Тема № 12. Советское государство и право в период НЭПа




(1921-1929 гг.).

Исход гражданской войны и изгнание интервентов из пределов нашей страны убедительно подтвердили жизнеспособность советского государства, поддержку новой власти большинством населения. Этот фактор вызвал изменение отношения ряда западных государств к России и постепенный переход к признанию ее. Наиболее ярко характер этих отношений был раскрыт на созванной по инициативе советского правительства весной 1922 года в Генуе международной конференции. Этот материал известен слушателям из курса общей истории Отечества, и его необходимо использовать при изучении настоящей темы. Слушателям также уже известно, что окончание гражданской войны выдвинуло на первый план задачу экономического возрождения страны и замену порожденной чрезвычайными условиями войны политики “военного коммунизма” новой экономической политикой.

Сущность НЭПа заключалась в частичном восстановлении контролируемой государством рыночной экономики, содержание и реализацию которой слушатель раскрывает, опираясь на курс истории Отечества.

В нашей теме, с учетом уже сказанного, рекомендуется выделять в качестве основных следующие вопросы:

1. Государственно-правовая характеристика новой экономической политики (НЭП).

2. Государственные реформы периода НЭП: финансовая, судебная, правоохранительных органов.

3. Реорганизация государственной системы власти и управления в период НЭП.

4. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

5. Кодификация права в период НЭПа.

6. Формирование системы нового законодательства на основе кодификации советского права.

Общей формулой переходного периода, названного НЭПом является Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 года “О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом”. Статья вторая Декрета определяла: “Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты”[1].

Хозяйства беднейших крестьян частично или полностью освобождались от всех видов натурального налога, а наиболее активные земледельцы, увеличивавшие производительность своего хозяйства, получали льготы по выполнению натурального налога. В соответствии с Декретом закон о налоге был опубликован в срок, позволявший крестьянам еще до начала весенних полевых работ определить объем возлагавшихся на них обязательств.

В целом Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 года создавал условия для развития внутреннего рынка и восстановления товарно-денежных отношений во всех отраслях экономики, включая ее производственную сферу.

Механизм реализации основных положений Декрета ВЦИК от 21 марта 1921 года был определен в декретах СНК РСФСР “Об обмене”, “О кооперации”, “Об отмене ограничений денежного обращения и развитии вкладной и переводной операций”, принятых в мае-июне 1921 года, с которыми слушателям необходимо ознакомиться. Суть этих и других декретов СНК сводилась к определенной замене административного ресурса экономическими рычагами управления.

Так, например, в мае 1921 года декретами СНК была осуществлена частичная приватизация мелких и средних предприятий и определены условия для развития кустарной и мелкой промышленности. Среди этих мер наиболее значимыми являлись наделение производственных кооперативов правами юридического лица, правом использовать наемный труд, правом получения кредитов Наркомфина.

Важным являлось решение о возврате под частное управление некоторых ранее национализированных предприятий. Декретом СНК от 6 июля 1921 года определялись условия сдачи в аренду национализированных предприятий кооперативам и даже частным лицам. Аренда предоставлялась на срок от 2-х до 5 лет, с выплатой определенного процента от выпускаемой продукции. Это правовое решение пользовалось широкой популярностью: к сентябрю 1922 года в аренду было сдано 3800 предприятий. В целях привлечения иностранных капиталов допускались концессии – предоставление права иностранным предпринимателям эксплуатировать и строить предприятия в России.

Важным правовым актом, отражающим государственно-правовую политику советской власти на первом этапе переходного периода является изданный 9 августа 1921 года СНК РСФСР “Наказ о проведении в жизнь начал новой экономической политики”[2], с которым слушателям рекомендуется подробно ознакомиться, приступая к изучению этой темы.

Период НЭПа принято делить на следующие этапы: Первый (1921-1925 гг.) – восстановление государственной экономики, разоренной двумя войнами.

Второй (1926-1929 гг.) – период индустриализации страны, превращения ее из сугубо аграрной, куда ее вернули войны, в индустриальную.

Однако нельзя искусственно отрывать от этих периодов и последующий этап, третий (1930-1936 гг.) – массовой, в основном, принудительной коллективизации, сопровождавшейся вытеснением сложившихся в годы НЭПа капиталистических форм производства и собственности и построением основ социалистической экономики.

Можно по-разному оценивать НЭП, но все-таки бóльшая часть исследователей решающую роль в достижении успехов по восстановлению и развитию экономики отводит ее первому этапу, когда принимались наиболее рациональные государственно-правовые решения. Например, переход от военно-административных методов хозяйствования к хозрасчету на базе всемерного развития товарно-денежных отношений. В эти новые формы отношений активно включалось и государство. В подтверждение этого можно сослаться на декреты СНК: “Об оплате за перевозки по железным дорогам и водным путям” (от 9 июля 1921 года), “О таксах за услуги, оказываемые народным комиссариатом почт и телеграфов” (от 18 июля 1921 года), “О взимании платы за товары, отпускаемые для частного хозяйства” (от 5 августа 1921 года) и др.

Этими Декретами не только вводилась платность услуг, оказываемых государственными предприятиями, но и новая договорная форма их взаимоотношений, как с частными лицами, так и между собой.

Изменялись организационные формы управления экономикой: была ликвидирована уже прижившаяся централизованная система “Главкизма”, вместо которой стали создаваться тресты и синдикаты. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 года “О трестах” был определен правовой статус этого вида предприятия: трест объявлялся государственным предприятием с правами юридического лица, наделявшимся широкой хозяйственной автономией и действовавшим на основе коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Государство оставляло за собой только право контроля и координации деятельности трестов.

Координацию работы различных отделов, предприятий, учреждений на уровнях области, губернии, уезда и волости осуществляло созданное для этих целей Экономическое Совещание (ЭКОСО).

Для регулирования торговли создавались биржи, рыночные комитеты, особые комиссии при Совете Труда и Обороны (СТО).

Из контрольно-плановых органов государства в это время действовали СТО, Госплан и ВСНХ. Декретом ВЦИК от 13 марта 1922 года “О внешней торговле” подтверждалась государственная монополия на нее. Но Наркомат внешней торговли наделялся правом давать разрешения государственным предприятиям и кооперативам на непосредственное совершение сделок на внешнем рынке – при условии их предварительного согласования.

Наркомат по внешней торговле наделялся также правом организовывать отечественные, иностранные и смешанные акционерные предприятия с целью привлечения иностранного капитала в сферу торговли.

К сказанному выше необходимо добавить, что внедрение в экономику коммерческих начал повлекло за собой изменение отношения к труду: происходит возврат к свободному рынку труда. Декретом СНК от 6 апреля 1921 года были сняты ограничения перехода с одной работы на другую, значительно сокращалась трудовая повинность, а с февраля 1922 года она полностью отменялась. Ее заменила процедура найма и увольнения рабочей силы.

Перестройка экономических и гражданско-правовых отношений потребовала изменения финансовой политики государства, введения стабильной, твердой валюты. Поэтому в августе 1921 года Совнарком принимает решение о восстановлении государственного бюджета, а в октябре этого же года учреждает Государственный банк РСФСР.

Основной целью возрождения Госбанка являлось восстановление кредитных институтов в условиях прекращения прямого финансирования государством промышленности. А введение системы кредитования потребовало стабилизации национальной валюты.

На IX Съезде Советов, проходившем в декабре 1921 года, было принято предложение Наркомата финансов о переходе к золотой валюте. Поэтому в 1922 году была проведена денежная реформа, завершившаяся введением в обращение новых банковских билетов – червонцев, обеспеченных золотом, краткосрочными облигациями и ценными бумагами.

В этом же, 1922 году, возрождается банковская система: создаются Промбанк, банк потребительской кооперации и муниципальные банки.

Эти и другие государственные преобразования сопровождались развитием системы права, что в свою очередь потребовало реорганизации и совершенствования юстиции и правоохранительных органов. В этом плане слушателям предлагается изучить состояние судебной системы и ее реформу, а также образование и компетенцию советской прокуратуры, адвокатуры, нотариата, арбитражных судов и реорганизацию ВЧК в ГПУ.

При рассмотрении вопроса о судебной реформе рекомендуется принять за основу “Положение о судоустройстве РСФСР”, утвержденное ВЦИК 31 октября 1922 года, которое вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 года.

Положением вводилась единая судебная система: народный суд в составе постоянного народного судьи, народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский (областной) суд, Верховный суд РСФСР и его Коллегии. Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, арбитражные комиссии и земельные комиссии.

Народный суд в качестве первой инстанции рассматривал основную массу уголовных и гражданских дел. Народные судьи избирались сроком на один год с правом переизбрания губисполкомами.

Народные заседатели избирались из числа граждан, обладавших активным и пассивным избирательным правом. Губернский суд являлся судом первой инстанции по наиболее сложным гражданским и тяжким уголовным делам. В его компетенцию входило рассмотрение кассационных жалоб по решениям народных судов.

Верховный суд выступал в качестве надзорного органа для судов всех инстанций РСФСР и выполнял роль кассационной инстанции для губернских судов и первой инстанции по делам государственной важности.

Реорганизацию юстиции и правоохранительных органов рекомендуется изучать, опираясь на следующие исходные правовые акты:

1. 25 мая 1922 года ВЦИК РСФСР утвердил “Положение о прокурорском надзоре”, в соответствии с которым в составе Наркомюста создавался отдел государственной прокуратуры. На прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, а также хозяйственных, общественных и частных организаций, частных лиц. Кроме этой основной и важной функции – поддержка обвинения в суде, надзор за законностью содержания осужденных и соблюдением установленных законами режимов в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ).

2. В декабре 1921 года XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии). В соответствии с этим партийным решением ВЦИК РСФСР издал 6 февраля 1922 года Декрет об упразднении ВЧК и ее местных органов. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. В связи с образованием СССР в декабре 1922 года, ГПУ было реорганизовано в Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ) при Совнаркоме СССР. Целью создания ОГПУ объявлялась борьба “… с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом”. Надзор за деятельностью ОГПУ поручался Прокурору Верховного Суда СССР.

3. 26 мая 1922 года ВЦИК РСФСР рассмотрел и утвердил “Положение об адвокатуре”, которая учреждалась для оказания юридической помощи населению. При губернских (областных) отделах юстиции создавались Коллегии защитников по гражданским и уголовным делам. Руководящим органом Коллегии являлся Президиум.

В 1922 году были подготовлены и утверждены Положения о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. В соответствии с этими нормативными актами на нотариат возлагались задачи по регистрации сделок с имуществом и других юридических актов, а арбитражные комиссии создавались для рассмотрения имущественных споров (конфликтов), затрагивающих интересы государственных органов и хозяйственных организаций.

3. Реорганизация структуры власти и управления связана с началом формирования партийно-государственного аппарата, а впоследствии командно-административной системы. В условиях НЭП первым объектом реорганизации стал ВЦИК, расширивший свой состав за счет представителей новых автономных и союзных республик. В составе ВЦИК возросла роль его Президиума, который стал утверждать и рассматривать проекты декретов СНК.

В январе 1922 года была разграничена компетенция СНК и СТО: последний стал заниматься исключительно хозяйственными вопросами, включавшими рассмотрение и утверждение хозяйственных планов, отчетов экономических наркоматов и руководить отдельными отраслями промышленности. А в 1923 году, в связи с развитием этих функций, СТО РСФСР был преобразован в экономическое совещание (ЭКОСО) РСФСР, местными органами которого стали экономические совещания при всех исполкомах местных Советов, занимавшиеся координацией работы местных хозорганов.

В 1923 году Народный Комиссариат РКИ, осуществлявший общие функции госконтроля, был объединен с Центральной Комиссией РКП(б).

В феврале 1921 года, в период разработки общей стратегии НЭП, была создана государственная общеплановая комиссия при СТО (Госплан), что свидетельствует о зародившейся уже на этом этапе идее централизованного составления и координации перспективных отраслевых планов развития экономики страны.

В 1923 году, уже на базе накопленного практического опыта НЭПа, был составлен первый план индустриализации. Позже Госплан перешел к составлению пятилетних планов развития народного хозяйства в целом, то есть по всем отраслям.

В условиях НЭПа был реорганизован и Высший Совет Народного хозяйства (ВСНХ): все его структурные главки были преобразованы в органы планирования и контроля по функциональному признаку. А в 1923 году их объединили в два основных: Главное экономическое управление и Центральное управление государственной промышленности, осуществлявшие руководство отраслевыми трестами.

В заключение следует заметить, что дальнейшие преобразования в системе власти и управления во многом будут определяться развитием советской федерации, особенно после образования СССР.

4. Период НЭП знаменателен еще и тем, что в декабре 1922 года был образован Союз Советских Социалистических республик – СССР. Чтобы понять и оценить значение этого исторического события, нужно вернуться мысленно к событиям 1917 года… После Октябрьской социалистической революции 1917 года и под негативным воздействием иностранной военной интервенции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых государств на базе национальной ориентации. Часть из них тяготела к советскому федерализму и его государственному и общественному строю. Именно поэтому даже в годы гражданской войны и интервенции эти республики активно сотрудничали в военной, экономической и финансовой сферах. Юридически это сотрудничество было оформлено Постановлением ВЦИК РСФСР от 1 июня 1919 года об объединении военных сил советских республик: России, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы[3]. Позже, в 1920-1921 гг. по инициативе РСФСР между этими республиками заключаются экономические договоры и дипломатический союз.

Важным шагом на пути развития советской федерации явилось согласованное и принятое в марте 1922 года решение об объединении Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР).

Не исключено, что и под влиянием этого события в 1922 году окончательно созрело решение в ЦК РКП(б) закрепить сложившиеся отношения между объявившими себя советскими республиками путем создания единого Советского государства.

НЭП способствовала реализации этого важного решения.

Создание федеративного государства шло двумя параллельными путями: образование автономных республик и областей в рамках одной советской республики[4] и создание федеративных союзов независимых республик. Отношения между республиками в рамках федеративного союза определялись не конституционными актами, а договорами. При этом следует отмечать, что все советские республики связывались между собой через РСФСР, стоявшую в центре проблемы федерации. Такой опыт федеративных отношений представляется полезным и для нынешней практики.

После длительных обсуждений с участием полноправных представителей всех союзных республик был принят предложенный В. И. Лениным вариант образования федерации равноправных советских республик. 30 декабря 1922 года Первый Всесоюзный Съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В его состав вошли Россия (РСФСР), Украина (УССР), Белоруссия (БССР) и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР).

Декларация содержала основные принципы нового федеративного государства: национальная свобода, равенство, взаимовыгодное сотрудничество народов.

Договор содержал предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСР было преобразовано в правительство СССР. Образование СССР получило юридическое оформление в Конституции СССР, принятой Вторым Съездом Советов СССР 31 января 1924 года.

Первая Конституция СССР оформила структуру верховных органов власти, определила полномочия союзных органов, статус союзных республик и государственную символику.

В Конституции была реализована двухуровневая система органов государственного управления: общесоюзная и республиканская. Она обеспечивала двойной государственный суверенитет: федерации в целом и каждой союзной республики в отдельности.

Суверенитет субъектов федерации ограничивался лишь компетенцией Союза. За союзными республиками признавалось право сецессии, то есть право свободного выхода из Союза[5].

К исключительной компетенции Союза в лице его высших органов Конституция относила: международные отношения, вопросы обороны и внутренней безопасности, внешней торговли, планирование экономического развития страны, бюджет, финансы, руководство транспортом и связью и др. (ст. 1).

Остальные вопросы, не вошедшие в определенный Конституцией перечень, относились к ведению субъектов федеративного государства.

Высшим общесоюзным органом власти объявлялся Съезд Советов СССР (ст. 8). Он формировался на основе многостепенных выборов. В период между Съездами его полномочия переходили к ЦИК СССР, ответственному только перед Съездом. ЦИК СССР состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета национальностей, представлявшего интересы союзных и автономных республик, автономных областей и округов (РСФСР). Конституция устанавливала равенство палат ЦИК в законодательной сфере.

ЦИК СССР наделялся правом приостанавливать или отменять решения органов власти субъектов федерации. Поскольку ЦИК созывался три раза в год, то в период между его сессиями его полномочия передавались Президиуму ЦИК и СНК СССР (ст. 26, 37). В этом случае Президиум ЦИК являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом, а СНК – исполнительным и распорядительным органом, наделенным лишь некоторыми законодательными полномочиями (ст. 37-39).

СНК был подотчетен Президиуму и ЦИК. Наркоматы СНК подразделялись на общесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные, действовавшие на союзном и республиканском уровнях.

Функции судебного контроля, конституционного надзора, решения споров между союзными республиками возлагались Конституцией на Верховный Суд СССР.

Структура и компетенция органов управления союзными республиками определялись их Конституциями. А государственные органы автономных республик по своему устройству были аналогичны федеральным.

Местные органы государственной власти подразделялись на областные, губернские, уездные, волостные, городские и сельские. Определялось их устройство: Съезд Советов, исполком, экономическое совещание. В губерниях, уездах и больших городах действовали суды и прокуратура.

Своеобразие Конституции СССР 1924 года состоит в том, что в ней нет характеристики общественного строя страны, нет глав о правах и обязанностях граждан, об избирательном праве. Все это определялось республиканскими Конституциями. Но она решила основную задачу – завершила окончательное юридическое оформление образования СССР.

5. После завершения этапа становления НЭПа была проведена масштабная работа по кодификации норм советского права: были введены в действие Уголовный Кодекс РСФСР (1922 г.), Гражданский Кодекс РСФСР (1923 г.), Уголовно-процессуальный Кодекс (1922 г.), Гражданско-процессуальный Кодекс (1923 г.). Кодекс законов о труде РСФСР (1923 г.) и Земельный Кодекс РСФСР (1923 г.). Начнем с главного.

Введение Гражданского Кодекса РСФСР преследовало цель предоставить возможность для развития частной инициативы в условиях НЭП, но с обязательным сохранением контрольно-распорядительных функций в руках государства.

В ГК РСФСР 1923 года выделялись следующие разделы: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право.

В общей части устанавливалось, что на гражданскую правоспособность не влияют – пол, национальность, происхождение, вероисповедание и пр. Дееспособность наступала в полном объеме с 18-летнего возраста. Лишение или ограничение прав допускалось лишь по закону (ст. 6, 7). Гражданам предоставлялось полное право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, совершать сделки, создавать промышленные и торговые предприятия (ст. 5).

Гражданский Кодек РСФСР различал следующие формы собственности: национализированную и муниципальную (государственную), кооперативную и частную собственность. Как наиболее значимая выделялась государственная собственность, для нее устанавливался режим наибольшего благоприятствования. В то время, как частная собственность допускалась с некоторыми ограничениями ее видов, объектов, размеров и сроков владения (ст. 21, 52, 54, 55).

Право собственности по-прежнему рассматривалось как важнейший институт вещного права. ГК РСФСР упразднил традиционное деление имущества на движимое и недвижимое, что трудно поддается объяснению. Хотя ГК предусматривал право застройки и пользования зданием, усадьбой и т. п., но на определенных договорных условиях.

Обязательственное право выделяло обязательства из договоров (ст. 130-151), обязательства, возникающие вследствие необоснованного обогащения (ст. 399-402) и обязательства, возникающие вследствие причиненного ущерба (ст. 403-415). ГК выделял также обязательства, возникающие при найме по договору государственной собственности.

Особый раздел ГК отводился товариществам: простому товариществу, полному товариществу, товариществу по вере, товариществу с ограниченной ответственностью, акционерному обществу.

Наследственное право допускало наследование по закону и по завещанию, в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10 тыс. рублей. В случае превышения предельной стоимости наследства производился его раздел между наследниками и заинтересованными государственными органами. ГК был строго определен круг наследников и установлен порядок наследования (ст. 418, 420).

В целом в ГК РСФСР провозглашался приоритет государственных интересов над частными.

КЗОТ уже составлялся с учетом измененного в 20-е годы отношения к труду, то есть он основывался на добровольных соглашениях о найме рабочей силы.

Основной формой трудоустройства (но не единственной) становился коллективный договор, заключавшийся профсоюзом. Государство ограничивалось установлением общих требований: установление минимума зарплаты, 8-часового рабочего дня, оплачиваемого отпуска и т. п.

За профсоюзами сохранялось монопольное право на защиту интересов рабочих. Особое место отводилось фабрично-заводским комитетам: они обязаны были участвовать в организации производственного процесса. Снижение производительности труда ниже установленной нормы могло наказываться удержанием из заработной платы. КЗОТ вводил систему социального страхования, которая базировалась на страховых взносах предприятий, организаций, учреждений, пользовавшихся наемным трудом. Трудовая повинность допускалась лишь в исключительных случаях. Нарушители трудового законодательства могли привлекаться к уголовной или административной ответственности.

Составители Земельного Кодекса РСФСР (1922 г.) не подстраивались в принципиальных решениях под НЭП: Кодекс подтвердил национализацию земли и отмену частной собственности на землю. Право пользоваться землей, находившейся в едином государственном фонде, могло осуществляться в различных формах: сельской общиной, единоличным крестьянским хозяйством, сельскохозяйственной коммуной, артелью, совхозом.

Кодекс допускал перераспределение земли по инициативе пользователей, а также подтверждал права на аренду земли с использованием наемного труда. Но субаренда запрещалась. В Кодексе четко выделялись три основные части: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. В первой части подтверждалось, что все граждане РСФСР могли получить землю в трудовое пользование. Сделки купли-продажи, завещания, мены, дарения и залог земельных наделов – запрещались, а нарушители наказывались по закону. Из изложенного выше можно сделать вполне обоснованный вывод: Земельный Кодекс, сохраняя основные принципы социалистического землепользования, не препятствовал реализации НЭПа в аграрной сфере, что и обеспечило ей поддержку со стороны крестьянских масс и другой категории землепользователей.

Принятый в этом же году (1922 г.) Уголовный Кодекс по своему содержанию был направлен на правовую защиту государства и общества от преступлений и общественно опасных преступных элементов. Уголовный Кодекс определял преступление как “… всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью”.

УК подразделял преступления на государственные и обычные. Среди государственных особо выделялись контрреволюционные преступления (ст. 57-73) и преступления против порядка управления.

К обычным были отнесены должностные преступления, нарушения прав отделения церкви от государства, хозяйственные, преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественные преступления, воинские преступления, нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.

УК устанавливал, что целью наказания является защита Советского государства от преступных посягательств, а не возмездие. При определении меры наказания учитывались степень участия и характер опасности, как самого преступника, так и состава совершенного им преступления (ст. 15).

Уголовный Кодекс допускал применение аналогии “… в случае отсутствия в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты” (ст. 10).

Среди различных видов наказаний УК допускал высылку на срок или бессрочно из пределов РСФСР, принудительные работы (ИТР) без лишения свободы и “поражение в правах” (ст. 40), а также – увольнение от должности, общественное порицание и т. п.

УК учитывал изменения, произошедшие в период перехода к НЭПу. В частности: наказанию подлежали такие хозяйственные преступления, как порча арендатором предоставленного ему государством достояния, или невыполнение обязательств по договору с государственными организациями, или искусственное завышение цен на товары и т. п.

УК устанавливал также наказание за нарушение работодателями КЗОТа и заключенных с профсоюзами коллективных договоров.

Нормы процессуального права были закреплены в Гражданском и Уголовном процессуальных Кодексах. Гражданский процессуальный Кодекс состоял из пяти частей. Он регламентировал стадии гражданского процесса и обязанности судей по выяснению и подтверждению обстоятельств дела. ГПК определял также место и полномочия прокурора в гражданском процессе.

Уголовный процессуальный Кодекс (УПК) состоял из шести частей (разделов). Подтверждая принцип неприкосновенности личности, УПК устанавливал основания для задержания на 48 часов, расширял права обвиняемого на защиту, если он находился под стражей или имел серьезные физические недостатки. С целью установления истинных обстоятельств преступления УПК предоставлял суду право отбирать доказательства по своему усмотрению. Но в нем отсутствовали принцип презумпции невиновности и принцип уголовной ответственности только за совершенное преступление, что создавало предпосылки к грубому нарушению прав личности и законности в целом. Хотя УПК предусматривал возможность участия в судебном заседании общественных защитников и обвинителей. УПК регламентировал также нормы исполнения приговора и надзорный порядок обжалования приговоров.

При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, излагал свое особое мнение письменно и оно, без оглашения, прилагалось к судебному решению.

УПК РСФСР 1923 года с изменениями и дополнениями действовал до 1961 года.

6. Завершая изложение кодификации права в переходный период, следует указывать, что опыт РСФСР в проведении этой важной работы активно использовался как в автономных образованиях России, так и в союзных республиках СССР, с учетом особенностей их общественного и государственно-правового развития.

Так, например, в октябре 1924 года были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В них определялись пределы действия уголовного законодательства, его виды, цели и условия применения уголовных наказаний.

В декабре 1928 года принимаются Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Основой землепользования была объявлена национализация земли и определение ее в единый государственный фонд СССР. Землю могли получать только те граждане, кто мог обрабатывать ее своим трудом. Любые сделки с землей объявлялись недействительными. Приоритетным являлось государственное землепользование: по заявкам государственных предприятий и учреждений землеустройство проводилось вне очереди. Коллективным хозяйствам предоставлялись значительные льготы: Советское государство твердо выдерживало курс на неуклонное развитие коллективизации сельского хозяйства. ЦИК и СНК СССР в 1924 году утвердили первый общесоюзный Закон “О сельскохозяйственной кооперации”, которым все формы кооперации объединялись в единую систему.

Общий вывод по этой теме может быть таким: государственно-правовое развитие СССР и России в период НЭПа было активным и плодотворным, оно создало предпосылки не только для развития советской федерации, но и для создания социалистической экономики, ставшей фундаментом могучей державы.


1Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967., Т. 1, С. 212.

[2] См. “Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам”. Т. 1. С. 244-249.

[3] См. Великий Октябрь. Атлас. М., 1987. С.164.

[4] В РСФСР, например, к 1922 году входило 10 автономных республик и 11 автономных областей.

[5] См. Отечественное законодательство XI-XX вв., ч. 2. М., 1999. С. 218-233. Ст. 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: