Лекция 7 МДК 05.01 «Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам».
Техническая подготовка ремонта судна. Подготовительные работы при ремонте судна Техническая подготовка ремонта судна.
https://www.stroitelstvo-new.ru/sudostroenie/rk/podgotovitelnye-raboty-pri-remonte-korpusa.shtml
Подготовительные работы при ремонте корпуса
Основная задача подготовительных работ при ремонте корпуса состоит в том, чтобы привести судно в состояние, при котором можно будет:
безопасно выполнять огне- и взрывоопасные работы; произвести дефектацию и уточнение ремонтных работ.
К работам по подготовке судна для производства ремонта относят:
- очистку трюмов, льял, угольных бункеров, различных производственных помещений (рыбных цехов на рыболовных судах), настилов и набора под плитами настилов машинного и котельного отделений;
- осушение, очистка и вентиляция балластных, топливных, масляных цистерн, междудонных отсеков, пиков и диптанков, а также грузовых танков нефтеналивных судов;
- удаление из ремонтируемых помещений инвентаря, съемного оборудования и разного имущества, мешающего выполнению ремонтных работ, а также удаление легко воспламеняющихся материалов;
- частичная разборка внутренней обшивки, снятие изоляции и оборудования жилых помещений, рефрижераторных камер и т. п.; снятие пайола в трюмах, снятие льяльных крышек; удаление цементных ящиков (в зависимости от места расположения последних), проверка качества штатных цементных (или мастичных) покрытий;
- частичный демонтаж трубопроводов и механизмов, мешающих освидетельствованию и ремонту;
- очистка наружной обшивки от обрастаний, ржавчины, старой краски и грязи.
|
Подготовка грузовых отсеков танкеров и топливных танков сухогрузных судов к ремонту заключается в их мойке, зачистке, сборе и удалении различных остатков и дегазации. Дегазация осуществляется путем горячей мойки, пропаривания свежим паром, проветривания или вентиляции с помощью эжекторов.
Допускается постановка судов на ремонт (включая и докование) с недегазированными топливными танками (с нефтепродуктами III разряда) при условии, что в районе танков будут проводиться только холодные наружные работы. Район недегазированных танков должен быть снаружи корпуса обведен краской в виде широкой хорошо видимой полосы и на корпусе сделана большими буквами надпись: «Огнеопасно». Разрешение на производство ремонтных работ с применением открытого огня (резка, правка, сварка) должно быть оформлено руководством цеха и представителем пожарной охраны ВОХРа.
При содержании более 0,02% паров углеводорода в воздухе ремонтируемого отсека находиться в нем рабочим, не защищенным масками, запрещается.
Для предотвращения образования взрывоопасной концентрации газа в отсеках танкеров или топливных танках сухогрузных судов эти отсеки заполняют инертным газом, что дает возможность выполнять наружные работы.
Для осмотра, дефектации, производства ремонта и окраски корпус судна должен быть очищен от обрастаний, старой краски и ржавчины.
Техническая подготовка ремонта судна
Одним из факторов успешного проведения ремонта судна является своевременная, полная и качественная подготовка конструкторской, технологической и сметной документации.
|
Конструкторская и технологическая подготовка состоит из комплектации технической документации на ремонт, разработки технической документации на замену корпусных конструкций, подготовки необходимых технических условий, разработки технологических процессов на сложные корпусные ремонтные работы, конструирования и изготовления технологической оснастки. В технологическую подготовку включается также разработка технологических графиков на ремонт корпуса судна.
Процесс технической и технологической подготовки ремонта можно упростить путем использования типовых технологических процессов и чертежей типовых корпусных конструкций, особенно на ремонт серийных судов. В техническую подготовку производства ремонта судов включается также комплекс работ по обработке ремонтных ведомостей заказчика.
В технологическом процессе на ремонт конструкции корпуса, выпускаемом совместно с чертежом, должны быть следующие основные данные:
описание причин изготовления заменяемой конструкции; указание о проведении подготовительных работ; марки основного металла и сварочных материалов; указания по вырезке поврежденных конструкций, удалению заклепок, а также по производству других демонтажных работ по корпусу;
описание технологических операций по отдельным деталям или конструкциям в целом с указанием величины припусков на обработку и подгонку;
указание по изготовлению необходимых шаблонов, плазовых эскизов и проведению разметки, использованию сборочной оснастки, приспособлений и инструмента;
|
порядок и последовательность сборки и сварки листов обшивки, палубного настила и набора корпуса;
указание о допусках на величину отклонений размеров деталей и конструкций от заданных, а также на величину смещения стыкуемых кромок относительно друг друга;
методы выполнения сварочных работ, схема установки прихваток или гребенок, режимы сварки, указания о подготовке конструкции для сварки;
способы и объем контроля сборки и сварки; описание способов подъема, транспортировки и установки конструкций корпуса;
метод испытания корпуса или его конструкций на водонепроницаемость.
В технологической документации должны содержаться данные по материалам, оборудованию и оснастке, трудоемкости изготовления деталей и конструкций, количеству и квалификации рабочей силы, организации производственного процесса, непосредственному выполнению процесса производства и контролю качества ОТК и инспекторами Регистра.
Основная техническая документация, применяемая при ремонте корпуса, как правило, подготовляется до того, как судно будет поставлено на ремонт.
Наиболее важными техническими документами являются: ремонтная ведомость по всем видам ремонта и в том числе по ремонту корпуса.; ведомости расхода потребных материалов, ведомости поставляемых готовых изделий и полуфабрикатов; рабочие чертежи по утвержденным техническим проектам.
Ремонтная ведомость представляет собой перечень работ, которые должны быть выполнены во время ремонта. Ремонтные ведомости бывают индивидуальные, составляемые для ремонта судов несерийной постройки и единые для серийного флота, составленные по корпусной, механической, электрической и радионавигационной частям.
Основанием для составления индивидуальной ремонтной ведомости по корпусной части служат записи в формулярах технического состояния корпуса судна, в судовых журналах, акты технических осмотров и освидетельствования корпуса судна представителями инспекции Регистра, акты, предписания и замечания других органов надзора (пожарно-технической службы ВОХР, санитарной инспекции, инспектора профсоюза по охране труда и др.), акты инспекторских осмотров, производимых судовладельцами, акты заводских и доковых комиссий, данные по ремонту судна за прошедший период времени или данные по ремонту серийных судов, чертежи, схемы, эскизы, предназначенные для выполнения определенных работ в период ремонта корпуса; нормы допустимых износов отдельных элементов корпуса судна.
Ремонтные ведомости по корпусу составляются администрацией (капитанами) судов, согласовываются с групповыми механиками и направляются на судоремонтные предприятия.
В ремонтных ведомостях выделяются работы, подлежащие выполнению: до постановки судна на ремонт (на нулевом этапе), в доке и на судне (включая работы, выполняемые в цехах завода) и в период стоянки его на ремонте.
Для ремонта судов серийной постройки ведомости на каждое судно не составляют. Для них разработаны и отпечатаны единые ремонтные ведомости. Объем, содержание и стоимость ремонта судов каждой серии определены заранее путем использования данных о скорости изнашивания деталей и других величин, определяющих техническое состояние судов. Перед ремонтом на судно выдастся готовая ведомость ремонта. Капитан и механик в установленные сроки уточняют объем работ по ведомости, вносят необходимые коррективы и направляют на завод.
Ведомость расхода потребных материалов, составленная на основе ремонтных ведомостей, содержит характеристику потребных материалов и общую стоимость их.
Ведомость поставляемых готовых изделий и полуфабрикатов, составленная на основе ремонтных ведомостей, содержит характеристику изделий и полуфабрикатов, их количество, общую стоимость.
Ремонтные работы в ведомостях указывают согласно разбивке судна на технологические комплекты. При этом используют прейскуранты типовых ремонтных работ для морских судов («Справочники цен на судоремонтные работы» по разделам единой номенклатуры) либо единые ремонтные ведомости для речных судов.
После принятия судна на ремонт судоремонтный завод приступает к дефектации для окончательного уточнения объема работ, предусмотренных ремонтной ведомостью, а также для уточнения технологии ремонта.
Поступившие и уточненные индивидуальные ремонтные ведомости судоремонтный завод калькулирует. Калькуляция представляет собой производство расчета стоимости всех работ на основании действующих нормативов и ценников на судоремонтные работы.
По прокалькулированным ведомостям, определяющим стоимость ремонтных работ, а также по уточненным единым ремонтным ведомостям завод заключает с заказчиком договор на ремонт.
Контрольные вопросы к лекции 7 МДК 05.01 «Выполнение ремонтных работ по корпусу судна, судовым механизмам, устройствам и системам»:
1. Какова основная задача подготовки судна к ремонту?
2. Какие подготовительные работы к ремонту судна выделяют?
3. Какую подготовку к ремонту осуществляют для танкеров и топливных танков суов других типов?
4. Когда допускается постановка судов в ремонт с недегазированными танками?
5. Как отмечается район недегазированных танков?
6. Чем заполняются отсеки танкеров при ремонте?
7. Что еще делают с судном перед началом дефектации?
8. Когда готовится основная техническая документация?
9. Что является наиболее важным техническим документом при ремонте судна?
10. Каковы особенности документации серийных судов?
11. Какие еще ведомости составляются?
12. По какому документу определяется стоимость ремонтных работ?