в системе службы занятости населения




Социально-психологическая работа

Служба занятости - система учреждений и организаций, созданная для реализации политики занятости населения, оказания содействия гражданам в трудоустройстве и контроля за соблюдением прав граждан на труд и занятость. В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на бесплатное получение услуги по психологической поддержке.

Профориентация - система подготовки человека к свободному, самостоятельному выбору или перемене профессии с учетом его склонностей, интересов, возможностей, имеющихся общественных потребностей, перспектив развития, а также с учетом необходимости полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах хозяйства страны, отдельной отрасли, экономического региона. В связи с этим выделяют следующие аспекты профессиональной ориентации:

- психолого-педагогический. Профориентационная работа оказывает воспитательное воздействие на профессиональные интересы людей, т.е. способствует формированию положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества;

- медико-биологический. Правильно организованный и грамотный выбор профессии предполагает учет требований к здоровью и отдельным физическим качествам, необходимым для определенной деятельности. Кроме того, важно, чтобы человек имел представление о том, какое влияние оказывает выбранная им профессиональная деятельность на здоровье и личность человека. Это связано с тем, что во многих сферах деятельности неизбежно усиливаются некоторые профессионально важные качества, что приводит к так называемым «профессиональным деформациям» – патологическим и часто необратимым изменениям личности, негативно влияющим на поведение человека в семье и других непрофессиональных сферах жизни. Условия труда, такие как малая подвижность, высокий уровень эмоционального напряжения, запыленность, контакт с вредными для здоровья химическими веществами и т.п., при несоблюдении техники безопасности, режима труда и отдыха приводят к возникновению профессиональных заболеваний;

- социально-экономический. Необходимо стремиться к наилучшему использованию основных национальных ресурсов страны, а именно: людей, их возможностей и устремлений. В идеале каждое государство, заинтересованное в своем процветании, должно создавать условия для того, чтобы все граждане без исключения приобретали максимум доступного им мастерства и знаний, стремились бы к самореализации, работали там, где им нравится, где они смогут проявить свои дарования наиболее полно.

Профориентационная работа проводится по следующим направлениям: профессиональное просвещение (информирование), профессиональное консультирование и психологическая поддержка.

1) Профессиональное просвещение это специально организованный процесс формирования у оптанта (оптант – субъект профессионального выбора, клиент профессиональной консультации) конкретных знаний о мире профессий и о профессиональном выборе. Это – сообщение сведений о существующих профессиях, специальностях, о требованиях, которые они предъявляют к работнику, их характере и специфике, о рынке труда в регионах, о наиболее и наименее востребованных профессиях, о редких профессиях, о путях и условиях профессиональной подготовки.

Задачи профессионального просвещения:

- профессиональное воспитание – это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у человека личностных качеств, лежащих в основе профпригодности, таких как профессиональная направленность, ответственность, дисциплинированность, положительное отношение к труду и т. д. Решение этой задачи в большей степени актуально на этапах допрофессионального становления личности и профессионального обучения, когда происходит социализация и усвоение культурных традиций общества;

- профессиональное информирование - это система мероприятий, направленная на усвоение необходимых знаний о социально-экономических, психологических и других условиях правильного выбора профессии;

- профессиональная пропаганда -это система профинформационных мероприятий, направленных формирование или коррекцию отношения к профессии; это целенаправленная деятельность по формированию общественного мнения о необходимости осваивать те или иные профессии, в том числе и о необходимости самой профориентационной помощи;

- профессиональная агитация - это средство идейного психолого-педагогического воздействия на сознание и настроение различных групп населения с целью формирования у них определенных профессиональных, нравственных и др. общественных ценностей, побуждающих к сознательному и обоснованному выбору профессии и подготовки к ней (здесь идет формирование глубинных мотивов личности).

 

Формы и методы профессионального просвещения. Профинформационный урок. В зависимости от организации и содержания эта форма работы позволяет решать различные задачи: активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессии, воспитание ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии, выявление и формирование структуры мотивации профессиональной деятельности, стимулирование учащихся к самовоспитанию профессионально значимых качеств и т.п. Эта форма используется для работы с группой учащихся и позволяет охватывать наиболее общие вопросы выбора профессии. Профинформационная беседа. Беседа в отличие от урока носит менее структурированный, проблемно-ориентированный характер. Она может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном режимах. Преимущества профориентационной беседы: - охватывается большее количество людей; - есть возможность обсуждения интересующих вопросов с разных точек зрения; - существует возможность активного осмысления информации. Профинформационные игры. Сегодня использование профинформационных игр очень востребовано. Человек получает не только словесную информацию в готовом виде, но и личностный опыт, заменить который не может ни одна лекция. К тому же информация сопровождается позитивными эмоциями. Проведение профинформационных игр требует не только профессиональной подготовки, но и организационных способностей. Профинформационные стенды (наглядная информация) – один из традиционных способов профинформирования. На стендах может быть представлено описание профессий, учебных заведений, достижений в области данной профессии, а в некоторых случаях и образцы продукции. Эта форма профинформирования позволяет человеку самому получить информацию. Их размещают на предприятиях, в учебных заведениях, в службах занятости и консультационных центрах. Но большие стенды не обладают оперативностью и несколько консервативны. Сейчас все больше используются формы так называемой «малой наглядности» (профинформационные листовки, компьютерные профинформационные листки). Их проще обновлять и корректировать, а возможности рассылки позволяют сделать профинформирование и агитацию более адресными. Профинформационная экскурсия имеет две основные задачи: - знакомство интересующихся профессией со структурой производства и профессиональной деятельности, с техникой, технологией, организацией и условиями труда; - обучение клиента самостоятельно проводить анализ профессий, т. Е е. получение необходимой профессиографической информации. Профессиографическая встреча. Вместе с профессионалом клиенты проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности, исследуют социально-экономические и технологические аспекты профессии. Организация исследовательской работы по составлению описания профессии. Известно, что информация, добытая самостоятельно, более органично усваивается личностью. Особенно это касается информирования детей и подростков. Для организации самостоятельного сбора информации важно предварительно рассказать о существующих классификациях профессий, о схеме составления профессиограмм. «Ярмарки профессий». Эта форма профпросвещения обычно проводится силами служб занятости и заключается в организации встречи представителей организаций и предприятий, нуждающихся в специалистах, с потенциальными работниками. Изначально «ярмарки профессий» проводились для информационной помощи в трудоустройстве безработным, но впоследствии оказались эффективными и для выпускников школ, специальных и высших учебных заведений.

 

2) Профконсультация это взаимодействие, сотрудничество, во время которого клиент и консультант вместе рассматривают проблемы планирования профессиональной деятельности клиента и стремятся найти пути их решения. В отличие от других направлений профориентационной работы профконсультирование всегда ведется в индивидуальном режиме. Целью профконсультации является стремление к тому, чтобы клиент научился понимать себя, свое настоящее положение, научился критически оценивать себя и свои профессиональные возможности, научился сознательно использовать различные способы саморазвития и оказания положительного влияния на свою жизненную ситуацию.

В зависимости от задач, которые решаются в ходе профконсультации, определяют ее виды:

- первичная профконсультация имеет целью выявить готовность личности к профессиональному самоопределению, наличие и степень проработанности профессионального плана, трудности профессионального становления;

- справочная (индивидуально-профессиографическая) профконсультация проводится в случае недостаточной информированности клиента. В ходе такой консультации выясняются каналы трудоустройства, условия приема на работу (учебу), возможность освоения различных профессий, сроки подготовки, общая характеристика профессии, содержание труда, перечень профессионально важных качеств (ПВК), медицинские противопоказания;

- диагностическая профконсультация проводится в целях формирования у оптанта более полных и объективных представлений о себе и своих возможностях. В ходе диагностики, предварительной или углубленной, проводится исследование направленности, выраженности ПВК личности, профессионально важных психофизиологических функций и качеств. На основе полученной информации в случае необходимости планируется дальнейшая профориентационная работа;

- поддерживающая профконсультация, поводомдля обращения за которой, как правило, бывают не трудности профессионального самоопределения, а непереносимое психологическое состояние, вызванное сложившейся ситуацией. Человек чувствует растерянность, страх, беспомощность, гнев, стыд или вину. Профориентационная работа с человеком, находящимся в таком состоянии, будет неэффективна, поэтому первое, в чем нуждается клиент, – морально-эмоциональная поддержка. Для этого бывает достаточно доброжелательных и доверительных отношений, устанавливаемых в пространстве консультирования, но используются также поддерживающие методы индивидуальной и групповой терапии;

- коррекционно-развивающая профконсультация направлена на формирование личностной готовности к профессиональному самоопределению, помощь в конкретном выборе и принятии решения. Этот вид консультирования наиболее трудоемкий, поскольку редко ограничивается одной - двумя встречами. Помимо развивающей работы, профконсультант помогает клиенту сформулировать профессиональную цель, выстроить план ее достижения, выявить разные варианты профессионального развития и т. д. Таким образом, цель консультирования может меняться в зависимости от того, на каком этапе своего профессионального развития находится клиент и какого характера помощи он ждет от консультанта.

Служба занятости оказывает бесплатные услуги безработным. Однако за помощью (платной) к профконсультанту службы занятости может обратиться любой желающий. Поэтому необходимо знать типыпрофконсультаций:

1. Ранняя (детская) профконсультация. Проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще несколько лет (примерно в возрасте 12–13 лет). Она носит общий характер и не предполагает профрекомендаций, а имеет целью повышение у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Основная цель подтолкнуть ребенка к познанию себя. Поскольку профориентация в этот период неотделима от учебного процесса, в ней особенно важна роль педагогов и родителей.

2. Школьная профконсультация старших подростков. Направлена на формирование у подростков внутренней готовности к самоопределению (информационная часть знание мира профессий; когнитивная составляющая знание путей и способов подготовки к профессии; морально-волевая – подготовка к акту выбора, к поступку).

3. Профконсультация родителей учащихся. Родитель выступает в двух ролях: с одной стороны, естественный союзник профконсультанта в работе с подростком, с другой стороны, сам родитель имеет множество проблем, и поэтому сам может рассматриваться, как потенциальный клиент. Задача психолога создать, скорректировать взгляды, установки на правильность выбора профессии детьми через раскрытие черт, особенностей, способностей детей.

4. Профконсультация учителей подростков. Близка к предыдущему типу с той разницей, что учителя тоже профессионалы и могут рассказать психологу много интересного о подростках (их отношении к жизни, увлечениях и т.д.). Главная цель установить отношения сотрудничества с педагогом.

5. Профконсультация старшеклассников, выпускников средних школ. В этот период предполагается более конструктивная работа. Задача помочь принять конкретное решение или значительно уменьшить число вариантов выбора пути после школы. В идеале консультация этого типа должна быть последним, завершающим звеном в процессе профориентационной работы со школьниками, но на практике она является единственной, требует экстренных мер констатирующего характера. Эффективность достаточно низка.

6. Помощь в уточнении специальности в уже выбранной профессии. Это профконсультация по типу профотбора. Часто клиент воспринимает ее не как помощь, а как экзамен на пригодность и становится закрытым, стремится приукрасить себя, поэтому требуется большая подготовительная установочная работа. В некоторых случаях требуется тестирование с использованием сложных психодиагностических методик.

7. Помощь безработным при смене работы. Заключается в подборе новой профессии, нового места работы, выбора учебного заведения при переобучении. При этом люди уже имеют личный опыт, сложившиеся взгляды, которые необходимо учитывать (они трудно поддаются коррекции, даже если она очень нужна). Нередко требуется предварительная реабилитация или терапия.

8. Профконсультационная помощь работникам кадровых служб предприятий. По сути – это помощь в подборе кадров.

9. Профконсультация работников предприятий. Чаще всего возникают ситуации смены должности (особенно при повышении). Задача помочь человеку осознать свои возможности и поверить в свои силы.

10. Помощь в профессиональном самоопределении инвалидов. Ее особенность - применение медицинских методик, неспецифичных для психолога. Хотя можно использовать и обычные тесты с учетом ограничений, наложенных состоянием здоровья.

Каждый профконсультант в соответствии с присущими ему индивидуально психологическими особенностями со временем вырабатывает свой стиль консультирования: мягкий, поддерживающий, провокационный, конфронтирующий. Если профконсультант органично и эффективно работает в характерном для него стиле и помогает клиенту – это замечательно. Однако бывает так, что несмотря на все усилия профконсультанта человек вновь возвращается к тем же трудностям. Санкт-Петербургские психологи-профконсультанты выделили и описали два противоположных типа консультантов: «помощники» и «подталкиватели».

 

Характерные особенности «помощников» и «подталкивателей».

«ПОМОЩНИК» «ПОДТАЛКИВАТЕЛЬ»
1. Предоставляет клиенту информацию для размышления. 1. Предоставляет готовое решение.
2. Ссылается на свой собственный опыт или размышления. 2. Ссылается на опыт, который невозможно проверить («Всем известно…», «Все говорят…»).
3. Раскрывает источники информации. 3. Не раскрывает источники своей информации.
4. Дает возможность проверить информацию. 4. Говорит, что источники не доступны клиенту.
5. Старается логически и фактами доказать свою точку зрения. 5. Апеллирует к чувствам клиента («Ты просто боишься…», «Это просто смешно…»).
6. Выслушивает мнение клиента, его соображения. 6. Не пытается выслушать клиента.
7. Описывает несколько возможных вариантов. 7. Описывает один вариант, как единственно возможный.
8. Принимает во внимание объективные обстоятельства и доводы клиента. 8. Отбрасывает соображения клиента («Это несерьезно…», «Это ерунда…»).
9. Избегает «давления» на клиента. 9. «Давит», чтобы клиент согласился с его планом.
10. Оценивает ситуацию, а не личность оптанта. 10. Оценивает личность оптанта, а не ситуацию.
11. Готов принять любое решение клиента. 11. Отбрасывает решение клиента, как необоснованное, неразумное и т.д.

 

3) Основными направлениями психологической поддержки населения, обратившегося в службу занятости, являются:

- психологическая профилактика;

- психологическое консультирование;

- психологическая коррекция.

Психологическая поддержка направлена на:

· снятие психоэмоциональной напряженности и состояния тревожности;

· формирование позитивного отношения к трудностям, возникающим в процессе поиска работы;

· расширение сферы осознания личностной проблематики, роли личности в происхождении различных конфликтных ситуаций;

· отработку новых приемов и способов поведения, преодоление негативных факторов поведения;

· повышение мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству;

· снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации личности;

· оптимизацию психологического состояния;

· повышение уровня адаптации к существующим условиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: