Большое значение в раскрытии пластических свойств формы имеет характер ее освещения естественным или искусственным светом.




Лекция 10. Свет и светотень в композиции.

Естественный (физический) свет представляет собою лучистую энергию, делающую окружающий мир видимым. Установлено, что это комбинация монохроматических волн, воспринимаемых глазом. Длина этих волн колеблется от 640 нм (нано-метров или 640×10-6 м, красный цвет) до 460 нм (фиолетовый).

 

 

Светотень во многом определяет пластические особенности предмета, изделия. Форма, лишенная тени, скучна и маловыразительна. Поэтому художник нередко вынужден намеренно усложнять форму поверхности, чтобы появилась тень: «Тень укрепляет форму, а свет разрушает ее!» (Леонардо да Винчи).

 

 

Пластические свойства светотени зависят от следующих факторов:

 

- мощность источника света (Солнце, огонь, электрическая лампа и т. д.);

 

 

- расстояние от источника света и от зрителя до освещаемой поверхности;

 

 

 

- характер освещения (прямое, угловое, касательное);

 

 

 

 

- цвет и фактура освещенной поверхности.

 

 

Светотень в пластических (например, цилиндрических и шарообразных) поверхностях имеет несколько метаморфоз – блик, свет, тон, полутон, полутень, собственная тень, рефлекс (свет, отраженный от других поверхностей, расположенных рядом с освещенным объектом), падающая тень.

 

Яркость освещаемой поверхности возрастает по мере приближения к источнику света. Самая яркая область – блик, самая темная – падающая тень. Линию, служащую границей между светом и тенью на криволинейных (круглых, цилиндрических) поверхностях, именуют терминатором. Она ярко выражена на поверхности Земли, Луны, других планет и спутников Солнечной системы.

 

 

 

 

 

Большое значение в раскрытии пластических свойств формы имеет характер ее освещения естественным или искусственным светом.

 

Естественный свет разделяется по степени яркости на: повышенный, средний и пониженный. Первый характерен для прямого солнечного освещения, второй – для дневного рассеянного света (при облачном небе), третий – для сумеречного. Каждая из этих разновидностей света по-своему влияет на раскрытие пластики формы.

Солнечное освещение. В противоположность сложившемуся представлению, оно выявляет на поверхности фигуры только свет и тень, но не передает пластических нюансов ее формы. Так, цилиндрическая форма при ярком прямом освещении выглядит в целом плоской, а при освещении сбоку выделяется только своей светлой, освещенной солнечными лучами, и темной, теневой стороной.

 

 

 

Именно поэтому для выявления ее пластического характера (округлости) в этом освещении в ней используются дополнительные пластические средства. Это − переломы формы (грани), углы, контррельефные профили (каннелюры), орнаментальные рельефы и др. Число граней в форме не должно превышать того предела, при которым эта форма при солнечном освещении выглядит плоской, а не искривленной. Указанная особенность должна учитываться и при рельефной разработке освещаемой плоскости. Рельеф на ней целесообразно делать настолько глубоким и крупным, чтобы пластический рисунок воспринимался максимально четко.

Нельзя также забывать о том, что солнечные лучи, вследствие удаленности Солнца, параллельны друг другу. То есть очень правдиво проецируют на землю и на окружающие предметы силуэт освещенной фигуры, здания и пр.

 

 

 

 

Рассеянный свет также хорошо выявляет силуэт формы, которая смотрится на его фоне контражуром. При таком свете выявляются следующие качества освещенной поверхности:

- горизонтальная пластика выглядит контрастнее вертикальной;

- рельеф лучше всего воспринимается при глубине 3-7 см;

- более заметны резкие переломы, чем плавные переходы формы;

- глубина вертикального рельефа мало влияет на его восприятие;

- контрастнее выглядит более мелкая пластика, чем крупная;

- цилиндрическая форма четче выглядит на фоне светлых, а не темных плоскостей.

 

 

Композиционно-художественные свойства естественного рассеянного света ярче всего проявляются в световой моделировке внутренних пространств (интерьеров зданий). В зависимости от решения той или иной композиционной задачи можно создавать самые различные композиционные эффекты освещения этого пространства. Это достигается путем пространственного комбинирования световых проемов разной формы и размера. За счет этого могут быть сформировано разные по своим композиционным свойствам пространства – освещенные: с одной боковой стороны, с верхним ленточным светом, с вертикальными световыми «полосами», с верхним световым «фонарем» и т. д.

 

 

 

Одновременно светом могут выделяться пластические акценты пространственной композиции. Важно учитывать, что при рассеянном свете выступающие плоские элементы, имеющие один тон с отступающими элементами, выглядят чуть светлее. При боковом же, ярком солнечном освещении − наоборот, темнее (прямой солнечный свет не дает никакого различия). Этот зрительный эффект, называемый положительным и отрицательным контрастом, особенно ярко проявляется в участках сопряжения светлых (белых) элементов.

Пониженное естественное освещение. В условиях такого освещения важно учитывать разность цветовой и тональной передачи формы: ярче (светлее) выглядят холодные тона, теплые − темнеют. Последние в композиционном плане часто требуют повышения яркости. Наиболее точная передача происходит при рассеянном дневном свете. При резком переходе зрителя от яркого солнечного света к тени (пониженному освещению) снижается чувствительность глаза. Такой переход обуславливает использование в форме, расположенной на стыке света и тени, более глубокой рельефной пластики и яркого цвета.

Искусственный свет имеет важное композиционно-художественное значение в наше время. В принципе обладает теми же свойствами, что и естественный свет. Его специфика − в крайнем разнообразии образуемых им форм и их самых широких художественных возможностях в построении пластических композиций.

Важнейшее композиционное свойство искусственного света − характер распространения или направленность. По этому свойству его можно разделить на три основных вида – прямой, рассеянный и отраженный.

 

Прямой свет характеризуется открытостью источников света, образующих яркое, четкое по очертанию световое поле.

 

 

Рассеянный свет проходит сквозь полупрозрачные экраны или люверсы, создавая менее яркое, но, как правило, более значительное по площади, мягкое освещение.

 

 

Отраженный свет изначально направлен на фоновую плоскость (или плоскости) и освещает рассматриваемые зрителем предмет сзади, создавая световой нимб вокруг криволинейных поверхностей. Этот вид света отличается плавностью перехода от света к тени. Разновидностью его выступает контражурный свет, который также отражается от фоновой поверхности, но при этом четко выявляет силуэт экранирующей его формы.

 

Искусственно созданная световая форма может обретать самые различные геометрические очертания. Специалисты-светотехники различают точечную, линейную, плоскостную, объемную и пространственную формы.

Первая образуется от свечения отдельных ламп накаливания. Вторая – от люминесцентных ламп дневного света и газосветовых (неоновых) трубок. Третья формируется путем пространственного комбинирования открытых ламп, заполняющих плоскость. Четвертая образуют закрытые светящиеся объемы (шары, цилиндры и т. п.).

То есть пространственная световая форма образуется путем комбинирования отдельных световых элементов.

 

 

 

 

Световая искусственная форма может различаться своими очертаниями, размерами и цветом. В совокупности все эти свойства предопределяют ее композиционные особенности и так называемую «световую пластику».

Искусственный свет может выявлять пластический характер не только «ночной», но и «дневной» формы (плоскостной, объемной и пространственной), выделять в ней те или иные визуальные акценты. Он может зрительно преображать эту форму, создавая новые, порой «негативные» по отношению к ней, пластические эффекты. Успех «световой архитектуры» во многом зависит от творческого таланта дизайнера, архитектора.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: