Определения, используемые в навигации
Земля, её модели. Географические координаты
Земля - третья планета Солнечной системы с радиусом орбиты порядка 150 000 000 км. Вектор силы тяжести, ввиду неравномерного распределения масс в теле Земли, не всегда совпадает с нормалью к поверхности. Земля вращается вокруг воображаемой оси и имеет поверхность уникальной конфигурации, которая не поддаётся математическому описанию. Следствие — невозможность изображения земной поверхности на листе карты.
Геоид (Землеподобный — греч.) — воображаемая физическая модель Земли, имеющая уровенную поверхность (в каждой точке перпендикулярна вектору силы тяжести). Воображаемая поверхность геоида представляет собой воды Мирового океана в состоянии покоя. Горы отсутствуют, впадины несколько сглажены. Отвесная линия не всегда совпадает с нормалью к поверхности. Сложное математическое описание.
Земной сфероид (в навигации) - фигура, которую приняла бы Земля, находясь в состоянии гидростатического равновесия под влиянием сил взаимного тяготения её частиц и центробежной силы вращения вокруг неизменной оси. Материальная (физическая) модель Земли. Вектор силы тяжести, ввиду однородности материального вещества, совпадает с нормалью к поверхности. Возможен подбор математического (геометрического) аналога.
Сфероид (в навигации) - фигура равновесия вращающейся жидкой массы; (от авт.: имеется в виду Земной сфероид).
Земной эллипсоид - математическая модель Земли. Поверхность эллипсоида практически совпадает с поверхностью Земного сфероида, что позволяет уменьшать масштаб эллипсоида для дальнейшего картографирования.
Референц-эллипсоид - эллипсоид с параметрами и смещением центра эллипсоида относительно центра общеземного эллипсоида, при которых его поверхность в максимальной степени приближена к поверхности государства или группы государств. Данные параметры утверждены правительствами этих государств.
Северный полюс Земли - точка окончания земной оси, глядя на которую извне Земля видится вращающейся против часовой стрелки.
Северный полюс на земном эллипсоиде вращения - изображение Северного полюса Земли, помещаемого на чертеже (рисунке), как правило, в верхнем конце малой оси эллипсоида, изображающей ось вращения Земли.
Южный полюс Земли, земного эллипсоида (в дальнейшем — эллипсоида) — антипод Северного полюса.
Географический меридиан - след на поверхности эллипсоида от сечения её плоскостью, идущий от малой оси. Меридиан проходит от одного полюса до другого.
Истинный меридиан – географический меридиан, проходящий через глаз наблюдателя.
Экватор - след на поверхности эллипсоида от сечения её плоскостью экватора, нормальной малой оси в точке её центра. Экватор делит Землю и эллипсоид на Северное и Южное полушария.
Географическая широта точки на Земле - угол между отвесной линией в данной точке и плоскостью экватора.
Географическая широта точки на поверхности эллипсоида (φ; Ш) - угол между нормалью к поверхности эллипсоида в данной точке и плоскостью экватора. Измеряют дугой меридиана в пределах от 0° на экваторе до 90° на Северном (N; С) и Южном (S; Ю) полюсах. Северной широте при вычислениях присвоен знак «плюс», южной - «минус».
Широта точки на земном шаре - угол между земным радиусом в данной точке и плоскостью экватора.
Параллель - след на поверхности эллипсоида от сечения её плоскостью, нормальной малой оси. Широта на параллели постоянная. Параллель - геометрическое место точек с одинаковой широтой.
Географическая долгота точки на поверхности эллипсоида и шара (λ; Д) - двугранный угол между плоскостями начального (Гринвичского) меридиана и меридианом точки. Измеряют дугой экватора от 0° на Гринвичском меридиане до 180°, к востоку (к Осту - Е) со знаком «плюс» и к западу (к Весту - W) со знаком «минус». Следствие: меридиан - геометрическое место точек с одинаковой долготой. Меридианы 0° и 180° наименования не имеют. По меридиану 180° или вблизи от него на карте нанесена линия перемены дат.
Плоскость истинного горизонта - воображаемая плоскость, проходящая через глаз наблюдателя и перпендикулярная вертикальной линии в данной точке.
Истинные направления
Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная плоскость, проходящая через форштевень и ахтерштевень корпуса судна.
Линия курса судна - линия пересечения диаметральной плоскости и плоскости истинного горизонта, продолженная вперёд за форштевень (линия, идущая вперёд от носа судна вдоль ДП). У судна на ходу движители толкают его вдоль линии курса (вдоль ДП).
Истинный курс ИК - двугранный угол между северной частью плоскости истинного меридиана и носовой частью ДП, или: ИК - угол между нордовой частью истинного меридиана и линией курса судна; измеряют в круговом счёте по часовой стрелке: 0° - 359° - 0° (360°).
Линия визирования ориентира - линия, проходящая через глаз наблюдателя и ориентир.
Плоскость визирования ориентира - вертикальная плоскость, проходящая через линию визирования.
Истинный пеленг ИП - двугранный угол между северной частью плоскости истинного меридиана и плоскостью визирования ориентира, или: ИП - угол между северной частью истинного меридиана и линией визирования ориентира; измеряется в круговом счёте.
Курсовой угол КУ - двугранный угол между диаметральной плоскостью и плоскостью визирования ориентира, или: КУ - угол между линией курса судна и линией визирования; измеряют, как правило, в полукруговом счёте от линии курса (0°) - до линии визирования ориентира с правого борта (знак «+») или левого борта (знак «-») - в пределах до 180°.
Путевой угол ПУ - двугранный угол между плоскостью истинного меридиана и плоскостью, в которой перемещается центр масс судна под воздействием движителей и ветра, движителей и течения, или движителей, ветра и течения одновременно. Линию пересечения плоскости, в которой движется центр массы судна, с плоскостью истинного горизонта называют линией пути. Обозначение линии пути: ПУα - путевой угол дрейфа; ПУβ - путевой угол сноса- течением; ПУС или ПУα + β - путевой угол совместного сноса.
Гирокомпасные направления
Гирокомпас - техническое средство судовождения на судне, основой устройства которого является способность чувствительного элемента, содержащего прецесси- рующую гироскопическую систему, сохранять направление гирокомпасного мери диана.
Гирокомпасный меридиан - линия, вдоль которой устанавливается главная ось чувствительного элемента гирокомпаса в положении динамического равновесия. Гирокомпасный курс ГКК - угол между северной частью гирокомпасного меридиана и линией курса судна.
Гирокомпасный пеленг - угол между северной частью гирокомпасного меридиана и линией визирования ориентира.
Поправка гирокомпаса ΔГК - угол рассогласования между нордовыми частями истинного и гироскопического меридианов. Измеряется в полукруговом счёте от 0° до 180°. При отклонении гирокомпасного меридиана к осту - знак «+», при отклонении к весту - знак «-».
Земной магнетизм.
Магнитный компас Северный магнитный полюс - точка земной поверхности в северном полушарии, из которого выходят силовые линии магнитного поля Земли. Не совпадает с географическим полюсом, постепенно дрейфует.
Южный магнитный полюс — точка земной поверхности в южном полушарии, в котором сходятся силовые линии магнитного поля Земли. Не совпадает с географическим полюсом, постепенно дрейфует.
Магнитный меридиан - проекция приземной силовой линии магнитного поля Земли на поверхность Мирового океана в данной точке. Может представлять собой сложную кривую, отклоняясь от ортодромического направления между полюсами под влиянием магнитосодержащих масс в земной толще и под воздействием солнечных возмущений. В пределах длины судна можно считать отрезком прямой.
Магнитное склонение d - угол рассогласования северных частей истинного и магнитного меридианов в пределах от 0° до 180°. Его отсчитывают от истинного меридиана к осту со знаком «+», и к весту - со знаком «-». Для магнитных компасов судна магнитное склонение одинаковое.
Изогона - линия, соединяющая точки с равным магнитным склонением.
Агона - линия, соединяющая точки с нулевым магнитным склонением.
Приведение магнитного склонения к году плавания dt - суммирование величины d, показанной на карте, с рассчитанной величиной его изменения Δ dt за истекшие годы Δ t с учетом годового изменения Δ d, указанного в заголовке карты: dt = d+ Δdt — = d+ Δd-Δt.
Увеличение магнитного склонения - увеличение угла рассогласования истинного и магнитного меридианов в показанном на год издания карты направлении.
Уменьшение магнитного склонения - первоначальное уменьшение угла рассогласования истинного и магнитного меридианов, показанного на год издания карты.
Магнитный курс МК - угол между северной частью магнитного меридиана и линией курса судна; измеряется в круговом счёте.
Магнитный пеленг МП - угол между северной частью магнитного меридиана и линией визирования; измеряется в круговом счёте.
Магнитный компас - прибор курсоуказания на судне, основой которого является чувствительный элемент, содержащий систему магнитов. Эта система ориентируется вдоль равнодействующей суммарного магнитного поля в месте установки компаса (вдоль компасного меридиана).
Компасный меридиан в точке установки данного магнитного компаса (главного или путевого) - направление равнодействующего вектора магнитных полей Земли и судна на данный момент, вдоль которого ориентируется ось магнитной системы компаса.
Девиация магнитного компаса δ - угол рассогласования магнитного и компасного меридианов на данном курсе под воздействием магнитного поля судна в точке установки данного магнитного компаса. Несколько компасов судна имеют различную девиацию. Девиация меняется в пределах от 0° до 180°. При отклонении компасного меридиана к осту от магнитного девиация имеет знак «+», при отклонении к весту - «-». Девиацию компаса записывают в Таблицу девиации с интервалом компасного курса в 10°.
Поправка магнитного компаса ΔК - угол рассогласования истинного и компасного меридианов. Величину и знак ΔК определяет алгебраическая сумма магнитного склонения d и девиации магнитного компаса δ: ΔК - d + δ; изменяется в пределах от 0° до 180°. При отклонении компасного меридиана к осту от истинного - знак поправки «+», при отклонении к весту - знак «-». Соответственно, ΔК сохраняется только на данном курсе до входа в зону другого значения магнитного склонения.
Компасный курс КК - угол между северной частью компасного меридиана и линией курса судна; измеряется в круговом счёте.
Компасный пеленг КП - угол между северной частью компасного меридиана и линией визирования объекта; измеряется в круговом счёте.
Дополнительные термины
Сличение как действие - снятие одномоментных показаний двух шкал технических средств (приборов), измеряющих любые однородные параметры (курс, пеленг, время, координаты и т.п.), одна из которых принимается за эталонную, другая — за сличаемую. Величина и знак сличения - Сл определяется разностью показаний шкал эталонной и сличаемой. Показание эталонной шкалы равно сумме показания сличаемой шкалы и величины Сл со своим знаком.
Румб - имеет двоякое значение: 1 - направление по картушке магнитного компаса в так называемой румбовой системе счёта, в которой окружность разделена на 32 румба, т.е. румб равен 11¼ градуса. В современном судовождении практически не применяется. 2 - обобщённый термин, применяемый к любому направлению на судне, курсу или пеленгу.
Исправление румбов - пересчёт из компасных в магнитные; компасных, магнитных, гирокомпасных - в истинные. Действие «исправление» соответствует алгебраическому сложению. Например, КП + δ = МП, ГКК + АГК = ПК.
Перевод румбов - пересчёт из истинных в магнитные, компасные, гирокомпасные; из магнитных в компасные. Действие «перевод» соответствует алгебраическому вы читанию.