Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.
Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)
АНАФОРА –единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)
ЭПИФОРА –повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:
В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)
ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, например
Сладкая боль, горячий снег, живой труп.
ПОВТОР –намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:
И стих безумный, стих печальный
В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)
ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:
Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)
ГРАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:
Бросьте!
Забудьте.
Плюньте и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств. (Маяковский)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ –единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:
Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)
|
ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:
Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно
УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например
Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать… (Паустовский)
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ –использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:
Сколько еще молчать? Как можно так себя вести?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например:
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею! (Лермонтов)
ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например:
Что вижу я? Латинские стихи! (Пушкин)
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК –повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:
…елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку (Тэсс)
АНТИТЕЗА –противопоставление предложений по значению, например:
Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался… (Паустовский)
ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать? (Некрасов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ –отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление ее как самостоятельного предложения, например:
|
И шел ты с женщиной – не отрекись.
Я все заметила – не говори.
Блондинка. Хрупкая.
Ее костюм был черный.
Английский. (Северянин)
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:
И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек. (Есенин)
ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда – растрепалися косыньки. (Некрасов)
МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:
И справа, и слева,
И сзади, и прямо
И красный и белый: – Мама! (Цветаева)
БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:
Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный,
Клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Лермонтов)
Таким образом, необходимо уметь находить образные средства в анализируемых текстах и уметь использовать в собственной речи.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
АЛЛИТЕРАЦИЯ - звуковые повторы однородных согласных звуков.
С вищет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.
АССОНАНС - звуковые повторы симметрическое построение гласных звуков.
У наших у шки на мак у шке!
Ч у ть у тро осветило п у шки
И леса синие верх у шки —
Франц у зы т у т как т у т.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предмета.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу -
Во серебряную.