III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.




СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

В Великобритании

В странах Европы

В Северной Америке

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.

XIX - нач. XXв

Кон. XX - нач. XXI в

IV. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


I. ВВЕДЕНИЕ

Воскресные школы - бесплатные начальные учебные, заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.

Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке. Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

 


II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

В Великобритании.

 

Основателем первой Воскресных школ современного типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г.

В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство которых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали xapaктерными явлениями их жизни. Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали на­выками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам. При­лежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Де­вочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность директора школы, который занимался организацией учебного процес­са и подбором учителей. После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября 1783г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных школ, в "Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во многих районах Великобритании. Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных школ про­должало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, ко­гда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Ко­роль одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в ко­ролевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патро­нессой Воскресных школ. Вскоре, практика по­казала, что школы, где преподавате­ли - волонтеры (в т. ч. и директора) работали бесплатно, более эффек­тивны. Со временем этот тип шко­лы становится основным. Уэсли пи­сал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кро­ме награды от Господа». В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (мето­дистом) и С. Фоксом (квакером) бы­ла организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные школы для взрослых появи­лись в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и раз­витию новых социально-экономиче­ских институтов, например сберегатель­ных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г. Рейке в письме, опубли­кованном в «Журнале для джентль­менов», сообщал, что Воскресную школу посеща­ли 250 тыс. детей. По парламент­ской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в Воскресных школах обучались 47 225 уча­щихся; в 1833 г.- 1 548 890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после по­явления первой школы, в Велико­британии насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя. «Обще­ство поддержки и поощрения вос­кресных школ в Англии» (Society for the Support and Encouragement of Sunday Schools in England) было со­здано в 1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для рас­пространения опытаВоскресных школ не толь­ко в Англии, но и в доминионах. Оно финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной литературы. В 1803 г. Лондонский союз воскресной школы (London Sunday School Union) объединил представителей различных протестантских деноминаций (кроме англикан). В 1813г. вы­шел № 1 «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ» (Sunday School Teachers Monthly Magazine). Миссионеры, работавшие в Индии и Австралии с 1864г., оганизовали Союз воскресных школ Индии (India Sunday School Union) и Союз австралийских вос­кресных школ (Australian Sunday School Union). В 1843г. был создан Институт воскресной школы Церк­ви Англии (Church of England Sun­day School Institute) для «распро­странения, улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглав­лявшийся комитетом из 25 клири­ков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении Биб­лии и Книги общих молитв и соот­носилась с церковным календарем. К 1910 г. количество учащихся в ан­гликанских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г. Появился Уэслианский союз воскресных школ (Wesleyan Sunday School Union), к 1907 г. объ­единявший 7566 школ более чем с 1 млн. учащихся.

 


В странах Европы.

 

Наибольшее развитие в Европе приобрели кон­фессиональные Воскресные школы религиозных мень­шинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др.) открывали Воскресные школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис. Первая Воскресная школа была ор­ганизована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула; в 1851 г. П. Палмквист, посетивший экспози­цию, посвященную Воскресным школам, на Всемир­ной выставке в Лондоне, создал в Швеции систему Воскресных школ, которую смог­ли использовать свободные церкви; в 1853 г. леди Эренбург открыла первую Воскресную школу для членов гос. Шведской Церкви. В Норвегии Воскресные школы по­явились благодаряактивности свободных церквей в 50-хгг. XIX в.В Нидерландах, Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии Воскресные школы также получили широкое распространение. В других странах мирапоявление Воскресных школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организацийций.

 

3. В Северной Америке.

 

Первые сведения о детских Воскресных школах относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери.В Северной Америке Воскресные школы изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных кон­фессий. Кроме того, если в Англии движение Воскресных школ начиналось как бла­готворительное служение среди бед­ных слоев населения, то в Америке из-за отсутствия общенациональ­ной системы образования и освоения новых отдаленных территорий Воскресные школы охватили все население. В соответствии с переписью, которую провело Бюро образования (U. S. Сеnsus Bureau of Education) в 1800г., средний американец проводил школе не более 82 дней. В Фила­дельфии епископы Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри и др. основали Общество воскресной школы (Sabbath School Societe; другое название «Первый день» (The First Day), 1790); черезгод Воскресные школы появились в Бостоне и Нью-Йорке. В Филадельфии работали Общество для обучения бедных девочек (с 1804), Общество евангелических воскресных школ (с 1808); в Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных школ и Общество мужских воскресных школ (в 1816г.). Постепенно небольшие союзы и общества Воскресных школ объединились в более крупные. В 1824г. Филадельфий­ский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональ­ным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ (American Sunday Schools Uni­on). Его члены, представители раз­личных христианских деноминаций (в основном мирян), вели активную про­пагандистскую и издательскую деятельность. К 1825 г. существовало 1150 Воскресных школ, в которых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число уче­ников Воскресных школ достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (Ame­rican Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы. В 1826 г. союз начал публи­кацию цикла уроков (uniform les­sons) по изучению Библии. Быст­рый рост Воскресных школ был обусловлен государственной политикой поддержки таких учеб­ных заведений на новых землях. Например, в 1830г. Воскресные школы создавались в каждой общине в недавно заселен­ной долине Миссисипи. Около 80 мис­сионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в течение 18 месяцев было органи­зовано 2867 новых Воскресных школы и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Иакстон.

В 1832 г. в Филадельфии состоял­ся 1-й национальный съезд работни­ков Воскресных школ, на котором присутствовали делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке насчитывалось уже 600 тыс. уче­ников Воскресных школ. На 5-м съезде в 1872 г. (Индианаполис) присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от сво­бодной территории и Канады. В этот период число учеников Воскресных школ достиг­ло 6 млн, а количество школ пре­высило 69 тыс. На съезде в сотруд­ничестве с Союзом британских вос­кресных школ был принят План унифицированных уроков для меж­дународного использования (Inter­national Uniform Lessons). Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семест­ры (от 13 до 15 недель). Предполага­лось, что за это время ученики мог­ли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения из­бранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для за­учивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Коммента­рии к библейским текстам отсут­ствовали, и это позволяло использо­вать планы унифицированных уро­ков в школах любой конфессии.

В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ (World Sunday School Conven­tion), 900 ее членов представляли в основном Воскресные школы Великобритании и Ирландии, США и Канады; среди 400 представителей Воскресных школ Северной Аме­рики было 54 клирика. В 1907г. на­звание конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию воскресных школ (World's Sunday School Associa­tion); в 1947г.— на Всемирный совет христианского образования (World Council of Christian Education). Ос­новной задачей совета, объединив­шего национальные советы мн. стран мира, стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В период с 1889 по 1971г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных ассамблей. На последней (Перу, 1971) было принято решение об объединении совета с Отделом обра­зования Всемирного Совета Церквей(Office of Education of WCC).

 

 


III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.

1. XIX - нач. XXв.

 

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX в. История Воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение. В середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений. Воскресные школы учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апреле 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве — 11 и 25 октября 1859 г. по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова(он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П.В.Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861г. в С.-Петербурге существовало 20 Воскресных школ, всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.

Занятия в Воскресных школах были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики (главным образом рабочие и солдаты) обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах — «черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в Воскресных школах в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных училищах и co­вершению богослужений, поэтому положение церковных Воскресных школ было стабильным, зависело от материальных возможностей приходов.

Частные Воскресные школы были узаконены циркуляром Министерства внутренних дел 22марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право занимать казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско - Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных школ, в 1862 г. группа преподавателейи учащихся Воскресных школ в С.-Петербур­ге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры. Священник А. В. Гумилевский,открывший 2 Воскресные школы, протестовал про­тив подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление «Онадзоре за воскресными школами и о назначении в них священни­ков». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия.

В 1864 г. Воскресные школы были разрешены вновь. Они в числе других учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. Воскресные школы могли открываться правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеда­ний. Согласно новому положению «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. Воскресные школы подчинялись губернским и уездным училищным советам. В 1866 – 1867гг. Воскресные школы открылись при большинстве Духовных Семинариях, в них преподавали студенты этих семинарий (в 1884-1885 школы данного типа были преобразованы и стали называться образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», в 7-м и 8-м параграфах которых говорилось о Воскресных школах. Они от­крывались с разрешения епархиаль­ного архиерея и состояли в ведом­стве Святейшего Синода. Таким образом, было законодательно оформлено суще­ствование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возник­ли противоречия. Министерство народ­ного просвещения претендовало на управление всеми школами, опи­раясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в соответствии с которым министерство имело право разре­шать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была призна­на полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.

Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созда­ны первые программы преподава­ния в Воскресной школе, литературно-педагоги­ческие труды «Что читать народу» и «Кни­га взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (от­крыты в 1883), которые посещали бо­лее 700 учеников. С середины 90-х гг. на­блюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраива­лись школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (откры­та в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не счи­тая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгоро­де появились первые народные ве­черне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в вы­боре программ обучения. В резуль­тате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно ис­пользовались антиправительствен­ными силами для революционной пропаганды.

Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную исто­рию, литературу, географию, законове­дение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ спе­циальные программы, учебники, по­собия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открыва­лись с разрешения епархиального училищного совета. Программа обу­чения была составлена в объеме курса одноклассных церковнопри­ходских школ по учебникам и руко­водствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены руко­дельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и за­водах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертво­ваний. Их посещали и дети и взрос­лые, допускалось совместное обуче­ние мальчиков и девочек.

В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегис­трировано 487 школ, в 1905 г.— 260, в 1907 г.— 182. Впрочем, сохра­нялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распро­странения религиозно-нравствен­ного просвещения в духе православной Церкви(384 учащихся).

После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ по­лучили развитие в школах ликви­дации неграмотности (с 1919), шко­лах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других Система церковных Воскресных школ пре­кратила существование.

Воскресные школы сохранились среди русских эми­грантов. Во Франции в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал ко­митет, объединявший 65 Воскресных школ. Ос­новной целью обучения было сохра­нение духовных связей с Россией.

Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания.

Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого свидетельствуют как литературные (например, "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместного собора 1917 г.).

Частично, но не более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.

2. Кон. XX - нач. XXI в.

 

В начале XX века в России началось возрождение Воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и обра­зование, главным образом детей.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ преподавались Закон Божий, православный катехизис, церковно-славянский язык, история Церкви, церковное пение и вышивка, - православные приходы пополнялись новыми алтарниками и священнослужителями, певчими клироса и служащими ризницы.

В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви. По воспоминаниям руководителя детской приходской школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии протоиерея Бориса Безменова, в начале 90-х годов школу еженедельно посещали до тысячи детей, все учебные семинарские аудитории были заполнены детьми. И до сих пор, деятельность школы, количество учащихся в которой сильно уменьшилось, осуществляется за счет личного времени студентов и их бескорыстного энтузиазма (здесь мы не говорим о финансировании).

Это был первый, «харизматический» этап в деятельности воскресных школ, которые на первых порах держались на немалом энтузиазме своих основателей. Их энтузиазм во многом компенсировал недостаток средств, условий, профессиональной педагогической подготовки и нередко личной воцерковленности новообращенного деятельного преподавателя.

Первый энтузиазм угас, угасли с ним и первые многие воскресные школы. Теперь, когда прошло время первых горячих порывов и остались только трудовые будни с многочисленными трудностями и вопросами, необходимо прийти к более серьезному подходу к основанию жизни в воскресной школе Воскресные школы (так­же называются церковноприход­скими) создаются при приходах, монастырях, православных учебных заведе­ниях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на местном уровне — епархиальный отдел религиозного образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руко­водителем могут быть как настоя­тель или другой клирик данного при­хода, так и мирянин.

Возрождая воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так как попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.

Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем, вызванных, например, историческими причинами.

За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад – все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных, "духовно выверенных" форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 г. принял определение «О задачах Церкви в области религиозного об­разования», которое вменяет в обязан­ность каждому приходу обеспечи­вать религиозное образование прихожан, в первую очередь через воскресную школу. При благочинии на базе успешно дей­ствующих Воскресных Школ или других учебных заведений рекомендуется создание центров духовного просвещения. В столице, кроме того, принято по­ложение «О церковноприходской воскресной школе для епархии го­рода Москвы» (указом Святейшего Патриарха № 3786 от 7 июля 1999), в котором более подробно раскрыты вопросы устройства и деятельности Воскресной школы, существует епархиальная ко­миссия по церковному просвеще­нию и деятельности Воскресной школы. В 90-х гг. открытие приходских Воскресных школ шло быстрыми темпами и во многом стихийно. Основная забота по организации школ легла на ду­ховенство, представители которого в большинстве своем не имели спе­циальных педагогических знаний. В начале 90-х гг. работой по оказанию помощи преподавателям воскресной школы зани­мался протоирей Глеб Каледа,проводив­ший соответствующие учебные се­минары. 31 янв. 1991г. Священный Синод одобрил «Рекомендации по орга­низации учебного процесса в вос­кресных школах». В 1992г. Отдел религиозного образования и катехизации издал сборник программ для воскресных школ «За­кон и Заповеди Божий» (М., 1992; впоследствии вышли в свет еще несколько сбор­ников программ), в 2003г. отдел провел пастырский семинар «Про­блемы воскресных школ», на котором главное внимание было уделено пу­тям решения кадрового вопроса. В настоящее время Воскресные школы— наиболее массовое явление в сфере образова­тельной деятельности Русской Православной Церкви. В 1994 г. существовало более 1200 Воскресных школ, в которых обучалось 58 тыс. детей и бо­лее 4 тыс. взрослых. В 2000г. число школ превысило 2600, среди уча­щихся насчитывалось более 80 тыс. детей и 30 тыс. взрослых. В 2004г. действовало около 5 тыс. Воскресных школ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: