Практика обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание




 

Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Но все чаще вопрос об уплате алиментов решается не путем взаимного соглашения, а в судебном порядке. Только за 1-е полугодие 2006 г. в Курганский городской отдел УФССП России по Курганской области на принудительное исполнение поступило более 800 исполнительных документов по взысканию алиментов.

В соответствии со ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ документы, выдаваемые судом по взысканию алиментов, подлежат немедленному исполнению. При получении исполнительного листа по взысканию алиментов судебный пристав-исполнитель незамедлительно уведомляет должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства, направляет запросы в регистрирующие органы о наличии у должника счетов в отделениях банка, имущества, принадлежащего неплательщику на праве собственности. В случае неисполнения требований исполнительного документа должником и при наличии задолженности по уплате алиментных обязательств более двух минимальных размеров оплаты труда судебным приставом-исполнителем применяется уже весь комплекс мер принудительного взыскания: списываются денежные средства, находящиеся на банковских счетах должника, арестовывается имущество, принадлежащее «нерадивому родителю» на праве собственности, с последующей реализацией, направляются требования об удержании долга по месту работы должника, в том числе и в места лишения свободы. В случае злостного уклонения от уплаты алиментов приставом по истечении 4 месяцев с момента предупреждения должника об уголовной ответственности за подобные действия направляются материалы по ст. 157 УК РФ для привлечения неплательщика к уголовной ответственности.

При обращении взыскания на заработок должника, отбывающего наказание, судебный пристав-исполнитель, установив достоверность информации о нахождении неплательщика в местах лишения свободы, направляет в бухгалтерию исправительного учреждения документы с требованием, предписывающим порядок и размер удержания задолженности по алиментам. К требованию прилагаются реквизиты взыскателя для перечисления денежных сумм с указанием его домашнего адреса. В случае отсутствия данных о месте жительства взыскателя судебный пристав-исполнитель обязан установить его местонахождение: направляются запросы в информационный центр Управления внутренних дел, адресное бюро. В целях недопущения халатности по исполнению требования документа бухгалтер исправительного учреждения предупреждается приставом об ответственности за неисполнение возложенных на него обязанностей по перечислению денежных средств, предоставление неверных сведений о доходах должника, несвоевременное перечисление удержанных сумм взыскателю. Согласно ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ взыскание алиментов с осужденных, находящихся в местах лишения свободы, производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию. Взыскатель уведомляется о поступивших на его счет денежных средствах по взысканию алиментов почтовым извещением.

Но трудности по исполнению документов, предписывающих взыскание задолженности по алиментам с осужденных, отбывающих наказание, возникают не при расчете периода и суммы взыскания и не при уведомлении взыскателя о произведенных перечислениях. Дело в том, что сам факт нахождения должника в местах лишения свободы еще не говорит о его трудовой занятости, хотя почему-то в обывательском сознании прочно укрепилась причинно-следственная связь «сидит – значит, работает». На сегодня совсем небольшое число осужденных трудоустроено и получает определенный доход; чаще всего это лица, отбывающие наказание в колониях с поселением. Поэтому жалобы взыскателей на «бездействие» судебного пристава-исполнителя по взысканию алиментных обязательств, как правило, необоснованны. Нужно понимать, пристав сам заинтересован в скорейшем исполнении требований исполнительного документа, но и обеспечить должников, отбывающих наказание, рабочими местами он не в силах.

Однако отсутствие трудоустройства при нахождении должника в местах лишения свободы не означает «прощение долга». При освобождении неплательщика документы, предписывающие взыскание алиментных обязательств, направляются вновь судебному приставу для исполнения. Размер задолженности по содержанию ребенка за период отбывания наказания в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ начисляется исходя из средней заработной платы в РФ, действующей на момент взыскания задолженности.

Проблема трудоустройства лиц, отбывающих наказание и имеющих задолженности по алиментам, должна решаться на самом высоком законодательном уровне. Исходя из особой социальной значимости алиментных обязательств это проблема не местного, а федерального значения: освобождение должника из мест лишения свободы еще не говорит о его готовности и наличии возможности погасить задолженности по алиментам.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Первый этап судебной и правовой реформы в нашей стране был связан прежде всего с совершенствованием конституционного, гражданского и процессуального законодательства. Реформа материального права показала необходимость обеспечения условий для реализации и принудительного осуществления прав всеми заинтересованными участниками гражданского оборота и публично-правовых отношений. Поэтому в 1997 году с принятием федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" система принудительного исполнения была организована на совершенно иных принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ - еще один вид федеральных органов исполнительной власти.

После 1997 года данная Служба смогла улучшить работу системы принудительного исполнения. Однако наряду с достижениями проявились более глубоко и зримо многие проблемы исполнительного производства, которые не получили разрешения в ранее принятых федеральных законах, обозначились пробелы в правовом регулировании. В этих условиях встал вопрос о дальнейшем совершенствовании нормативной основы как деятельности органов принудительного исполнения, так и самого исполнительного производства.

Ряд специалистов высказался за необходимость разработки полноценного Исполнительного кодекса РФ, который бы вобрал оправдавшие себя положения федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", устранил и ликвидировал многочисленные пробелы, свел воедино разрозненные положения федерального законодательства, так или иначе регулирующие вопросы исполнительного производства. Конечная цель любой реформы, в том числе и в данной сфере, - повысить уровень защиты прав граждан и организаций, улучшить эффективность и результативность работы органов принудительного исполнения, обеспечив тем самым стабильность гражданско-правовых и публично-правовых отношений.

С этой целью Администрацией Президента РФ образована рабочая группа по разработке кодифицированного акта в сфере исполнительного производства, которая начала свою деятельность под эгидой и при активной поддержке Департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ. Одним из первых вопросов, обсуждаемых и положительно решенных группой, стал вопрос о правовой форме кодифицированного акта и его предполагаемой структуре. Рабочая группа принялась за разработку Исполнительного кодекса Российской Федерации. Почему именно Кодекса, а, например, не федерального закона? Потому что объем материала, нуждающегося в кодификации, и уровень решаемых проблем требуют разработки акта, который как по статусу, так и по масштабу может быть только Кодексом.

Сразу оговоримся, разработка такого акта - дело новое, поскольку аналогов в нашей стране, у соседей по СНГ и странам дальнего зарубежья не было. Поэтому авторы данной статьи во главу угла поставили разработку структуры и решение ряда принципиальных вопросов, которые будут определять содержание проекта Исполнительного кодекса РФ (далее - ИК). Мы сознательно выносим их на обсуждение, поскольку для нас крайне важно узнать мнение специалистов (как практиков, так и занимающихся правовой доктриной) о структуре и возможном содержании ИК.

Можно выделить несколько значимых вопросов для обсуждения, определяющих работу над структурой и содержанием ИК:

1. Предмет ИК: должен ли он охватывать только процесс исполнения либо включать и вопросы организационного плана - организацию и полномочия Службы судебных приставов, ее должностных лиц? Мы считаем, что в определенных пределах в ИК необходимо решение вопросов организации органов принудительного исполнения в части регулирования исполнительного производства. Ведь при одновременном закреплении в Кодексе вопросов организации и процедур исполнения будет достигнута большая целостность правового регулирования.

Вместе с тем мы полагаем, что целесообразна разработка отдельного федерального закона об органах принудительного исполнения, который бы в целостном виде регламентировал организацию данного федерального органа исполнительной власти.

2. Соотношение ИК с иным законодательством, регулирующим вопросы принудительного исполнения, - гражданским, о несостоятельности, процессуальным и другим. Нам представляется более верным следующий вариант: без прямого и непосредственного дублирования ИК должен содержать развернутые процедуры, "алгоритмы" действий судебного пристава-исполнителя, позволяющие ему работать в рамках определенной юридической модели. Кодекс в этом плане должен быть относительно подробным, исключая по возможности усмотрение как со стороны судебного пристава-исполнителя, так и других участников исполнительного производства. Мы должны избежать главного недостатка действующего исполнительного законодательства - внешне процессуальное по форме и названию, оно на самом деле не содержит развернутых процедур юридической деятельности, чем и должно отличаться процессуально-процедурное право.

3. Структура ИК. С точки зрения структуры представляется оправданным сложившееся в нашей стране деление кодифицированных актов на общую и особенную части. Соответственно ИК будет также разделяться на общую и особенную части. При этом в первой части будут регулироваться статические вопросы организации и порядка исполнительного производства, а в особенной - вопросы динамики, т. е. порядок осуществления отдельных видов исполнительных действий.

4. Важный вопрос для обсуждения - система построения особенной части ИК. Что мы будем брать за критерий дифференциации регулирования порядка совершения исполнительных действий: 1) статус должника (физические и юридические лица); 2) содержание исполнительных действий, в частности, передача имущества, взыскание денежных средств, реализация имущества с целью получения денежных средств, совершение должником активных действий либо воздержание от них; 3) особенности правового положения имущества должника, например, ценные бумаги, имущество под залогом, движимое и недвижимое имущество и т. д.

Нам представляется, что в структуре особенной части ИК исходным критерием должен быть характер мер принудительного исполнения, которые во многих случаях единообразны и не зависят от статуса должника (например, в отношении недвижимого имущества), и только в некоторых случаях дифференцированы, например, исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов возможно только в отношении граждан.

5. Государство как должник. Надо ли включать в ИК порядок исполнения в тех случаях, когда должником является государство, федеральный бюджет, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления? С одной стороны, это острые и злободневные вопросы, поскольку государство является одним из крупнейших должников в гражданском обороте. С другой стороны, здесь нет определенности в регулировании, есть только попытки юридического разрешения данного вопроса в Бюджетном кодексе РФ, законах о федеральном бюджете и других актах. Проблема в том, что это вопрос не столько юридический, сколько экономический и политический: ответственность государства за свои действия перед гражданами. Мы полагаем, что с учетом особого правового статуса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления поставленные вопросы нуждаются в специальном правовом регулировании в ИК.

6. Детализация исполнительных процедур. Полагаем, что здесь следует попытаться соблюсти баланс между необходимой конкретизацией и чрезмерной детализацией, которая может снизить разумную инициативу судебного пристава-исполнителя и взыскателя. Следует учитывать, что по сложившейся юридической традиции и правопониманию в отличие от закона кодекс предполагает детальное правовое регулирование определенной сферы юридической деятельности.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации / Москва: «Новая Волна», 1993 г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации / М.: Издательская группа ИНФРА-М - Норма, 2004 г.

3. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. По состоянию на 01.08.2002 года Издательство: Т.Д."Элит-2000". 2002.

Научная литература

1. Дьяченко М. С. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения // Уголовный процесс / Под общ. ред. П.А.Лупинской.М., 1995. С. 276.

2. Карнеева Л.М. Особенности предъявления обвинения и допрос обвиняемого в условиях деятельности органов внутренних дел. М., 1989.

3. Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ от 22 ноября 2001 года Рыжаков А.П. Издательство: Инфра-М, 2002.

4. Ларин А. М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс в России: Лекции-очерки / Отв. ред. проф. В.М. Савицкий. М.: БЕК, 1997.

5. Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1997. Гл. 13.

6. Уголовный процесс. Учебник (с источниками нормативных материа­лов, образцами процессуальных документов, схемами и библиогра­фией) / Отв. ред. проф. К.Ф. Гуцснко. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Зерцало, 1997.

7. Уголовный процесс/Под общ. ред. П.А. Лупинской. М., 1995. Гл. X. § 9—10.

8. Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. П.А. Лупинская М.:

9. Уголовный процесс: Учебник. Общая часть / Отв. ред. проф. В.П. Божьев. М,: Спарк, 1997.

10. Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С. Кобликов. М., 1995. Гл. XI, § 16.

11. Учебник уголовного процесса / Отв. ред. проф. А.С. Кобликов. М.: Спарк, 1995.

12. Черкасов А.Д; Громов Н.А. О допросе обвиняемого с позиции презумпции невиновности // Государство и право. 1995. № 12. С. 70—75.

13. ШадринВ.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград, 1997. Гл. 2. С. 64—135.

14. Юристь, 1995; Уголовно-процессуальнос право России. Учебник / Отв. ред. проф. П.А. Лупинская. М.: Юристъ, 1997.

15. Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. канд. юрид. наук. В.Н. Галузо. М.. Зерцало, 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: