Семья является стартовой площадкой для ребенка. Период ухода ребенка из семьи начинается с процесса его внутреннего от нее отделения, который начинается еще в позднем подростковом возрасте.
Способ ухода молодого человека из семьи чрезвычайно важен. Если молодой человек покидает семью и пытается сделать это навечно, так, чтобы никогда не видеть родителей снова, его жизнь обычно складывается плохо. Если же он остается с родителями и позволяет им управлять его жизнью, она также складывается плохо. Он должен отделить себя от семьи и в то же время оставаться связанным с ней.
Способ ухода молодого человека из семьи определяет его позицию по отношению к семье. Эта позиция может быть респонсивной, т. е. выбирающей; или реактивной, т. е. вынужденной.
Респонсивная позиция означает, что молодой человек, уходя из дома, делает это по своей воле и при этом знает, что может туда вернуться в случае необходимости или обратиться за поддержкой.
Реактивная позиция заставляет его покинуть дом вопреки собственному желанию или оставаться в нем также вопреки собственному желанию, например из чувства вины. Даже если в семье есть проблемы, например в отношениях между родителями, молодой человек не должен чувствовать себя обязанным вернуться к своей роли в семье, чтобы помочь эти проблемы решить.
У родителей могут возникать трудности во взаимодействии со своими выросшими детьми и в связи с тем, что дети становятся мужчинами и женщинами. Мать может не иметь иных способов общения с другими женщинами, кроме соперничества, и ее отношения с выросшей дочерью нарушаются. Также и отец может не уметь взаимодействовать со своим сыном как со взрослым мужчиной.
|
Самую лучшую поддержку молодым людям, готовым принять на себя ответственные взрослые роли, оказывают родители, которые не прекращают активного диалога с детьми, но при этом все больше доверяют им, их суждениям и уважают их решения. Родители должны научиться предоставлять детям разумную свободу и принимать детей такими, какими они являются в действительности.
Когда выросшие дети вступают в брак, перед родителями стоит задача наладить отношения с этим новым членом расширенной семьи. Внезапное требование наладить близкие отношения с совершенно чужим взрослым человеком может являться проблемой этого периода.
Родители могут пытаться привлечь внимание взрослого ребенка. Могут начать активно вмешиваться в его жизнь или вешать на него свои проблемы. В этот период могут появляться психосоматические заболевания у родителей. «Ты мне не звонишь, а я лежу с давлением», мамочки, душашие своей заботой.
Причины конфликта между родителями и взрослыми детьми
Для того, чтобы понять и осознать причины возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях родителей и взрослых детей, нужно вернуться в прошлое, и взглянуть как строились детско-родительские отношения; какие ошибки воспитания ребенка были допущены, программируя жизненный сценарий, будущее сына или дочери; какие применялись стили семейного воспитания; правильно ли применялись наказания и поощрения детей родителями, да и самое главное: любили ли родители своего ребенка, или только жалели, относясь к нему как к беспомощной жертве, из-за чего, уже с раннего возраста, могла сформироваться психологическая игра по которая, может быть, продолжается и по сей день, уже во взаимоотношениях родителей со взрослыми детьми, приводящая к постоянным конфликтам, противостояниям и конфронтациям.
|
После этого, можно налаживать добрые, бесконфликтные отношения родителей и взрослых детей.
Кто виноват в конфликте родителей и взрослых детей
В первую очередь, каждый из участников спора или конфликта, включая умудренных (как им кажется) жизненным опытом, безупречных и безошибочных в своих взглядах и суждениях родителей, и взрослых детей со своими современными взглядами на жизнь и мир в целом, нужно икать источник проблемы во взаимоотношениях в себе, а не в противостоящей, конфликтующей стороне.
Родителям нужно понять, что взрослые дети, сын или дочь, самостоятельные и уникальные личности, которые не должны жить и поступать в соответствии с родительскими желаниями, ожиданиями и потребностями.
Взрослые дети, конечно, должны уважать и почитать своих родителей, но не должны ожидать от них понимания современных взглядов, жизненных ценностей и приоритетов у каждого поколения, да и вообще, у каждого человека, свое собственное мировосприятие и понимания себя, других людей и мира в целом.
И родители, и взрослые дети, понимая и чувствуя не только себя, свои желания и потребности, но и другого человека, неважно, родитель он или ребенок биологически, исключая любой намек на эгоцентризм и юношеский максимализм, смогут достигнуть вместо пустой, деструктивной конкуренции в межличностных отношениях, конструктивного диалога и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.
|
Нужно разрушить вместе с негативной игрой, стереотип постоянных конфликтов, противостояний и проблем во взаимоотношениях родителей и детей, стереотип «Отцов и детей». Для начала, можно понять правила поведения в конфликтных ситуациях, в том числе, конфликтов детей и родителей.
Как решить проблемы взаимоотношений родителей и детей
Чтобы решить проблемы взаимоотношений родителей и детей, разрешить конфликтную ситуацию и наладить добрые отношения на основе сотрудничества и конструктивного взаимодействия, нужно собрать «семейный совет» («круглый стол») и начать взрослый, деловой и конструктивный диалог на равных позициях.
Т.е. родителям нужно «отключить» свое менторское, наставническое, сверхзаботливое и попечительское отношение к своим взрослым детям. А последним, перестать относится к родителям, как к устаревшим, ничего непонимающим в современности, с предвзятыми взглядами на жизнь предкам.
Конечно, на первых порах, в налаживании отношений и проведении конструктивного диалога, возможно будет нужна помощь психолога, или другого посредника авторитетного для обеих сторон.
Однако, если у участников «круглого стола», довольно зрелые личности, то они могут попытаться прийти к общему знаменателю и сотрудничеству во взаимоотношениях взрослых детей и родителей без посредника. Главное, чтобы: и у родителей, и у взрослых детей было желание в близких, доброжелательных и уважительных друг к другу отношениях; чтобы жить не конфликтуя и соперничая, а сотрудничая и помогая друг другу.
Кроме того, важен аспект материальной помощи родителей взрослым детям.
Взрослым детям совместно с родителями следует внимательно рассмотреть их доходы и необходимость, и целесообразность производимых расходов. По результатам обсуждения – определить направления и способы, с помощью которых можно сбалансировать поступления в их семейный бюджет и все виды затрат.
– Если финансовая поддержка взрослых детей ведет к негативу в их отношениях с родителями (аппетит приходит во время еды и просьбы о финансовых вливаниях увеличиваются), значит, наступило время внести в них изменения. В реальной жизни многие родители боятся предложить болезненный ультиматум, считая, что может наступить разрыв с взрослыми детьми.
– Составить финансовый план для взрослых детей и их родителей. Деньги должны быть не целью существования членов семьи, а средством достижения тех или иных целей. Это подразумевает – тратить меньше, а зарабатывать больше. Какой-то период или для каких-то конкретных дел (например, на открытие бизнеса, покупки жилья, продолжения учебы…) родители могут (но не должны), выделить оговоренные письменным договором или устно средства безвозмездно или с возвратом в оговоренные сроки. Реальный финансовый план может улучшить не только финансовые, но личные отношения между близкими людьми, каковыми являются родители и взрослые дети. Его цель, в конечном счете, обеспечить финансовую независимость взрослых детей.
– Составленный и согласованный план должен выполняться (implement the plan). Для этого целесообразно открыть самостоятельный checking account. На него родители и взрослые дети должны ежемесячно класть оговоренные финансовым планом суммы и контролировать их расходование. Этот счет должен иметь суммы необходимые для покрытия 6-12 месячных затрат взрослых детей плюс 10%-20% на непредвиденные расходы. На практике может понадобиться год или два, чтобы у взрослых детей произошли финансовые изменения: увеличились доходы или уменьшились расходы. За это время взрослые дети должны лучше научиться управлять своими финансами, грамотно планировать бюджет и создавать резервы для непредвиденных ситуаций, т.е. со временем они не должны нуждаться в помощи папы и мамы.
– Взрослые дети и их семьи должны избавляться от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков…) и дорогостоящих хобби, которые финансово обременительны. Они должны приучать себя жить по средствам, иначе никакие финансовые планы не помогут. Вспомните афоризм: «Жить по средствам не сложно, сложно найти средства, по которым можно жить». Семейная терапия в виде родительской материальной помощи – это заколдованный круг, который не может обеспечить хорошие взаимоотношения между родителями и взрослыми детьми. К сожалению, во всем мире идет постепенное разрушения институтов семьи и это вызывает тревогу.
Пока у нас есть родители — мы дети. Психологи утверждают, что существует три вида отношений между родителями и взрослыми детьми.
1.Вечно недовольные
Таким действительно трудно угодить, ведь их никогда и ничто не устраивает. Они постоянно сетуют на отсутствие внимания, в то время, как сын или дочь звонят ежедневно и в курсе всех подробностей их жизни. Поводом для обид может стать любая мелочь: сын не брал трубку и не сразу позвонил. Или же обещал наведаться в среду вечером, а приехал только утром в четверг. Такие родители не устают жаловаться друзьям и соседям на «невнимательных» детей и не задумываются, что своим поведением только ухудшают отношения. Дети привыкают к мысли о том, что родители все равно будут недовольны, чтобы они не делали. И действительно начинают постепенно удаляться, чтобы не подвергаться очередному конфликту.
2. Самоотверженные до крайности
Другой вид отношений между родителями и детьми — полная противоположность первому. Папа и мама всячески отказываются от внимания, они всегда против любых подарков, помощи. Вместо этого, сами пытаются выкроить деньги с мизерной пенсии для вполне самостоятельных дочери или сына. И те постепенно привыкают к тому, что они вообще не могут быть полезными для своих родителей. Иногда превращаются в инфантильных и капризных маменькиных сынков и папиных дочерей. Они подсознательно понимают, что любая просьба — от денег на сигареты до нового авто любящие родители все равно удовлетворят. И пользуются этим, пока есть возможность.
3. Равнодушные дети
Худшие же отношения в семье состоят тогда, когда дети не считают себя ни в чем обязанными перед родителями и просто забывают об их существовании. Причины — длительные конфликты или детские обиды. Взрослый сын может навсегда затаить в душе обиду на мать, которая развелась с отцом и создала семью с новым мужчиной. А дочь — обвинить мать в том, что именно через нее несчастлива в личной жизни. Потому что и в свое время та запретила ей жениться с Петром, а он стал успешным бизнесменом.
Но чаще всего такое случается, когда сын или дочь с раннего детства чувствовали себя «центром Вселенной» семьи и не могут представить, что кто-то другой может потребовать внимания и любви.
Что делать?
Во всех конфликтных ситуациях между родителями и детьми психологи советуют больше говорить друг с другом и учиться искать компромисс. Не только слушать, но и слышать родных.
Родители должны понять, что дети не являются их частной собственностью. Не нужно постоянно напоминать взрослому сыну или дочери о бессонных ночах и о том, от чего вам пришлось в свое время отказаться, чтобы быть хорошими родителями.
Лучше избавиться и мысли, что теперь дети непременно должны отблагодарить за это. На самом деле они вам ничего не должны, потому не были инициаторами своего рождения. А любое проявление внимания со стороны детей надо поощрять, чтобы оно не стал однажды последним. Еще одна ошибка — требовать от детей полной открытости во всем. Нужно вспомнить себя в молодости. А вам хотелось совершенно обо всем делиться с родителями? К тому же откровенные отношения и доверие не возникают сами собой, они строятся годами и могут разрушиться в одно мгновение. Поэтому, если вы ранее не слишком переживали, чем именно живет ваш ребенок, странно надеяться на то, что он вдруг с вами станет откровенным впоследствии.
Нужно научиться уважать выбор своих детей, даже если вы с ним категорически не согласны. Можете выразить свое мнение и только надеяться на то, что дочь или сын поступят именно так, как, на ваш взгляд, будет правильно. Но нельзя ставить ультиматумы, чтобы не ухудшить и без того напряженные отношения.
Взрослым детям можно посоветовать — если не можете изменить своих родителей, измените свое отношение к ним. Научитесь слышать своих родных, находите время, чтобы поговорить с ними о том, что их волнует, и попробуйте не обращать внимания на мелкие замечания.
А что касается бесконечных советов, так уж устроен мир: для наших родителей мы остаемся всегда маленькими, и в 40 лет, и в 50. Попробуем посмотреть на ситуацию их глазами — они и сейчас чувствуют себя ответственными за нашу жизнь и пытаются, как говорится, подстелить соломки там, где вы можете больно упасть. И помните, пока у нас есть родители, мы остаемся детьми, а значит, о нас кто-то искренне заботится.
Библиографический список:
1. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М.: Издательство «Ось-89», 2003
2. Дубель А. С., Седых В. А. Влияние самоактуализации супругов на взаимоотношения в семье // Вестник ИрГТУ. 2015. №6 (101).
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005
4. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005
5. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Изд-во Речь, 2006 – 360 с.
6. Подобина Оксана Борисовна, Воронина Мария Евгеньевна Жизненный стиль женщины среднего возраста на этапе отделения взрослого ребенка от семьи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №2.
7. Потапова Юлия Викторовна, Маленова Арина Юрьевна Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек с разной степенью финансовой независимости // ОмГУ. 2015. №2.
8. Солодников В. В., Солодникова И. В. «Кризис среднего возраста»: теоретическая интерпретация переживаемого опыта // Мониторинг. 2009. №4 (92).
9. Чернобровкина Светлана Владимировна Гендерные особенности переживания и преодоления кризиса середины жизни // ОмГУ. 2014. №2.