Производственной программой по ТО и ремонту автомобилей устанавливаются количество ТО и капитальных ремонтов, а также трудовые затраты на выполнение ТО и TP за определенный период времени (сутки, год, цикл) на весь парк.
Программа по TP устанавливается только в трудовом выражении.
Производственную программу рассчитывают на единицу подвижного состава с последующим пересчетом на весь парк.
Исходными данными для расчета производственной программы являются:
1) тип и марка подвижного состава (зависят от назначения АТП и указываются в задании);
2) списочное или эксплуатационное число автомобилей (задается или определяется расчетным путем);
3) среднесуточный пробег (задается или определяется расчетом на основании известных измерителей транспортной работы или устанавливается по отчетным данным аналогичного предприятия);
4) режим работы подвижного состава, который определяется:
а) числом дней работы подвижного состава в году на линии;
б) числом смен работы автомобилей на линии, которое может быть равно 1; 1,5 или 2. В некоторых случаях планируют круглосуточную работу автомобилей конкретного автотранспортного предприятия;
в) продолжительностью работы каждого автомобиля на линии (время в наряде). Определяется чистым временем работы автомобиля на линии, устанавливаемым водителю согласно Трудовому законодательству, исключая время на обед, а также отдых при длительных рейсах.
Продолжительность рабочего дня может быть равна при одном водителе 7 ч (1 смена), при двух водителях, работающих на одном автомобиле, 14 ч (2 смены) при общем выходном дне или 11,1 ч (1,5 смены) при смене водителей через день и без дополнительного выходного, дня;
|
5) режим ТО и ремонта подвижного состава. Определяется видами ТО, диагностики и ремонта, их периодичностью и продолжительностью простоя автомобиля на ТО и ремонте.
Виды и периодичность ТО и ремонта подвижного состава устанавливают на основании «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Продолжительность простоя подвижного состава на ТО и ремонте устанавливают расчетным путем или по нормативным данным.
При расчете коэффициента технической готовности обычно учитывают простои подвижного состава, происходящие только за счет эксплуатационного времени. Поэтому простои автомобилей на ЕО и ТО-1, выполняемых в межсменное время, не принимают во внимание.
Виды и периодичность диагностирования устанавливают в соответствии с «Руководством по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта».
При разнотипном составе парка (две-три марки) расчет производственной программы по ТО и ремонту ведется отдельно по каждой группе одномарочного состава или на весь парк по средневзвешенным расчетным величинам.
ТО автопоездов обычно производится без расцепки тягача и прицепа. Поэтому число ТО и КР для автопоездов рассчитывают, как для целой единицы подвижного состава аналогично расчету для одиночных автомобилей.
При расчетах применяются следующие обозначения:
Аи - инвентарное (списочное) количество подвижного состава данной марки;
lсс - среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км;
L - пробег до ремонта или ТО единицы подвижного состава, км;
|
N - число КР или ТО на единицу подвижного состава
Д - число дней простоя единицы подвижного состава (автомобиля, автопоезда, прицепа) на ремонте или ТО.
При величинах L, N и Д применяются индексы, характеризующие вид ремонта и ТО: К - капитальный ремонт; ЕО - ежесменное техническое обслуживание; 1 - первое техническое обслуживание; 2 - второе техническое обслуживание.
Определение периодичности ТО и ремонта. Для расчета числа ТО и ремонтов необходимо предварительно установить цикловой пробег автомобиля и периодичность ТО и ремонта или пробег автомобиля между одноименными видами ТО и ремонта.
Нормы пробега подвижного состава до КР и периодичность ТО определяют на основании действующих нормативов.
Согласно Положению, нормируемые пробег автомобиля до КР Lк периодичности ТО (ТО-1, ТО-2) Li, для данных условий эксплуатации корректируются так:
Lк = Lкн · k1 · k2 · k3; (9.1)
Li = Liн · k1, (9.2)
где Lкн - нормативный пробег автомобиля до КР, км; kiн - нормативная периодичность ТО, км; k1, k2, k3 - коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, тип и модификацию подвижного состава и природно-климатические условия.
Для удобства составления графика ТО и ремонта и последующих расчетов значения пробегов между отдельными видами ТО и ремонта должны быть скорректированы со среднесуточным пробегом. Корректировка заключается в подборе численных значений периодичности пробега в километрах для каждого вида ТО и ремонта, кратных между собой и среднесуточному пробегу и близких по своей величине к установленным нормативам.
|
Пример. Определить нормы пробега до капитального ремонта и скорректировать периодичности ТО для автомобиля ЗиЛ-433180 и автопоезда в составе автомобиля-тягача ЗиЛ-541740 и полуприцепа «ТОНАР», работающих во II категории условий эксплуатации, центральной природно-климатической зоне, со среднесуточным пробегом lсс = 150 км [1].
Для расчета принимаем:
1. Норму пробега автомобиля ЗиЛ-433180 для I категории условий эксплуатации Lкн = 300000 км, нормативную периодичность ТО до ТО-1 – L1н = 2500 km, до ТО-2 – L2н = 12 500 км.
2. Коэффициент, учитывающий II категорию условий эксплуатации, k1 = 0,8.
3. Коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава (седельный тягач ЗиЛ-541740), k2 = 0,95.
Скорректированные нормируемые пробеги:
для автомобиля:
Lк = 300 000 · 0,8 = 240 000 км;
L2 = 12 500 · 0,8 = 10 000 км;
L1 = 2500 · 0,8 = 2000 км.
для автопоезда:
Lк = 300 000 · 0,8 · 0,95 = 228 000 км;
L2 = 12 500 · 0,8 = 10 000 км;
L1 = 2500 · 0,8 = 2000 км.
Скорректированные со среднесуточным пробегом периодичности ТО и КP;
для автомобиля:
LЕО = lcc = 150 км;
L1 = 150 · 14 = 2100 км;
L2 = 2100 · 5 = 10500 км.
Lк = 10500 · 23 = 241500 км.
для автопоезда:
LЕО = lcc = 150 км;
L1 = 150 · 14 = 2100 км;
L2 = 2100 · 5 = 10500 км.
Lк = 1 0500 · 22 = 231 000 км.
Итого: нормы пробега ЗИЛ-433180 до капитального ремонта составят 241500 км, а для автопоезда на базе ЗИЛ-541740 - 231000 км.
Задание. Определить нормы пробега до капитального ремонта и скорректировать периодичности ТО для автомобиля КамАЗ-5320, работающих в I категории условий эксплуатации, центральной природно-климатической зоне, со среднесуточным пробегом lсс = 130 км. (все коэффициенты находим в « Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»
[1] Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта
(утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.84)
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=131510
Таблица 1. Нормы пробега подвижного состава и основных агрегатов выпуска после 1972 г. до капитального ремонта, тыс. км <*>
Подвижной состав и его основной параметр | Марки, модели подвижного состава (грузоподъемность) | Автомобиль, прицеп или полуприцеп: кузов, кабина, рама | Двигатель | Коробка передач (гидромеханическая передача) | Ось передняя | Мост задний (средний) | Рулевой механизм |
Легковые автомобили: | |||||||
малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1150 кг) | Москвич-2138, ИЖ-2125, ВАЗ (кроме 2121) | ||||||
среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500 кг) | ГАЗ-24-01, 24-07 | ||||||
Автобусы: | |||||||
особо малого класса (длина до 5,0 м) | РАФ-2203 | ||||||
малого класса (6,0 - 7,5 м) | ПАЗ-672 | ||||||
КАвЗ-685 | |||||||
среднего класса (8,0 - 9,5 м) | ЛАЗ-695Н, -695НГ | ||||||
ЛАЗ-697Н, -697Р | |||||||
большого класса (10,5 - 12,5 м) | ЛиАЗ-677, -677М, -677Г | ||||||
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т: | |||||||
от 0,3 до 1,0 | ИЖ-27151 (0,4 т) | ||||||
от 1,0 до 3,0 | ЕрАЗ-762А, -762В (1 т) | ||||||
УАЗ-451М, (1 т) -451ДМ | |||||||
ГАЗ-52-04, -52-07 (2,5 т), -52-27 (2,4 т) | |||||||
от 3,0 до 5,0 | ГАЗ-53А, -53-07 (4 т) | ||||||
от 5,0 до 8,0 | ЗИЛ-130, -138 (5/6 т <**>), -138А (5,4 т) | 200/250 <**> | |||||
КАЗ-608, -608В | |||||||
Урал-377, -377Н (7,5 т) | |||||||
от 8,0 и более | МАЗ-500А (8 т) | ||||||
МАЗ-5335 (8 т) | |||||||
КамАЗ-5320 (8 т) | -<***> | -<***> | |||||
КрАЗ-257, -257Б1 (12 т) | |||||||
Прицепы: | |||||||
одноосные грузоподъемностью до 3,0 т | Все модели | - | - | - | - | - | |
двухосные грузоподъемностью от 3,0 до 8,0 т | - " - | - | - | - | - | - | |
двухосные грузоподъемностью 8 т и более | ГКБ-8350 | - | - | - | - | - | |
Полуприцепы грузоподъемностью 8 т и более | КА3-717 (11,5 т) | - | - | - | - | - | |
МАЗ-5232В (13,5 т) | - | - | - | - | - | ||
МАЗ-93801 (13,5 т) | - | - | - | - | - | ||
МАЗ-9397 (20 т) | - | - | - | - | - |
Таблица 2 – Нормативная периодичность ТО-1 и ТО-2
Тип подвижного состава | Периодичность | |
ТО-1 | ТО-2 | |
Легковые автомобили | ||
Грузовые автомобили | ||
Автобусы | ||
Прицепы |
Таблица 3 – Значение коэффициента К1, учитывающего условия эксплуатации
Категория условий эксплуатаций | Значение коэффициента К1 | |||
Периодичность ТО-1, ТО-2 | Трудоемкость ТР | Пробег до КР | Расход з/частей | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,0 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 | 1,4 |
V | 0,6 | 1,5 | 0,6 | 1,65 |
Таблица 4 – Значение коэффициента К2, учитывающего модификацию подвижного состава
Модификация подвижного состава | Значение К2 |
Базовая марка | 1,0 |
Тягачи сидельные | 1,1 |
Автомобили с прицепом | 1,15 |
Автомобили самосвалы | 1,15 |
Автомобили фургоны | 1,2 |
Таблица 5 – Значение коэффициента К3, учитывающего зависимость природно-климатических условий
Природно-климатический район | Значение К3 | |
Периодичность ТО-1, ТО-2 | Трудоемкость ТР | |
Центральная зона с умеренным и теплым климатом | 1,0 | 1,0 |
Жаркая, сухая (-4°С-+30°С) | 0,9 | 1,1 |
Умеренно холодная зона (-30°С-+25°С) | 0,9 | 1,1 |
Холодная зона (-40°С-+20°С) | 0,9 | 1,2 |
Арктическая зона (-50°С-+18°С) | 0,8 | 1,3 |