Совместная деятельность педагога и детей в уголке творчества




(оформление галереи «Забавные зверята: выбираем материал для скульптуры»)

Методические рекомендации. Педагог во второй половине дня привлекаем детей к оформлению выставки, вносит фигурки животных (возможно использования ситуации «Чудесный мешочек» (обследовать и догадаться фигурки каких животных спрятаны). Предлагает полюбоваться фигуркам, найти «самую необычную».

Уточняет, что перед детьми – скульптурные изображения. Поясняет термин «скульптура» (искусство создавать объемные фигуры, их можно обойти со всех сторон или, держа на ладони, поворачивать). Предлагает полюбоваться фигурами, назвать животных. Спрашивает детей о том, можно ли играть с этими предметами – игрушки это или нет?. Уточняет, что данные фигурки животных, созданы скульпторами; искусство скульптуры возникло давно (много–много лет назад) и изначально фигуры украшали храмы, богатые дома, несли караул у ворот городов, тем самым как бы говоря о богатстве, величии, силе людей, которые жили в этих городах и домах. Разнообразие скульптур можно увидеть в городе (на площадях, скверах, в музеях и дворцах, и даже на улице). В скульптуре увековечены (пояснение слова: на века, на много лет сохранить) образы животных (Чижик пыжик, Заяц и др.), людей. Маленькие фигурки часто дарили друг другу на память, для удовольствия, как обереги (пояснить слово); часто такие маленькие фигурки делали не только известные скульпторы, но и народные умельцы: возили игрушки-фигурки на базар, продавать, дарили детворе. Скульптуры создаются из разных материалов (камня, железа, стекла, дерева). Предлагается обследовать материалы (свойства): соотнести скульптурку – и материал, из которого она изготовлена (каждый выбирает 1 предмет); организуется «проверка» - обследование (гладить пальчиком, нажимать, стучать карандашом (для определения эффектов типичного звука).

Организует коллективные и индивидуальные игры и развлечения детей: придумать интересный способ расположения фигурок животных. В уголке изобразительной деятельности следует разместить разнообразные материалы (камни, лоскут, глина, тесто, срез дерева и т.п.), организовать обследование материалов, выделение их свойств (прочности, твердости, фактуры, цвета), в процесс которого обращать внимание детей на то, как данные свойства можно учитывать в создании предметов и скульптуры (дерево – мягкое, приятное на ощупь, можно наносить насечки прочным инструментом, но размокает и портиться; металл – «звонкий» материал, под ударами издает особенный звук (громкий, раскатистый, с эхом), не мокнет, прочный, но тяжелый).

 

 

64. Развлечение «Знай и люби свой город!»

(на основе интеграции образовательных областей)

Ориентировочный визуальный ряд: виды города: М.Н. Воробьев «Восход солнца над Невой», С.Ф. Галактионов «Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости», Лансере «Петербург 18 века».

Программное содержание. Активизировать представления детей о городе (достопримечательностях, событиях основания), истории, жанрах искусства (на примере городских пейзажей или сценок (жанровые изображения). Воспитывать гордость за любимый город, желание узнавать его. Развивать эмоциональный отклик на представленные в произведениях образы, активизировать становление «эстетического образа» города. Активизировать умений устанавливать связи между замыслом и используемыми художниками средствами выразительности. Развивать познавательные интересы и процессы, умения наблюдать, всматриваться в изображение, замечать интересные детали, события, явления, проявления); развивать творческие и эмоционально-эстетические способности. Доставить радость от совместной деятельности.

Примерный ход. Постановка проблемы. Во второй половине дня детям предлагается отправиться в особое «путешествие» по городу: по местам, которые очень любили изображать на своих полотнах художники. Совместно организуется пространство для игры (кораблик, экскурсионный автобус). Детям предлагается выступить в роли экскурсоводов: рассказать об уголках города. В игровой форме «начинается» путешествие «Мы с вами проезжаем мимо…». Педагог демонстрирует репродукцию видов города (городских сценок), предлагает пояснить «как настоящий экскурсовод» изображение (вопросами помогает детям, выделить главное: «Что за место изображено? Узнали его? В какое время суток художник увидел его таким прекрасным (необычным, загадочным)? Что происходит у стен крепости (на улице)? Какие «петербуржские» цвета можно увидеть на картине? Какой предстаёт Нева (подобрать образные слова)?). В процессе «экскурсии» детям предлагается представить себя героем картины (пластикой изобразить 2-3 движения: пройтись по улице, помахать прохожим, приветствовать восход солнца). После «возвращения» предложить детям соотнести живописные образы и строки из стихотворений, найти «самую-самую» картину (дождливую, солнечную, громкую, величественную и т.п.).

В заключение педагог может предложить детям нарисовать любимый уголок города (или раскрасить заготовку с изображением городского вида «цветами» Петербурга).

68. Игра-развлечение «Репортажи со всего света («Красота пейзажей мира», «Детский Гео») (образовательная ситуация на основе интеграции образовательных областей)

Программное содержание. Доставить детям радость от совместной игры. Заинтересовать рассматриванием пейзажей в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности. Расширять и углублять представления о пейзажной живописи (графики – при использовании данных работ при рассматривании): разных видов пейзажа (городской, сельский, лесной, горный и др.). Расширять представления об особенностях климатических условий, мест проживания и некоторых культурных традициях людей страны и мира, и на их основе устанавливать связи с отражением природы в пейзажах. Вызывать эмоционально-эстетический отклик на выразительный художественный образ - природы. Подводить детей к пониманию образа, выделению некоторых средств выразительности (особенностей композиции, используемой колористической гамме, выбора формата, переданного настроения). Развивать умения видеть общее и различное в отображении природы в пейзажах. Обратить внимание детей на некоторые стилевые различия манеры художников (условность, обобщенность, почти сказочность – реалистичность; декоративность цвета - точная передача оттенков и т.п.). Развивать умения анализировать и сравнивать, задавать вопросы, устанавливать связи с личным опытом. Стимулировать проявление индивидуальных предпочтений.

Активизировать использование слов: пейзажи (виды пейзажей), настроение (эмоциональное состояние) пейзажа, пейзажист, ландшафт, композиция (построение), цветовая гамма, прилагательные и причастия, выражающие разные свойства и проявления природы и настроения пейзажей (веселый, грустный, печальный, дождливый, пасмурный и т.п.).

Ориентировочный визуальный ряд к образовательной ситуации: пейзажи (4-7 разных). Например:Н. Рерих. Закат. Шатровая гора; Тибет; Карелия; Граница Тибета. Наньшань; М. Сарьян. Горы Армении; Апрельский пейзаж; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лесные дали; Б. Щербаков. Вихри грозовые; Снежный ветерок; Г. Нисский. Подмосковье. Февраль; А. Куинджи. Днепр утром; После грозы; Ладожское озеро; Ф. Васильев. Мокрый луг; Болото. Перед дождем; Деревенский пейзаж; И.Горлов. Парк культуры; Осень; И.Грабарь. Березовая аллея; А. Грицай. Первые дни мая; И. Левитан. Осенний день. Сокольники; Л. Бродская. Лес зимой в снегу; Осенний туман.

Примерный ход. Постановка проблемы. Детям предлагается поиграть в игру – «Съемки передачи «Репортажи со всего света»»: распределяются роли (кто будет оператором, корреспондентом), обсуждаются «правила» игра (ребята вместе со взрослым будут «путешествовать» - «включать репортажи» из разных уголков мира, корреспонденты – ярко и интересно описывать то, что наблюдают). Используются атрибуты игры (микрофоны, папки для корреспондентов, макет камеры (коробка)). Репортажи стояться на основе пейзажных изображений (вначале освоения игры используются знакомые детям (ранее рассматриваемые) произведения; далее, - новые).

Развитие сюжета игры. Педагог вопросами активизирует детей зрителей (проявлять эмоциональные реакции: окунуться в море, полюбоваться звёздами, послушать шорохи леса), «корреспондентов» интересно описывать изображение (Что вы видите и что у вас происходит? Какая сегодня погода? Жарко или холодно? Расскажите, какие цвета заката наблюдаете? и т.п.).

При рассматривании следует уделить вниманию красоте изображенного места, выразительность настроения погоды, вопросами стимулировать детей назвать вид пейзажа, «представить» сюжет (кто из людей мог ходить по лесу, подниматься в горы, плавать в реке и т.п.). Для этого педагог может уточнять: называть место в мире, которому посвящено изображение, кратко и образно сообщать о людях, проживающих в этих местах, и их традициях (в связи с изображенным). Пейзажи севера – напоминают о суровых зимах (блёклость и немногочисленность растений, словно прижатых к камням и земле, серовато-земелистые, рыже-грязные оттенки и цвета), сильных ветрах, противостоят которым сильные духом люди. Пейзажи юга – буйство красок, передающих ароматы, разбуженные приветливыми лучами солнца, буйство форм (М. Сарьян). Можно обратить внимание на стиль авторов, в создании пейзажей. Например, Гималаи на картинах Н. Рериха выглядят сказочно, похожи на небеса и тучи; автор использует особую цветовую гамму передавая спокойствие и безмятежность гор. Для рассматривания лучше выбирать контрастные и разнообразные изображения (по изображению природы, настроению, гамме, времени года и частей суток, стилю).

Можно включить фрагменты игр и опытом (например, подобрать подходящий по цвету зонтик для репортажа из «дождливого» леса, собрать «Палитру» и исправить «ошибку» (убрать из неё не соответствующий цвет или оттенок), «найти» в изображении заданной силуэт и т.п.

Обобщение. В заключение педагог подводит «итог» передачи («Итак, вы смотрели …, самые прекрасные морские пейзажи, «рассказанные» кистью Айвазовского, репортажи из соснового леса кисти И.И. Шишкина и т.п. (отмечая направленность и своеобразие пейзажей художников и напоминая авторов произведений). С вами на связи были (имена детей)». Уточняет, понравилась ли детям игра? Стимулирует подобрать интересные изображения (фотографии из альбома) для новой игры. Можно предложить детям нарисовать свой портрет «в процессе путешествия» («Я в жарких странах», «Я в Гималаях», «Я в сосновом лесу»).

 

69. Образовательная ситуация «Матрешкины наряды » (варианты: «Дымковские водоноски», «Дымковские бабы, няньки и барыни»)

 

Предварительная работа включает: детей приглашают в гости к Матрешке: рассказывают историю её появления, организуют рассматривание и описание матрешек разных промыслов России (Полхов-Майдана, Семеновской и др.). Как варианты возможно посещение этнографического музея, освоение компьютерной игры «Знакомство домовенка Бу с русскими народными традициями», а также «Изучение» узоров и символов в декоре матрешек (срисовывание элементов).

Развитие ситуации: детям предлагается придумать варианты украшения (росписи) юбок, фартуков и платков матрешек в соответствии с «характерами» их хозяек (рассмотреть, пофантазировать об их «житие-бытие», «почувствовать» характер, образ) или с названными характеристиками («модница–хвастушка», «скромница-работница», «сластена», «рукодельница»). В процессе придумывания элементов, способов расположения на основе, педагог вопросами предлагает детям передать образ («Рукодельница умело шьет, прядет. Её искусным мастерством любуются все вокруг. Тончайшая ниточка вьется, изгибается словно лебедушка, ложиться ажурным рисунком, тончайшей паутинкой-сеточкой появляется на ткани. Как вы думаете, какие узоры она придумала для себя?», «Вот модница-хвастушка. Подумайте, ребята, какие узоры могут украшать их одежду? Как

Они могут рассказать о характере хозяек? Какие элементы понравились бы матрешкам? Придумайте такие элементы украшения, чтобы сразу можно было догадаться, кто перед нами»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: