Апории Зенона, его доказательство немыслимости движения




Философия как теоретизированное мировоззрение

Мировоззрение — совокупность знаний о мире, пропущенная через отношение к этому миру.

Понятие мировоззрения шире философии.

Чтобы знание существовало, к нему должно быть “приложено” отношение группы людей (научной школы).

Принцип системности: есть два равноважных вопроса. Ни один из них не выбрасывается.

Философия = системное + теоретизированное мировоззрение.

Первые греческие философы

Фалес считается родоначальником греческой философии. Хотя и до него существовала литература философская и научная.

Большинство научных трудов того времени являлись сборниками «рецептов», рассказывающих, что и как надо сделать,

чтобы получить нужный результат, но не объяснялось, почему все делается именно так. Фалес первым сформулировал

понятие «доказательство». Утверждение считалось доказанным, если в данный момент времени контраргументация невозможна.

Первое докозательство — теорема о равнобедренном треугольнике.

Главные рассуждения философов того времени были о природе.

Субстанция — то, что лежит в основе всего. У Фалеса это была вода, т.к. из нее происходит жизнь.

Его ученик Анаксимандр считал, что субстанция не может обладать какими-либо качествами (как из черной субстанции получить белый предмет?).

И за еденицу субстанции выбирает апейрон — нечто, не имеющее качеств. Апейрон постоянно вращается и разделяется на сухое и влажное, холодное и горячее.

Различные комбинации состояний — элементы (сухое+горячее — огонь и т.д.). Другой ученик Фалеса — Анаксимен считал субстанцией воздух.

Сжимаясь он превращается в воду, затем в землю, а расширяясь — в огонь и эфир

Пифагор и философия пифагорейцев

«Все вещи суть числа»

Пифагор был склонен к мистическому. И почти боготворил натуральные числа (субстанция по Пифаогору), т.к. через них выражалась гармония, а через числа

и гармонию все остальное. Основал свою собственную религию, одним из главных положений являлось переселение душ.

В его представлении числа, наподобие чисел на игральных костях или картах, обладают формой. Отсюда берут начало кубы и квадраты чисел.

Пифагор так же говорил о продолговатых треугодьниках и пирамидальных числах и т.д. Это были числа горстей гальки (или горстей дроби).

Пифагор хотел сделать арифметику научной основой в физике, так же, как и в эстетике.

Первый кризис в математике. К несчастью для Пифагора знаменитая теорема о том, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы,

привела к открытию несоизмеримости, а это явление опровергало всю его философию. Если взять прямоугольный треугольник с катетами,

равными единице, гипотенуза = корню из двух. Что невозможно представить в виде натуральных чисел. Пифагор запретил использование подобных чисел.

Что помешало дальнейшему развитию математики.

Гераклит и Парменид. Доказательство Парменида несуществования бытия

Гераклит являлся мистиком, считал основой всего огонь. Все в огне сгорает, наверно, из огня и выходит. Все в мире меняется,

как пламя.у гераклита вещи не просто состоят из огня. Сам огонь в них воплощается, и вещи — различные состояния одной и той же субстанции.

Душа — смесь воды(низменное начало) и огня(благородное начало).

Парменид — основатель научного мышления. Субстанция = бытие (все сущее) — объединение воли существующих. Субстанция реальна,

множество чувственных вещей — простая иллюзия.

• Мышление = бытие. Мысль о предмете = предмету мысли

• Противоречивая мысль ничему в мире не соответствует.

Теорема парменида о несуществовании небытия.

Лемма: небытие немыслимо. Если небытие мыслимо, оно существует. Что невозможно.

Сама мысль Парменида о существовании небытия — ошибка.

На основе этой теоремы было доказано, что бытие неизменно. Если бы оно менялось, то становилось небытием. А оно не существует.

Парадокс сингулярного существования: если небытие немыслимо, нельзя подумать о его несуществовании. Если разделить существование на

а) в голове и б) в мысли можно избежать парадокса.

Апории Зенона, его доказательство немыслимости движения

Апории — парадоксы, загадки.

Опровержение математической индукции: пусть n песчинок — куча. 1 песчинка не куча, по индукции n не куча -> n+1 не куча. Противоречие.

Доказательство немыслимости движения:

• Пусть пр-во непрерывно (есть возможность бесконечного деления)

а). Ахилес и черепаха.

б). Дихотония. Ахилес никогда не пройдет метр (тогда считалось, что бесконечная сумма 1/(2^n) не сходится). Ахилес проходит половину метра,

половину от половины метра и т.д. Он никогда не пройдет до конца.

• Пусть про-во неделимо (дискретно)

а). Стрела. В каждый момент временистрела покоится, а сумма покоев = покою. Движение стрелы нельзя помыслить.

б). Стаций. Лемма: скорость всегда одинакова 1 квант пространства за 1 квант времени.

Если пройти за один квант времени два кванта пространства. Нельзя определить сколько времени потребуется на 1 квант пространства и наоборот.

Атомизм Демокрита

Демокрит — родоночальник научного материализма. Материализм — признание первичности мира вещей. В основе всего — атомы. Они не имеют форму и неизменны.

Но не неподвижны. Вместе с атомами появляется понятие пустоты. Но что это такое, никто объяснить не мог, почему она существует то же.

Различные вещи составлены из разных атомов. Душа тоже состоит из атомов, причем из наиболее подвижных. Из них так же состоит огонь.

Смерть наступает, когда выдох сделан, а вдох нет, то есть, движение атомов души в теле прекратилось.

Теория копий. Любая вещь испускает из себя маленькие подобия себя, сквозь кожу эти копии достигают души человека и попадают в память, разум.

Так человек воспринимает окружающий мир.

Демокрит был детерменистом. Абсолютный детерменизм: у всякого явления есть причина. A является причиной B, если из не A-> не B.

 

7. Теория идей Платона

Идеализм — идея первична.

Поиск общих понятий. Что такое общий? Определить такое понятие невозможно. Определяем стул, как мебель, мебель определяем далее и т.д.

Доходоим до предела. Далее понятие дать невозможно.

Объективный идеализм. Что важнеее, множество или элемент?

Элемент — демократический подход

Множество — тотальный подход.

Теория идей. Наряду с чувственным миром существует мир идей, не постигаемый чувственно, но который можно помыслить.

Верховная идея — благо, остальные ей подчиняются и следуют из нее.

Идея порождает вещь. Все материальное стремится достичь идеала – идеи.

Теория идей частично логична и частично метафизична. С логческой точки зрения имеется много животных, о которых мы можем сказать, что это собака.

Под словом «собака» мы подразумеваем нечто отдельное от каждой отдельной собаки. Какое-либо животное является собакой потому, что оно разделяет общую природу,

свойственную всем собакам. Само слово «собака» в таком случае подразумевает нечто универсально собачье. Согласно метафизической части этой теории, слово «собака»

означает некоторую идеальную собаку, созданную богом и единственную в своем роде.

Собака умирает, но слово «собака» остается. Значит, идея собаки— причина существования собаки, и она вечна.

Материя — нечто бескачественное, но чувственно воспринимаемое.

Идея у Платона — нечто прекрасное, возвышенное. Отсюда и доказательства должны быть не только правильными, но и красивыми.

Теория припоминания. Платон отвергает эмперическое познание мира. Когда человек умирает, душа возвращается в мир идей. Когда человек рождается, душа,

приходя из мира идей, теряет память (притча о пещере). Все наши открытия — воспоминания души. Платон не отвергает априорное знание.

 

8. Философия Аристотеля

Считается создателем первой формальной логики.

“Одно и то же в одном и том же отношении не может быть и не быть одновременно.” - Определение научного мышления.

Парадокс существования. Не существуем в будущем, не существуем в прошлом. Между прошлым и будущим всего лишь миг. В миге нельзя говорить о существовании.

Аргумент третьего человека, опровергающий теорию идей Платона. Множество – произвольная совокупность элементов. У любого множества есть идея. Возьмем человека.

У него есть идея. Идея и человек – множество. У этого множества есть идея – третий человек. Так можно продолжать до бесконечности. По Платону мир идей конечен,

приходим к противоречию. Объясняя конечное множество через бесконечное множество терминов, мы определяем простое через более сложное.

Теория форм. Вещь – форма + содержание (материя). Главную роль играет форма. Материя, преобретая форму становится вещью. Пример: медный шар. Материя – медь.

Форма – шар. Если мы погнем его, вещь перестанет называться медным шаром. Но останется медь и шар, как форма. Различные формы вкладываются друг в друга. Во главе всех стоит единая форма для всех остальных, не являющаяся чьим-либо содержанием.

 

9. Проблема универсалей в средневековой философии. Дуализм декарта

Универсалии – общие понятия таких, как “добро”, “зло”, “благо” и т.д.

• Универсалии существуют объективно, т.е. “добро”, “зло”, “благо” существуют и не зависят от человеческого сознания (Ансельм 11 век)

• Номинализм. Общих понятий не существует вообще. Сущетвуют только конкретные предметы. Нет человека, нет номиналей. (Уильям Оккан 14 век)

• Концептуализм. Существуют только независимые вещи, но в некоторых из них есть сходства. (Пьер Абелер)

Дуализм Декарта. Материя и сознание – две равноправные субстанции, существующие независимо. Материя протяженна (имеет длину). Сознание способно мыслить.

Как получить истину? Все новое необходимо подвергать сомнению. По Декарту достоверное знание – результат мысли.

• разбить задачу на простые (что значит “простые” не уточняется)

• исходить из ясных мыслей

• переход от посылки к следствию должен быть бесспорен

• не пропускай ни одного шага

10. Доказательства существования бога

• Онтологический аргумент (Ансельм). Бог аболютен и совершенен по определению. Если бы он не существовал, он бы не был совершенен

• Космологический аргумент (Фома Аквинский). Любое явление имеет причину. Возьмем произвольное явление и построим цепочку причин. За конечное кол-во шагов мы достигнем конца. Бог – причина всего. Если его не существует, приходим к противоречию.

 

11. Бритва Оккама

Неприумножать сущности без необходимости.

Закон сохранения материи – из ничего ничего не берется.

 

12. Классический атомизм Локка-Ньютона

Классический атомизм хорошо накладывается на механику Ньютона.

Идея: все состоит из атомов (нименьшее неделимое)

Свойства атомов по Локку:

• имеют ненулевой размер

• обладают формой

• твердостью, то есть не изменяеют формы

• индивидуальны

• подвижны

Других свойств нет

Доктрина Лапласа о детерменизме: если бы мы знали все об атомах, их координатах, движении (согласно механике ньютона), мы бы знали все о нашем будущем.

Материя по Ньютону нечто неизменное, т.к. она движется, в ней есть что-то духовное. В атомах есть бог., он дал им первый толчок, после чего они стали двигаться согласно законам механики Ньютьона.

Ньютон добавил к атомизму Локка еще три пункта:

6. Пространство – единая вещь, которая не состоит из атомов. Абсолютное вместилище тел.

7. Атомы обладают массой. Это мера ленности. Чем больше тело двигается, то больше его масса.

8. Мера ленности и мера притяжения равны.

 

13. Проблемы классического атомизма Локка-Ньютона.

До Ньютона в атомизме существовала проблема пустоты. Если все состоит из атомов, то где они двигаются? Решение: все атомы движутся по окружности друг за другом. Никакого пространства не нужно.

Проблемы атомизма Локка-Ньютона:

• проблема простоты. Атомы не просты.

• Проблема сущности и явления. Чувства не воспринимаются, а постигаются.

• Фальсифицируемость. Теорию Ньютона можно опровергнуть одним экспериментом.

• Проблема вторичных качеств. Что есть запах, цвет и т.д?

 

14. Учение о субстанции Б. Спинозы. Доказательство единственности субстанции

Основное св-во субстанции: она независима (причинно). Субстанция – причина существования других вещей. Она единственна. Спиноза отождествляет субстанцию с природой.

Пантеизм – обожествление природы.

Субстанция мыслит и она протяженна.

Спиноза считает знание доказательным тогда и только тогда, когда его можно изложить в стиле математики.

Возьмем главное сво-во субстанции за аксиому.

Полное понятие вещи – набор всех ее свойств. Два объекта совпадают, когда все их свойства совпадают (принцип Лейбница). Под свойствами поннимаются любый прилагательно-подобные фразы. Полный список св-в обладает описанием будущего.

Теорема о единственности субстанции.

Док-во от противного. Пусть X и Y – две субстанции.

• X и Y физически взаимодействуют, т.е. В св-вах X есть свойство взаимодействия с Y. Уберем Y. Тогда из набора св-в X исчезнет сво-во взаимодействия с Y. Т.к. набор изменился, получаем новую субстанцию, отличную от X. таким образом, из несуществования Y получаем несуществование X. Следовательно, Y – причина существования X. что невозможно

• X и Y не взаимодействуют. Тогда X обладает св-вом быть одной из 2-ч субстанций. Уберем Y набор св-в X изменяется. Опять приходим к противоречию.

 

15. Монадология В. Лейбница, его опровержение материализма.

Опровержение материализма: субстанция должна быть простой в любом смысле. Атом не может быть субстанцией т.к. Не прост.

Монада – единица траектории.

Мечта – пространство всех св-в. Любой предмет – точка, обладающая св-вами. Изменение – траектория. Монада существует отдельно от всего и не зависят друг от друга. Передвигаются свободно. Собираясь вместе монады становятся материальными. Бог следит за монадами.

Отсюда принцип Лейбница: два объекта совпадают, когда все их свойства совпадают. Такой подход невозможен в физике.

 

16. Субъективный идеализм Дж. Беркли, его доказательство несуществования материи

Существовать = быть воспринимаемым. Существует только то, что можно показать, потрогать и т.п.

Сторонник эмперического знания.

Субъективный идеализм (чувства первичны) Беркли:

• Причина существования всего – материя – то, что воспринимается (опровержение материализма, т.к. Материя чувственно не воспринимается). Если убрать человека, некому будет воспринимать материю > она не существует отдельно от человека. До этого считалось, что бог – верховный “восприниматель”. (объективный идеализм).

• первичные качества (длина и т.д.), как и вторичные (цвет, запах и т.д.) зависят от субъекта (человека). Если отойти от объекта его размеры уменьшаются. Форма меняется. > Материя зависит от субъекта.

Солипсизм: существует один единственный субъект.

 

 

17. Скептицизм Д. Юма, его критика материализма

Сторонник эмпирического познания.

Скептицизм – идеалистическое философское направление, отрицающее возможность познания человеком существующего мира, объективной истины

Идеализм – сознание первично.

Юм: знание достоверно тогда и только тогда, когда выводимо математически.

Критика мматериализма: у материалистов материя влияет на наше мироощущение, является причиной всего. Рассмотрим понятие причины. A является причиной B, если из не A > не B. Когда мы говорим, что “A является причиной B”, все, что мы в праве сказать, - это то, что в прошлом опыте A и B часто появлялись вместе, или в быстрой последовательности и не наблюдалось ни одного примера, когда B не следовало бы за A или не сопровождало бы его. Однако, как бы много примеров совпадения A и B мы ни наблюдали, это не дает основания ожидать, что они будут совпадать в будущем. Можно говорить о привычке воспринимать B как следствие A. но привычка – св-во субъекта. Материя, как объективная причина наших ощущений не существует.

Нам не дано знать существует ли материя с математической достоверностью. Невозможно найти причину (например, аксиому).

 

18. Рационализм и эмпиризм

Рационализм признает только те знание, что выводятся логически, при помощи рассуждений, либо являются врожденными, недоверие к опыту. (Пифагор, Платон, Спиноза, Лейбниц. Декарт)

Эмпиризм – все достоверные знания из опыта. (Локк, Беркли, Юм)

 

19. Философская система И. Канта. Проблема синтетических априорных истин.

Проблема доказательства того времени: доказывая “с разных сторон” получалось A и не A. Решение проблемы: разбить A на две части B и С так, чтобы при доказательстве “с разных сторон” получалось B и не C.

Кант предлагает разделить весь мир на две части: вещь-в-себе (ноумен, сущность) и вещь-для-нас (феномен, явление). Пример: стол – вещь-для-нас. Но за этим понятием есть нечто, что нам не достичь.

“Сеть” - наш язык. Врожден и неизменен, конечен для нас и бесконечен как вещь-в-себе. Сеть определяет какие знания мы получаем из мира. Пример: рыбак, ловящий сетью 10*10. Он ловит крупную рыбу и считает, что мелкой рыбы в озере нет.

Ощущения не первичны, но определяют мир вещей. Источником знания является эксперимент, но данные проходят через сеть врожденных ощущений и понятий.

Какого рода суждения могут быть? (классификация предикатов)

• аналитическими: навешивание предиката не приносит ничего нового

• синтетическими: объединение предиката с субъектом дает новую информацию

• априорные: без доказательства (а=а)

• апостериорные: истина через опыт (сейчас идет дождь)

Синтетические+априорные суждения = научное мышление.

В философии все имеет причину. Новое знание невозможно установить на опыте.

Кто перебрал все пары чисел, чтобы утверждать, что m+n=n+m?

Все тела притягиваются друг к другу – синтетическое суждение. Невозможно проверить на опыте.

Априорная форма чувственного восприятия – та самая сетка, через котороую воспринимается мир.

Пространство и время объективно не существуют по Канту. Сам человек определяет “до” и “после”.

 

20. Математика и кантовское обоснование знания. Математическое и реальное пространство. Тезис Пуанкаре.

Невозможно отдельно проверять истинность геометрии и физики. Тезис Пуанкаре: считать геометрию евклидовой, а все неестестенное списывать на физику.

Тезис Куайна: все утверждения равносильны. Если какой-то опыт привел к непредвиденным результатам, необходимо пересмотреть всю теорию.

Гипотеза Сепира-Уореда: если в языке нет слов, описывающих явление, как люди будут его изучать?

Кант признал, что “сеть” изменяется.

 

21. Философская система и диалектика Гегеля.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы.

Тождество существует в единстве с различием. Возьмем два набора св-в {P,Q,R,...} и {P, не Q, R...}, считаем эти объекты одинаковыми. Проблема тождества: все можно отождествить?

Материя, как субстанция, невозможно показать > идея. Материализм – замаскированный идеализм.

Критика субъективного идеализма: научите человека плавать без воды.

Возможен только объективный идеализм. Идеи должны меняться путем логического вывода, таким образом происходит развитие.

Развитие – направленное движение (траектория к чему-то сходится).

В первую очередь, должен существовать мир идей, полученный путем анализа.

Идея, к кторой все остальное стремится, - абсолютный дух. Все развивается, идея тоже. Абсолютный дух какое-то время пребывал вне времени и пространства. Внезапно решил себя изучить. Чтобы что-то изучать, надо что-то противопоставить. Дух превращается в свое инобытие – природу. Субъект (человек) обладает частичкой духа, развивает себя логическим путем до уровня абсолютного духа. Так дух себя и познает.

Границ познания нет.

Тождество бытия и мышления. Нельзя одновременно о чем-то думать и думать о предмете мысли.

Нереальность единичного. Никакое суждение о чем-то отдельном не является вполне истинным.

Гегель разделяет различные по смыслу понятия “есть” (существует).

Введение “триад: тезис, антитезис, синтез.

Разделение отрицаний на контрарное (из A и не A ничего не следует) и контрадикторное (из A и не A следует все, что угодно)

 

22. Диалектический материализм

Первичность материи относительно созания. Постоянное ее развитие во времени.

Сохранение энергии (переход энергии из одного состояния в другое), клеточное строение (), теория Дарвина (опровержение идеализма. Подтверждение теории развития).

 

23. Проблема сознания в материалистической философии.

Объективная реальность дана нам в ощущениях. Бог не ощущаем – он не объективен. Язык так же не объективен. Общество объективно.

Если материя – причина существования мира, как получить из нее сознание? Сознание – не материя, материя – не сознание.

Сознание – способность удерживать в голове образ, создавать план

Вульгарный материализм: сознание – вид материи.

Либо сознание равноправно с материей (дуализм), либо ее свойство.

Отражение – способность A при взаимодействии с B получать схожие с B изменения в структуре (отпечаток ноги на песке). Невозможно отобразить бесконечное кол-во св-в.

Что свидетельствует о возникновении сознания?

Орудия труда, язык, главное – коллективный труд.

Знание – часть сознания, дает возможность человеку стать сильнее. Определяет, в правильном ли направлении идет прогресс.

Наука нужна для решения конкретных задач.

Практика – деятельность человека в целом по переделке мира “под себя” (объективно). С точки зрения дуализма, практика- источник знания и его причина.

Эксперимент – разовая вещь, субъекивна.

 

24. Корреспондентная теория истины

(Аристотель) истина – соответствие действительности. Под действительностью подразумевается факт – результат многократного наблюдения (трава зеленая). В таком определении математика не истина, т.к. Нет соответствия с чем-то наблюдаемым.

 

25. Когерентная теория истины

Истинность = самосогласованность (непротиворечивость аксиомам). Статус аксиом непонятен. Трудно что-либо доказать. Пример: конвенционалистическая теория - истинность по согласию (хотят договориться, но не могут)

 

26. Прагматическая концепция истины

Истина = подлинность для значений.

 

27. Специфика математики и проблема ее обоснования

 

 

28. Платонизм, как направление в обосновании математики

Законы природы постижимы для человеческого разума, и математические модели — ключ к их познанию.

 

29. Интуиционизм

Интуиционизм в математике, философское направление, отвергающее теоретико-множественную трактовку математики и считающее интуицию единственным источником математики и главным критерием строгости её построений.

Интуиция – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Иногда трактуется, как трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия И. в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль И. особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но И. не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. И. не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина. И. бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

 

30. Формализм

В логике и математике, одно из осн. направлений в основаниях математики и логики, выдвигающее в качестве гл. задачи обоснования этих дисциплин построение их в виде исчислений средствами спец. теории (названной основоположником формализма Гильбертом метаматематикой, или теорией доказательств).

Разрабатываемая Гильбертом в 1922-39 программа метаматематич. обоснования математики (и логики) декларировала возможность «спасения» всей классич. математики, т. е. математики, строящейся на базе теории множеств Г. Кантора, безоговорочно пользующейся абстракцией актуальной бесконечности и всем арсеналом дедуктивных средств традиц. логики. По замыслу Гильберта, отсутствие парадоксов в выбранной системе аксиом теории множеств могло бы быть гарантировано тем, что метаязык, на котором проводилось бы доказательство её непротиворечивости, содержал бы лишь финитные, конечные (никак не предполагающие использование понятия «актуальной бесконечности») выразительные и дедуктивные средства, абсолютно безупречные в отношении их ясности и убедительности.

Фундаментальное открытие Гёделя, установившее несовместимость требований непротиворечивости и полноты для достаточно богатых (с т. зр. их выразительных и дедуктивных средств) логико-математических исчислений, показало принципиальную ограниченность концепции Ф.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: