационная и функциональная структуры БР»
1. Организационная структура БР
2. Функциональная структура БР
3. Территориальные учреждения БР, их полномочия, структура и функции
4. Организационная структура расчетно-кассового центра, его задачи и функции
. Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является организационная структура.
Организационная структура представляет собой вертикальный срез структуры банка, включающий иерархию, т.е. соподчиненность.
ЦБРФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему БР входят:
центральный аппарат;
территориальные учреждения (национальные банки и главные управления);
расчетно-кассовые центры (РКЦ и ГРКЦ);
полевые учреждения;
вычислительные центры;
учебные заведения и другие предприятия и учреждения, в т.ч. подразделения инкассации и безопасности, которые обеспечивают функционирование ЦБ.
. Функциональная структура ЦБ предполагает существование в банке обособленных подразделений, реализующих функции банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части. Хотя организационная и правовая структуры банка тесно взаимосвязаны, тем не менее, они имеют отличительные особенности. Так функциональная структура представляет собой горизонтальный срез структуры банка и не содержит иерархию, соподчиненность.
Функциональная структура ЦБ представлена департаментами и главными управлениями, которые выполняют свои обязанности независимо друг от друга. Так существуют департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент денежного обращения, департамент банковского контроля и надзора и т.д.
В системе ЦБ существуют два главных управления:
) Управление безопасности и защиты информации.
) Управление недвижимости.
. Территориальное учреждение - это обособленное подразделение ЦБ, входящее в единую структуру БР и осуществляющее его функции на территории субъекта РФ.
Территориальными учреждениями БР являются национальные банки и главные управления. Территориальные учреждения БР не имеют статуса юридического лица и обладают полномочиями, предоставленными ему самим ЦБ. Территориальные учреждения не имеют права издавать документы, носящие нормотворческий характер. Они имеют право давать разъяснения, комментарии к действующим нормативным актам ЦБ. Территориальные учреждения не имеют права давать гарантии, поручительства без разрешения ЦБ. Возглавляет территориальные учреждения БР начальник, который освобождается и назначается на должность председателем БР.
Основные функции территориальных учреждений БР:
) участвовать в проведении ДКП;
) обеспечивать развитие и укрепление банковской системы России;
) обеспечивать эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;
) осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
) осуществлять валютный контроль и надзор на открытом рынке (рынке ценных бумаг);
) проводить анализ состояния и перспектив развития финансовых рынков региона.
Территориальные учреждения БР составляют и предоставляют в БР годовые отчеты, ежемесячные балансы, а также иную отчетность, определяемую БР.
. В состав территориальных учреждений БР на правах структурных подразделений входят расчетно-кассовые центры, которые могут быть головными (ГРКЦ), районными (РКЦ).
Основная цель деятельности РКЦ - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы платежей и расчетов.
Взаимоотношения РКЦ с органами государственной власти, Федерального казначейства, кредитными организациями строятся на договорной основе. РКЦ возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности начальником территориального учреждения БР. Начальник РКЦ руководит его деятельностью на основании договоренности.
Основные функции РКЦ:
осуществление расчетов между кредитными организациями;
осуществление кассового обслуживания кредитных организаций;
хранение наличных денег и совершение операций с ними;
обеспечение учета и контроля расчетных и кассовых операций через корреспондентские счета;
расчетно-кассовое обслуживание счетов органов власти, Федерального казначейства;
разработка и предоставление в территориальное учреждение БР прогноза по эмиссионному результату на предстоящий квартал и т.д.
Число РКЦ в настоящее время сокращается в связи с реструктуризацией банковской системы.
Тема №5: «Эмиссия наличных денег и организация денежного обращения»
1. Принципы организации наличного денежного обращения
2. Эмиссионное регулирование
3. Механизм выпуска денег в обращение
4. Механизм изъятия денег из обращения
5. Организация кассового обслуживания кредитных организаций. Кассовая работа территориальных учреждений БР
6. Прогнозирование кассовых оборотов
Литература
1. ФЗ о ЦБ глава 6 «Организация наличного денежного обращения».
. Положение БР от 5 января 1998г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».
. Положение ЦБ от 24.04.2008г. №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты в кредитных организациях на территории РФ».
. В соответствии с возложенными на него полномочиями ЦБ выполняет следующие функции:
) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет.
) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.
) Установление признаков платежеспособности денежных знаков.
) определение порядка ведения кассовых операций.
Исходя из целей деятельности и выполняемых функций ЦБ, формируются следующие принципы организации наличного денежного обращения:
) Принцип номинала.
) Принцип необязательности обеспечения. В настоящее время соотношение между рублем, золотом и другими драгоценными металлами не устанавливается.
) Принцип монополии и уникальности.
) Принцип безусловной обязательности. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами БР и обеспечиваются всеми его активами.
) Принцип неограниченной обмениваемости. Банкноты и монеты БР не могут быть объявлены недействительными, если не прошел достаточно продолжительный срок. При обмене банкнот, монет БР на банкноты, монеты нового образца срок обмена не может быть менее одного года, но и не может превышать 5 лет.
) Принцип правового регулирования. Совет директоров принимает решение о выпуске новых денежных знаков, причем их описание публикуется в средствах массовой информации.
. Выпуск наличных денег происходит ежедневно (ежечасно) на территории конкретного государства в пределах сумм, изымаемых из обращения.
Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изымаемых из обращения.
Эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег означает следующее:
) Определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть положительным со знаком «+», когда происходит выпуск денег в обращение и со знаком «-», когда происходит изъятие денег).
) Правильное документальное оформление всех эмиссионных операций.
Руководство в эмиссионном регулировании осуществляет департамент эмиссионных кассовых операций. Для осуществления эмиссионного регулирования в РКЦ создаются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды. БР утверждает лимит оборотной кассы территориальных учреждений БР (РКЦ).
Лимит - максимально допустимый остаток. Если происходит превышение лимита оборотной кассы, то наличные деньги передаются из оборотной кассы в резервный фонд. Перечисление денег из резервных фондов в оборотную кассу происходит при нехватке денежной наличности (подкрепление оборотной кассы). Перевод денег из резервных фондов в оборотную кассу осуществляется на основании письменного распоряжения начальника РКЦ. Это означает выпуск денег в обращение. Для данного РКЦ это будет являться эмиссионной операцией, хотя в целом эмиссии может и не произойти.
. Эмиссия денежных знаков - это сложный процесс, который складывается из следующих этапов:
. Прогнозирование в наличной денежной массе.
. Изготовление денежных знаков и защита от фальсификации.
. Организация резервных фондов денежной наличности.
. Транспортировка денежной наличности в регионы.
. Собственно выпуск денег в обращение.
этап.
Непосредственно прогнозированием занимается департамент регулирования денежного обращения ЦБ. С 1991г. составляются прогнозы кассовых оборотов. Прогнозы кассовых оборотов поступают в департамент накануне прогнозируемого периода и служат ориентиром для предприятий ГОЗНАК.
этап.
денежные знаки изготавливаются на производственном объединении ГОЗНАК в соответствии с данными, полученными от департамента эмиссионных кассовых операций. ГПО ГОЗНАК имеет в своем составе 5 предприятий: Московская и Пермская печатные фабрики, 2 монетных двора (Московский и Санкт-Петербургский) и типография.
Печатная денежная продукция является дорогостоящей и требует навыков высококвалифицированных специалистов. БР уделяет большое внимание защите денежных знаков от фальсификации. Характерные признаки:
бумага;
водяные знаки;
защитные волокна;
специальные способы и приемы печати, большое количество сложных узоров и рисунков.
этап.
Резервный фонд - это запас денежных билетов и монет для последующего их выпуска в обращение по мере необходимости в оборотную кассу. Резервные фонды создаются для оперативного удовлетворения потребностей народного хозяйства путем снижения затрат на перевозку.
этап.
Департамент эмиссионных кассовых операций (ДЭКО) на основе прогноза определяет потребность в денежной наличности по регионам с учетом потребности в купюрах разного достоинства. ДЭКО дает распоряжения на доставку наличности в соответствующие регионы. Существует 3 способа доставки наличности:
) через резервные фонды ЦБ (РКЦ);
) через филиалы центрального хранилища БР;
) непосредственно с предприятий ГОЗНАК.
этап.
Денежные знаки, находящиеся в резервных фондах, не являются деньгами, выпущенными в обращение. Выпуск денег в обращение происходит путем их перечисления из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Деньги, находящиеся в оборотной кассе, считаются деньгами, находящимися в обращении.
. Банкноты как средство платежа имеют свой срок обращения, который зависит от сферы обращения, места хранения и качества использования банкнот.
Процесс изъятия денег начинается в КБ. В КБ проводится сортировка ветхих денежных знаков и хороших. Ветхие денежные знаки формируются в пачки и сдаются в РКЦ.
Изъятие денег из обращения в РКЦ осуществляется путем перевода их из оборотной кассы в резервный фонд. В РКЦ осуществляется более тщательная сортировка денежных знаков, здесь также производится экспертиза сомнительных денежных знаков. Отсортированные и сформированные в пачки ветхие банкноты из резервного фонда РКЦ направляются в ГРКЦ, где они накапливаются и затем крупными партиями направляются в денежные хранилища ЦБ. В денежном хранилище ветхие денежные знаки опять подлежат пересчету. В специально оговоренном месте денежные банкноты погашаются, и такие банкноты уже не являются платежным средством.
Завершающий этап уничтожения денежных знаков происходит в присутствии комиссии, которая обязана присутствовать при физическом уничтожении банкнот. Более дешевый способ уничтожения - сжигание. Ежедневно ЦБ уничтожает до 300 млн. руб.
5. Кассовые операции - это операции, связанные с получением, выдачей и хранением наличных денег.
В соответствии с положением ЦБ №14-П все предприятия и организации независимо от форм собственности обязаны хранить свои свободные денежные средства в кассах банков на соответствующих счетах на договорных условиях. В кассах предприятия и организации имеют право хранить денежную наличность в пределах лимитов, установленных обслуживаемыми кредитными организациями. Разрешено превышение лимита в течение трех рабочих дней только в дни выдачи заработной платы, стипендии и выплат социального характера.
Основными задачами ЦБ в деле организации денежного оборота и кассового обслуживания клиентов являются:
. Безусловная сохранность ценностей в резервных фондах и оборотной кассе.
. Своевременное зачисление на соответствующие счета клиентов денежных средств, поступивших в кассу РКЦ.
. Своевременное удовлетворение законных требований клиентов на получение наличных денег.
В структуре каждого РКЦ создается отдел кассовых операций, который состоит из приходной, расходной кассы, приходно-расходной кассы, кассы пересчета и разменные кассы. Со всеми работниками кассового подразделения РКЦ заключается договор о полной материальной ответственности. Ответственность за сохранность денежных средств несут начальник РКЦ и заведующий кассой.
Приходная касса создается для приема излишней денежной наличности от кредитных организаций и других клиентов РКЦ.
Расходная касса создается для выдачи наличных денег клиентам РКЦ, в том числе для пополнения оборотной кассы кредитных организаций.
Приходно-расходная касса создается в том случае, если приходная и расходная кассы РКЦ объединены.
Кассовое обслуживание кредитных организаций.
Взаимоотношения учреждений БР с кредитными организациями строятся на основе законов РФ. Главным направлением такого взаимодействия является организация работы учреждений БР по выдаче подкреплений операционным кассам кредитных организаций, а с другой стороны, по принятию от них излишков денежной наличности.
Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций РКЦ осуществляется на договорной основе (договор о корреспондентских отношениях). Для обеспечения своевременности выдачи кредитными организациями наличных денег своим клиентам РКЦ устанавливает для каждого банка сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня и следит за его выполнением.
Обязательно каждой организации в РКЦ открывается корреспондентский счет, на который и зачисляются наличные деньги или с которого списываются наличные деньги.
. Для определения объема источников поступлений наличных денег в кассы банков, а также направлений их выдач, выпуска или изъятия их из обращения территориальными учреждениями БР составляется прогноз кассовых оборотов на предстоящий квартал. Данный прогноз составляется по приходу и по расходу.
Кредитные организации для определения потребностей в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы и выдач наличных денег. Эти расчеты составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итого этих расчетов сообщаются в РКЦ, где открыт корсчет этой кредитной организацией.
РКЦ составляет прогноз кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям и на основе анализа денежного оборота. Затем этот расчет направляется в территориальное учреждение БР, где прогноз кассовых оборотов составляется в целом по области, краю, региону. Затем этот прогноз сообщается в Департамент регулирования денежного обращения.
Тема 6: «Организация системы платежей и расчетов»
. Сущность и структура платежной системы России
2. Организация межбанковских расчетов
2.1 Расчеты через учреждения БР
2.2 Прямые межбанковские расчеты
2.3 Клиринг
3. Электронные платежи
Литература:
1. 2-ая часть ГКРФ, главы 45 - 46.
. Положение ЦБ №2-П от 12.04.2001г. «О безналичных расчетах в РФ»
. Положение ЦБ №222-П от 1.04.03 «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами РФ».
. Основной частью денежного оборота является безналичный денежный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных организациях и зачетов взаимных требований (клиринг). В развитых странах на долю безналичного денежного оборота приходится около 80% совокупного платежного оборота и только 20% на наличное денежное обращение. В России денежное соотношение колеблется около 60% и 40%. Значение безналичного денежного оборота велико, т.к. он способствует уменьшению наличных денег и снижает издержки обращения.
Платежная сфера представляет собой комплекс организаций и учреждений, а также набор инструментов и процедур, исполняемых для передачи денежных средств между физическими и юридическими лицами.
Любая платежная сфера деятельности включает:
) участвующих в платежах физических и юридических лиц;
) платежные инструменты;
) соответствующие процедуры исполнения платежей.