Темы докладов и рефератов.




Лекция 9. СОЗНАНИЕ

Приступая к изучению сознания, философия сразу попадает в сложнейшую познавательную (методологическую, теоретическую) ситуацию. Мы сталкивается с необходимостью уточнения того, что же «нам дано» (с первоначальным определением сознания), с разнообразием философских, научных и ненаучных подходов к изучению феномена сознания. При самом первом приближении ясно, что сознание живет в нас в виде образов, чувств, переживаний, мыслей. Сознание – особая субъективная реальность, отличная от внешнего объективного мира. Есть море – и есть моя мысль о море, есть переживание радости или опасности при встрече с ним. Есть я, человек, и есть не только мысль, но и моя мысль о мыслях и чувствах, есть мое представление о самом себе, о мыслях и чувствах других людей. Человек может представить то, что никогда не видел, вспомнить то, что давно исчезло из его жизни. Сознание – это способность человека направлять свое внимание на окружающие предметы, на весь мир, способность познавать, понимать их и одновременно сосредотачиваться на своих субъективных состояниях, духовном опыте. Сознание обеспечивает не только «план знаний о мире», но и «план знаний о самом себе», о смысле всех вещей для человека. Какое значение имеют для меня предметы внешнего мира, достойно ли веду себя, каков смысл жизни личной жизни и совместного бытия с другими людьми? Без актов сознания и самосознания человек не выделился бы из Природы, не приобрел меру автономии и регуляции своего поведения в сообществе людей. Всю эту «вселенную сознания» человек использует для адаптации к природной и социальной жизни, практической деятельности и руководства собственным поведением.

Осмыслить «проблему сознания» – это понять, от каких факторов (материальных и информационных объективных и субъективных) зависят ее всевозможные проявления (ощущения, эмоции, мысли, интуиция, взлеты человеческого духа и др.) сознания. Как сознание связано с человеческой жизнью? Ведь содержание, механизмы, структуры сознание реализуются не в «чисто своей сфере», в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни.

В виду сложности, странности феномена сознания целесообразно пойти по линии обсуждения различных концепций сознания, не отвергая зерна истины в них. В тоже время нельзя не замечать (и не отмечать) моменты односторонности, абсолютизации и явные заблуждения в решении проблем сознания в рамках тех или иных концепций.

Религиозно-философская концепция сознания. Согласно этой концепции, человеческое сознание (естественно, вместе с самим человеком и Вселенной) создано Богом. Бог дает сознание, душу при рождении человека и отнимает их в момент его смерти. Проблема появления сознания решалась в плане истечения идеальной субстанции, особого света, потока мыслей и образов в наш земной мир. При всей своей необычности эта концепция полна продуктивных догадок. Например, догадка о двойственной природе сознания (идеально-небесный и земной планы сознания); сознание – не продукт чисто материальной эволюции, а создается Творцом, высшим Разумом (человеческое сознание обязательно должно иметь характеристики вселенского Разума, создано по «образу и подобию Божьему»). И даже истечение света можно отнести к догадке о полевом субстрате сознания. Что касается отделения души от тела, то современная гипотеза о тонкоматериальном мире говорит о сохранении информации о нашем потухшем сознании.

Концепции сознания в объективном и субъективном идеализме. Согласно объективному идеализму, Космос, природа – атрибуты сознания. Судя по книге Н.К. Рериха «Космические легенды Востока», такие представления зародились в глубокой древности. Еще до своего возникновения вся Вселенная заключалась в Космическом Разуме, существуя в нем как идея, которая потом воплощалась в жизнь в ходе последующих этапов развития. Именно как «инобытие Духа» трактует природу Гегель. Все есть Дух и Дух во всем, во Вселенной есть Разум. По Канту, все, что мы считаем космосом, вселенной, пространством и временем, связано с организацией нашего сознания. Рассудок и разум диктуют порядок Природе. Субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Юм) отвергает правомерность тезиса об объективном существовании сознания, независимом от воли субъекта. Мир, в котором живет и действует человек это мир сознания, совокупность ощущений, настроений, переживаний, мыслей. Недостаток идеалистических концепций состоит в том, что в них сознание представлено как независимое от материи, материальных процессов. Сознание «пребывает» в материальном мире, необусловленное им. Вряд ли возможно говорить о существовании информации, идеи или духа, отвлеченных от материальных взаимодействий.

Диалектико-материалистическая концепция сознания. Ее основные тезисы: а) материя породила сознание на определенном этапе своего развития, т. е. тогда, когда появился человек, общество; б) сознание – функция высокоорганизованной материи – материи мозга; в) сознание по своему генезису и содержанию есть общественный продукт, результат социально-исторического развития человечества; г) появление сознание есть более или менее случайный результат эволюции природы, появления человеческого труда.

Ф. Энгельс в своей брошюре «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) рассматривает социальные закономерности возникновения человеческого сознания. Специфически человеческие черты психика первобытного человека приобретает с началом труда, изготовления орудий. Коллективный процесс изготовления последних приводит к возникновению речи и мышления. Процессы труда, мышления, речи и социальные формы жизни «оттачивают», развивают человеческое сознание.

Согласно диалектико-материалистической концепции сознания, материя породила сознание в силу своей универсальной способности отражения, которое, постепенно развиваясь, привело к сознанию человека. Отражение есть способность материальных объектов воспроизводить свойства, структуру других объектов («запечатлевать», оставлять «след» в себе, на другом объекте). Этапы развития отражения: физические, химические взаимодействия в неживой природе, раздражимость у растений, психика у животных, сознание человека. Психическое отражение есть знаковая, сигнальная форма взаимодействия организма со средой. Оно знаменует собой субъективные ощущения, несет информации об объектах и внутренних состояниях организма. Психическое отражение развивается в связи с усложнением нервной системы и головного мозга. Сознание человека – это высшая форма психического отражения действительности, свойство человека как социального существа.

Диалектико-материалистическая концепция сознания вобрала в себя много верных философских и научных положений. Критика ее идет по линии опровержения «случайности» происхождения сознания, абсолютизации материального начала, отражения и труда в генезисе сознания.

Космическая, информационная концепция происхождения и функционирования сознания. Она объединяет физический Космос и человеческое сознание. Связь сознания (и его субстрата – мозга) с Космосом поддерживается на основе глобального информационного поля, информационно-полевой голограммы. Голограмма – полное (целостное) изображение объекта на основе интерференции световых волн, т. е. полная информация о нем. «Часть» голограммы структурно тождественна целому. Другими словами, сознание человека – голограмма космического сознания. Оно потенциально обнаруживает весь универсум мыслеобразов вещей и процессов в мире, смыслов жизни человечества. Такое космическое сознание актуально присутствует в нашем индивидуальном сознании, в нашем Я, в нашей душе («душа все помнит, только смутно»). Согласно этой концепции, мозг «не мыслит», а является лишь проводником информации извне. Процессы сознания как бы вынесены за пределы этого телесного органа. Ресурсы сознания (ум, интуиция, душа т. п.) связаны со способностью человека подключаться к вселенскому полю Разума или Сознания.

Представление о сознании на основе глобального информационного поля, голографического принципа является гипотезой, объясняющей работу сознания, но нуждающейся в уточнении. Наши идеи возникают и хранятся не в особом информационном поле, а в поле социальных взаимодействий человечества, в социальной памяти и языках культуры. «Вселенная сознания» связана с совокупным процессом производства и воспроизводства действительной жизни людей. Безусловно, энергетически и информационно сознание связано со всем Космосом, но континуум смыслов и значений задается исторически развивающимся обществом, мировой и национальной культурой.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себе подсознание (инстинкты, влечения), сознание (рассудок, наше Я) и сверхсознание (запреты, моральные нормы, идеалы или, другими словами, сверх-Я). З. Фрейд создал свою схему сознания из практики работы с сознанием. Психолог-теоретик А.Н. Леонтьев выделил в сознании три образующих: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл. Структура сознания по В.П. Зинченко включает бытийно-деятельностный слой (биодинамическая ткань действия, чувственная ткань образа) и рефлексивно-созерцательный слой (значение и смысл). Но в целом концепции психологов не создают стереоскопического, объемного видения структуры сознания.

В структуре сознания следует выделить: 1) чувственную сферу (к ней относятся ощущения, восприятия, представления, и здесь собственно формируется конкретно-осязаемая картина реальности); 2) мыслящую, логико-понятийную сферу (область общих понятий, мыслительных операции, систем знания, и где создается рациональная картина действительности, ведется поиск истины как соответствия наших знаний действительности); 3) эмоционально-аффективную сферу (область субъективных переживаний действительности, где царствуют эмоции гнева, страха, любви, отвращения и т. д.); 4) ценностно-смысловую сферу (в ней укоренены моральные нормы, духовные идеалы и ценности, главенствующие смыслы жизни); 5) интуитивная сфера (лежащая на «стыке» чувственного и логико-понятийного, сознательного и бессознательного, ценностно-мотивационного и логического); 6) надсознательная область, связанная с широкими мировоззренческими, религиозными и космическими представлениями; 7) бессознательное – область инстинктивных переживаний, витальных потребностей, генетически передаваемого опыта.

Все эти уровни, области, сферы сознания функционируют как единое целое, взаимосвязанно. Между ними могут быть самые разные отношения – взаимодействия, взаимокорреляции, дополнения, субординации, конфликты, оппозиции (например, известное «ум с сердцем не в ладу»).

Человеческое сознание всегда бытийно, предметно, т. е. оно направленно на предмет нашей деятельности, чувств, мыслей. В этом проявляется бытийно-деятельный план сознания. Но в тоже время сознание обладает способностью оборачиваться «на себя», т. е. обладать самосознанием, рефлексией. Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, практической и др. деятельности. Самосознание – это осознание содержание мыслей, мотивов и результатов деятельности, оценка себя, осознание своего «Я». «Я» – личность, освещенная светом самосознания, знающая и оценивающая себя. Самосознание – интегративный механизм сознания, без которого человеческое поведение невозможно. Самосознание в обществе появляется с развитием языка, форм общения, нравственно-ценностных систем культуры. У ребенка появляется в 2–3 года, когда он произносит «Я сам». Самосознание человека обусловлено мировоззрением, нравственной системой ценностей и оценок. Оно – продукт развития личности, форм социального общения. Рефлексия – направленность мышления на самого себя, на собственные процессы и собственные продукты, начиная от осознания своих действий и кончая раздумьями о смысле жизни. Рефлексия, подвергающая анализу собственные мыслительные и практические действия, духовные и душевные процессы, играет огромную роль в воспитании и самовоспитании человека.

Различают несколько этапов становления, функционирования нашего самосознания, нашего Я: 1) наше телесное «я» или самоидентификация с собственным телом; 2) социальное «я» (овладение системой социальных связей и ролей, социальной системой знаний и навыков); 3) нравственное «я», т. е. формирование и функционирование нравственного самосознания, нравственных норм и идеалов; 4) сверхсознательное «я» как осознание ответственности за судьбы общества, мира и всего живого на Земле, во всем Космосе.

Наше личностное Я должно пребывать в центре всех сфер и способностей сознания, гармонично их сочетая. Процесс формирования полноценного сознания обязательно включает вхождение человека в разнообразный человеческий опыт, системы знаний и ценностей человеческой культуры. К сожалению, современная культура – это раздробленный плюралистический мир, где господствует хаос знаний и ценностей и где люди мало понимают друг друга. «Расколотость», «частичность», односторонность сознания не способствуют взаимопониманию людей. Все способности, все сферы сознания нужны для познания Вселенной, социального и духовного творчества, общения, самопознания и самосовершенствования человека.

Следует с особой силой подчеркнуть общественный, социальный характер сознания. Сознание изначально включено в общественное бытие, в элементы социальной структуры общества. Соорганизованное сообщество является подлинным «телом» индивидуальных сознаний. «Сознание не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием» (К. Маркс). Сознание – это не просто образы мира, знание о бытии, ценности и отношение к нему, а именно интегративный способ бытия, осознанное бытие.

Исходя из понимания сознания как «интегративного фактора социального бытия», всестороннего охвата роли сознания в жизнедеятельности людей, можно выделить следующие функции сознания: 1) информационно-познавательную – получение информации, знаний о мире; 2) коммуникативную – обеспечение межличностного общения; 3) регулятивно-управленческую – регуляция индивидуального поведения, общественных отношений, управление поведением через сферу политического, нравственного, правового, эстетического, философского и др. сознания; 4) ценностно-смысловую – прояснение смысла и значимости явлений, событий и поведения людей; их оценка с позиции потребностей, интересов, ценностей и целей; 5) творчески-конструктивную – выдвижение новых идей, открытие, созидание нового, изобретение, конструирование; 6) мнемоническую или функцию памяти – исторической, социальной, культурной, индивидуальной; 7) культурно-воспитательную функцию, связанную с образованием и воспитанием людей, человека; 8) духовную функцию, ориентирующую человека на высшие смыслы, ценности и идеалы.

В указанных функциях в основном исчерпываются роль и содержание человеческого сознания.

 

 

Семинарское занятие №6

Проблема сознания.

1. Проблема души, тела и сознания в истории философии.

2. Возникновение и сущность сознания.

3. Структура сознания. Проблема самосознания.

Ключевые понятия: деятельность, общение, психика, душа, дух, создание, идеальное, самосознание, бессознательное, подсознательное, анимизм, гилозоизм, язык, знак, значение, информация.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Деятельность, психика и сознание, их сущность, специфика и

2. Взаимосвязь.

3. Проблема идеальности сознания.

4. Проблема возникновения и развития сознания.

5. Общественная природа сознания.

6. Знаковая природа языка.

7. Сознание и информация.

Сознательное, бессознательное, подсознательное



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: