BIOS – первый шаг к созданию операционных систем




Logout

Завершить сеанс работы с UNIX.

ls

Дать перечень файлов, находящихся в текущем каталоге. Эквивалент команды DIR, имеющейся во многих операционных системах. Команда ls -l дает более подробную информацию, включая размер файлов, их принадлежность и дату создания. У 1s есть очень много ключей, но -l - единственный, который Вы будете использовать довольно часто.

rm файлы

DELETE. Стереть (удалить) один или несколько файлов. Например, команда rm file1 file2 file3 удаляет три файла: filel, file2, file3. Команда rm -i перед удалением каждого файла просит Вас подтвердить свое намерение.

mv cтapoe-имя новое-имя

RENAME. Переименовать (переместить) файл из cтapoe-имя в новое-имя. Многие жалуются, что эту команду трудно запомнить из-за несоответствия сокращенного имени смыслу (mv - rename). Правильное замечание. Пользователи UNIX, однако, предпочитают считать, что файлы "перемещаются" (move), а не переименовываются (rename). Если рассматривать эту операцию как перемещение, то работа в UNIX будет более осмысленной.

cp файл1 файл2

СОРУ. Копировать файл1 в новый файл с именем файл2.

more файл

Вывести текстовый файл на экран в постраничном режиме. Для вывода следующей страницы нужно нажать клавишу пробел. Многие используют для этого команду cat и жалуются, что ее имя вводит в заблуждение. Это, однако, их вина. Команда cat не предназначалась для вывода файлов на экран; она срабатывает чисто случайно (и то не очень хорошо). Команда more - гораздо лучшее средство; не утруждайте себя возней с cat. Кроме того, more не совсем "интуитивна"; полезно запомнить фразу "show me more of this file" ("покажи мне этот файл дальше").

grep образец файл

Показать все строки в файле, отвечающие, образцу. Поиск осуществляется с учетом регистра. Команда grep используется для поиска конкретных текстовых строк в файлах. Например, если phones - перечень номеров телефонов и имен, то команда
% grep "John Johnson" phones
находит в этом списке номер телефона Джона Джонсона. Обратите внимание: мы взяли образец поиска в кавычки. Кавычки никогда не повредят, но когда Вы ищете строку с пробелом или звездочкой, кавычки необходимы.

grep -i образец файл

Аналогична предыдущей команде, но регистр не учитывается: прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.

Pwd

Показать текущий каталог.

cd каталог

Изменить текущий каталог.

mkdir каталог

Создать новый каталог без файлов с именем каталог.

rmdir каталог

Стереть (удалить) каталог с именем каталог. Этот каталог должен быть пуст, т.е. в нем не должно быть файлов.

man команда

Вывести на экран справку ОС UNIX по команде команда.

uuencode окончательное-имя <файл>выходной-файл

Создать текстовую версию двоичного файла, годную для пересылки электронной почтой. Окончательное-имя - это имя, которое файл получает после распаковки; файл - имя кодируемого файла; выходной-файл - закодированный файл, который подлежит отправке по электронной почте. Символы > и < обозначают стандартный ввод и стандартный вывод (см, ниже).

uudecode закодированный-файл

Команда, обратная команде uuencode.

compress файл

Сжать файл так, чтобы он занимал меньше места в памяти. В результате получается двоичный файл с тем же именем, что и исходный, и суффиксом .Z. Исходный файл удаляется. Сжатый файл нельзя пересылать по электронной почте, т.к. он двоичный, но его можно преобразовать в текстовый командой uuencode. Подобную операцию в UNIX выполняет gzip.

uncompress файл

Получить исходный файл из сжатого файла. Подобную операцию в UNIX выполняет gunzip.

Tar

Эта команда предназначалась для создания архивов магнитных лент (t ape ar chive), но используется и для создания архивов файлов (объединений, включающих несколько файлов). Подобные архивы встречаются в Internet. Структура этой команды довольно необычна. Поэтому вместо ее описания ниже приведены три примера команды tar, которых Вам будет достаточно для работы. В этих примерах файл.tar - архив, созданный командой tar. В первых двух командах мы будем работать с архивом, полученным извне. В последнем случае мы сами создадим архив.
% tar сf file.tar list
% tar tf file.tar
% tar xf file.tar

Стандартный ввод и вывод

Одной из сильных сторон операционной системы UNIX является гибкость ее системы ввода-вывода. Многие команды посылают свою выходную информацию на терминал. Вместо этого Вы можете путем переназначения записать выходную информацию любой команды в файл. Аналогичным образом, многие команды принимают входную информацию с клавиатуры, но Вы можете выполнить переназначение так, чтобы ввод производился из файла. (Секрет состоит в том, что ОС UNIX рассматривает все операции ввода-вывода одинаково - все "выглядит" как файл. Для работы с UNIX понимать, что это значит, не обязательно.)

> файл

Стандартный вывод. Поместить выходную информацию в файл, а не посылать ее на экран. То, что находилось в файле раньше, будет уничтожено. Например, если Вы хотите, чтобы список файлов Вашего каталога не выводился на экран, а был записан в файл, необходимо дать следующую команду:

% 1s -l > filelist

>> файл

Стандартный вывод с добавлением. Дописать выходную информацию в файл следом за его содержимым.

< файл

Стандартный ввод. Взять выходную информацию из файла, а не с клавиатуры. Стандартный ввод и вывод используются упомянутой выше командой uuencode.

| другая-команда

Конвейер. Взять стандартный вывод одной программы и использовать как стандартный ввод другой. Это одна из самых богатых возможностей ОС UNIX; ее можно использовать для создания собственных команд. Предположим, Вам нужен список всех файлов, принадлежащих edk. Эту операцию нельзя выполнить с помощью ключей команды ls, но, используя конвейер, можно объединить команды ls -l и grep:

% ls -ls | grep "edk"

 

19. Принципы работы с файлами и папками в ОС Windows.


Создание папки

Создание папки равнозначно созданию каталога для хранения своих файлов. Папку можно создать непосредственно на Рабочем столе или на любом уровне внутри структуры каталогов.

Создание вложенной папки

1. Открыть окно папки (или диска).

2. Выполнить одно из ниже приведенных действий:

 в контекстном меню окна папки выбрать команду. Создать Папку

 в строке менюдать команду ФайлСоздатьПапку

 в списке типичных задач в группе Задачи для файлов и папок щелкнуть ссылку Создать новую папку.

Появится значок новой папки. Вместо имени по умолчанию Новая папка можно ввести любое название и нажать клавишу <Enter> (или щелкнуть мышью вне имени папки).

3. Папка останется выделенной (подсвеченной). Повторное нажатие клавиши <Enter> откроет папку. Щелчок мышью вне папки — снимет выделение.

Перемещение и копирование папки, файла

Перемещение и копирование объектов в Windows производится с использованием:

1) буфера обмена,

2) перетаскиванием мышью,

3) специальных возможностей.

Использование буфера обмена

Для копирования или перемещения объектов необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Открыть папку, содержащую объект.

2. Выделить объект.

3. Поместить объект в буфер обмена одним из нижеприведенных способов:

  • в меню окна папки выполнить команду Правка Вырезать (для перемещения), Копировать (для копирования);
  • выбрать команду Вырезать (Копировать) из контекстного меню объекта;
  • в панели инструментов щелкнуть на соответствующей кнопке Вырезать, Копировать;
  • сочетанием клавиш <Ctrl>+<X> – Вырезать, <Ctrl>+<C> – Копировать.

4. Открыть папку-приемник и вставить объект из буфера обмена одним из нижеприведенных способов:

  • выполнить команду меню Правка Вставить;
  • выбрать команду Вставить из контекстного меню папки;
  • в панели инструментов щелкнуть на кнопке Вставить;
  • сочетанием клавиш <Ctrl>+<V>.

Перетаскивание мышью

При перетаскивании можно использовать как левую, так и правую кнопки мыши. Перетаскивать объекты можно из одной папки в другую, из папки на Рабочий стол или наоборот.

Папки перемещается или копируется вместе со всем содержимым.

Объект можно перемещать и копировать и в закрытую папку. Для этого достаточно перетащить его мышью на значок папки и отпустить, когда папка окажется выделенной (подсветится).

Использование правой кнопки мыши

При перетаскивании объекта правой кнопкой мыши появляется контекстное меню, в котором можно выбрать нужную команду:

    • копировать,
    • переместить,
    • создать ярлыки.

Использование левой кнопки мыши

    • При перетаскивании объекта из папки в папку в пределах одного диска Windows перемещает объект.
    • При перетаскивании объекта из папки одного диска в папку другого диска Windows копирует объект.
    • Перетаскивание левой кнопкой мыши при нажатой клавише <Ctrl> всегда копирует выбранные объекты (при движении около контура появляется значок +).
    • Перетаскивание левой кнопкой мыши при нажатой клавише <Shift> всегда перемещает выбранные объекты.

Использование специальных возможностей

В Windows XP существуют дополнительные специальные возможности для копирования и перемещения объектов без использования буфера обмена. Для их использования надо:

1. Открыть папку, содержащую объект.

2. Выделить объект.

3. Выполнить одно из нижеприведенных действий:

    • в панели инструментов щелкнуть на соответствующей кнопке - Переместить в, Копировать в;
    • в списке типичных задач в группе Задачи для файлов и папок щелкнуть ссылку Переместить папку (файл, выделенные объекты) или Скопировать папку (файл, выделенные объекты);
    • в меню окна папки выполнить команду Правка Переместить в папку или Копировать в папку.

4. В окне Перемещение (Копирование) элементов выбрать диск или папку, куда производится копирование, и нажать кнопку Перемещение или Копирование.

Переименование папки, файла

Для переименования объекта необходимо выполнить следующие действия:

1. Выделить объект.

2. Войти в режим редактирования (признак режима подсвеченная внутри рамка) одним из ниже перечисленных способов:

    • в контекстном меню команда Переименовать;
    • команда меню Файл Переименовать;
    • одинарный щелчок мышью по имени;
    • клавиша <F2>;
    • в списке типичных задач в группе Задачи для файлов и папок щелкнуть ссылку Переименовать папку (файл).

3. Изменить имя или ввести новое.

4. Выйти из режима редактирования одним из ниже перечисленных способов:

    • клавиша <Еnter>;
    • щелчок мышью вне имени;
    • с отменой изменение имени – клавиша <Еsc>.

Удаление папок, файлов

Удаленные объекты помещаются в специальную папку на Рабочем столе – Корзину, откуда их в дальнейшем можно восстановить. Удалять можно как один объект, так и группу объектов сразу.

Папка удаляется вместе со всем ее содержимым.

Для удаления объектов необходимо выделить объект или группу объектов и выполнить одно из следующих действий.

– нажать клавишу <Delete>;

– выбрать в контекстном меню объектов команду Удалить;

– выполнить команду в строке меню папки Файл  Удалить;

– щелкнуть на кнопке панели инструментов Удалить;

– перетащить объект мышью в Корзину;

– в списке типичных задач в группе Задачи для файлов и папок щелкнуть ссылку Удалить папку (файл, выделенные объекты).

Как правило, (это зависит от настройки Корзины) для каждого удаляемого объекта выводится запрос на удаление.

Когда объект помещается в Корзину, он занимает место на диске. Чтобы сразу стереть папку или файл с диска, нужно выделить его и нажать комбинацию клавиш <Shift>+<Delete>. При этом объект не помещается в Корзину, и не подлежит восстановлению стандартными средствами Windows.

Файлы, удаленные со сменного носителя (дискеты, флэш-памяти), в Корзину не помещаются, а сразу уничтожаются.

Восстановление удаленных объектов

Отмена удаления

Сразу после удаления можно выполнить одно из следующих действий:

– в меню окна папки выбрать команду ПравкаОтменить удаление;

– в контекстном меню папки выбрать команду Отменить удаление;

– щелкнуть на кнопке отмены последнего действия в панели инструментов.

Восстановление из Корзины

Восстановить удаленные папки и файлы можно, используя Корзину, выполнив указанные ниже действия:

1. Открыть окно Корзины.

2. Выделить объект или группу объектов.

3. Выполнить в окне Корзины одно из следующих действий:

    • дать команду меню Файл Восстановить;
    • дать команду меню Правка Отменить удаление;
    • дать в контекстном меню объекта команду Восстановить;
    • в списке типичных задач в группе Задачи для «Корзины» щелкнуть ссылку Восстановить объект (выделенные объекты);
    • открыть окно Свойства объекта и щелкнуть по кнопке Восстановить;
    • использовать буфер обмена (дать команду Вырезать, выделив объект в Корзине, а затем команду Вставить в папке);
    • дать команду меню Правка Переместить в папку;
    • перетащить объект мышью из Корзины в папку.

Три последних способа позволяют восстановить объект с перемещением в другую папку. Команда Отменить удаление контекстного меню Корзины и кнопка на панели инструментов Отменить восстанавливают файл, удаленный последним.

Для восстановления всех удаленных объектов необходимо в списке типичных задач в группе Задачи для «Корзины» щелкнуть ссылку Восстановить все объекты.

Папки и файлы удаленные из Корзины не подлежит восстановлению стандартными средствами Windows.

 

20. Программные средства человеко-машинного интерфейса: аудио и сенсорное сопровождение.

Поверхность сенсорного экрана, использующего для вычисления координат принцип распределенной емкости, покрыта специальным проводящим составом, конденсирующим слабый электрический заряд. При касании экрана емкость всей системы в целом изменяется. По характеру таких изменений управляющий сенсорным экраном контроллер вычисляет координату касания, преобразует эту информацию в соответствующий сигнал, который, в свою очередь, поступает на системную шину компьютера.
Технология использования инфракрасных волн

Вдоль границ сенсорного экрана, применяющего в своей работе принцип инфракрасных волн, устанавливаются специальные излучающие элементы, генерирующие направленную вдоль поверхности экрана световые волны инфракрасного диапазона, распределяющиеся в его рабочем пространстве наподобие координатной сетки. С другой стороны экрана смонтированы улавливающие элементы, принимающие волну и преобразующие ее в электрический сигнал. Если один из инфракрасных лучей перекрывается попавшим в зону действия лучей посторонним предметом, луч перестает поступать на приемный элемент, что тут же фиксируется микропроцессорным контроллером. Таким образом и вычисляется координата касания.

Примечательно, что инфракрасному сенсорному экрану все равно, какой именно предмет помещен в его рабочее пространство: нажатие может осуществляться пальцем, авторучкой, указкой, и даже рукой в перчатке. Инфракрасные сенсорные экраны, выполненные в виде полой рамки с установленными в ней датчиками, применяются в основном, на домашних настольных ПК, экраны, основа которых изготовлена из ударопрочного отожженного стекла толщиной до 0,5 дюймов, устанавливают обычно в информационных киосках и электронных справочных системах общего доступа. Подобные экраны вполне способны выдержать удар кирпича, однако некоторые модели моментально выходят из строя, если продвинутые пользователи такой системы залепят, например, один из активных элементов экрана жевательной резинкой или просто поместят ее на стекло.

  1. Программные средства человеко-машинного интерфейса: мультимедиа и гипермедиа.


Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).
Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки, для того чтобы создать основу нелинейной среды информации. Гипермедиа соотносится с определением мультимедиа, которое используется чтобы описать неинтеррактивные последовательные данные также как и гипермедиа.

 

22. Реестр операционной системы, его структура.

 

Словарь Microsoft Computer Dictionary дает такое определение Реестра: Иерархически построенная, централизованная база данных в составе операционных систем Microsoft Windows, содержащая сведения, которые используются операционной системой для работы с пользователями, программными продуктами и устройствами.

В реестре хранятся данные, которые необходимы для правильного функционирования Windows. К ним относятся профили всех пользователей, сведения об установленном программном обеспечении и типах файлов, которые могут быть созданы каждой программой, информация о свойствах папок и значках приложений, а также установленном оборудовании и используемых портах.

 

HKEY_CLASSES_ROOT. Раздел содержит ассоциации между приложениями и типами файлов (по расширениям имени файла). кроме того, этот ключ содержитинформацию OLE (Object Linking and Embedding), ассоциированную с объектами COM, а также данные по ассоциациям файлов и классов. параметры этого ключа совпадают с параметрами, расположенными под ключом HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\Classes.

HKEY_CURRENT_USER Cодержит пользовательский профиль пользователя, на данный момент зарегистрированного в системе, включая переменные окружения, настройку рабочего стола, параметры настройки сети, принтеров и приложений.

HKEY_LOCAL_MACHINE Наиболее интересный раздел, так как именно здесь сосредоточены основные настройки программного обеспечения ОС. Содержит глобальную информацию об аппаратных средствах и ОС, в том числе: тип шины, системная память, драйверы устройств. Информация, содержащяяся в этом разделе действует применительно ко всем пользователям.

HKEY_USERS. Содержит все активно загруженные пользовательские профили, включая HKEY_CURRENT_USER, а также профиль по умолчанию. Пользователи, получающие удаленный доступ к серверу, не имеют профилей, содержащихся под этим ключом, их профили загружаются в реестры на их собственных компьютерах. Этот раздел содержит вложенный ключ.Default, а также другие ключи, определяемые идентификатором безопасности каждого пользователя.

HKEY_CURRENT_CONFIG. Раздел содержит конфигурационные данные для текущего аппаратного профиля. Аппаратные профили представляют собой наборы изменений, внесенных в стандартную конфигурацию сервисов и устройств, установленную данными ключей Software и System корневого раздела HKEY_LOCAL_MACHINE.

23. Сетевые ОС. Структура и компоненты сетевой ОС.


Сетевая операционная система составляет основу любой вычислительной сети. Каждый компьютер в сети в значительной степени автономен, поэтому под сетевой операционной системой в широком смысле понимается совокупность операционных систем отдельных компьютеров, взаимодействующих с целью обмена сообщениями и разделения ресурсов по единым правилам - протоколам. В узком смысле сетевая ОС - это операционная система отдельного компьютера, обеспечивающая ему возможность работать в сети.

  • Средства управления локальными ресурсами компьютера: функции распределения оперативной памяти между процессами, планирования и диспетчеризации процессов, управления процессорами в мультипроцессорных машинах, управления периферийными устройствами и другие функции управления ресурсами локальных ОС.
  • Средства предоставления собственных ресурсов и услуг в общее пользование - серверная часть ОС (сервер). Эти средства обеспечивают, например, блокировку файлов и записей, что необходимо для их совместного использования; ведение справочников имен сетевых ресурсов; обработку запросов удаленного доступа к собственной файловой системе и базе данных; управление очередями запросов удаленных пользователей к своим периферийным устройствам.
  • Средства запроса доступа к удаленным ресурсам и услугам и их использования - клиентская часть ОС (редиректор). Эта часть выполняет распознавание и перенаправление в сеть запросов к удаленным ресурсам от приложений и пользователей, при этом запрос поступает от приложения в локальной форме, а передается в сеть в другой форме, соответствующей требованиям сервера. Клиентская часть также осуществляет прием ответов от серверов и преобразование их в локальный формат, так что для приложения выполнение локальных и удаленных запросов неразличимо.
  • Коммуникационные средства ОС, с помощью которых происходит обмен сообщениями в сети. Эта часть обеспечивает адресацию и буферизацию сообщений, выбор маршрута передачи сообщения по сети, надежность передачи и т.п., то есть является средством транспортировки сообщений.

 

24. Тенденции и перспективы развития распределенных операционных сред.

Операционная среда — совокупность компьютерных программ, обеспечивающая оператору возможность управлять вычислительными процессами и файлами.

В распределенной операционной среде реализованы механизмы, которые дают возможность пользователю представлять и воспринимать сеть в виде традиционного однопроцессорного компьютера. Характерными признаками распределенной организации операционной среды являются: наличие единой справочной службы разделяемых ресурсов, единой службы времени, использование механизма вызова удаленных процедур (RPC) для прозрачного распределения программных процедур по машинам, многонитевой обработки, позволяющей распараллеливать вычисления в рамках одной задачи и выполнять эту задачу сразу на нескольких компьютерах сети, а также наличие других распределенных служб.

Одна из моделей взаимодействия компьютеров в сети получила название «клиент-сервер» (Рис. 1.). Каждый из составляющих эту архитектуру элементов играет свою роль: сервер владеет и распоряжается информационными ресурсами системы, клиент имеет возможность воспользоваться ими.

 

 

Рис. 1. Архитектура «клиент-сервер»

Сервер базы данных представляет собой мультипользовательскую версию СУБД, параллельно обрабатывающую запросы, поступившие со всех рабочих станций. В его задачу входит реализация логики обработки транзакций с применением необходимой техники синхронизации - поддержки протоколов блокирования ресурсов, обеспечение, предотвращение и/или устранения тупиковых ситуаций.

В ответ на пользовательский запрос рабочая станция получит не «сырье» для последующей обработки, а готовые результаты. Программное обеспечение рабочей станции при такой архитектуре играет роль только внешнего интерфейса (Front - end) централизованной системы управления данными. Это позволяет существенно уменьшить сетевой трафик, сократить время на ожидание блокированных ресурсов данных в мультипользовательском режиме, разгрузить рабочие станции и при достаточно мощной центральной машине использовать для них более дешевое оборудование.

Как правило, клиент и сервер территориально отделены друг от друга, и в этом случае они входят в состав или образуют систему распределенной обработки данных.

Для современных СУБД архитектура «клиент-сервер» стала фактически стандартом. Если предполагается, что проектируемая информация будет иметь архитектуру «клиент-сервер», то это означает, что прикладные программы, реализованные в ее рамках, будут иметь распределенный характер, т. е. часть функций приложений будет реализована в программе-клиенте, другая - в программе-сервере. Основной принцип технологии «клиент-сервер» заключается в разделении функций стандартного интерактивного приложения на четыре группы:

1)функции ввода и отображения данных;

2)прикладные функции, характерные для предметной области;

3)фундаментальные функции хранения и управления ресурсами (базами данных);

4)служебные функции.

Исходя из этого деления любое приложение может состоять из следующих компонентов:

1)компонент представления (функции 1-й группы);

2)прикладной компонент (функции 2-й группы);

3)компонент доступа к информационным ресурсам (функции 3-ей группы и протокол их взаимодействия).

 

25. Управление процессами и памятью: диспетчеризация и синхронизация процессов.

 

Потоки возникли в операционных системах как средство распараллеливания вычислений, облегчающее работу программиста. В ОС, не поддерживающей потоков, процесс всегда состоит из одного потока, а программисту приходится самостоятельно решать задачу синхронизации нескольких параллельных ветвей программы.

Операционная система для реализации мультипрограммирования выполняет планирование и диспетчеризацию потоков (в ОС, не поддерживающих потоков, - диспетчеризацию процессов). Планирование включает определение момента времени для смены текущего потока, а также выбор нового потока для выполнения. Диспетчеризация заключается в реализации найденного в результате планирования решения, то есть в переключении процессора с одного потока на другой.

Для синхронизации процессов и потоков, решающих общие задачи и совместно использующих ресурсы, в операционных системах существуют специальные средства: критические секции, семафоры, мьютексы, события, таймеры.


Управление процессами и памятью:
диспетчеризация и синхронизация процессов.
Диспетчеризация (англ. dispatch — быстро выполнять) — процесс централизованного оперативного контроля, управления, координации какого-либо процесса с использованием оперативной передачи информации между объектом диспетчеризации и пунктом управления.
Синхронизация процессов — приведение двух или нескольких процессов к такому их протеканию, когда определённые стадии разных процессов совершаются в определённом порядке, либо одновременно. Синхронизация необходима в любых случаях, когда параллельно протекающим процессам необходимо взаимодействовать. Для её организации используются средства межпроцессного взаимодействия. Среди наиболее часто используемых средств — сигналы и сообщения, семафоры и мьютексы, каналы (англ. pipe), совместно используемая память.

 

26. Управление процессами и памятью: механизм реализации виртуальной памяти.


виртуальная память - это совокупность программно-аппаратных средств, позволяющих пользователям писать программы, размер которых превосходит имеющуюся оперативную память; для этого виртуальная память решает следующие задачи:
1)размещает данные в запоминающих устройствах разного типа, например, часть программы в оперативной памяти, а часть на диске.
2)перемещает по мере необходимости данные между запоминающими устройствами разного типа, например, подгружает нужную часть программы с диска в оперативную память.
3)преобразует виртуальные адреса в физические.

 

27. Управление процессами и памятью: механизмы защиты от сбоев и несанкционированного доступа.


Управление доступом — методы защиты информации регулированием
использования всех ресурсов ИС и ИТ. Эти методы должны противостоять всем
возможным путям несанкционированного доступа к информации. Управление доступом
включает следующие функции защиты:
идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение
каждому объекту персонального идентификатора);
опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по
предъявленному им идентификатору;
проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток;
запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);
разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;
реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе
и т.п.) при попытках несанкционированных действий.

Первым рубежом обороны при защите данных от несанкционированного доступа является процедура логического входа. Операционная система должна убедиться, что в систему пытается войти пользователь, вход которого разрешен администратором. Функции защиты ОС вообще очень тесно связаны с функциями администрирования, так как именно администратор определяет права пользователей при их обращении к разным ресурсам системы — файлам, каталогам, принтерам, сканерам и т. п. Кроме того, администратор ограничивает возможности пользователей в выполнении тех или иных системных действий. Например, пользователю может быть запрещено выполнять процедуру завершения работы ОС, устанавливать системное время, завершать чужие процессы, создавать учетные записи пользователей, изменять права доступа к некоторым каталогам и файлам. Администратор может также урезать возможности пользовательского интерфейса, убрав, например, некоторые пункты из меню операционной системы, выводимого на дисплей пользователя.

28. Управление процессами и памятью: многопроцессорный режим работы.


По словам Коптяева - это то есть такой режим работы, при котором доступно выполнение нескольких процессов одновременно, выполнение этих процессов может быть одновременным, или циклическим - то есть по определённому циклическому принципу даётся доступ на выполнение процесса.

А так- Многопроцессорный режим работы применяется если пользовательской программе не хватает места в памяти или процессе, то её можно разбить на части, выполняемые на нескольких процессорах; если какая либо часть установки должна работать особенно быстро, то можно соответствующую программу выделить из общего комплекса программ и обрабатывать ее на отдельном, «быстром», процессоре; Если установка состоит из нескольких частей, которые четко разграничены и, следовательно, относительно независимо управляются или регулируются, то можно для первой части использовать процессор 1, для второй – процессор 2 и т. д.

 

 

29. Управление процессами и памятью: понятие прерывания.

 

С помощью аппаратных прерываний осуществляется взаимодействие процессора с устройствами ввода-вывода (клавиатурой, диском, модемом и т.п.), таймером и внутренними часами, сообщается о возникновении ошибки на шине или в памяти, об аварийном выключении сети и т.п. При возникновении аппаратного прерывания процессор выявляет его источник, сохраняет минимальный контекст текущей программы (включая адрес возврата), и переключается на специальную программу – обработчик прерывания (interrupt handler). Эта программа правильно реагирует на возникшую ситуацию (например, помещает символ с клавиатуры в буфер, считывает сектор с диска и т.п.), что называется 1обслуживанием прерывания. После обслуживания прерывания процессор возвращается к прерванной программе, как будто прерываний не было.

Программные прерывания обычно называются особыми случаями, или исключениями (exception). Особые случаи возникают, например, при делении на ноль, нарушения при защите по привилегиям, превышении длины сегмента, выходе за границу массива. Как правило, предсказать эти исключения невозможно. Однако встречающаяся в программе 1команда прерывания вполне предсказуема и находится под управлением программиста. Реакция процессора на программное прерывание такое же, как и на аппаратное прерывание, однако его обработка производится 1обработчиком особого случая (exception handler).

30. Управление процессами и памятью: понятие приоритета и очереди процессов.

 

Приоритет - это число, характеризующее степень привилегированности процесса при использовании ресурсов вычислительной машины, в частности, процессорного времени: чем выше приоритет, тем выше привилегии. Приоритет может выражаться целыми или дробными, положительным или отрицательным значением. Чем выше привилегии процесса, тем меньше времени он будет проводить в очередях.

Существует две разновидности приоритетных алгоритмов: алгоритмы, использующие относительные приоритеты, и алгоритмы, использующие абсолютные приоритеты. В обоих случаях выбор процесса на выполнение из очереди готовых осуществляется одинаково: выбирается процесс, имеющий наивысший приоритет. По разному решается проблема определения момента смены активного процесса. В системах с относительными приоритетами активный процесс выполняется до тех пор, пока он сам не покинет процессор, перейдя в состояние ОЖИДАНИЕ (или же произойдет ошибка, или процесс завершится). В системах с абсолютными приоритетами выполнение активного процесса прерывается еще при одном условии: если в очереди готовых процессов появился процесс, приоритет которого выше приоритета активного процесса. В этом случае прерванный процесс переходит в состояние готовности.

31. Управление процессами и памятью: совместное использование и защиты памяти.

 

Совместное использование памяти обеспечивается либо тем, что элементы каталогов разных процессов адресуют одну и ту же таблицу страниц второго уровня, либо тем, что таблицы страниц второго уровня разных процессов адресуют один и тот же страничный кадр. В первом случае виртуальные адреса совместно используемых объектов являются одинаковыми для всех процессов, во втором - разными. Все системы используют первый способ для системных модулей, но разные способы для "прикладных" общих областей памяти.

Несколько усложняется защита памяти при фактическом отказе от сегментирования. В Intel-Pentium в аппаратном дескрипторе сегмента предусмотрено пять двоичных разрядов, которые могут быть использованы для целей защиты, а в дескрипторе страницы - только два таких разряда. Однако объединение средств защиты на уровне каталога страниц и таблиц второго уровня образует достаточно богатые возможности. Надежность защиты памяти в современных ОС определяется только тем, насколько активно и аккуратно эти возмо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: