Рационалистическая линия в европейской философии Нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).




Возникновение и формирование философии Нового времени. Английский эмпиризм.

В 16-17в. благодаря открытиям Коперника, Галилея, и др. возникло эксперимен. естествозн-е. Наибольшего развития достигла механика, которая стала осно­вой метафизического метода. Наука превращается в производительную силу. Возникает необх-ость фил.осмысления но­вых научных фактов, разработки общей методолог. познания. Одновременно с этим перед фил.и учёными стоит вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к значимости гносеологической ориентации философии. В процессе решения этих проблем образовались два основ­ных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Ро­доначальником эмпиризма стал английский фил. Ф.Бэкон. Его идеи нашли развитие в фил.системах Дж.Локка, Беркли, Д.Юма. Основной тезис эмпиризма: в ра­зуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, разум - лишь систематизатор чув­ственных данных. Опытным знаниям соответствует введенный Бэконом индук­тивный метод, в основе которого - наблюдения, анализ, срав­нение и эксперимент. БЭКОН. лорд-канцлер Англ, второе должн. лицо в стране после короля.Первым ф.,поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон. Суть основной философской идеи Бэкона - эмпи­ризма - заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт. Чем больше опыта накопил человек, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта-помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе.афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание-сила". Бэкон выдвинул идею- главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией он понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения выво­дов (пример, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов.Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта - в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции). Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей.Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, закоренелые, или даже врожденные представления которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватн о. Бэкон называет эти представления идолами. Метод Бэкона: Исходный пункт – достаточное и правильное описание природы и эксперимента. Это описание он упорядочивает в таблице: 1–таблица позитивных инстанций (наличия) – обозрение основных проявлений исследуемых свойств.2-таблица негативных инстанций (отсутствие наличия) –обзор случаев, в которых данное свойство не присутствует. 3-таблица степеней или сравнений – обзор случаев, в которых иследуемое свойство содержится в большей или меньшей степени зависимости от того убывает или прибавляется оно. Сравнение данных трёх таблиц может привести к опред. знаниям. Б. Свой метод показ.на изучении свойств тепла. Томас Гоббс ставший учеником и продолжа­телем философской традиции Ф. Бэкона:целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу;в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта;был убежденным материалистом;считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства;первым выдвинул идею, согласно которой в основе возник­новения государства лежал общественный (совместный) договор.

Рационалистическая линия в европейской философии Нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

Рац-зм. Начал складываться в новое время в результате развития матем и естествознания. Рационализм 17-18 вв. исходил из идеи ес­теств. порядка-бесконечной причинной цепи, пронизы­в.весь мир.Т.о., принципы Р. Разделяли как материал. (Спиноза), так и идеал. (Лейбниц): рационализм у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания. Декарт - фран. ф-ф.явл.основателем современ. рационализма. Его фил. размышлен. приводят к тому,что он начинает во всем сомневаться и в традицион. мышлениях, и в истинности чувствен. познания. Несомненным остается для него лишь факт сомнения как способа мышления. Декарт,т.о., делает вывод: “Я мыслю, след-но, я существ”. На основ.этого вывода Декарт снова приобретает доверие к разуму. Спиноза - выдающийся голланд. фил. По С., имеется три рода познания: чувст­венное познание, рассудок и интуиция.Руководст.чувствен.познанием, чел-к не может образо­вать адекватных идей.Этот род по­знания С. именует воображен.Чел-к, руководств.воображением, склонен приписывать реальное сущ-е всякого рода призра­кам. Такими призраками явл, представл людей о случайности тех или иных собы­тий, а также о свободе человеч. воли. Полностью подчиняя чел-ка природе, С. объявил основой всех действий чел-ка стремление к самосохран, проявление этого з-на “челов.й природы” С. видел в эффек­тах, эмоциональных переживаниях чел-ка.Поднявшись до рационального и интуи­тивного познания, чел-к видит, что все вещи не случайны, а необходимы и что все его поступки и переживания включены в цепь всеобщей детерминации.Это осознание дает чел-ку воз­можность подчинить руководству разума соб­ственные эффекты, в чем и состоит, по С., свобода. Готфрид Лейбниц - рациона­лист. В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции;познания.Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанц., Лейб. пришел к выводу об их несовершенстве.Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные и духовные (мыслящие).Во-вторых, по мнению Лейбн, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи - прояв­ления субстанции) на два класса - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы сталовидами модусов (проявлений) единой субстанции.В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основ­ные положения данной теории (монадологии):весь мир состоит из огромного количества субстанций,имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта иСпинозы), а единую природу;данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ч. -"единица");монада проста, неделима.монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбн: не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти).Другой сферой философских интересов Лейбн наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).Лейбн попытался примирить эмпиризм и рационализм:все знания разделил на два вида -истины разума и исти­ны факта;истины разума" выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;"истины факта" - знания, полученные эмпирическим путем (пример, темп. кипения н2о), эти знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятн.характер;несмотря на то, что опытное (эмпирическое) знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам ра­зума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. по Лейбн, познание может осущ не только путем получ одного вида знаний - рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (на основе разума) - будет носить достоверн характер, а другое - эмпирич (осн.на опыте) - лишь вероятн.

32. Гегель – вершина немецкой классической философии. Система и метод Гегеля.

Выдающимся представителем нем кл фил является Гегель. Изучал фил и телеологию в ун. После его окончания некот время работал дом учителем. Первым выдающимся трудом Г явл его «феноменология духа».Г был приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа:

развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - Логика;

развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - Философия природы;

развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа.

На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший как в идеалис так и мат течениях фил. Кантовской вещи «в себе» он противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории- объективные формы действительности, в основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абс идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме челов сознания и самосознания.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. Вфил системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов

Однако гег фил проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Т.к. объективной основой его явл абс дух, а целью - самопознание этого абс духа, постольку позание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават ступеней, завершится последей ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т. о., противор методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником дальнейшего развития ..

Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная особенно полно в "Науке логики". В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.

33. Русская философия: её особенности, этапы развития и основные направления. Русская философия - феномен мировой фил.мыс­ли,заключается в том, что русская фил развивалась автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой фил, не находи­лась под влиянием многочисленных фил. направлений Запада -эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую фил. отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. 19 - нач. 20 в. Фил. мысль в Р. форм под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально культур. процессов, происх. на Руси. Христианизация Р. сыграла роль в становлении рус.фил мысли. Первым р мыслителем мир уровня был Ломоносов.Радищев - отстаивал материалист фил позиции. Впервые в рус.мысли разрабатывал пробл человека. Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П. Я. Чаадаев.Его общефил концепция - дуалистическая. Человек есть объективн. единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и свободы.Здесь его взгляды эволюционир. В нач период он считал необходимым тотальное единство рода человеческ. (единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизац, избегнув при этом присущих ей пороков. Своеобр направлен. в Р фил явились воззрения славянофило в. Хомякова и Киреевского.В центре их вним. нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели залог всечеловеч.призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку.Славян-ф. развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков - учение об иеархич. структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух смысла”. Сущность мира м. б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот - религия. Материалисты Белинский Герцен Чернышевский. ДобролюбовПисарев. Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения ф гегеляр фил повернулась в стор мат-м, стремясь однако сохранить диалектичн. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том, что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга. В природе, поЧерныш., нечего искать идей: в ней лишь материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы. Обосновали принцип эволюции общественн истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникн.и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отриц. отжившего нарождающимся.Самобытн.р мыслителем был Лев Толстой. критикуя общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религ. прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он неприемлил обычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва. Т. к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" — обычаи, традиции.Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеч духовность, она есть "панцирь", обере­гающий человека от грехов и зла. Характерн. чертами русской философии явл.:сильная подверженн религ. влиянию, особенно православию и язычеству;специфичформа выражения философских мыслей-художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблем., а всем комплексом актуальных проблем;большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распростр в массах, понятность простому народу.Основы предмета рус. фил. составляли проблемы:человека;космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма); морали и нравственности; выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом,власти; государства; социальной справедливости; идеального общества;проблема будущего.Можно выделить следующие основные этапы русской философии: период зарождения древнерусской фил. и раннехри­стианской фил. Руси;фил.периода татаро-монг. ига, зарождения, становлен. и развития централиз.о русского госу­дарства (Моск. Руси и России);фил.XVIII в.;фил.XIX в.;русская и советская фил.XX в.

31. И. Кант как основоположник немецкой классической философии.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-ый “докритический” период создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии Большой вселенной галактик вне нашей Галактики.Далее состоялся переход К.к воззрениям “критического” периода; появилась “Критика чистого разума”, за ней последовали “Критика практического разума” и “Критика способности суждения”.В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр., закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Так, в этике К.провозглашал ее осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только формой. Прогрессивным было учение К.о роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.

 

 

Основной предмет философских интересов Гоббса — гносео­логия (учение о познании) и проблема государства.Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание глав­ным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Джон Локк развил многие философские идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пир. и матер. традицию английской фило­софии нового времени.Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Локка: мир материалистичен;в основе познания может лежать только опыт (нет ничего в мыслях человека, чего до этого не было в чувствах);сознание-пустое помещение которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о чистой доске, на которой записывается опыт);источником опыта выступает внешний мир;цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;идеал человека-спокойный, законопослушный, добропоря­д. чел-к, который повышает свой уровень образо­в. и добивается хороших результатов в своей профессии;идеал гос-ва - построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную и внешнеполитическую. Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма бы­ли убеждены в том, что во-первых, единственной реальностью является идея во-вторых, что идея сущ. только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует. Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Джордж Беркли английский ф. нового времени, субъект. идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:само понятие материи ложно;существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой нет;материализм-тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей); первичность идеи легко доказуема — перед изготов­лением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;со смертью человека и его сознания исчезает. Дэвид Юм - другой английский философ, субъектив. идеалист - придерживался следующих взглядов:проблема отношения бытия и духа неразрешима;человеческое сознание склонно к идеям;человек есть идея (человеческая жизнь -процесс роста его идеальной силы -опыта, знаний, чувств);без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще пол­ноценно воспринять мир;человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" - приобретенные знания и опыт; "впечат­ления внутреннего опыта" - аффекты, страсти;

 

Бог открывается человеку во всех видимых и невидимых пределах, в сотворённых вещах. Познание приближает нас к творцу (Августин, Фома Аквинский). Здесь речь идёт о разуме, просветлённом откровением. Появляется понятие «внутреннего человека», т.к. чел. не сводим только к чувственному началу. Именно обращение к Богу уводит человека за грань чувств.мира. Дуализм – борьба двух начал в человеке.

28. Идеи натурф-фии и гуманизма в ф. эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что чел.– высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Появляется гуманизм. Гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека гл. целью соц. и культ.развития и отстаивает ценность чел-а как личности. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность чел. личности для них определяется не происхожд. или соц. принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деят-сти.Наибольшую роль в ф-ии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно), свидетельствовавшие о крушении схоластич. методов осмысл. природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в ф. были: 1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количеств. отношению. К истине приводят 2 метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент= науч. методология. 2) детерминистское истолкование действ-сти, противополож. теологич. истолкованию; найдены фундамент. законы механики, что говорит о том, что сущ.естественная необх-сть. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отраж. в творч. Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея.

Их теоретич. разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изм. образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Л.да В. утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством Николая Кузанского. Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представл. о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотнош. Бога и мира. Бог в ф. Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важн. признак кот.составляет безличность единого божеств. начала и его макс. приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир не может иметь самостоятельного существования. Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут». В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движ. Земли.

Наиболее глубокие результаты натурфилосо­фия получила в творчестве Джордано Бруно, с чьим име­нем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.Центральная идея космологической доктрины Бруно – тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя (Бога), а опир.на принцип самодвиж. материи.

 

34. Естественнонаучное направление в русской философии и философия космизма.

Материалисты Герцен,Чернышевский, Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность.Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том, что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи - мозга. В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы. Мат-изм интересовал Ч не столько как фил-ая сис-ма, сколько как мировоззрение и идеология. Основанная на данных естествознания.Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прилив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Русский космизм. Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость - общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия - гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный, религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (необходимость выхода человека в космос, открытие ракет; Земля - колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем? Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы. Вернадский - создатель теории ноосферы. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек - участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы космоса. Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной. Религиозное направление космизма. Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными причинами. Федоров: “Общее дело”. Задача не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать а воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии.

 

 

36. Фил.позитивизма основные этапы формирования и развития.

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теолог-ой стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений, к которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “метафизическую” ф-ю, Конт не отказывается от ф-ии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. (Э. Мах, Р. Авенариус) Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом ф-ии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, ф-я вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания.

Одной из важнейшей задачей явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к высказываниям о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем (не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел бессмертна” бессмысленны т.к. не могут быть проверены.

 

1. Философия как деятельность и как мир



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: