Проблемы реализации дополнительной предпрофессиональной программы «Искусство театра» в детских школах искусств




Цой М. С.

ГБПОУ СО

«Свердловский колледж искусств и культуры»

г. Екатеринбург

Студентка 4 курса

Специализация «Театральное творчество»

Чиняева Н.Н.

ГБПОУ СО

«Свердловский колледж искусств и культуры»

преподаватель высшей категории.

 

Система образования в сфере культуры и искусства является частью общей системы отечественного образования. Она выявляет особенности развития общества в тот или иной исторический период.

В XX веке в России зародилась уникальная система отечественного художественного образования, которая и по сей день является гордостью российской культуры - трехступенчатая модель по подготовке кадров отрасли культуры и искусства, получившая в кругу профессионалов наименование ШУВ (Школа искусств - училище - творческий вуз). То есть основой, фундаментом художественного образования, являются детские школы искусств.

Долгие годы ДШИ функционировали в системе дополнительного образования детей вместе с центрами, домами творчества и станциями юных техников. Но в 2011 году, благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действиям Министерства культуры РФ школам искусств определили статус, достойных их миссии, − предпрофессиональное образование в сфере культуры и искусства. Предпрофессиональное – значит обязательная начальная ступень профессионального образования.

Каждое из отделений ДШИ имеет свои особенности обучения. Театральное отделение, благодаря синтетической природе искусства театра, является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания детей, развития творческой личности.

Среди ДШИ учебные заведения театрального профиля - явление относительно новое и малочисленное. Долгое время театральная педагогическая традиция не выходила за пределы профессионального учебного заведения и театра. И лишь в конце ХХ века идея о необходимости открытия в школах искусств театральных отделений была реализована, в том числе, благодаря поддержке сотрудников лаборатории театра ИХО РАО А. П. Ершовой и В. М. Букатова, много лет занимавшихся проблемами театрального образования.

Сегодня школа искусств становится всё более значимой в системе дополнительного образования. Она ведет ребенка от детского увлечения к освоению «школы», необходимой для любого профессионала.

Огромную роль в этом сыграло принятие Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым, детские школы искусств переходят к обучению учащихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусства в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями (далее ФГТ). В связи с этим, начиная с 2013 года, прием в первые классы проводится по результатам конкурсного отбора при поступлении, обеспечивающим зачисление в школу на имеющиеся бюджетные места наиболее подготовленных и обладающих творческими способностями детей.

Введение в законодательство нового понятия − предпрофессиональные программы – вызвало ряд вопросов, связанных с реализацией ДПП, у членов педагогического сообщества. Так, например, преподаватель высшей категории Пилипенко Н.Н. в своей статье «Проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в детской школе искусств» от 24.11.2016 одной из причин, по которым дополнительные предпрофессиональные программы не могут быть реализованы в полной мере выделяет проблему конкурсного отбора, который задекларирован ФГТ, но в реальной практике фактически отсутствует.

ДПП «Искусство театра» направлена на выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте. И, как было сказано выше, для зачисления ребенка на данную программу, он должен пройти отбор по нескольким критериям, а именно:

· Речь (точное, внятное произнесение слов, без дефектов речь, отлично развитый речевой аппарат);

· Темпо-ритм (точное повторение предложенного темпо-ритма, правильно на слух выполнение движений в заданном темпо-ритме);

· Эмоциональность (правильное повторение заданной актерской эмоции);

· Актерская фантазия (поступающий может самостоятельно придумать этюд на заданную тему и исполнить его);

· Психологическая устойчивость (поступающий спокойно ведет себя и отвечает адекватно на вопросы).

В младшем школьном возрасте (а зачисление детей на предпроф программы приходится как раз на 6,5 - 9 лет) крайне трудно произвести верную диагностику в области театра, ведь она связана с процессом формирования личности, который длится на протяжении взросления и отбор происходит фактически интуитивно.

Освоение предпрофессиональной программы предполагает поступление учащихся детской школы искусств в профессиональные учебные заведения. Это второй глобальный вопрос, который встает у педагогического сообщества при реализации ДПП. Обучение по предпрофессиональной программе «Искусство театра» предполагает прежде вскго приобретение исполнительских знаний, умений и навыков. И, таким образом, упускается ряд профессий в области театрального искусства, таких как театроведение, театральная педагогика, сценография, режиссура.

Предпрофессиональное – значит обязательное для дальнейшего профессионального обучения в ССУЗах и ВУЗах. Здесь выявляются пробелы в методике преподавания основ актерского мастерства детям, ведь собственно инструментом в данном случае является детская «психофизика». К сожалению, детская искренность, простота и непосредственность часто подменяются «деланностью» и неискоренимыми ремесленными штампами, которые очень быстро приобретаются. Привить грамотные профессиональные навыки, интерес и любовь к искусству театра, при этом руководствоваться врачебным принципом «не навреди» - первостепенные задачи детской театральной педагогики, требующие от режиссера-педагога таланта и профессионального мастерства. Но уровень обученности абитуриентов зачастую «смущает» при поступлении на следующую ступень образования и не помогает, а вредит поступающим.

Разработанные ФГТ призваны создать необходимые условия для более высокого уровня подготовки учащихся, их творческого развития, овладения исполнительскими навыками, поступления в средние и высшие специальные учреждения. Но опыт прошлого показывает, что невозможно ждать стопроцентной поступаемости выпускников ДШИ в профессиональные учебные заведения. ДШИ нужно обучать значительное количество детей школьного возраста (в среднем по России – 12%), и только самые способные и мотивированные на будущую профессию в сфере искусства пополнят ряды абитуриентов в профессиональные учебные заведения.

Данная новация не означает, что большинство выпускников должна стать в дальнейшем профессионалами в сфере культуры и искусства – любители и ценители искусства всегда были и останутся основой для её существования и развития. Ведь для искусства нужны не только творцы, но и те, кто оценит их творения. Талантливые и одаренные ученики пополняют ряды профессионалов, менее талантливые и не очень способные становятся любителями, заполняют концертные и выставочные залы, театры, музеи – как это было ранее.

Конечно, прописанная в последней версии законопроекта «Об образовании в РФ» необходимость реализации дополнительных предпрофессиональных программ ставит перед школами искусств определенные задачи, а вместе с тем и ряд вопросов, которые требуют рассмотрения и нахождения решений.

Да, на сегодня у театральных отделений ДШИ много проблем, но, на мой взгляд переход на реализацию ДПП не только четко регламентирует статус ДШИ в системе образования, но и призвана, обеспечить преемственность образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 157 (ред. от 09.08.2012) "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства "искусство театра" и сроку обучения по этой программе" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkultury-Rossii-ot-12.03.2012-N-157/ (Дата обращения: 19.02.2018).

3. Аракелова, А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств [Текст]: в 2 ч. монография: сборник материалов для детских школ искусств / А.О. Аракелова. – М.: Минкультуры России, 2012. - Ч.1. - 118с.

4. Гребенкин, А. Театральная педагогика вчера и сегодня / А.Гребенкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httpshttps://theater111.ru/science03.php (Дата обращения: 25.02.2018).

5. Некрасова, Л.М. История развития театральной педагогики в России в трудах Института художественного образования / Л.М. Некрасова

6. Пилипенко, Н.Н. Проблемы реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в детской школе искусств / Н.Н. Пилипенко, 2016. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=14276. – (Дата обращения: 19.02.2019).

7. Современные проблемы театрально-творческого развития детей: сборник научных трудов. — М.: Изд. НИИ ХВ АПН СССР, 1989.

8. Стаина, О.А., Чиняева, Н.Н. Проблемы взаимодействия учебных профессиональных организаций в системе непрерывного образования в области театрального искусства / О.А. Стаина // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №6. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/121PDMN618.pdf. – (Дата обращения: 22.02.2019).

9. Тимофеева, Н.М. Театр в школе искусств / Н.М. Тимофеева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://archive.gazetaigraem.ru/a16201201. – (Дата обращения: 23.02.2019).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: