Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.




Ознакомление со звуками Д-ДЬ.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- познакомиться со звуками Д, ДЬ.

- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова,

дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;

- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в

слове;

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного

восприятия.

- развивать фонематические представления.

Коррекционно- воспитательные:

- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности,

ответственности.

- воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.

Оборудование:

Картинка мартышка, предметные картинки, в названии которых есть звук Д и ДЬ, схема для характеристики звуков, аудиозапись «Мы веселые мартышки», фишки для выкладывания схем слова.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Отгадайте загадку.

По деревьям скачет ловко,

Хвост ей лучшая страховка.

Обожает есть бананы

И качаться на лианах.

Кто это? (мартышка).

Её зовут Дуся.

- Какой первый звук слышится в её имени? (Д).

- Она узнала, что ребята могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый.

 

2. Артикуляционная гимнастика

- Но сначала необходимо подготовить наши язычки для работы.

Дилы-дилы-дилы-дилы - показались крокодилы.

Широко открывают и закрывают рот.

Раскрывают и закрывают сложенные ладони рук.

Афы - афы - афы - афы - жуют листики жирафы.

Покусывают язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Сжимают и разжимают кулачки.

Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.

Поочерёдно упираются языком то в верхние, то в нижние зубы.

Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.

Поднимают и опускают кисти рук.

Ышки - ышки - ышки - ышки прячутся мартышки.

"Широкий" язык между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и

зубами. Рот при этом отрыт, нижняя челюсть неподвижна.

Поднимают и опускают руки.

Ышки - ышки - ышки - ышки - прыгают мартышки.

Пощёлкивают кончиком языка. Рот при этом отрыт, язык должен быть широким. Нижняя челюсть остается неподвижной.

Сжимают и разжимают кулачки.

3. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.

- И так, какой первый звук слышится в её имени? (Д).

- Давайте расскажем мартышке всё, что мы знаем про звук Д (характеристика звука по схеме).

Произнесите звук [д] и скажите, как при этом расположены губы, зубы и язык. («Профиль» звука на рисунке).

- Верно, при произнесении звука [д] губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка упирается к верхним зубам.

- Подставив ладошку ко рту, произнесите звук [д], как выходит воздух изо рта? (Воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда: зубы и язык).

А если воздух изо рта выходит толчками и встречается преграда: зубы и язык, то это какой звук гласный или согласный? (Согласный). Правильно, согласный.

- А теперь поднесите руку к горлышку и проверьте, работает или нет голосок. (Горлышко дрожит). Если голос работает, горлышко дрожит, значит, звук [д] какой? (Звонкий). Правильно, звонкий.

- Каким цветом будем обозначать звук [д], в слове Дуся? (Синим).

- Почему? (Потому что он звучит твердо).

Дуся живет в далекой теплой Африке, и она никогда не слышала как стучит дятел по дереву.

Давайте мы ей покажем. Рот открыт, а язычок стучит по «бугорочкам». Возьмите зеркала и постучите как дятел д-д-д. Молодцы.

В кличке нашей мартышки звук [д] твердый – Дуся, а в слове дятел – мягкий [дь].

- Каким цветом будем обозначать звук [дь], в слове дятел? (Зеленым).

- Почему? (Потому что он звучит мягко).

- Итак, звук [д] – согласный, звонкий, твердый; а звук [д’] - согласный, звонкий, мягкий.

- Теперь Дуся знает, как стучит дятел и характеристику ее любимого звука.

 

4. Развитие фонематического восприятия. Выделение звуков Д и Д' в начале слов.

Игра «Поможем мартышке Дусе прочитать слова ».

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

И плачет Дусенька-мартышка:

«Мне не понятна стала книжка».

Читая слова без первого звука, детям предлагается посмотреть на картинки. Подумать есть ли среди них те, что понадобятся для игры.

Набор картинок: духи, домик, дерево, девочка, дублёнка, долька (чеснока, апельсина и т.п.).

 

- Какой звук вы услышали в начале каждого слова?

- Какие это звуки?

А теперь определите, сколько слогов в этих словах (Деление слов на слоги).

 

5. Дуся очень любит играть. И приготовила для вас игру «Сигнальщики».

Она принесла вам сигнальные карточки, хочет с вами поиграть и узнать кто из вас самый внимательный.

Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [дь] – зеленую. Возьмите в руки сигнальные карточки.

Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д, дь, д, д, дь, д.

А теперь труднее: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.

Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.

Дусе очень понравилось играть с вами. А сейчас пришло время отдохнуть.

6. Физминутка «Мы веселые мартышки».

Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
И ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!

 

7. Развитие фонематического и слогового анализа.

- Африка — это дом нашей мартышки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ.

(Выкладывание звуковой и слоговой схемы слова).

- Сколько слогов в слове «дом»? (Один).

- Почему в слове «дом» - один слог? (Потому что в слове «дом» слышится один гласный звук «о»).

- Назовите первый звук? (Звук [д]).

- Звук [д], какой? (Согласный).

- Почему он согласный? (Потому что, когда мы его произносим воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда - зубы и язык).

- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [д]).

- Еще, какой звук [д]? (Звонкий).

- Почему он звонкий? (Потому что, когда мы его произносим, в горлышке звенит голосок).

- Проверяем. (Дети кладут ладошку на горлышко и произносят звук [д]).

- И еще, какой звук [д]? (Твердый).

- Итак, если звук согласный, звонкий, твердый, то каким цветом мы его обозначаем? (Синим).

- Выкладываем квадратик синего цвета.

- Какой второй звук слышится в слове «дом»? (Звук [о]).

- Звук [о], какой? (Гласный).

- Почему он гласный? (Потому что, его можно петь голосом, когда мы его произносим воздух изо рта выходит свободно, не встречая никаких преград).

- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [о]).

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).

- Выкладываем квадратик красного цвета.

- И последний, третий звук, это звук … (Звук [м]).

- Звук [м], какой? (Согласный).

- Почему он согласный? (Потому что, когда мы его произносим воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда - губы).

- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [м]).

- Еще, какой звук [м]? (Звонкий).

- Почему он звонкий? (Потому что, когда мы его произносим, в горлышке звенит голосок).

- Проверяем. (Дети кладут ладошку на горлышко и произносят звук [м]).

- И еще, какой звук [м]? (Твердый).

- Итак, если звук согласный, звонкий, твердый, то каким цветом мы его обозначаем? (Синим).

- Выкладываем квадратик синего цвета.

 

 

Еще раз, скажите, сколько слогов в слове «ДОМ»? (Один).

- Почему в слове «дом» - один слог? (Потому что в слове «дом» слышится один гласный звук «о»).

- Какие согласные звуки в этом слове? (В слове «дом» - два согласных звука: звук [д] и звук [м]).

 

18. Подведение итогов, развитие фонематических представлений.

Да, чудесные звуки сегодня были на занятии. С этих звуков начинаются добрые слова.

Мартышка Дуся предлагает придумать слово, которое начинается со звука [д].

(Добрая(ый), душевная(ый),доброжелательная(ый), думующая(ий), дивный(ая), драгоценный(ая), дружелюбный(ая).

Вы самые дорогие!!!

- Дусе очень понравилось заниматься вместе с вами.

МОЛОДЦЫ!!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: