Ход занятия.
I. Организационный момент.
Вспомним наше правило:
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- У кого вы бывали в гостях?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную Страну звуков.
- А что мы будем делать в Стране звуков? Мы будем знакомиться с новыми звуками и играть с ними.
Посмотрите на карту, какая эта красивая Страна.
II. Актуализация знаний детей.
- Ребята, в этой стране два королевства.
Жители одного королевства, которое маленькое, умеют громко кричать и стонать, петь, завывать и баюкать.
Как вы уже догадались, жители этого королевства назывались (гласные звуки).
- Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным).
- Давайте заглянем в это королевство.
Дидактическая игра «Не ошибись».
- Родители произносят звуки, а вы поднимаете свои сигналы (квадраты красного цвета) только тогда, когда услышите гласный звук. (Называю звуки [А], [М], [У], [Д], [И], [К], [О], [Ы], [К], [И], [Н], [В] и т.д.).
- Жители большого королевства умеют шелестеть, скрипеть, даже фыркать и шипеть.
- Как называются жители этого королевства? (согласные звуки).
- Каким цветом обозначаются твердые согласные на схеме? (синим цветом). Мягкие согласные? (зеленым цветом).
Дидактическая игра «Вспомни и назови пару».
- Родители называют твердый или мягкий согласный звук, а дети вспоминают и называют его пару. (Называю звуки [М], [П], [КЬ], [НЬ], [Х], [ГЬ], [Д], [ВЬ]).
Молодцы!
III. Изучение нового материала.
- Ребята, давайте пройдем в королевство «Согласные звуки»» и познакомимся поближе с его жителями.
|
Но посмотрите, у ворот королевства стоит великий страж. Войти в королевство могут только те, кто отгадает его загадки.
Ну, что, попробуем?
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдет?
Я, и верный мой дружок –
Красный маленький … Флажок
- Назовите первый звук в слове «флажок» (звук [Ф]).
- Произнесите этот звук.
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный).
- Почему? (Воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа), не поется, произносится отрывисто).
- Что делают губы, зубы и язык, когда произносят звук [Ф]? (Нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята; верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой, язык внизу).
- Звук [Ф] – глухой или звонкий? (Горлышко спокойно, не дрожит, значит, звук глухой).
- Произнести звук [Ф] спокойно, тихо, громко.
- Каким цветом будем обозначать звук [Ф]? (синим). Почему? (он твердый).
- Итак, звук [Ф] – согласный, глухой, твердый.
Дидактическая игра «Поймай звук».
- Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [Ф]: (Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, диван, шарф, фотограф, девочка, футболист, телевизор, фигурист и т.д.)
- Послушайте еще одну загадку:
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы совы и кто? Филины
- Назовите первый звук в слове «филины» (звук [Фь]).
- Произнесите этот звук.
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный).
- Почему? (Воздух встречает преграду (верхние зубы и нижняя губа), не поется, произносится отрывисто).
|
- Что делают губы, зубы и язык, когда произносят звук [Фь]? (Нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята; верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой, язык внизу).
- Звук [Фь] – глухой или звонкий? (Горлышко спокойно, не дрожит, значит, звук глухой).
- Произнести звук [Фь] спокойно, тихо, громко.
- Каким цветом будем обозначать звук [Фь]? (зеленым). Почему? (он мягкий).
- Попробуйте произнести этот звук мягко.
- Итак, звук [Фь] – согласный, глухой, мягкий.