Как решать эти проблемы?




Глава 14

Несколько сценариев конфликтов

 

Эта глава содержит примеры конфликтов, известных детям не только по школе. К ним относятся конфликты между взрослыми, учителями и детьми, родителями и детьми. Используйте эти примеры для создания своих собственных сценариев, театральных и кукольных представлений, ролевых игр, дискуссий, мозговых штурмов — все это предназначено для решения проблем. Многие из этих примеров дают хороший материал для дискуссии о том, как выступать в роли посредника в конфликте. Вы можете обсудить, как юмор помогает иногда снять напряжение.

 

Конфликты в школе: Ребенок — Ребенок

 

Хотя следующие конфликты и относятся к детям, в их разрешении может участвовать и учитель.

 

Агрессия

 

В коридоре один ученик вырывает книги из рук другого, бросает их на пол, наступает на них и смеется.

 

Неприязнь

 

Двое учеников играют в прятки или ручной мяч. К ним подходит третий и просит принять его в игру. Первый отвечает «нет», потому что не любит его, а второй колеблется.

 

Насмешка

 

Один ученик ходит в школу в старой одежде. Другой постоянно насмехается над ним по поводу его одежды.

 

Собственность

Два ученика дерутся из-за карандаша. Один обвиняет другого в том, что тот украл его карандаш. Другой утверждает, что принес этот карандаш из дома.

Шутка

 

В столовую возвращается ученик, чтобы выяснить, кто облил молоком его булочку. Рядом с его тарелкой стоят двое учеников.

 

Друзья

В столовой у одного ученика оказалось два куска торта. Один из них он отдает своему лучшему Другу»

Странички юмор

Ящик с сюрпризом

 

Записываем на видео

 

другой ест сам. К ним подходит третий ученик и просит оставить что-нибудь и ему. Первый ученик не любит подошедшего, а его другу, наоборот, этот мальчик нравится.

 

Конфликты в школе: Ребенок — Учитель

 

Воровство

 

С письменного стола учителя украли деньги. Подозревают одного ученика, но нет никаких доказательств.

 

Фаворитизм

 

Три ученика обвиняют учителя, что у него в классе имеется любимец, а их это раздражает.

 

Обман

 

Два ученика в свободное время играют в шахматы. Один из них подходит к учителю и обвиняет другого в жульничестве.

 

Опоздание

 

Третий день подряд ученик опаздывает на урок на десять минут. Учитель только что закончил давать указания классу.

 

Пожарное учение

 

Школьные правила запрещают разговаривать во время пожарных учений. Один ученик замечает воду на полу и предупреждает остальных. Учитель слышал этот разговор и просит ученика остаться после занятий..

 

Место в очереди

 

Несколько детей, возвращающихся домой из школы, выстраиваются в очередь попить воды из питьевого фонтанчика. Учитель просит ученика, стоящего вторым в очереди, принести бумагу со своего стола. Этот ученик, выполнив просьбу, хочет вернуться на свое место в очереди.

 

Неподготовленный ученик

 

Во время урока учитель замечает, что один ученик ничего не пишет. Он выясняет, что у ученика нет ручки. Такое случалось с этим учеником и раньше.

 

Обман

 

Учитель подозревает двух учеников в обмане, так как они дают одинаковые ответы на контрольные вопросы. Обнаружив в своем столе листок с ответами на контрольные вопросы, учитель собирается поговорить с этими учениками в присутствии всего класса.

 

Невыполненная просьба

 

Учитель просит ученика закрыть дверь. Ученик громким голосом отвечает «нет».

 

Недовольный учитель

 

Один ученик держит руку поднятой в тот момент, когда учитель задает домашнее задание. Учитель просил не задавать ему вопросов до тех пор, пока не будет задано домашнее задание. Но ученик продолжает поднимать руку, потому что плохо слышит.

 

Конфликты дома: Соперничество среди детей

 

Одна книга на двоих

 

Двое детей проводят вечер дома. Один из них читает книжку комиксов. Другой входит в комнату к первому и хочет почитать ту же книгу.

 

Чья книга?

 

Маленькая девочка у себя в комнате просматривает книгу, которую ее старшая сестра принесла из библиотеки. Младшая сестра протестует, утверждая, что она нашла ее. Старшая сестра настаивает, но младшая не соглашается.

 

Кто наденет свитер?

 

Два брата одеваются, чтобы идти в школу. Один надевает свитер, который собирался надеть в этот день, и другой хочет того же самого. Первый брат ссылается на то, что ему разрешили надеть этот свитер.

 

Конфликты дома: Родители — Дети

 

Следующие конфликты происходят дома, и могут использоваться в качестве упражнений группами родительской поддержки или родителями и детьми, работающими в одной группе.

 

Няня

 

Двенадцатилетний мальчик хочет устроиться няней по уходу за малышом, чтобы пополнить свои карманные деньги. На работе требуется быть во второй половине дня два или три раза в неделю. Родители мальчика не знакомы с той семьей, в которую их сын хочет устроиться няней.

 

Ответственность

 

Ребенок возвращается домой к обеду после игры с друзьями, не подозревая о последствиях. Его мать находится в ярости, так как она просила сына сразу же вернуться после школы, чтобы посидеть с малышом, а самой успеть на прием к врачу.

 

Семейная встреча

 

Семья пытается решить, как распределить семейные обязанности справедливо и эффективно. Мать обычно все выполняла сама, но стала уставать и раздражаться, потому что никто не помогал ей, а она не любит каждый раз обращаться за помощью.

 

Тайна

 

Мать, стирая белье, обнаружила в кармане рубашки сына сигареты. Она не одобряет курение и очень расстроена, что сын скрывает свое пристрастие. Сын только что вернулся домой из школы.

 

Конфликты детей вне школы

 

Следующие конфликты происходят там, где нет учителя и родителей, готовых помочь найти решение. Но если требуется, то в описываемые конфликтные ситуации можно ввести и взрослых. Данные примеры можно использовать в работе с родителями, учителями и теми, кто уже окончил школу.

 

Моральная дилемма

 

Отец одной девочки попросил ее никогда не забираться на деревья, потому что боится, что она упадет. Девочка обещала отцу выполнить его просьбу, хотя очень любила и умела забираться на деревья. На следующий день по пути в школу она и ее подруга увидели на дереве котенка. Девочка боится, что котенок упадет. Но ее подруга никогда не забиралась на деревья, а она помнит свое обещание, данное отцу.

 

Необоснованное обвинение

 

 

В книжном магазине мальчик просматривает книжки комиксов, чтобы купить одну. Этот мальчик прочитал почти все, что было издано, и ищет что-нибудь новенькое. Продавец подозревает, что мальчик читает, чтобы не платить или собирается украсть книгу, и начинает кричать на него.

 

Старшие дети

 

1. Ребенок играет с новой игрушкой. К нему подходит более взрослый ребенок и пытается отнять игрушку.

 

2. На пути в школу более взрослый ребенок пытается отобрать у малыша деньги на завтрак.

 

Воровство

 

Около магазина после школы один мальчик разрабатывает план, как ему украсть сигареты. Но ему нужен напарник, так как последний раз его здесь чуть было не поймали. Другой мальчик не хочет принимать участие, потому что понимает, что совершает преступление.

 

Конфликты между взрослыми

 

Поскольку творческое разрешение конфликтов применимо ко многим ситуациям, мы включили несколько примеров, относящихся к взрослым. Их можно использовать на семинарах учителей, преподавателей университетов, группах родительской поддержки.

 

Стерео.

 

К вам пришел друг и вы слушаете стереозаписи. Но ваш сосед по комнате хочет заниматься.

 

Соседи

 

На границе между вашим домом и домом вашего соседа растет яблоня. Вы хотите, чтобы ваши дети могли залезать на нее и не хотите поэтому, чтобы яблоню опрыскивали. Однако ваш сосед хочет подрезать, опрыскивать яблоню и снимать с нее урожай. Вы оба пытаетесь решить данную проблему к обоюдному удовлетворению.

 

Метро

 

1. Однажды вечером в метро вы замечаете мужчину, пристально смотрящего на вас. Вы переходите в другой вагон, но мужчина следует за вами. Вы выходите на следующей остановке, он также выходит. Поезд готов тронуться.

 

2. В поезде метро вы видите четырех подростков, пристающих к какому-то человеку.

 

Опасная улица

 

1. Вы — женщина, идущая вечером одна домой. Мужчина, следующий в противоположном направлении, сталкивается с вами, по всей видимости неумышленно, и неприлично ругается.

 

2. Вечером вы идете домой и замечаете двух мужчин, следующих за вами на близком расстоянии. Вы переходите на другую сторону улицы, они делают то же самое.

 

Театр

 

Вы поджидаете у входа в театр друга, который пригласил вас и у которого билеты. Ваш друг должен был прийти на встречу еще полчаса назад. Уже пять минут, как идет спектакль. Появляется ваш друг. Но вы не хотите идти, пока не начнется антракт.

 

Обман

 

Вы прогуливаетесь по улице. Кто-то подходит к вам и требует отдать деньги. Он выше вас и к тому же, как он утверждает, у него в кармане нож. Но вы не видите никакого ножа.

 

Глава 15

 

Понимает ли кто-нибудь?

 

Необходимость сопереживания и доверия

 

В конце каждого упражнения оставляйте время, чтобы дети могли поделиться своими чувствами и наблюдениями. Для детей важно обсуждать не только то, чему они научились, выполняя данное упражнение, но и как оно изменило их. Например, ролевая игра может вызвать много воспоминаний из прошлой жизни ребенка. Рассказы о своих чувствах сближают детей и формирует атмосферу доверия и открытости. В такой атмосфере дети развивают осознанное отношение к самооценке, сотрудничеству, общению и творческому разрешению конфликтов. Но чтобы развить все эти навыки в полной мере, очень важно научиться разделять как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Следующие упражнения помогут детям достичь указанной цели.

 

Круг доверия

 

Упражнение способствует равному участию каждого ребенка в совместной работе и создает доверительную атмосферу. Существуют два основных правила:

 

1. Каждый участник имеет право высказаться

 

2. Каждый должен быть услышан.

 

Задайте вопрос, который вызовет оживленную дискуссию. Например: «Что находилось бы в вашей идеальной комнате, если бы она была у вас?» Разрешите детям высказываться свободно, или строго по очереди, но в любом случае ограничьте время выступления тридцатью секундами. Используйте это упражнение постоянно и объединяйте его с другими, чтобы поднять настроение в группе. Используйте его и в том случае, когда в классе возникают конфликты, применяйте его и при обсуждении книг, театральных постановок или кинофильмов. Со временем, когда дети привыкнут к этому упражнению, используйте его для обсуждения более сложных проблем типа «Можете ли вы вспомнить, когда чувствовали себя отверженными?» Обсуждайте подобные темы только тогда, когда дети чувствуют себя уверенно и доверяют друг другу. В качестве других возможных тем можно назвать «самые первые воспоминания», «учебные занятия, которые вызывают радость», «идеальная семья». Круг доверия можно проводить везде, где вы считаете нужным и со всеми возрастными группами, включая родителей и группы родительской поддержки.

Социальный барометр

 

Упражнение, позволяющее детям в веселой форме обмениваться своими эмоциями и чувствами. Нарисуйте числовую шкалу от минус пяти до плюс пяти по всей длине классной доски. Попросите детей собраться у нулевой отметки. Попросите кого-нибудь задавать этой группе детей вопросы о кинофильмах, родных братьях и сестрах, деньгах, велосипедах, прогулках по парку, приготовлении обеда, подметании пола. Вопросы задавайте так, чтобы на них можно было однозначно ответить «да» или «нет». Например, «Тебе нравится идея о появлении у тебя братьев и сестер?» или «Ты любишь смотреть кино?». Дети, у которых этот вопрос вызывает положительные эмоции, перемещаются к той отметке шкалы, которая, по их мнению, количественно выражает их отношение. То же самое и для отрицательных эмоций. Если у детей возникают отрицательные эмоции, они перемещаются к отрицательной части шкалы. Если данное упражнение сложно выполнить всем классом, образуйте небольшие группы.

 

Игры доверия

 

Они помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества. Используйте эти игры, когда дети чувствуют себя уверенно в общении друг с другом.

 

Прогулка с завязанными глазами

 

Эта игра учит детей доверять друг другу. Разбейте детей на пары — ведомого, с завязанными глазами, и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите партнеров поменяться ролями через некоторое время. В конце упражнения предложите детям обсудить, что они чувствовали, выполняя роли ведомого и ведущего. Реакция детей на оказываемое доверие и на необходимость оказывать доверие часто удивляет их самих.

 

Надежное падение

 

Игра формирует чувство единства и взаимного доверия. Попросите детей образовать небольшой тесный круг и крепко взяться за руки. Один ребенок стоит в центре круга и, стараясь держать свое тело прямо, падает на круг в любом направлении. Дети, на которых этот ребенок падает, ловят и ставят его в вертикальное положение. Если позволяет время, дайте каждому ребенку по очереди побыть в центре круга.

 

Надежный лифт

 

Упражнение, аналогичное предыдущему. Попросите кого-нибудь лечь на пол лицом вверх. Пусть несколько детей подойдут к лежащему ребенку и поднимут его. Они могут по его просьбе поднять выше и пройтись с ним в любом направлении, а затем снова опустить его на пол. В конце упражнения обсудите, что дети ощущали, когда их высоко поднимали и опускали.

 

Маски, которые носят дети

Эта игра способствует возникновению дискуссии, что такое социальные роли и зачем они нам нужны. Начните с анализа типичных ситуаций, с которыми дети сталкиваются в школе и дома. К ним относится прогулка, завтрак, поездка в метро, забытая домашняя работа, посещение столовой, перерыв, передразнивание, позднее возвращение домой, обед. Попросите детей образовать небольшие группы и разыграть ситуации, придуманные в процессе обсуждения. Когда дети получат ясное представление о подобных ситуациях и исполняемых в них ролях, попросите их изготовить маски, с помощью которых дети будут показывать, как они себя чувствуют в той или иной ситуации. Например, ребенок, совершающий поездку в метро, может надеть маску, выражающую тревогу или одиночество. Другой ребенок, который с опозданием берется за домашнюю работу, может надеть маску, выражающую страх. Попросите детей разыграть несколько представлений и обсудите их. Маленькие дети чаще всего недопонимают, что такое социальная роль, но быстро учатся «делать лицо», подходящее к той или иной ситуации.

 

Исключение

 

Эти упражнения помогают детям испытать чувства, когда тебя отвергают, или когда ты отвергаешь. Это очень деликатная тема, и данные упражнения следует проводить в атмосфере взаимной поддержки. Одним из способов познакомить детей с этой темой является ролевая игра, в которой какого-нибудь ребенка исключают под тем или иным предлогом из общей деятельности и затем обсуждают, что чувствовали участники и зрители данной игры.

 

Игра в тарабарщину

Игра помогает детям задуматься о последствиях отторжения других детей и понять их страх быть отторгнутыми. Попросите кого-нибудь произносить бессмысленные звуки или нести перед классом тарабарщину. Затем пусть остальные сделают то же самое с целью тренировки. Наконец, образуйте группы из трех человек и попросите детей говорить тарабарщину друг другу. Следующий шаг — пусть дети исключат одного ребенка из своей группы, то есть перестанут разговаривать с ним невнятно и бессмысленно. Повторите такое исключение три раза, чтобы каждый член группы смог побывать в таком положении. В конце упражнения обсудите, как чувствовали себя исключающие и исключенные. Это упражнение нужно провести быстро, чтобы процесс исключения не был продолжительным. Иногда дети выражают беспокойство по поводу своего исключения, но большинство принимает эту игру лишь как способ анализа данной темы. Если у ребенка возникнут сильные отрицательные эмоции в связи с его исключением, то его следует успокоить и найти способ поднять настроение.

 

Прорвись вовнутрь

Данное упражнение также помогает детям познакомиться с состояниями отвергаемого и отвергающего. Сначала попросите детей образовать тесный круг и крепко взяться за руки. Предложите кому-нибудь проникнуть в центр круга с внешней стороны. Если кто-нибудь из детей прорывается в центр круга, тогда он становится в круг, а другой ребенок из круга пытается прорваться вовнутрь. Предоставьте детям возможность играть столько, сколько позволяет время. Если кто-нибудь окажется неспособным проникнуть в центр круга, то он должен быть исключен из игры не более чем на одну минуту или около того. После истечения этого времени поставьте ребенка в круг и предложите кому-нибудь другому попытаться прорваться. В конце упражнения обсудите различные способы, с помощью которых можно проникнуть в центр круга, и как данное упражнение было воспринято детьми.

 

Глава 16

Как это работает?

Давайте подведем итоги

Подведение итогов — время, необходимое для установления обратной связи. Подведение итогов можно провести в конце или во время упражнения. Подведение итогов показывает детям, что упражнение проводится для них и их участие в игре необходимо и ценно. Учитывайте результаты подведения итогов при планировании новых упражнений. Подведение итогов — деятельность, повышающая самооценку, развивающая чувство группового единства, помогающая как учителям, так и ученикам.

Большой палец вверх, большой палец вниз

Интересный и быстрый метод оценки упражнений. Он дает возможность узнать, нравится или нет какое-либо упражнение, а также причину этого. Перечислите упражнения, которые группа выполняла в последнее время. Если какое-то из них понравилось детям, они поднимают большие пальцы вверх. Если почти понравилось, то поднимают руки. Если не понравилось, опускают большие пальцы вниз. В первое время дети могут поднимать и опускать пальцы просто так, ради забавы. Но если вы отнесетесь к подведению итогов серьезно, в конце концов они поймут важность выражения своей симпатии или антипатии. Если какое-нибудь упражнение получило единодушно отрицательную оценку, не пожалейте времени выяснить причины этого.

 

Беседа один на один

 

Это более основательный метод оценки, чем только что рассмотренный. Побеседуйте с детьми один на один, задавая конкретные вопросы по поводу тех упражнений, которые вы провели. Подобные беседы, проведенные сразу же после нескольких первых упражнений, могут помочь вам в планировании всей работы на год. Если вы захотите придать процедуре подведения итогов характер некоего документа, запишите ее на видеопленку; дети любят смотреть видеозаписи.

 

Словесная оценка

 

После каждого упражнения словесная оценка позволяет вам немедленно установить обратную связь. Подобная связь является чрезвычайно ценной, так как на ее основе можно легко улучшить старое и создать новое упражнение. Вы можете спросить: «Что именно вам понравилось в сегодняшнем занятии? Что именно вам хотелось бы изменить? Что именно вам не понравилось? Чего вы ожидаете от будущих занятий?» Прямые вопросы полезны при разработке новых планов.

 

Оценочный лист

 

Он информирует о тех упражнениях, которые не понравились детям, или наоборот — очень понравились. Перечислите в первой колонке все упражнения, выполненные классом за какое-то время. Начертите правее еще три колонки, над каждой из которых нарисуйте три рожицы — улыбающуюся, для выражения поддержки, нейтральную — для выражения безразличия, нахмуренную — для выражения неодобрения. Вы можете также включить вопросы типа «Какое упражнение тебе понравилось больше всего? Что ты хочешь добавить? Что ты не хочешь повторить снова?» Или попросите детей поставить звездочки напротив тех упражнений, которые им понравились больше всего. Используйте оценочный лист после выполнения нескольких упражнений. Для дальнейшей информации о подведении итогов смотрите третью и четвертую главы.

 

Упражнения Что вы думаете о них?

То, что мы делали

(список упражнений меняется в

зависимости от темы семинара) + - =

Напишите что-нибудь приятное

о каждом ученике своего класса

(группы)

Круг доверия

Беседа

Блокнот самоутверждения

Ставим пьесу

Делаем машину

Изобрази эту вещь

Зум

Что тебе понравилось больше

всего?

 

Глава 17

 

Почему только в классе? Расширяем наше мастерство, чтобы решать более сложные задачи

 

Хотя большей частью мы работали с детьми и учителями начальных классов, мы разработали много семинаров для проведения занятий с детьми более младшего и более старшего возраста, семейными группами и группами смешанного возраста. Мы взаимодействовали с людьми, которые использовали наши идеи при работе с другими группами. Мы надеемся, что следующие примеры стимулируют ваши размышления о том, как использовать их в вашей группе.

 

Дети дошкольного возраста

 

С детьми дошкольного возраста, включая детей, посещающих детский сад, используйте менее продолжительные и более активные игры, удерживающие их внимание. Дети такого возраста любят ритуальные и ритмичные игры и песни. Используйте куклы, чтобы разговорить застенчивых детей. Для таких детей куклы — более легкое средство решения конфликтов, чем ролевая игра или участие в представлении. Упражнения с использованием символов или требующие анализа для таких детей трудны, но игры по развитию сотрудничества и повышению самооценки обычно очень успешны. Среди упражнений, хорошо зарекомендовавших себя, можно назвать Все вместе Создаем Музыку, Изображаем Машину, Изобрази Эту Вещь, Буря, Угломер, Дотронься До Синего Цвета, Зум, Мой Бонни, и большую часть игр из серии Легкие-и-Проворные (которые среди малышей мы называем «будь как кошка»).

 

Многие другие упражнения можно адаптировать к детям дошкольного возраста. Например, одна из версий упражнения Вытаскиваем Не Глядя для детей, еще не способных делать что-либо вместе, состоит в том, чтобы обойти вокруг мешка и изобразить средствами пантомимы то, что из него вытащили.

 

Студенты высших учебных заведений

 

Многие из рассмотренных в этой книге упражнений и методических приемов, прежде чем они были адаптированы к ученикам начальных классов, апробировались на студентах и взрослых. Остальные нуждаются лишь в незначительных изменениях. Например, в игре Запомни Имя вместо того, чтобы спрашивать детей, какой десерт самый любимый, попросите назвать любимый вид спорта или то, что им нравится делать в субботу утром.

 

Преподаватели высших учебных заведений, заинтересованные в интеграции изложенных здесь идей в учебный план, найдет в книге много полезных для себя упражнений. Упражнение Я Желаю можно использовать для анализа какого-нибудь исторического события. Блокнот Самоутверждения можно превратить в творческое задание (письменное) по анализу собственных положительных переживаний и отношений. Попросите студентов-естественников построить классификацию позвоночных животных. Преподаватели высших учебных заведений могут использовать технику разрешения конфликтов и решения проблем, такую как ролевая игра или сценическое представление для анализа реальных конфликтов или лучшего понимания исторических конфликтов. Упражнение Слон И Пальмовое Дерево можно адаптировать для изображения геометрических фигур.

 

Дети с эмоциональными расстройствами

 

Хотя у нас имелся небольшой опыт в этой области, мы большей частью учились на опыте других педагогов, использовавших идеи ДТРК при работе с детьми с эмоциональными расстройствами. В этой связи представляет интерес письмо от Эмили Уайтсайд, научного руководителя клинической службы Центра развития в Веллингтоне, штат Северная Каролина, описывающее опыт работы с более ранним изданием этой книги:

 

«У меня был самый восхитительный год, когда мне удалось использовать Руководство по Творческому Разрешению Конфликтов в работе с группой из девяти умственно отсталых детей в специальной школе в Веллингтоне, Северная Каролина. Возраст детей колебался от семи до девяти лет. Так как самой значительной проблемой было отсутствие у этих детей необходимых социальных навыков, то учитель и я сосредоточили свое внимание на формировании отношений доверия и помощи среди детей. Для своей группы дети выбрали название Самые Лучшие Друзья. Мы встречались с детьми один раз в неделю на сорок пять минут с января по май.

 

Для самообучения мы использовали программы, объясняющие значение дружбы. В результате их применения у детей повысилось чувство уверенности. Было замечено, что даже в таком раннем возрасте на формирование личности ребенка влияет отношение к нему окружающих как к «отсталому». Дружественная обстановка в группе, заставившая в новом свете увидеть свое «я», позволила совершенно закономерно увидеть вокруг себя заслуживающих уважения личностей.

 

Использовались творческие методы обучения, основанные на создании и исследовании вымышленных жизненных ситуаций — куклы, волшебные сказки и ролевая игра. По-видимому, это идеальный способ позволить детям с пониженным уровнем интеллектуальной деятельности, учиться. Руководство предложило блестящие методы и служило надежным средством в работе детей над разрешением конфликтов. Ролевая игра была главным методом нашей работы. Она открыла детям возможность свободно обсуждать свои чувства и наблюдать желаемые образцы поведения, одновременно помогая им различать уместное и неуместное поведение.

 

Поскольку работа с детьми — самая деликатная сфера... должно пройти достаточно времени, прежде чем появятся первые результаты. Учитель и я видели нашу задачу отчасти в том, чтобы помочь развитию у этих детей собственного «я», и отчасти в том, чтобы это «я» находило все большее выражение в их отношении к другим детям. Скоро наша работа стала приносить результаты. Несколько недель спустя во время посещения ребенка, которого перевели из другой школы, учитель отметил значительный прогресс. Подавленный ребенок, которого когда-то на две недели исключили из школы из-за агрессивного поведения, сотрудничал с другими детьми, уважительно относился к новой школе, хорошо учился и, самое главное, был очень доволен самим собой. Таким образом, мы можем сказать, что терпеливое и заботливое отношение окружающих к ребенку производит такие изменения в личности ребенка, которые гарантируют ему непрерывный рост и развитие.

 

Семинары для учителей

 

Воспитатели могут выбрать любую из следующих целей при организации семинара для учителей:

 

— Обменяться мнениями о новых методиках и упражнениях.

 

— Обсудить способы внедрения новых методик и упражнений в повседневную жизнь класса.

 

— Создать группу поддержки учителей, чтобы вместе работать и творчески решать проблемы.

 

— Каждая группа учителей имеет свою специфику. Некоторые могут захотеть пригласить помощника со стороны. Другие могут предложить выбрать помощника из своей группы. Наш опыт показывает, что успех семинара зависит от нескольких условий:

 

— Познакомьте администрацию с вашим проектом. Попросите у нее поддержки и, если возможно, специального времени, когда учителя могут встречаться.

 

— Ищите людей, кто желает активно участвовать в работе семинара.

 

— С самого начала проясните групповые приоритеты. Некоторые учителя могут захотеть поработать над решением актуальных классных проблем. Другие могут отдать предпочтение учебе и проверке своих знаний и умений в классе. Третьи могут захотеть участвовать только в обсуждении тех или иных проблем.

 

— Способствуйте созданию рабочей атмосферы в группе, доброжелательным отношениям между ее членами. Поощряйте работу всех участников, взаимную поддержку, открытость и желание работать над решением конфликтов.

 

— Сделайте участие в работе семинара более важным приоритетом, чем достижение конкретных результатов. Обсуждайте каждое упражнение после его выполнения, адаптируя, если необходимо, к вашей ситуации.

 

— Создайте атмосферу открытости, поощрения творческого мышления и выдвижения новых идей. Хороший пример таких возможностей показывает упражнение Воображаемый Мир.

 

Одной из групп, использовавших семинары для учителей, был Центр Ежедневной Помощи, наблюдавший за детьми от трех до двенадцати лет в районе, охватывавшем пятьдесят домов. Вот что они пишут:

 

«Сначала группа ориентировалась на упражнения, развивающие доверие и взаимную поддержку. Медленно, но заметно общение становилось более эффективным, дух сотрудничества распространился на всех членов группы. Знакомство с основными понятиями о разрешении конфликтов состоялось в процессе анализа реальных разногласий между членами группы. Им была предоставлена возможность высказывать сочувственные и самые тривиальные оценки, содержащие в себе тем не менее намек на более глубокие чувства. Члены группы на практике испытали те методы, которые они использовали при работе с детьми и обнаружили, что эти методы значительно уменьшают напряженность и вероятность конфликтов и среди взрослых. Рост взаимопонимания среди членов группы привел если не к настоящему миру, то к увеличению гармонии благодаря терпеливому руководству организатора семинара Пенни Бергер.

 

Полученные на семинаре опыт и знания использовались также и за пределами группы — при работе с детьми как в Центре, так и в тех домах, наблюдение за которыми входило в его обязанности...»

 

П. Прутцманн Дружный класс как маленькая планета.

 

Санкт-Петербург, Светлячок, 1998

 

Прутцмани П. Дружный класс как маленькая планета. Пер. с англ. В. А. Светлова. — СПб.: ООО «Светлячок», 1998. — 144 с: с ил.; (серия «Искусство конфликта»).

 

ISBN 5-89735-006-Х

 

Книга «Дружный класс как маленькая планета», построенная на программе ДТРК (Дети Творчески Разрешают Конфликты), известна во многих странах. Ее глубинная философия состоит в том, чтобы создать атмосферу тепла, доверия и поддержки среди детей и взрослых. Только в такой атмосфере дети получают возможность учиться взаимодействовать друг с другом и разрешать конфликты гуманным и конструктивным способом.

 

Оглавление

 

От авторов

 

Как пользоваться этой книгой

 

Предисловие к русскому изданию

 

Глава 1. Творческий ответ. Как противостоять насилию

 

В этой главе объясняется философия программы «Дети Творчески Разрешают Конфликты», ее главные темы и те навыки, которые она стремится сформировать. Эта глава дает самое первое представление о том, что такое сотрудничество, общение, самоутверждение личности и разрешение конфликта.

 

Глава 2. Развитие главной идеи. Корни насилия

 

Краткое историческое обоснование проекта. Глава включает анализ причин конфликта, важность применения полученных навыков в повседневной жизни и формирование чувства доверия.

 

Глава 3. Подготовка и планирование. Некоторые предварительные замечания

 

В этой главе объясняется важность создания творческой атмосферы в классе. Рассматриваются три способа: творческие семинары, интеграция в повседневную жизнь класса, интеграция в учебный план (учебную деятельность). Предлагаются методы диагностирования потребностей класса и Даются подсказки для эффективного планирования творческих семинаров.

 

Глава 4. Начинаем. Роль помощника

 

Кратко описываются некоторые приемы и понятия, которыми может пользоваться помощник руководителя семинара, включая технику начала и окончания тренировочных сеансов. Высказаны советы о роботе в небольших группах.

 

Глава 5. Интеграция бросает вызов. Выход за пределы семинара

 

В этой главе описываются примеры, как учителя интегрировали знания и навыки, приобретенные на семинаре, в учебную и повседневную жизнь своих классов

 

Глава 6. Давайте знакомиться. Упражнения, помогающие запоминать имена

 

Игры с именами представляют веселую, снимающую усталость работу. Они позволяют формировать у детей чувство коллективизма. Приводится несколько примеров игр, которые можно использовать в течение всего учебного года.

 

Глава 7. Делая себя свободными. Игры, помогающие детям стать раскованными

 

Описываются игры, вызывающие у детей смех и поощряющие их к свободному взаимодействию. Эти игры снимают напряжение и помогают повысить энергетический потенциал всей группы. Многие из этих игр помогают детям сосредоточиться на том, что происходит в данную минуту.

 

Глава 8. Давайте создадим коллектив. Обучение сотрудничеству

 

Описываемые игры помогают формировать положительную атмосферу в классе, развивают сотрудничество и предлагают альтернативу играм, поощряющим соперничество. Включены упражнения по совместному рисованию, участию в спектаклях и другие проекты, помогающие детям вместе добиваться поставленной цели.

 

Глава 9. Ты слышишь меня? Учимся общаться

 

Навыки эффективного общения важны для творческого разрешения конфликтов. Данная глава включает полезные упражнения по развитию способности слушать, наблюдать и говорить.

 

Глава 10. Мы все особенные. Утверждение нас самих и других в качестве самостоятельных личностей

 

Низкая самооценка является основанием многих конфликтов. Упражнения, повышающие самооценку детей, способствуют развитию у детей положительного восприятия самих себя и других. Эта глава включает упражнения, которые можно проводить как в больших группах, так и с отдельными учениками.

 

Глава 11. Блокнот «Все обо мне». Создание бесценного сокровища

 

Хотели ли вы когда-нибудь записать все приятное о самом себе? Данная глава содержит несколько примеров, как выполнить это с помощью листков самооценки. Среди многих способов — рисунки детей о том, что они любят делать и в чем преуспевают, записи мыслей, которые повышают их самооценку.

 

Глава 12. Давайте изготовим музыкальный инструмент сами. Упражнения, которые повышают самооценку

 

В этой главе приводятся образцы музыкальных инструментов, которые можно изготовить из простых и недорогих материалов.

Глава 13. Иногда мы все можем выиграть. Творческое разрешение конфликтов

Часто мы мыслим разрешение конфликтов только в терминах «побед



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: