Ознакомление со звуками Д-ДЬ.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- познакомиться со звуками Д, ДЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова,
дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в
слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного
восприятия.
- развивать фонематические представления.
Коррекционно- воспитательные:
- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности.
- воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.
Оборудование:
Картинка мартышка, предметные картинки, в названии которых есть звук Д и ДЬ, схема для характеристики звуков, аудиозапись «Мы веселые мартышки», фишки для выкладывания схем слова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку.
По деревьям скачет ловко,
Хвост ей лучшая страховка.
Обожает есть бананы
И качаться на лианах.
Кто это? (мартышка).
Её зовут Дуся.
- Какой первый звук слышится в её имени? (Д).
- Она узнала, что ребята могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый.
2. Артикуляционная гимнастика
- Но сначала необходимо подготовить наши язычки для работы.
Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы.
Широко открывают и закрывают рот.
Раскрывают и закрывают сложенные ладони рук.
Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы.
Покусывают язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Сжимают и разжимают кулачки.
Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы.
|
Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.
Поднимают и опускают кисти рук.
Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки.
"Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и
зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.
Поднимают и опускают руки.
Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.
Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной.
Сжимают и разжимают кулачки.
3. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.
- И так, какой первый звук слышится в её имени? (Д).
- Давайте расскажем мартышке всё, что мы знаем про звук Д (характеристика звука по схеме).
Произнесите звук [д] и скажите, как при этом расположены губы, зубы и язык. («Профиль» звука на рисунке).
- Верно, при произнесении звука [д] губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка упирается к верхним зубам.
- Подставив ладошку ко рту, произнесите звук [д], как выходит воздух изо рта? (Воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда: зубы и язык).
А если воздух изо рта выходит толчками и встречается преграда: зубы и язык, то это какой звук гласный или согласный? (Согласный). Правильно, согласный.
- А теперь поднесите руку к горлышку и проверьте, работает или нет голосок. (Горлышко дрожит). Если голос работает, горлышко дрожит, значит, звук [д] какой? (Звонкий). Правильно, звонкий.
- Каким цветом будем обозначать звук [д], в слове Дуся? (Синим).
- Почему? (Потому что он звучит твердо).
Дуся живет в далекой теплой Африке, и она никогда не слышала как стучит дятел по дереву.
|
Давайте мы ей покажем. Рот открыт, а язычок стучит по «бугорочкам». Возьмите зеркала и постучите как дятел д-д-д. Молодцы.
В кличке нашей мартышки звук [д] твердый – Дуся, а в слове дятел – мягкий [дь].
- Каким цветом будем обозначать звук [дь], в слове дятел? (Зеленым).
- Почему? (Потому что он звучит мягко).
- Итак, звук [д] – согласный, звонкий, твердый; а звук [д’] - согласный, звонкий, мягкий.
- Теперь Дуся знает, как стучит дятел и характеристику ее любимого звука.
4. Развитие фонематического восприятия. Выделение звуков Д и Д' в начале слов.
Игра «Поможем мартышке Дусе прочитать слова ».
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
И плачет Дусенька-мартышка:
«Мне не понятна стала книжка».
Читая слова без первого звука, детям предлагается посмотреть на картинки. Подумать есть ли среди них те, что понадобятся для игры.
Набор картинок: духи, домик, дерево, девочка, дублёнка, долька (чеснока, апельсина и т.п.).
- Какой звук вы услышали в начале каждого слова?
- Какие это звуки?
А теперь определите, сколько слогов в этих словах (Деление слов на слоги).
5. Дуся очень любит играть. И приготовила для вас игру «Сигнальщики».
Она принесла вам сигнальные карточки, хочет с вами поиграть и узнать кто из вас самый внимательный.
Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [дь] – зеленую. Возьмите в руки сигнальные карточки.
Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д, дь, д, д, дь, д.
А теперь труднее: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.
Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.
|
Дусе очень понравилось играть с вами. А сейчас пришло время отдохнуть.
6. Физминутка «Мы веселые мартышки».
Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
И ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!
7. Развитие фонематического и слогового анализа.
- Африка — это дом нашей мартышки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ.
(Выкладывание звуковой и слоговой схемы слова).
- Сколько слогов в слове «дом»? (Один).
- Почему в слове «дом» - один слог? (Потому что в слове «дом» слышится один гласный звук «о»).
- Назовите первый звук? (Звук [д]).
- Звук [д], какой? (Согласный).
- Почему он согласный? (Потому что, когда мы его произносим воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда - зубы и язык).
- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [д]).
- Еще, какой звук [д]? (Звонкий).
- Почему он звонкий? (Потому что, когда мы его произносим, в горлышке звенит голосок).
- Проверяем. (Дети кладут ладошку на горлышко и произносят звук [д]).
- И еще, какой звук [д]? (Твердый).
- Итак, если звук согласный, звонкий, твердый, то каким цветом мы его обозначаем? (Синим).
- Выкладываем квадратик синего цвета.
- Какой второй звук слышится в слове «дом»? (Звук [о]).
- Звук [о], какой? (Гласный).
- Почему он гласный? (Потому что, его можно петь голосом, когда мы его произносим воздух изо рта выходит свободно, не встречая никаких преград).
- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [о]).
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).
- Выкладываем квадратик красного цвета.
- И последний, третий звук, это звук … (Звук [м]).
- Звук [м], какой? (Согласный).
- Почему он согласный? (Потому что, когда мы его произносим воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда - губы).
- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [м]).
- Еще, какой звук [м]? (Звонкий).
- Почему он звонкий? (Потому что, когда мы его произносим, в горлышке звенит голосок).
- Проверяем. (Дети кладут ладошку на горлышко и произносят звук [м]).
- И еще, какой звук [м]? (Твердый).
- Итак, если звук согласный, звонкий, твердый, то каким цветом мы его обозначаем? (Синим).
- Выкладываем квадратик синего цвета.
Еще раз, скажите, сколько слогов в слове «ДОМ»? (Один).
- Почему в слове «дом» - один слог? (Потому что в слове «дом» слышится один гласный звук «о»).
- Какие согласные звуки в этом слове? (В слове «дом» - два согласных звука: звук [д] и звук [м]).
18. Подведение итогов, развитие фонематических представлений.
Да, чудесные звуки сегодня были на занятии. С этих звуков начинаются добрые слова.
Мартышка Дуся предлагает придумать слово, которое начинается со звука [д].
(Добрая(ый), душевная(ый),доброжелательная(ый), думующая(ий), дивный(ая), драгоценный(ая), дружелюбный(ая).
Вы самые дорогие!!!
- Дусе очень понравилось заниматься вместе с вами.
МОЛОДЦЫ!!!