Перспективы развития сферы услуг, качественное изменение содержания и направленности современных приемов управления, активизация и расширение деловых контактов с партнерами дальнего и ближнего зарубежья предопределяют необходимость широкого использования в отраслях услуг методов менеджмента, оправдавших себя на практике во многих развитых странах мира.
В хозяйственной практике регулирующее влияние на управляемые объекты материального производства и сферы услуг осуществляется с помощью специальных средств, приемов, а именно: доведение плановых заданий, экономическое стимулирование, материальная ответственность, проведение совещаний, оперативных разборов непосредственно в структурных подразделениях, издание приказов и распоряжений, организационное регламентирование и нормирование и т. п. Все эти способы и приемы составляют систему методов управления. «Под методом управления понимают совокупность способов, приемов влияния субъекта на объект управления для достижения поставленной цели». С помощью методов управления управляющая система устанавливает правила действий и поведения, обязательных для всех управляемых объектов, непосредственно подчиненных этой системе, согласовывает, объединяет, координирует и регулирует их деятельность во времени и в пространстве; обеспечивает беспрерывное и ритмичное развитие в определенном направлении, исходя из поставленных задач и цели производства. Эффективность работы предприятий и учреждений как сферы услуг, так и отраслей материального производства в значительной мере зависит от правильности определения и применения методов управления.
В экономической литературе отсутствуют рекомендации о приемах и способах выбора того или иного метода управления. Однако следует иметь в виду, что поскольку с помощью методов управления реализуются задания управленческой деятельности, постольку необходим выбор способов управленческой деятельности, обеспечивающих достижение цели управления. При этом нельзя забывать, что управление — это субъективная деятельность людей, которая направлена на сознательное использование требований объективных экономических законов рыночной экономики. Методы управления и представляют собой механизм реализации этого взаимодействия. Они динамичны, формируются людьми в связи с конкретными социально-экономическими, политическими и культурными условиями и отражают степень творческого использования объективных экономических законов в управлении. Гибкость и динамизм методов управления проявляются и в том, что в каждой сфере деятельности формируются свои приемы достижения социально-экономических, организационно-политических, производственно-хозяйственных и предпринимательских задач.
|
Конкретное применение методов управления разнообразно. Многозначность их определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношении, наличием различных форм собственности, конкретностью поставленных задач, определенным влиянием на управляемые объекты, спецификой производства, другими факторами.
В настоящее время не раскрытыми остаются вопросы реализации на
практике принципов стабильного развития услуг, проблемы и механизмы
устойчивого развития. Принципы стабильного развития организаций сферы
|
услуг:
· принцип экономической эффективности;
· принцип социальной устойчивости;
· принцип экологической устойчивости.
Проблемы, отрицательно влияющие на стабильное развитие предприятий
сферы услуг:
- устойчивое развитие деятельности организаций сферы услуг трудно
прогнозируется, всегда есть риск нестабильности, который обуславливается
макроэкономическими факторами, трудно поддающиеся регулированию
внутренней структурой управления предприятия сферы услуг;
- реструктуризация и реформирование предприятий сферы услуг растягивается на долгие годы, что снижает устойчивость развития
деятельности организаций и в частности организаций оптовой торговли;
- проведение комплексной оценки уровня устойчивости развития
необходимо непосредственно для конкретных предприятий сферы услуг, так и для экономики региона, страны.
К примеру, одним из показателей стабильности и благополучия жизнедеятельности общества является эффективное функционирование жилищно-коммунальной сферы, которая на современном этапе характеризуется институциализацией новых управленческих практик и социальных взаимодействий.
В условиях по-прежнему высокого уровня монополизации в системе ЖКХ, неопределенности ценовой политика на услуги, неэффективности системы управления, непрозрачности принимаемых решений и бесконтрольности со стороны муниципальных властей, призванных обеспечить надлежащее функционирование жилищно-коммунального комплекса создается благоприятная почва для многочисленных злоупотреблений, совершения преступлений и нарушения прав граждан в этой области общественных отношений.
|
Заключение
Сфера услуг многообразна. Характерной чертой современного общества является производство услуг, значительно превышающее производство товаров. Сфера услуг является одной из основных отраслей общественного производства, призванной чутко реагировать на потребности и спрос населения.
Управление предприятием сферы услуг и принятие необходимых управленческих решений требует наличия большого объема информации в данной сфере, поэтому деятельность в данной области сложна и требует постоянного отслеживания и развития.
Список литературы
1. Буйленко В.Ф. Сервисная деятельность: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 156с.
2. Иванов Н.Н. Менеджмент в сфере услуг. Учебное пособие. / Н.Н.Иванов. – СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
3. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учеб. пос. / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина – М.:Изд. центр «Академия», 2003.
4. Сфера услуг, проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 1. Формирование сферы услуг. — М.: Вега Интел XXI, 2000.- 448 с.
5. Федцов В.Г. Культура сервиса. - М.: ПРИОР, 2000. - 208 с.ещено на Allbest.ru