Компьютер в детском саду.




 

Компьютеризация школьного обра­зования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на за­нятиях в детских садах только начи­нается. Но это новшество требует тщательного изучения не только со сто­роны педагогов и психологов, но и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследо­вания, проведенные в школах, показа­ли, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуют­ся школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.

Степень утомления на занятиях с ЭВМ определяется качеством изобра­жения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находит­ся в состоянии интенсивного разви­тия. Именно в возрасте 5—6 лет фор­мируется нормальная рефракция гла­за, происходит переход физиологиче­ской дальнозоркой рефракции в нор­мальную или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соот­ветствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напря­женная длительная зрительная рабо­та на близком расстоянии, нераз­борчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.). Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, фор­мируется произвольное внимание и мно­гие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здо­ровье.

С этой целью в НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР и НИИ фи­зиологии детей и подростков АПН СССР были проведены наблюдения за состоянием здоровья и работоспособ­ности детей шести лет одного из дет­ских садов Москвы, в учебно-воспита­тельном процессе которого использо­вался компьютерно-игровой комплекс (КИК) «Электроник». В сосстав КИК входит ЭВМ БК 0010 с видеотерми­налом цветного изображения. Занятия проходят в специально оборудованном компьютерном зале. Содержание про­граммного обеспечения занятий раз­работано НИИ дошкольного воспита­ния АПН СССР. Анализ используемых игровых программ показал, что все они соответствовали возрастным возможно­стям детей.

Для оценки влияния игровых занятий с использованием КИК до и после этих занятий у детей определялись функцио­нальное состояние зрительного анали­затора, центральной нервной системы (ЦНС) и умственная работоспособ­ность. В процессе игровой деятельности проводились хронометражные наблюде­ния за поведением дошкольников, в том числе и за характером изменения позы. Дополнительным контролем служили исследования умственной работоспо­собности в течение всего дня пре­бывания в детском саду. Результаты показали: доля непосредственного об­щения дошкольников с экраном дис­плея во время занятий высока и со­ставляет 78—82 %. Для определения допустимой одноразовой длительности оценивалось влияние 5-, 10- и 15-минут­ных занятий с компьютером. Продол­жительность игровых занятий в 5 минут не вызывала неблагоприятных измене­ний в организме детей: функциональ­ное состояние ЦНС и зрительного ана­лизатора практически не изменялось. При 10-минутной игре внешние призна­ки утомления (двигательное беспокой­ство, отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры — на последней минуте. Однако

были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5 % случаев) и отмечено ухудше­ние показателей состояния аккомода­ционного аппарата глаза (в 20 % слу­чаев), что особенно нежелательно для детей этого возраста. Таким образом, 10-минутная продолжительность игро­вых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система гла­за, обеспечивающая четкое рассматри­вание предметов на близком расстоя­нии, Это может привести к развитию близорукости.

При 15-минутной продолжительности занятия у всех детей уже на 10—12-й минутах появлялось двигательное бес­покойство, которое нарастало и усили­валось к концу занятия. Увеличива­лось число ошибок при игре, ослабевал интерес к ней. Все это сопровожда­лось снижением функциональных воз­можностей зрительного анализатора и ЦНС,

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предельно допустимая длительность игровых заня­тий на ЭВМ для детей шести лет не должна превышать 10 минут.

Наблюдения также показали, что наиболее неблагоприятные изменения в функциональном состоянии отмеча­лись преимущественно в понедельник и пятницу. Так, к концу недели снижал­ся уровень умственной работоспособ­ности дошкольников, более половины из них заканчивали компьютерные занятия с выраженным утомлением. У всех детей ухудшались показатели, отражающие состояние аккомодационного аппарата глаза. Примерно такая же картина от­мечалась и в понедельник. Таким об­разом, в качестве наиболее благоприят­ных дней для проведения занятий с ком­пьютером в группе детей седьмого года жизни могут быть рекомендованы втор­ник, среда и четверг. Анализ данных показал: без ущерба для состояния здоровья дети могут заниматься на ЭВМ лишь один-два раза и неделю. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей зна­чительно утомлялись.

Выраженное утомление диагностиро­валось и в том случае, если занятия с компьютером проводились после трех обязательных занятий или в период, от­веденный для прогулки.

Для поддержания устойчивого уров­ня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют усло­вия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответ­ственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необ­ходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Наши исследования показали: в тех случаях, когда вместо стульев исполь­зовались кубы, ухудшение осанки детей к концу года отмечалось в два раза чаще, чем в группах, где не было заня­тий с ВДТ. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпенди­кулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное рас­стояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За видеотерминалом недо­пустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изо­бражения на экране.

Для уменьшения зрительного напря­жения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и кон­трастным, не имело бликов и отраже­ний рядом стоящих предметов.

Необходимо также исключить воз­можность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.

Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.

При работе компьютеров в помеще­нии создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электроста­тического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами.

Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального ми­кроклимата, предупреждения накопле­ния статического электричества и ухуд­шения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание ка­бинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Признавая, что компьютер — ново-мощное средство для интеллектуаль­ного развития детей, необходимо пом­нить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной орга­низации как самих занятий, так и всего режима в целом.

Компьютерно-игровой комплекс дей­ствует с января 1989 года. Он размещен в комнате площадью 40 м2, смежной с физкультурным залом. Установка комплекса произведена под контролем медико-технической комиссии (в соста­ве главного энергетика и инженера-электроника, инспектора по технике без­опасности, представителей пожарной инспекции и санэпидемстанции, офталь­молога и психоневролога). Комплект учебной вычислительной техники «Элек­троника КУВТ-86» состоит из ЭВМ ДВК-2Ш и 10 рабочих мест «Электро­ника БК-ОО10Ш» (на базе цветных теле­визоров «Электроника Ц-431», с интер­претатором языка «Бейсик», 72-кла-вишный). Клавишный вариант конст­рукции БК-0010 оказался неприемле­мым для применения в дошкольном уч­реждении из-за невозможности исполь­зования символьных накладок для учеб­ных и игровых программ. Попытки изготовления различных приспособлений к стандартной клавиатуре не да­ли желаемого результата. Поэтому кла­вишная аппаратура была переделана вручную на мембранную с символь­ными накладками.

На занятиях используются разви­вающие, и обучающие программы, разработанные ЦНИИ «Электроника» МЭП СССР совместно с лабораторией игры НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Занятия проводятся со старшими до­школьниками один раз в неделю по под­группам в 8—10 человек (предельное нахождение детей у дисплея 15 мин). Пока одна подгруппа находится в ком­пьютерно-игровом зале, другая зани­мается в спортивном зале. Затем дети меняются местами. Таким образом че­редуется умственная и физическая на­грузка. Кроме того, создается положи­тельная эмоциональная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом усваивать необходимые знания.

Каждое занятие структурно разделе­но на четыре части: вводная (объяс­нение), основная (игры на компьюте­рах), заключительная (анализ игры) и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения).

Все работы по созданию условий в компьютерно-игровом зале и заня­тия с детьми находятся под строгим контролем медиков. С этой целью за­ключен договор с кафедрой детских болезней лечебного факультета Горь-ковского медицинского института.

Медицинский контроль включает:

1. Изучение влияний на уровне ор­ганизма как целостной системы; ана­лиз адаптационных возможностей ор­ганизма (АВО) по методике А. В. Або-ленской («Педиатрия».— 1989..— № 6).

2. Изучение реакции организма на уровне клетки; анализ особенностей высшей нервной деятельности; дина­мический контроль за состоянием де­тей на клиническом уровне.

3. Разработку доступных методов контроля за здоровьем детей (типа прогностических сценариев обучения), методов профилактики возможных сдвигов.

Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволяет констати­ровать:

1. Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств, кожу при занятиях, регламентирован­ных временными методическими реко­мендациями «Гигиенические условия организации учебных занятий с при­менением компьютеров...», не установ­лено.

2. Выявлены некоторые, сдвиги адап­тационных возможностей организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне АВО пос­ле игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е. психоэмоциональное напряжение (ожи­дание неизвестного) по'сле игры сни­мается. Отсюда следует, что, возмож­но, главным стрессовым фактором явля­ется элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при постоян­ных занятиях исчезает.

3. Выявлено положительное влияние на восстановление адаптационных воз­можностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.

Таким образом, полученные медицин­ские данные позволяют сделать сле­дующие выводы:

— занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для де­тей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);

— нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит элемент напряженности у де­тей);

— при работе с видеотерминалами перспективно использование физкуль­турной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов (типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.

В течение года нами опробовано около 40 игр, предложенных в комплек­тах «Знайка». В перспективном плани­ровании работы в компьютерно-игро- вом зале обязательно учитывались программные задачи на данный период,

степень сложности конкретной игры, а также чередование разных серий игр («математика», «изобразительное твор­чество», «конструирование» и т. д.).

Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:

1. Занятия с применением компьюте­ров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваи­вают программы, добиваясь их правиль­ного решения.

.2. Психологическая готовность до­школьников к использованию компью­терных программ различного содержа­ния и уровня формируется всей сис­темой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспита­тельно-образовательной работы.

3. Большое значение имеет правиль­ный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.

4. Особое место занимает предвари­тельная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «До­рожные знаки» представляют значи­тельные трудности для детей-шести­леток, которые ранее не посещали дет­ский сад или поступили к нам из других дошкольных учреждений. Наши воспи­танники, как правило, легко справляют­ся с заданиями, так.как имеют воз­можность еще в младших группах ос­воить все необходимые знаки и символы в автогородке.

5. Игры серий «Математика» и «Аз­бука в картинках» помогают детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобрете­ние новых знаний. Так, например, бла­годаря огромному интересу к компью­терным математическим играм, все де­ти, старшей группы в кратчайший срок усвоили цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости»).

6. Практика показала: большое зна­чение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи.

С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяю­щих повысить интерес детей (для игр «Построй домик», «Шарики», «Садик», «Дом» и т. д.).

7. Непременным условием организа­ции компьютерных игр является высо­кий уровень сформированности твор­ческой игры. Именно в творческой игре у ребенка развирается способность на­делять тот или иной предмет каким-то игровым значением, что необходимо для осмысленного оперирования симво­лами на экране дисплея,

8. Следует подчеркнуть, что режис­серские игры, а также игры из серии «Изобразительное творчество» имеют много общего в способах и этапах вы­полнения задания. Поэтому, освоив последовательность выполнения дей­ствий в одной игре (например, «Кос­мос»), дети легко переносят их в другие («Город», «Море»),

9. Замечено, что дети лучше справ­ляются с заданием, если работают за компьютером парами, Работа «один на один» является усложнением за­дания,

10. Параллельно с обычными груп­пами в компьютерно-игровом зале за­нимаются дети логопедических групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько ху­же, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

11. Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что компьютер­ные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сра­зу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образователь­ной работы.

Компьютерная техника используется не только для игр детей. Благодаря множительному печатному устройству к каждому педсовету выпускается «Пе­дагогический вестник». Кроме того, в соответствии с научным договором с медицинским институтом внедряется программа индивидуального прогноза здоровья ребенка. Суть данной методики в следующем: путем автоматизиро­ванного (компьютерного) тестирования родителей (о состоянии здоровья малы­ша и всех членов его семьи, социально-бытовых условий и т. д.) определя­ется предрасположенность ребенка к каким-либо заболеваниям, прогнози­руется вероятная патология и даются конкретные рекомендации по профилактическим физкультурно оздоровительным мероприятиям. Причем все данные о детях закладываются в память ком­пьютера и могут в любое время вос­создаваться для контроля и сравнения результатов.

 

Приведем примерный конспект заня­тия по игре «Построй домик».

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какую интересную книгу я для вас приготовила. Как она называет­ся? («Три поросенка».) Кто помнит, о ком эта книга? Как звали поросят?: Почему Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа назы­вают глупыми поросятами? В каком доме они спаслись от волка? Хотите прослушать продолжение этой интерес­ной сказки?

Некоторое время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф жили у своего брата Наф-Нафа в его крепком каменном доме. Но со вре­менем поросята подросли, и им стало тесно даже в этом просторном помещении. Решили два глупых поросенка по­строить себе каждый по кирпичному дому. Достали грузовик, погрузили в него кирпичи и поехали на строитель­ную площадку. Но поросята очень торо­пились и ехали по кочкам и ухабам, не разбирая дороги. Добравшись до стройки, они увидели, что все кирпичи раскололись, осколки растерялись по дороге. Прикладывали поросята один кирпич к другому, прикладывали, да все равно дырки получаются. Давайте поможем им найти кусочки, сложить кирпичи и построить домики, чтобы не замерзли поросята зимой».

После краткого объяснения способов работы с клавиатурой дети присту­пают к выполнению задания. Построив домик, ребенок получает поощритель­ную карточку с изображением поросен­ка и, если позволяет время, присту­пает к повторному строительству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: